ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
|
Таблица |
12 |
||
Н азначение судна |
Район плавания |
Время |
|
|
работ, |
ч |
|||
|
|
|||
Пассажирские, специального назначения, промыс- |
Неограниченный |
36 |
|
|
ловые базы |
Ограниченный I |
36 |
|
|
|
Ограниченный II |
6 |
|
|
|
Ограниченный III |
3 |
|
|
Грузовые валовой вместимостью 5000 per. т и бо- |
Неограниченный |
|
|
|
лее, нефтеналивные, ледоколы, спасательные неза- |
и ограниченный |
|
|
|
висимо от валовой вместимости |
и II |
6 |
|
|
|
Ограниченный III |
3 |
|
|
Грузовые валовой вместимостью менее 5000, но |
Все |
3 |
|
|
более 300 per. т |
|
|
|
|
Грузовые валовой вместимостью 300 per. т и менее |
Неограниченный |
3 |
|
|
|
и ограниченный I |
|
На пассажирских судах и промысловых базах требуется, а на остальных судах рекомендуется оборудовать аварийный дизельгенератор системой автоматического пуска при исчезновении на пряжения на шинах ГРЩ.
Если аварийным источником являются аккумуляторные ба тареи, то они должны автоматически включаться в аварийную сеть при снижении напряжения на ГРЩ ниже 60% номинального.
Мощность аварийного дизель-генератора должна обеспечивать одновременное питание следующих потребителей: аварийного освещения, электроприводов водонепроницаемых дверей, авраль ную сигнализацию, щит сигнально-отличительных огней, устрой ства дистанционного пуска средств объемного паротушения, пожарного аварийного насоса, осушительного насоса, электро приводов спринклерной системы, рулевого электропривода, радио станцию и гирокомпас.
Если в качестве аварийного источника используются аккуму ляторные батареи, то пожарный и осушительный насосы, элект роприводы руля и спринклерной системы, радиостанция и гиро компас от аварийной электростанции питания не получают.
Аккумуляторная батарея, как дополнительный источник пи тания, должна устанавливаться и в том случае, если основным аварийным источником является дизель-генератор. Емкость этой батареи должна быть такой, чтобы без подзарядки от нее могли получать непрерывное питание в течение 30 мин аварийное осве щение и сигнальные огни «не могут управляться» и авральная сиг нализация в течение 10 мин. На пассажирских, промысловых и судах специального назначения, кроме того от дополнительной батареи должно осуществляться однократное поочередное закры вание водонепроницаемых дверей и питание указателей положе ния этих дверей и сигнализация о дистанционном закрывании их.
143
Все оборудование аварийной электроэнергетической установки размещается в одном помещении, расположенном выше палубы переборок, с непосредственным выходом на открытую палубу. Если аварийным источником является аккумуляторная батарея, то она устанавливается в отдельном помещении.
АРЩ связан с ГРЩ, но при этом применяется автоматическая блокировка, которая допускает подачу питания с ГРЩ на АРЩ, но исключает возможность подачи питания наоборот.
§ 34. Электрические аккумуляторы
Электрическим аккумулятором называется обратимый галь ванический элемент, который преобразует сообщаемую ему при заряде электрическую энергию от внешнего источника в химиче скую, накапливает (аккумулирует) ее и отдает обратно при раз ряде на внешнюю электрическую цепь, когда накопленная хими ческая энергия снова превращается в электрическую. Процессы заряда и разряда аккумуляторов могут повторяться многократно.
Принципиально аккумулятор представляет собой ванну, на полненную электролитом определенного состава, с двумя элект родами— положительным и отрицательным, подобранными по ма териалу в соответствии с составом электролита.
Аккумулятор характеризуют следующие основные параметры:
Е— э. д. с., или разность потенциалов между незамкнутыми за жимами электродов;
U — напряжение на зажимах при прохождении тока / через замк нутую цепь аккумулятора;
Q — емкость аккумулятора;
7jq — коэффициент отдачи от емкости; ч] — к. п. д., или отдача по энергии; W — удельная энергия;
I — коэффициент понижения напряжения.
Напряжение на зажимах аккумулятора определяется уравне ниями: при заряде
U3 |
Е -р/з/?вн> |
(45) |
|
при разряде |
|
|
|
|
|
|
(46) |
где Uз, Uр — напряжение на |
зажимах |
соответственно при заряде и |
|
разряде; |
|
и разряда; |
|
/ 3, / р — соответственно ток заряда |
|
||
/?вн — внутреннее сопротивление аккумулятора. |
и состав |
||
Внутреннее сопротивление |
аккумулятора невелико |
ляет сотые или тысячные доли ома. Однако оно непостоянно и меняется при заряде и разряде; в заряженном аккумуляторе оно наименьшее, в разряженном — наибольшее.
144
Емкость аккумулятора представляет собой количество элект ричества, измеряемое в ампер-часах, которое можно получить при разряде аккумулятора до достижения наименьшего допусти мого для него напряжения:
Q = [ I p d t . |
( 4 7 ) |
'о |
|
При неизменном разрядном токе емкость аккумулятора опре деляется выражением
Q = / Р . |
|
( 4 8 ) |
Емкость аккумулятора — величина непостоянная. |
На |
величи |
ну емкости оказывают влияние следующие факторы: |
так |
как ем |
число пластин электродов, их высота и ширина, |
кость прямо пропорциональна общей поверхности положительных пластин;
пористость пластин; при затвердевании активной массы ем кость уменьшается;
плотность электролита; увеличение плотности электролита об легчает диффузию, и, следовательно, емкость при этом возрастает; температура электролита; чем она выше, тем больше емкость, так как при высокой температуре химические реакции протекают
интенсивнее; величина разрядного тока; чем больше разрядный ток, тем
емкость меньше.
При разряде аккумулятор никогда не может отдать в цепь ко личество энергии и количество электричества, полученные им при заряде, так как часть энергии тратится в аккумуляторе на разло жение воды, на нагревание электролита, и т. д. Кроме того, акку муляторам свойственен саморазряд независимо от того, работает аккумулятор или нет. Отношение количества электричества, от данного аккумулятором при разряде, к количеству электричества, полученному им при заряде, называется коэффициентом отдачи по емкости:
О р |
/ р |
Q 3 |
( 4 9 ) |
/з ^3 |
Количество электрической энергии, которое вполне заряжен
ный аккумулятор отдает при своем разряде до положенного пре дела, равно
W P = U p I p t p . |
( 5 0 ) |
Отношение количества электрической энергии, отданной акку мулятором при разряде, к электрической энергии, полученной при заряде, называется коэффициентом полезного действия, или отдачей по энергии:
Up |
/р tp |
( 5 1 ) |
|
71 ~ из |
/3 ts |
||
|
145
|
|
|
Коэффициент отдачи по энергии у акку |
|||||
|
|
|
муляторов всегда |
несколько |
меньше, чем |
|||
|
|
|
коэффициент отдачи по емкости, так как Up |
|||||
|
|
|
всегда меньше U3. |
|
представляет |
собой |
||
|
|
|
Удельная энергия |
|||||
|
|
|
отношение количества энергии, отдаваемой |
|||||
|
|
|
аккумулятором при разряде, к весу |
акку |
||||
|
|
|
мулятора: |
|
|
|
|
|
|
|
|
W = — |
Вт-ч/кг. |
|
(52) |
||
|
|
|
G |
|
|
|
|
|
|
|
|
Коэффициентом понижения напряжения |
|||||
|
|
|
называется отношение напряжений аккуму |
|||||
|
|
|
лятора при разряде и заряде: |
|
|
|||
-------- |
Разряд |
А= |
— . |
|
(53) |
|||
|
U 3 |
|
|
|
||||
-------- Заряд |
. В зависимости |
от химического состава |
||||||
Рис. |
88. |
С хем а работы |
||||||
электролита и электродов различают два |
||||||||
кислотного |
аккум уля |
|||||||
тора |
|
|
основных типа аккумуляторов: |
кислотные и |
||||
|
|
|
щелочные. |
|
кислотного |
акку |
||
Кислотные аккумуляторы. У заряженного |
мулятора в качестве положительного электрода служат пласти ны, состоящие из перекиси свинца РЬ02, а в качестве отрицатель ного— пластины с губчатым свинцом РЬ (рис. 88). Положитель ные пластины, соединенные между собой при помощи свинцовой полосы, располагаются между отрицательными пластинами, также соединенными между собой. Электролитом является раствор (25—34%) химически чистой серной кислоты H2S 04 в дистилли рованной воде. Сосуды аккумуляторов изготовляются из стекла, эбонита, целлулоида, а иногда из дерева с прокладками из свинца.
При разряде в кислотном аккумуляторе происходит химиче ская реакция, выражающаяся уравнением
Pb+Pb02+2H 2S04 = 2PbS04 + 2H20,
на пластинах аккумулятора накапливается сернокислый свинец PbS04, уменьшается концентрация кислоты в электролите и сни жается его плотность.
Объем сернокислого 'свинца больше объема исходных продук тов, из которых он образуется. Поэтому при интенсивном обра зовании сернокислого свинца возможно коробление или выпучи вание пластин. Сернокислый свинец со временем кристаллизу ется в совершенно нерастворимое вещество. Часть пластины, которая оказалась покрытой этим веществом, не участвует в хи мических реакциях, и полезная емкость аккумулятора снижается. Такое явление носит название сульфатации кислотных аккумуля торов. Сильно засульфатированный аккумулятор к дальнейшей эксплуатации непригоден.
146
При заряде в кислотном аккумуляторе происходит химическая реакция, описываемая уравнением
2PbS04+ 2 H 20 = РЬ 02 + 2 Н 2S 04 + P b .
Как видно из уравнения, сернокислый свинец разлагается на исходные продукты, а концентрация электролита восстанавли вается. Окончанием заряда можно считать такой момент, когда весь сернокислый свинец разложился и концентрация электроли та восстановилась до нормальной. При дальнейшем заряде потребляемая аккумулятором электрическая энергия будет расхо доваться на разложение воды, имеющейся в электролите. На по верхности электролита появляются пузырьки, создающие впечат ление кипения электролита. Выделяющийся водород в смеси с воздухом образует взрывчатый гремучий газ, который должен быть удален из аккумуляторного помещения.
Вполне заряженный кислотный аккумулятор имеет э. д. с. около 2,1 В. Внутреннее сопротивление кислотного аккумулятора весьма невелико — примерно 0,005 Ом, поэтому напряжение на зажимах аккумулятора, включенного на разряд, мало отличается от э. д. с. даже при больших токах нагрузки. С увеличением сте пени разряда плотность электролита уменьшается, уменьшается также э. д. с., а внутреннее сопротивление увеличивается. Вслед ствие этого напряжение аккумулятора в начале разряда понижа ется незначительно, а к концу разряда падает быстро (кривая 2, рис. 89). Можно считать, что при нормальном токе разряда на пряжение кислотных аккумуляторов изменяется в пределах от 2 до 1,7 В; ниже 1,7 В аккумулятор разряжать не следует, так как его уже невозможно будет зарядить до номинальной емкости. При увеличении тока разряда время разряда аккумулятора сокраща ется (кривая 3).
При заряде напряжение аккумулятора вначале быстро подни мается до 2,3—2,4 В, а затем возрастает медленнее (кривая /). К концу заряда, когда электролит кипит, внутреннее сопротивле ние аккумулятора увеличивается и оказывается необходимым повысить напряжение до 2,6—2,7 В, чтобы поддержать необходи мый зарядный ток.
Основные параметры |
кислотных |
аккуму |
в и |
|
|
|
|
||||||
ляторов имеют |
следующие значения: |
номи |
2,6 |
|
|
|
|
||||||
нальное |
напряжение |
UH— 2В, |
коэффициент |
2,5 |
|
|
|
|
|||||
2, |
|
|
|
|
|||||||||
отдачи по емкости |
vjq= 854-90 %, |
к. п. д. ri = |
|
|
|
|
|||||||
2.3 |
|
|
|
|
|||||||||
=65-4-70%, удельная энергия W = 17-^22 Вт ч |
2,2 |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
кг |
2,1 |
|
|
|
|
Щелочные аккумуляторы. У заряженного |
7,0N . |
|
Л |
||||||||||
щелочного аккумулятора в качестве положи |
1.3 |
|
N ^ J |
||||||||||
1.3 |
|
||||||||||||
|
|
||||||||||||
тельного электрода служат пластины, |
состоя |
|
|
|
6 |
t,4 |
|||||||
щие из |
гидрата |
окиси |
никеля |
Ni(OH)3, а |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
в качестве отрицательного — либо |
пластины |
Р ис. |
89. |
Кривые |
з а |
||||||||
с губчатым кадмием Cd (кадмиево-никелевый |
ряда |
и |
р азряда |
кис- |
|||||||||
потного |
|
аккумуля |
|||||||||||
аккумулятор), |
либо |
пластины |
с |
губчатым |
тора |
|
|
|
|
147