ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 185
Скачиваний: 0
|
|
железом Fe (железо-никелевый аккумуля |
|||||
|
|
тор). Электролитом |
в |
обоих |
случаях яв |
||
|
|
ляется |
раствор (20—21%) |
едкого калия |
|||
|
|
КОН |
в дистиллированной |
воде |
(рис. 90). |
||
|
|
Сосуды для щелорных аккумуляторов из |
|||||
|
|
готовляются из никелированной стали. |
|||||
|
|
Химический процесс в кадмиево-никеле |
|||||
|
|
вом аккумуляторе описывается уравнением |
|||||
|
|
2N1 (ОН)3 + 2КОН + Cd = 2Ni (ОН)2 + |
|||||
|
|
|
+2КОН +Cd (ОН)2, |
|
|||
|
|
а в железо-никелевом аккумуляторе |
|||||
|
|
2Ni (OH)3+2KOH+Fe = 2№(ОН)2 + |
|||||
|
|
|
+2КОН +Fe(OH)2, |
|
|||
|
|
причем при разряде оба уравнения чита |
|||||
------- Разряд |
|
ются слева направо, а при заряде — справа |
|||||
--------Заряд |
|
налево. |
|
|
|
|
|
Рис. 90. С хем а работы |
Из данных уравнений видно, что кон |
||||||
щ елочного |
(кадм и ево |
центрация едкого калия при разряде и за |
|||||
никелевого) |
аккум уля |
ряде аккумулятора |
не |
изменяется. Это |
|||
тора |
|
позволяет обходиться сравнительно неболь |
|||||
|
|
||||||
шим количеством электролита и сделать аккумулятор |
более ком |
||||||
пактным. |
|
|
|
|
|
|
|
В результате разряда в щелочном аккумуляторе образуются вещества Ni(OH)2, Cd(OH)2 или Fe(OFI)2, которые не затверде вают, как сернокислый свинец в кислотном аккумуляторе. Поэ тому щелочные аккумуляторы не требуют столь тщательного ухо да, могут быть длительно не заряженными, мало разрушаются при коротких замыканиях.
Окончанием заряда щелочных аккумуляторов следует считать восстановление всех исходных продуктов. При дальнейшем заря де происходит разложение воды электролита и кипение аккумуля тора.
При заряде щелочного аккумулятора напряжение на нем из меняется в пределах от 1,4 до 1,8 В (кривая 1, рис. 91). а при раз ряде нормальным током — от 1,25 до 1 В (кривая 2). При больших разрядных токах напряжение очень быстро уменьшается до 0,7 В (кривая 3). Ниже этого значения напряжения аккумулятор раз ряжать не следует.
Внутреннее сопротивление щелочных аккумуляторов составля ет 0,03—0,06 Ом, т. е. гораздо больше кислотных. При разряде ак кумулятора большими токами внутреннее сопротивление резко возрастает, вследствие чего напряжение щелочных аккумуляторов при разряде уменьшается более интенсивно, чем кислотных. В на стоящее время имеются щелочные аккумуляторы, внутреннее соп ротивление которых соизмеримо с внутренним сопротивлением кислотных аккумуляторов.
Основные параметры щелочных аккумуляторов имеют следую-
148
щие |
значения: номинальное |
напряжение |
д и |
|
|
|
|
'' |
I |
|
||||||
и я— 1,25 В, коэффициент |
отдачи |
по емко- |
1,7 |
|
|
|
|
- ■ |
||||||||
сти |
tjq =65-^70%, |
к. п. д. |
г)= 50-^60%, |
1,6 |
|
1 |
|
|
|
|
! |
|||||
удельная энергия №=20-1-30 |
Вт ч |
|
1,5 |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
1__ 1 |
|
|
! |
1 |
||||||||||
Судовые |
аккумуляторы. |
|
кг |
|
и |
из |
|
|
|
|
|
|||||
Кислотные |
|
1 |
1 |
1 „ |
|
|
|
|||||||||
щелочные аккумуляторы, используемые в |
1,2 |
_ ! |
1 |
1 |
|
|
i |
|||||||||
качестве источников электрической энергии |
1,0- |
|
1 |
|
V |
|
|
|
||||||||
на судах, обычно соединяются в аккумуля- |
__ ; |
1 |
|
|
! ~Д |
|||||||||||
|
|
|
||||||||||||||
торные батареи. Для увеличения напряже- |
t£- |
|
1 |
! |
|
■- |
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||
ния |
источника аккумуляторы |
соединяют |
0,8 |
___1 |
i__ ..... 1 |
1 |
1 |
i i |
||||||||
в батареи последовательно. Так, |
например, |
|
||||||||||||||
0 1 7 3 |
4 5 |
8 |
7 |
С, v |
||||||||||||
кислотная |
аккумуляторная |
батарея типа |
Рис. |
91. |
|
Кривы е |
з а |
|||||||||
6СТЭ-128, имеющая номинальное |
напря |
|
||||||||||||||
ряда |
и |
р азр яда к а д |
||||||||||||||
жение 12 В, составлена из шести |
аккуму |
миево-никелевого ак |
||||||||||||||
ляторов, соединенных |
последовательно. |
кум улятора |
|
|
|
|||||||||||
Обозначение указанной |
батареи |
расшиф |
последовательно |
сое |
||||||||||||
ровывается |
следующим образом: |
6 — число |
||||||||||||||
диненных аккумуляторов; |
СТ — назначение батареи |
(стартерная); |
||||||||||||||
Э — материал банок — эбонит (в |
некоторых типах |
|
может |
быть |
||||||||||||
П — пластмасса); |
128 — емкость |
батареи. |
Для |
получения |
такого |
же напряжения у щелочных аккумуляторных батарей необходимо последовательно соединить 10 аккумуляторов. Например, батарея типа 10НКН-45 имеет номинальное напряжение 12,5 В. Обозна чения этой батареи имеют следующий смысл: 10—число последова тельно соединенных банок; Н —накальная, для питания цепей нака ла радиоламп; КН—кадмиево-никелевая; 45 — емкость батареи.
Для получения еще большего значения напряжения источника аккумуляторные батареи, в свою очередь, могут соединяться по следовательно. Для увеличения емкости при сохранении напря жения аккумуляторы и аккумуляторные батареи между собой соединяются параллельно.
Кислотные аккумуляторы в отличие от щелочных способны поддерживать относительное постоянство напряжения при боль ших разрядных токах. Щелочные аккумуляторы по сравнению с кислотными обладают большой механической прочностью. Они не боятся тряски, вибрации, хорошо переносят короткие замыка ния. Срок их службы, а также срок хранения до ввода в дейст вие значительно больше кислотных. Уход за щелочными аккуму ляторами значительно проще, что особенно важно в судовых условиях, когда аккумуляторы не сосредоточены в одном месте. Недостатком щелочных аккумуляторов является их сравнительно высокая стоимость.
Кислотные аккумуляторные батареи применяются на судах в основном для питания стартеров у двигателей внутреннего сго рания. В остальных же случаях предпочтительнее применение щелочных аккумуляторных батарей, которые служат на судах в качестве источников питания схем телефонии, сигнализации, ава рийного освещения, лага и радиооборудования.
149
Аккумуляторные батареи в зависимости от мощности устанав ливаются на судах в специальных аккумуляторных помещениях, ящиках или шкафах. Так как во время работы аккумуляторы вы деляют газы, которые могут образовать взрывчатую смесь, акку муляторные помещения оборудуют вентиляцией, не связанной с вентиляцией других помещений. Вентиляция может быть как есте ственной, так и искусственной. Кислотные и щелочные аккумуля торы не должны располагаться в одном помещении или в одном ящике. Сосуды и приборы, предназначенные для батарей с разны ми электролитами, должны устанавливаться отдельно. Агрегаты для заряда аккумуляторов, зарядные щиты, выключатели, штеп сели устанавливают вне аккумуляторных помещений. В аккумуля торных помещениях не должно быть транзитных кабелей, пред назначенных для других установок. Освещаются аккумуляторные помещения светильниками взрывобезопасного исполнения или через простеночные иллюминаторы. На входных дверях в акку муляторные помещения или около них, а также на ящиках с ак кумуляторами должны быть предостерегающие надписи об опас ности взрыва. Вход в такие помещения с открытым огнем кате горически запрещается. Аккумуляторные помещения, в которых во время эксплуатации температура может понизиться до +5°С, должны отапливаться за счет тепла смежных помещений или во дяными и паровыми радиаторами. Клапаны системы отопления должны находится вне аккумуляторных помещений.
Установку аккумуляторов производят на стеллажах. Крепле ние аккумуляторов должно обеспечивать свободное их обслужива ние и выемку, а также устойчивость при кренах.
Аккумуляторные помещения, где установлены батареи, долж ны иметь выход на открытую палубу.
Обслуживание аккумуляторных батарей на судне сводится к наблюдению за их работой. Необходимо следить за тем, чтобы наружные поверхности аккумуляторов, стеллажи и ящики были чистыми и сухими. Металлические сосуды, крышки и соединения аккумуляторов должны быть предохранены от разъедающего действия электролитов, для чего их смазывают вазелином. Кон тактные соединения аккумуляторных батарей должны быть всег да хорошо поджаты. Необходимо строго следить за тем, чтобы на банках аккумуляторных батарей были установлены соответствую щие пробки с газоотводными отверстиями. Эти отверстия должны быть чистыми, время от времени их необходимо прочищать тонкой деревянной палочкой.
Наблюдая за работой аккумуляторных батарей, необходимо следить за уровнем электролита в банках и величиной напряже ния. Уровень электролита в аккумуляторах должен быть выше
пластин: |
в щелочных аккумуляторах — на 5—12 мм, |
в кислот |
|
ных— на |
12—15 мм. При излишке электролита его необходимо |
||
отсосать |
резиновой |
грушей до необходимого уровня, |
при недо |
статке— долить до |
нужного уровня дистиллированной водой или |
||
электролитом. Измерение напряжения производят не на |
зажимах |
150
всех батарей, а на зажимах каждого элемента, так как во время работы один элемент может разрядиться сильнее других. Изме рять напряжение удобнее всего специальным аккумуляторным пробником. Обслуживать аккумуляторы надо в резиновых или кожаных перчатках и галошах.
При работе аккумуляторной батареи необходимо внимательно следить за тем, чтобы отдаваемый батареей в цепь ток не превы шал величины, максимально допустимой для данного типа бата реи. Величина максимального разрядного тока указывается в за водской инструкции.
Уход за аккумуляторными батареями включает периодические осмотры, измерения плотности электролита, замену электролита свежим, зарядку батарей, формовку новых аккумуляторов и конт рольные испытания.
Осмотры батарей необходимо производить ежемесячно. При этом стирают пыль, грязь и налеты солей; все металлические ча сти покрывают вазелином, устраняют короткие замыкания между пластинами и соединения между стенками отдельных элементов.
Плотность электролита заряженных батарей измеряют арео
метром: для кислотных батарей она |
должна |
быть |
в пределах |
1,24—1,27, а для щелочных— 1,17—1,19. |
|
|
|
Смену электролита в аккумуляторах следует производить не |
|||
реже одного раза в год; если емкость |
аккумуляторов заметно сни |
||
жается, то электролит необходимо |
сменить ранее |
указанного |
|
срока. |
|
операция. При |
|
Приготовление электролита— ответственная |
изготовлении раствора электролита для кислотных аккумуляторов необходимо лить кислоту в воду, а не наоборот. Использовать для приготовления раствора разрешается только стойкую против
действия серной |
кислоты |
посуду — керамическую, стеклянную, |
||
эбонитовую или |
свинцовую. |
Хранить |
приготовленный |
раствор |
можно в керамической или стеклянной, |
плотно закрытой |
посуде, |
с защитной упаковкой. При приготовлении электролита для щелоч ных аккумуляторов концентрированный раствор щелочи выливают в воду и перемешивают. Электролит должен приготовляться в чи стой железной, чугунной или стеклянной посуде. Если щелочь представляет собой твердую массу, то ее кладут небольшими кус ками в сосуд с водой и перемешивают стеклянной палочкой или железным прутиком. Раствору дают отстояться до полного освет ления, а затем сливают в бутыль с плотно закрывающейся проб кой. Для удлинения срока службы щелочных аккумуляторов ре комендуется применять составной электролит с добавкой моно гидрата лития.
Перед сменой электролита аккумуляторы следует разрядить: кислотные—до напряжения 1,7 В, щелочные — до 1 В. После удаления старого электролита аккумуляторы тщательно промы вают, а затем заполняют свежим электролитом и заряжают.
Заряжать аккумуляторы можно только постоянным током со ответствующего напряжения. При наличии сети переменного тока
151