ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 166
Скачиваний: 0
В зависимости от типа первичных двигателей существуют ди- зель-электрические, турбо-электрические и газо-турбо-электриче- ские станции.
По роду тока судовые электростанции разделяются на электро станции переменного и постоянного тока. На всех современных су дах электростанции судовых электроэнергетических систем рабо тают на переменном токе, хотя до конца 40-х годов суда электри фицировались преимущественно на постоянном токе.
§ 21. Генераторные агрегаты
Источником электроэнергии судовой электростанции является генераторный агрегат, состоящий из первичного двигателя и элек трического генератора. Совокупность этих двух совершенно раз личных машин представляет собой .единое целое. По электриче ским приборам, контролирующим работу генератора, можно судить о режиме работы первичного двигателя, о его исправности. Работа первичного двигателя влияет на качество вырабатываемой электро энергии.
Под качеством электроэнергии понимается поддержание посто янства напряжения и частоты. В связи с этим к первичным дви гателям предъявляется ряд требований. Колебание скорости вра щения должно находиться в пределах 1 % номинальной скорости ге нераторного агрегата при любых установившихся режимах в диа пазоне нагрузок от 25 до 100% номинальной электрической мощно сти. Если же происходит скачкообразный наброс или сброс 100% нагрузки, то мгновенное изменение скорости вращения не должно превышать 10% номинальной скорости вращения генераторного агрегата.
Первичные двигатели должны иметь дистанционный привод для изменения скорости вращения в пределах 10%.
Наибольшее распространение в качестве первичных двигателей судовых электрических станций в настоящее время получили дизе ли. Эти двигатели являются наиболее экономичными. Важное досто инство дизелей — в. их автономности и постоянной готовности к запуску. Вместе с тем дизели имеют относительно малый моторе сурс и отличаются высоким уровнем шума.
На судах, где в качестве главных двигателей используются паро вые турбины, первичными двигателями генераторов являются па ровые турбины. Они значительно надежнее дизелей и имеют боль ший срок службы. Параллельная работа турбогенераторов устой чивее, чем дизель-генераторов. Однако турбины менее экономичны, зависят от работы паровых котлов и перед запуском должны про греваться.
В последнее время получают широкое развитие газовые турби ны. Они в известной степени объединяют достоинства дизелей и па ровых турбин и найдут применение в качестве первичных двигате лей генераторов.
100
Иногда на судах один из генераторов приводится во вращение от гребного вала. Такой агрегат получил название валогенератора. С помощью его происходит отбор мощности для вспомогательных нужд от главной силовой установки. Достоинство валогенератора в том, что к. п. д. главного двигателя значительно выше чем к. п. д. относительно маломощных вспомогательных двигателей. Однако в этом случае требуются сложные устройства стабилизации напря жения и частоты валогенератора, так как скорость вращения греб ного вала меняется.
Всудовых электростанциях применяются генераторы с влагостойкой и маслостойкой изоляцией не ниже класса Е. Исполнение генераторов брызгозащищенное. Наибольшее распространение нахо дят самовентилируемые генераторы, но применяются также гене раторы с замкнутым циклом принудительной вентиляции с воздухо охладителями. Судовые генераторы рассчитываются для работы в условиях относительной влажности воздуха 75±3%, при темпера туре окружающего воздуха + 42±2°С.
Всудовых электростанциях постоянного тока применяются ге нераторы постоянного тока смешанного возбуждения. Они снаб жаются ручным регулятором возбуждения (реостат в цепи парал лельной обмотки возбуждения), который должен обеспечивать ре гулирование напряжения с точностью до 1% для генераторов мощ ностью до 100 кВт и с точностью до 0,5% от номинального напря жения для генераторов мощностью свыше 100 кВт. Кроме того, регулятор напряжения должен обеспечивать возможность пониже ния напряжения не менее чем на 10% от номинального с учетом роста оборотов первичного двигателя на холостом ходу. Все это достигается правильным подбором величины сопротивления регу
лировочного реостата и количества ступенек (отпаек) его.
В судовых электростанциях переменного тока применяются син хронные трехфазные генераторы. На судах еще встречаются гене раторы с возбудителями (танкеры типа «Казбек», суда типа «Ле нинский комсомол», «Бежица», аварийные дизель-генераторы на су дах типа «М. Калинин» и др.), но наибольшее распространение на ходят синхронные генераторы с самовозбуждением.
Синхронные генераторы с дизелями в качестве первичных двига телей имеют явнополюсную конструкцию ротора и небольшую частоту вращения (500 об/мин). Синхронные турбогенераторы рас считываются на более высокую частоту вращения (1000, 1500 и 3000 об/мин) и могут иметь ротор неявнополюсной конструкции.
§ 22. Выбор количества и мощности генераторных агрегатов
Основные трудности при определении количества и мощности генераторных агрегатов связаны с тем, что судно работает в раз личных режимах, от которых непосредственно зависит нагрузка су довой электростанции. Транспортное судно имеет пять таких ре-
101
Потребители электроэнергии
1
РулеЕое устройство . . .
Брашпиль . .........................
Ш пиль.................................
Охлаждающий насос . . .
Масляный насос.................
Пожарный насос . . . .
Санитарные насосы . . .
Сепараторы.........................
п— 1 Радиостанция . . .
пО с в е щ е н и е .....................
Мощность, потребляемая всеми потребителями . . . .
Мощность, потребляемая всеми потребителями с уче том К о ......................................
Полная (кажущаяся) мощ
ность S .................................
Средневзвешенный cos уср
Количество и мощность
генераторов .............................
|
х *5; |
|
£ |
|
|
|
|
Ход в море |
|||
о з " |
|
|
|
|
|
||||||
£ = |
<и |
И |
Я- |
|
X [ = |
еС |
|
|
|
|
|
if 55 О |
|
|
|
|
|
|
|||||
CQ |
|
*И |
|
|
|
|
|
||||
~ |
X |
4» |
U£ |
|
|
|
|
|
|
|
|
—0 0-1 |
|
С |
|
II |
|
|
|
|
|
||
5 |
X |
н |
0, |
SO0 |
Q. |
йо |
|
|
|
||
ОГСО |
X |
=С |
|
р |
Q |
||||||
X |
|
|
|
С |
|
|
|||||
|
о |
|
3 |
л |
О |
G |
7 |
Я |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
' |
|
2 |
|
1 1 , 0 0 , 8 7 0 ,8 8 1 2 , 6 2 5 , 2 0 , 5 0 , 3 3 , 7 8 1 , 9 |
||||||||
|
1 |
|
3 0 , 0 0 , 9 0 0 , 8 9 3 3 , 3 3 3 , 3 |
- — — — |
|||||||
|
1 |
|
1 3 , 0 |
0 , 8 7 |
0,8 8 |
1 4 , 9 |
1 4 , 9 |
— — |
— |
— |
|
|
|
|
1 7 , 0 |
0 , 8 9 |
0 ,8 8 |
1 8 , 0 |
54 |
0,6 6 0 ,8 |
2 8 , 5 |
1 4 ,3 |
|
|
2 |
|
2 2,0 |
0 , 9 0 |
0 , 8 9 |
2 4 , 4 |
4 8 , 8 |
0 , 5 0 , 9 |
2 1 , 9 |
1 0 , 7 |
|
|
2 |
|
4 0 , 0 |
0 , 9 0 |
0 , 8 9 |
4 4 , 4 |
88,8 |
— — |
— |
— |
|
|
3 |
|
3 , 0 |
0 , 8 2 |
0 , 8 5 |
3 , 6 |
10,8 |
0 , 6 6 |
0 , 7 |
5 , 0 |
3 , 0 |
|
3 |
' |
7,5 |
0 , 8 4 |
0 , 8 5 |
8,8 |
2 6 , 4 |
0 , 3 3 |
0,8 |
7 , 0 |
4 , 2 |
|
— 2 ,2 0 , 8 2 0 , 8 4 |
2 ,6 |
2 ,6 1 |
1 |
2 ,6 1 ,5 |
||||||
|
__ |
20 |
1 |
1 |
20 |
20 |
0 ,6 |
1 |
12 |
_ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
210 |
98 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 ,8 |
|
168 |
78 |
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
|
183 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
0 , 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 X 1 0 0 |
жимов: ход в море, маневрирование (швартовка, съемка с якоря, прохождение узкостей), авария, стоянка без грузовых операций, стоянка с грузовыми операциями. Регистр СССР при выборе ко личества- и мощности генераторов требует учитывать только пер вые три режима. В действительности количество и мощность гене раторных агрегатов выбираются для транспортного судна с учетом всех пяти режимов судна.
Наибольшее распространение получили два метода выбора мощ ности и количества генераторных агрегатов: метод нагрузочных таблиц и аналитический метод.
Метод нагрузочных таблиц. Рассмотрим этот метод на приме ре составления таблицы нагрузок для судовой электростанции пе ременного тока (табл. 10).*
В первую большую графу записываются все потребители элек троэнергии на судне, получающие питание от генераторов элек тростанции. Во 2-й графе указывается количество п одноименных
102
Т а б л и ц а 10
|
Маневры |
|
Стоянка без грузо |
Стоянка с грузовыми |
|
Авария |
|
||||||||
|
|
|
|
вых операций |
|
|
операциями |
|
|
|
|
|
|||
*0 |
*3 |
р |
Q |
*0 |
*3 |
Р |
Q |
"о |
*3 |
Р |
Q |
ко |
*3 |
Р |
Q |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
1S |
19 |
20 |
21 |
оо |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
1 |
0 ,6 |
1 5 , 0 |
|
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
_ |
|
0 ,8 |
i |
10,0 |
7 , 5 |
1 |
2 0 ,0 ' |
|||||||||||||
1 |
0 ,8 2 6 , 6 |
1 3 , 0 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
0 ,8 1 2 , 9 |
6 , 5 |
|
|
|
|
— — |
|
|
|
|
|
|||
0,6 6 0 ,8 |
2 8 , 5 |
1 4 , 3 |
— — |
— |
— |
— |
— 0,6 6 |
0 ,8 |
2 8 , 5 |
1 4 , 3 |
|||||
0 , 5 0 , 9 2 1 , 9 1 0 , 7 |
- — — — — |
— — — 0 , 5 |
0 , 9 . 2 1 ,9 10 ,7 |
||||||||||||
0 , 5 0 , 3 13,3 |
6 , 5 |
0 , 5 0 , 3 |
13,3 |
6 , 5 |
— |
— — |
— 1 |
0 ,8 |
7 1 , 0 |
3 4 , 5 |
|||||
0,6 6 0 , 7 |
5 , 0 |
3 , 0 |
0,6 6 |
0 , 7 |
5 , 0 |
3 , 0 |
0,6 6 0 , 7 |
5 , 0 |
3 , 0 |
0,66 |
0 , 7 |
5 , 0 |
3 , 0 |
||
0 , 3 3 0 ,8 |
7 , 0 |
4 , 2 — — |
— |
— |
— — |
— |
— |
— |
— — |
— |
|||||
1 |
1 |
2,6 |
1, 5 |
1 |
1 |
2 , 6 |
1 , 5 |
— |
— |
— |
— |
1 |
1 |
2 ,6 |
1 , 5 |
0 ,6 |
1 |
12 |
— |
0 ,6 |
1 |
12 |
— |
0 ,6 |
1 |
12 |
— |
0 ,8 |
1 |
16 |
— |
|
|
250 |
113 |
|
|
140 |
62 |
|
|
270 |
132 |
|
|
220 |
98 |
0 , 7 |
|
175 |
80 |
0 ,6 |
|
84 |
37 |
0 ,6 |
|
162 |
80 |
0 , 9 |
1 |
198 |
88 |
|
|
192 |
|
|
92 |
|
|
|
180 |
|
|
214 |
|
||
0 , 9 |
|
|
|
0 , 9 |
|
|
|
0 , 9 |
|
|
|
0 , 9 |
|
|
|
|
|
X !?) |
О О |
|
|
1X 100 |
|
|
2 X 1 0 0 |
|
|
2 X 1 0 0 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
потребителей, а |
в 3-й — номинальная |
установленная |
мощность |
||||||||||||
Ра каждого потребителя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 4-й и 5-й графах записываются соответственно номинальные к. п. д. (г|н) и coscf„ потребителей. Затем по формуле
Р п
Рг = 7)н
определяется мощность, потребляемая каждым потребителем из сети в номинальном режиме, и вносится в графу 6-ю. В графе 7-й указывается мощность, потребляемая из сети, всеми одноименны ми потребителями, которая находится по формуле
Р п = Р \ П .
Далее идут пять больших граф, соответствующих пяти режи мам работы судна. Каждая большая графа делится на четыре части. В первую часть большой графы (графы 8, 12, 16, 20, 24)
103