ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 170
Скачиваний: 0
п — частота вращения якоря, |
об/мин; |
|
|
|
|
||||||||
Ф — магнитный поток возбуждения, |
Вб. |
|
|
|
|
||||||||
Анализируя |
выражения |
(42) |
и |
(43) и |
|
|
|
|
|||||
схему |
соединения |
обмоток |
генератора, |
|
|
|
|
||||||
можно установить следующие четыре при |
|
|
|
|
|||||||||
чины, |
которые |
приводят к изменению |
на |
|
|
|
|
||||||
пряжения генератора |
U |
при |
изменении |
|
|
|
|
||||||
нагрузки на него (тока якоря / я) . |
|
|
|
ов |
|
Гр |
|||||||
Первая причина очевидна. При измене |
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
||||||||||
нии тока, протекающего |
через |
обмотку |
Рис. |
69. Схема |
генерато |
||||||||
якоря, |
изменяется |
падение напряжения |
на |
ра постоянного |
тока па |
||||||||
сопротивлении |
этой обмотки |
(/я/?я). |
Сле |
раллельного |
возбужде |
||||||||
ния |
|
|
|
||||||||||
дует отметить, что сопротивление обмотки |
|
напряжения на |
|||||||||||
якоря относительно |
мало, |
и |
поэтому |
падение |
|||||||||
якоре мало влияет на напряжение генератора. |
|
|
(/я= 0 ) |
||||||||||
Поток возбуждения Ф при холостом ходе генератора |
|||||||||||||
создается только током / в, |
протекающим через |
обмотку возбуж |
|||||||||||
дения. |
При работе генератора под нагрузкой |
ток якоря |
создает |
вокруг обмотки якоря свое магнитное поле, которое взаимодейст вует с полем обмотки возбуждения, изменяя его. Такое явление называется реакцией якоря. Не рассматривая подробно физичес кую картину реакции якоря, можно сказать, что при изменении нагрузки на генератор изменяется результирующий магнитный по ток возбуждения за счет действия реакции якоря, что приводит к изменению э. д. с. и напряжения генератора. Это и есть вторая причина.
Третья причина так же очевидна, как и первая. При увеличе нии нагрузки на генератор увеличивается нагрузка и на его пер вичный двигатель, а следовательно, в той или иной степени (в за висимости от качества работы регулятора частоты вращения) из меняется частота вращения п, э. д. с. и напряжение генератора.
Ток возбуждения генератора определяется формулой
где гв — сопротивление обмотки возбуждения; гр — сопротивление регулировочного реостата.
Отсюда видно, что изменение напряжения вследствие первых трех причин вызывает изменение тока возбуждения, что влечет за собой еще большее изменение напряжения. В самом крайнем слу чае, например при коротком замыкании (КЗ) на зажимах якоря генератора, ток возбуждения будет равен нулю. Ток в цепи якоря будет протекать только за счет небольшой э. д. с., индуктирован ной потоком остаточного намагничивания железа полюсов. В этом заключается положительное качество генераторов постоянного то ка параллельного возбуждения, для которых короткое замыка ние не представляет опасности, поскольку ток КЗ почти не превы шает номинального тока.
109
|
|
|
|
Зависимость |
напряжения |
генератора |
|||
|
|
|
|
от тока нагрузки (внешняя |
характери |
||||
|
|
|
|
стика) выражается кривой 1 |
(рис. 70). |
||||
|
|
|
|
Кривая имеет большой наклон, |
а |
это |
|||
|
|
|
|
значит, что при изменении нагрузки от |
|||||
|
|
|
|
нуля до номинальной напряжение у та |
|||||
|
|
|
|
ких генераторов |
изменяется |
от |
15 |
до |
|
|
|
|
|
20%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Генератор постоянного тока незави- |
|||||
„ „ |
~ |
|
симого возбуждения. |
У этого генератора |
|||||
жения |
от |
тока нагрузки |
у |
обмотка возбуждения |
получает питание |
||||
различных |
генераторов |
по- |
от отдельного источника электроэнергии |
||||||
стоянного тока |
|
(возбудителя). Следовательно, напряже |
|||||||
|
|
|
|
ние самого генератора нс влияет |
на |
ве |
личину тока возбуждения. Таким образом, устраняется четвертая причина, действующая у генераторов параллельного возбуждения.
Внешняя характеристика генератора независимого возбужде ния представлена кривой 2 (см. рис. 70). При изменении нагрузки от нуля до номинальной напряжение у таких генераторов изменя ется на 5—10%.
Генератор постоянного тока смешанного возбуждения. Поток возбуждения у генераторов смешанного возбуждения (рис. 71) создается намагничивающими силами (ампер-витками) двух об моток: параллельной ОВ1 и последовательной ОВ2. Намагничи вающая сила последовательной обмотки прямо пропорциональна току нагрузки. Это обстоятельство дает возможность использовать последовательную обмотку возбуждения как автоматический ре гулятор напряжения. При проектировании генератора число вит ков последовательной обмотки выбирается таким, чтобы намагни чивающая сила ее могла в значительной степени компенсировать действие всех причин, приводящих к изменению напряжения. Строго говоря, намагничивающая сила последовательной обмот ки непосредственно компенсирует действие реакции якоря, но косвенно может в какой-то степени компенсировать и влияние на напряжение генератора внутреннего падения напряжения и изме нение частоты вращения первичного двигателя.
Внешняя характеристика генератора смешанного возбуждения
изображается кривой 3 (см. рис. |
70). При изменении нагрузки от |
|||||
|
|
нуля до номинальной напряжение меня |
||||
|
|
ется не более чем на 1,5—2,5%. |
|
|||
|
|
Генераторы переменного тока. В ка |
||||
|
|
честве |
источников электроэнергии на |
|||
|
|
судовых |
электростанциях |
переменного |
||
|
|
тока |
используются синхронные |
генера |
||
|
|
торы, |
у |
которых обмотка |
возбуждения |
|
_ |
_ |
располагается на роторе, а трехфазная |
||||
обмотка — в пазах статора. |
Следова- |
|||||
Рис. 71. |
Схема генератора |
тельно, якорь у таких генераторов рас- |
||||
постоянного тока смешанно- |
||||||
го возбуждения |
положен на статоре. |
|
|
|
Напряжение |
синхронных |
генера |
|
|
|
|
|
||||||
торов при изменении нагрузки изме |
|
|
|
|
|
|||||||||
няется вследствие тех же причин, что |
|
|
|
|
|
|
||||||||
и |
у |
генераторов постоянного |
тока. |
|
|
|
|
|
|
|||||
В самом деле, здесь |
также существу |
|
|
|
|
|
|
|||||||
ет и падение напряжения в обмотках |
|
|
|
|
|
|
||||||||
статора, и уменьшение скорости вра |
|
|
|
|
|
|
||||||||
щения первичных двигателей, и влия |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ние потока, созданного током статора, |
|
|
|
|
|
|
||||||||
на |
поток возбуждения — реакция |
яко |
|
|
|
|
|
|||||||
ря. |
Отличие |
заключается |
в том, что, |
|
|
|
|
|
|
|||||
во-первых, обмотка статора |
синхрон- |
Рис. 72. Зависимость напряжен |
||||||||||||
ного генератора, |
кроме активного со- |
ния от тока нагР¥зки при раз- |
||||||||||||
противления, |
обладает |
индуктивным |
личных |
значениях |
коэффици- |
|||||||||
ента мощностн |
у синхронных |
|||||||||||||
сопротивлением |
рассеяния, |
а во-вто- |
генераторов |
|
|
|
|
|||||||
рых, физическая картина реакции |
постоянного |
тока. |
|
|||||||||||
якоря |
сложнее, |
чем |
у |
генераторов |
|
|||||||||
Из курса «Общая электротехника» известно, что поток, создан |
||||||||||||||
ный током обмотки статора синхронного генератора |
(поток |
реак |
||||||||||||
ции |
|
якоря), |
всегда |
вращается |
с |
такой |
же |
скоростью, |
что |
|||||
и ротор. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
При активной нагрузке на генератор (ток |
статора |
совпадает |
||||||||||||
по фазе с напряжением) |
поток реакции якоря направлен перпен |
дикулярно потоку, созданному обмоткой ротора. В данном случае взаимодействие потоков напоминает реакцию якоря у генерато ров постоянного тока. Строго говоря, здесь следовало бы иметь в виду взаимодействие намагничивающих сил, однако представле ние о взаимодействии потоков отличается большей наглядностью. Реакция якоря при активной нагрузке называется поперечной, и
она оказывает относительно малое влияние на напряжение гене ратора.
При индуктивной нагрузке (ток статора отстает от напряжения генератора по фазе на 90°эл.) поток реакции якоря направлен навстречу потоку, созданному обмоткой ротора, что приводит при увеличении нагрузки на генератор к резкому уменьшению резуль тирующего потока возбуждения. Такая реакция называется про дольной размагничивающей. Она оказывает сильное влияние на напряжение генератора.
Случай работы синхронного генератора с емкостной нагрузкой практически значения не имеет, однако напомним, что при этом ток статора опережает по фазе напряжение на 90°эл., а поток, соз данный током статора, действует согласно с потоком обмотки возбуждения. Такая реакция называется продольной подмагничивающей, и она увеличивает напряжение генератора.
В реальных судовых условиях нагрузка на генераторы являет ся активно-индуктивной, т. е. смешанной, и характер ее определя ется величиной cosip (коэффициент мощности), где <р — угол, на который ток отстает по фазе от напряжения генератора.
ill
На рис. 72 приведены внешние характеристики синхронного ге нератора для различных значений coscp. Они показывают, что напряжение генератора сильно зависит как от величины нагрузки, так и от ее характера. Это обстоятельство является очень важным при изучении некоторых принципов автоматического регулирова ния напряжения.
Требования Регистра СССР. Нагрузка на генераторы можег изменяться плавно или скачкообразно. В Правилах Регистра
СССР учитываются оба случая применительно к различным ти пам генераторов. Так например, при изменении нагрузки на гене раторы переменного тока плавно от холостого хода до номиналь ной при номинальном коэффициенте мощности должно поддер живаться номинальное напряжение с точностью ±2,5% . При этом допускается поддержание номинального напряжения с точностью ±3,5%, если коэффициент мощности не номинальный, но не ниже
0, 6.
Такая точность обеспечивается применением автоматических регуляторов напряжения. Вместе с тем, если нагрузка на генера торы изменяется скачкообразно, то никакой регулятор, вследствие неизбежного запаздывания, не сможет удержать напряжение с указанной выше точностью. В этом случае при скачкообразном увеличении нагрузки происходит кратковременный провал напря жения, а при уменьшении — кратковременный всплеск его. Про вал напряжения должен быть не более 15%, а всплеск — не более 20% от номинального напряжения генератора. Автоматический регулятор должен восстанавливать номинальное напряжение в тече ние 1,5с с точностью ±3% .
Следует отметить, что на современных судах с электростанция ми переменного тока скачкообразное изменение нагрузки связано с пуском относительно мощных асинхронных короткозамкнутых электродвигателей. Очень часто осуществляется так называемый прямой пуск, г. е. пуск без ограничения величины пускового тока. Пусковой ток достигает семикратного значения по сравнению с но минальным током электродвигателя и в отдельных случаях может намного превосходить номинальный ток генератора. Если в этом случае провал напряжения превышает 15%, то приходится приме нять какой-либо способ, ограничивающий величину пускового тока.
Кратковременный провал напряжения, выходящий за допусти мое значение, опасен тем, что в этот момент времени могут от ключиться различные контакторы и реле в схемах управления электроприводами, нарушив их нормальную работу. Недопустимо самопроизвольное отключение, скажем, масляного насоса главно го двигателя, электропривода рулевого устройства и т. д.
Напряжение генераторов постоянного тока должно поддержи ваться номинальным с точностью ±2,5% при изменении нагрузки на них от холостого хода до номинальной.
Внешняя характеристика генератора постоянного тока со сме шанным возбуждением (см. рис. 70) обеспечивает такую точ
112