Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Таблица

12

Н азначение судна

Район плавания

Время

 

работ,

ч

 

 

Пассажирские, специального назначения, промыс-

Неограниченный

36

 

ловые базы

Ограниченный I

36

 

 

Ограниченный II

6

 

 

Ограниченный III

3

 

Грузовые валовой вместимостью 5000 per. т и бо-

Неограниченный

 

 

лее, нефтеналивные, ледоколы, спасательные неза-

и ограниченный

 

 

висимо от валовой вместимости

и II

6

 

 

Ограниченный III

3

 

Грузовые валовой вместимостью менее 5000, но

Все

3

 

более 300 per. т

 

 

 

Грузовые валовой вместимостью 300 per. т и менее

Неограниченный

3

 

 

и ограниченный I

 

На пассажирских судах и промысловых базах требуется, а на остальных судах рекомендуется оборудовать аварийный дизельгенератор системой автоматического пуска при исчезновении на­ пряжения на шинах ГРЩ.

Если аварийным источником являются аккумуляторные ба­ тареи, то они должны автоматически включаться в аварийную сеть при снижении напряжения на ГРЩ ниже 60% номинального.

Мощность аварийного дизель-генератора должна обеспечивать одновременное питание следующих потребителей: аварийного освещения, электроприводов водонепроницаемых дверей, авраль­ ную сигнализацию, щит сигнально-отличительных огней, устрой­ ства дистанционного пуска средств объемного паротушения, пожарного аварийного насоса, осушительного насоса, электро­ приводов спринклерной системы, рулевого электропривода, радио­ станцию и гирокомпас.

Если в качестве аварийного источника используются аккуму­ ляторные батареи, то пожарный и осушительный насосы, элект­ роприводы руля и спринклерной системы, радиостанция и гиро­ компас от аварийной электростанции питания не получают.

Аккумуляторная батарея, как дополнительный источник пи­ тания, должна устанавливаться и в том случае, если основным аварийным источником является дизель-генератор. Емкость этой батареи должна быть такой, чтобы без подзарядки от нее могли получать непрерывное питание в течение 30 мин аварийное осве­ щение и сигнальные огни «не могут управляться» и авральная сиг­ нализация в течение 10 мин. На пассажирских, промысловых и судах специального назначения, кроме того от дополнительной батареи должно осуществляться однократное поочередное закры­ вание водонепроницаемых дверей и питание указателей положе­ ния этих дверей и сигнализация о дистанционном закрывании их.

143


Все оборудование аварийной электроэнергетической установки размещается в одном помещении, расположенном выше палубы переборок, с непосредственным выходом на открытую палубу. Если аварийным источником является аккумуляторная батарея, то она устанавливается в отдельном помещении.

АРЩ связан с ГРЩ, но при этом применяется автоматическая блокировка, которая допускает подачу питания с ГРЩ на АРЩ, но исключает возможность подачи питания наоборот.

§ 34. Электрические аккумуляторы

Электрическим аккумулятором называется обратимый галь­ ванический элемент, который преобразует сообщаемую ему при заряде электрическую энергию от внешнего источника в химиче­ скую, накапливает (аккумулирует) ее и отдает обратно при раз­ ряде на внешнюю электрическую цепь, когда накопленная хими­ ческая энергия снова превращается в электрическую. Процессы заряда и разряда аккумуляторов могут повторяться многократно.

Принципиально аккумулятор представляет собой ванну, на­ полненную электролитом определенного состава, с двумя элект­ родами— положительным и отрицательным, подобранными по ма­ териалу в соответствии с составом электролита.

Аккумулятор характеризуют следующие основные параметры:

Еэ. д. с., или разность потенциалов между незамкнутыми за­ жимами электродов;

U — напряжение на зажимах при прохождении тока / через замк­ нутую цепь аккумулятора;

Q — емкость аккумулятора;

7jq — коэффициент отдачи от емкости; ч] — к. п. д., или отдача по энергии; W — удельная энергия;

I — коэффициент понижения напряжения.

Напряжение на зажимах аккумулятора определяется уравне­ ниями: при заряде

U3

Е -р/з/?вн>

(45)

при разряде

 

 

 

 

 

 

(46)

где Uз, Uр — напряжение на

зажимах

соответственно при заряде и

разряде;

 

и разряда;

 

/ 3, / р — соответственно ток заряда

 

/?вн — внутреннее сопротивление аккумулятора.

и состав­

Внутреннее сопротивление

аккумулятора невелико

ляет сотые или тысячные доли ома. Однако оно непостоянно и меняется при заряде и разряде; в заряженном аккумуляторе оно наименьшее, в разряженном — наибольшее.

144


Емкость аккумулятора представляет собой количество элект­ ричества, измеряемое в ампер-часах, которое можно получить при разряде аккумулятора до достижения наименьшего допусти­ мого для него напряжения:

Q = [ I p d t .

( 4 7 )

 

При неизменном разрядном токе емкость аккумулятора опре­ деляется выражением

Q = / Р .

 

( 4 8 )

Емкость аккумулятора — величина непостоянная.

На

величи­

ну емкости оказывают влияние следующие факторы:

так

как ем­

число пластин электродов, их высота и ширина,

кость прямо пропорциональна общей поверхности положительных пластин;

пористость пластин; при затвердевании активной массы ем­ кость уменьшается;

плотность электролита; увеличение плотности электролита об­ легчает диффузию, и, следовательно, емкость при этом возрастает; температура электролита; чем она выше, тем больше емкость, так как при высокой температуре химические реакции протекают

интенсивнее; величина разрядного тока; чем больше разрядный ток, тем

емкость меньше.

При разряде аккумулятор никогда не может отдать в цепь ко­ личество энергии и количество электричества, полученные им при заряде, так как часть энергии тратится в аккумуляторе на разло­ жение воды, на нагревание электролита, и т. д. Кроме того, акку­ муляторам свойственен саморазряд независимо от того, работает аккумулятор или нет. Отношение количества электричества, от­ данного аккумулятором при разряде, к количеству электричества, полученному им при заряде, называется коэффициентом отдачи по емкости:

О р

/ р

Q 3

( 4 9 )

/з ^3

Количество электрической энергии, которое вполне заряжен­

ный аккумулятор отдает при своем разряде до положенного пре­ дела, равно

W P = U p I p t p .

( 5 0 )

Отношение количества электрической энергии, отданной акку­ мулятором при разряде, к электрической энергии, полученной при заряде, называется коэффициентом полезного действия, или отдачей по энергии:

Up

tp

( 5 1 )

71 ~ из

/3 ts

 

145


 

 

 

Коэффициент отдачи по энергии у акку­

 

 

 

муляторов всегда

несколько

меньше, чем

 

 

 

коэффициент отдачи по емкости, так как Up

 

 

 

всегда меньше U3.

 

представляет

собой

 

 

 

Удельная энергия

 

 

 

отношение количества энергии, отдаваемой

 

 

 

аккумулятором при разряде, к весу

акку­

 

 

 

мулятора:

 

 

 

 

 

 

 

W =

Вт-ч/кг.

 

(52)

 

 

 

G

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициентом понижения напряжения

 

 

 

называется отношение напряжений аккуму­

 

 

 

лятора при разряде и заряде:

 

 

--------

Разряд

А=

— .

 

(53)

 

U 3

 

 

 

-------- Заряд

. В зависимости

от химического состава

Рис.

88.

С хем а работы

электролита и электродов различают два

кислотного

аккум уля­

тора

 

 

основных типа аккумуляторов:

кислотные и

 

 

 

щелочные.

 

кислотного

акку­

Кислотные аккумуляторы. У заряженного

мулятора в качестве положительного электрода служат пласти­ ны, состоящие из перекиси свинца РЬ02, а в качестве отрицатель­ ного— пластины с губчатым свинцом РЬ (рис. 88). Положитель­ ные пластины, соединенные между собой при помощи свинцовой полосы, располагаются между отрицательными пластинами, также соединенными между собой. Электролитом является раствор (25—34%) химически чистой серной кислоты H2S 04 в дистилли­ рованной воде. Сосуды аккумуляторов изготовляются из стекла, эбонита, целлулоида, а иногда из дерева с прокладками из свинца.

При разряде в кислотном аккумуляторе происходит химиче­ ская реакция, выражающаяся уравнением

Pb+Pb02+2H 2S04 = 2PbS04 + 2H20,

на пластинах аккумулятора накапливается сернокислый свинец PbS04, уменьшается концентрация кислоты в электролите и сни­ жается его плотность.

Объем сернокислого 'свинца больше объема исходных продук­ тов, из которых он образуется. Поэтому при интенсивном обра­ зовании сернокислого свинца возможно коробление или выпучи­ вание пластин. Сернокислый свинец со временем кристаллизу­ ется в совершенно нерастворимое вещество. Часть пластины, которая оказалась покрытой этим веществом, не участвует в хи­ мических реакциях, и полезная емкость аккумулятора снижается. Такое явление носит название сульфатации кислотных аккумуля­ торов. Сильно засульфатированный аккумулятор к дальнейшей эксплуатации непригоден.

146


При заряде в кислотном аккумуляторе происходит химическая реакция, описываемая уравнением

2PbS04+ 2 H 20 = РЬ 02 + 2 Н 2S 04 + P b .

Как видно из уравнения, сернокислый свинец разлагается на исходные продукты, а концентрация электролита восстанавли­ вается. Окончанием заряда можно считать такой момент, когда весь сернокислый свинец разложился и концентрация электроли­ та восстановилась до нормальной. При дальнейшем заряде потребляемая аккумулятором электрическая энергия будет расхо­ доваться на разложение воды, имеющейся в электролите. На по­ верхности электролита появляются пузырьки, создающие впечат­ ление кипения электролита. Выделяющийся водород в смеси с воздухом образует взрывчатый гремучий газ, который должен быть удален из аккумуляторного помещения.

Вполне заряженный кислотный аккумулятор имеет э. д. с. около 2,1 В. Внутреннее сопротивление кислотного аккумулятора весьма невелико — примерно 0,005 Ом, поэтому напряжение на зажимах аккумулятора, включенного на разряд, мало отличается от э. д. с. даже при больших токах нагрузки. С увеличением сте­ пени разряда плотность электролита уменьшается, уменьшается также э. д. с., а внутреннее сопротивление увеличивается. Вслед­ ствие этого напряжение аккумулятора в начале разряда понижа­ ется незначительно, а к концу разряда падает быстро (кривая 2, рис. 89). Можно считать, что при нормальном токе разряда на­ пряжение кислотных аккумуляторов изменяется в пределах от 2 до 1,7 В; ниже 1,7 В аккумулятор разряжать не следует, так как его уже невозможно будет зарядить до номинальной емкости. При увеличении тока разряда время разряда аккумулятора сокраща­ ется (кривая 3).

При заряде напряжение аккумулятора вначале быстро подни­ мается до 2,3—2,4 В, а затем возрастает медленнее (кривая /). К концу заряда, когда электролит кипит, внутреннее сопротивле­ ние аккумулятора увеличивается и оказывается необходимым повысить напряжение до 2,6—2,7 В, чтобы поддержать необходи­ мый зарядный ток.

Основные параметры

кислотных

аккуму­

в и

 

 

 

 

ляторов имеют

следующие значения:

номи­

2,6

 

 

 

 

нальное

напряжение

UH— 2В,

коэффициент

2,5

 

 

 

 

2,

 

 

 

 

отдачи по емкости

vjq= 854-90 %,

к. п. д. ri =

 

 

 

 

2.3

 

 

 

 

=65-4-70%, удельная энергия W = 17-^22 Вт ч

2,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кг

2,1

 

 

 

 

Щелочные аккумуляторы. У заряженного

7,0N .

 

Л

щелочного аккумулятора в качестве положи­

1.3

 

N ^ J

1.3

 

 

 

тельного электрода служат пластины,

состоя­

 

 

 

6

t,4

щие из

гидрата

окиси

никеля

Ni(OH)3, а

 

 

 

 

 

 

 

 

в качестве отрицательного — либо

пластины

Р ис.

89.

Кривые

з а ­

с губчатым кадмием Cd (кадмиево-никелевый

ряда

и

р азряда

кис-

потного

 

аккумуля

аккумулятор),

либо

пластины

с

губчатым

тора

 

 

 

 

147