ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 0
к электродам подключить потребитель RB, то в его цепи пойдет ток, При работе ТЭМГ происходит разогрев анода как следствие столкновения с ним электронов, так и за счет передачи тепла от
катода. Поэтому анод должен непрерывно охлаждаться. Существуют вакуумные, ионные и плазменные ТЭМГ в зависи
мости от наполнения межэлектронного пространства. В ионных ТЭГМ в межэлектродном пространстве находится ионизированный газ при давлении в несколько десятых долей миллиметров ртут ного столба. Расстояние между электродами около 1 мм. В плаз менных ТЭМГ давление ионизированного вещества составляет около 1 мм. рт. ст., а расстояние между электродами значительно больше, чем у ионного.
Наиболее перспективными для использования на судах счи таются плазменные ТЭМГ, особенно в сочетании с атомным реак тором. Здесь раскрываются новые возможности термоэмиссион ных генераторов.
При разработке ТЭМГ, так же как и при разработке ТЭГ, ос новной проблемой является повышение к. п. д., что может быть достигнуто за счет подбора материалов электродов (особенно ка тода), ионизированного вещества и конструкции ТЭМГ.
v
6 -7 2 1 4
Глава VII
Судовые электрические сети
§ 36. Типы судовых электрических сетей
Электросеть служит для передачи энергии от источников к потребителям или обеспечивает электрическую связь между раз личными элементами какой-либо системы.
Сети можно классифицировать по назначению, по конструкции, по роду тока и по количеству изолированных проводов, используе мых для передачи электроэнергии к каждому потребителю.
По назначению сети делятся на силовые, освещения и слабого тока.
Силовые силы передают энергию к электроприводам, к сва рочным преобразователям, к нагревательным приборам.
Сети освещения подразделяются на сети наружного, внутрен него, переносного аварийного освещения и сигнально-отличитель ных огней.
|
Сети слабого |
тока обслуживают |
телефонные и радиотрансля |
|||||||
|
|
|
ционные |
|
установки, |
средства |
||||
|
|
|
контроля, |
|
управления |
и |
сигна |
|||
|
|
|
лизации. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По конструкции |
сети |
могут |
||||
|
|
|
быть воздушными и кабельными. |
|||||||
|
|
|
На |
судах |
|
применяются |
только |
|||
|
|
|
кабельные сети, в береговых же |
|||||||
|
|
|
условиях |
распространены |
те и |
|||||
|
|
|
другие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сети постоянного тока быва |
|||||||
|
|
|
ют двухпроводные (рис. 95, а) и |
|||||||
|
|
|
однопроводные |
(рис. 95, |
б)- В |
|||||
|
|
|
однопроводной |
сети роль второго |
||||||
|
|
|
проводника |
выполняет |
|
корпус |
||||
|
|
|
судна. В этом случае происходит |
|||||||
|
|
|
экономия |
|
кабеля, |
уменьшается |
||||
|
|
|
вес |
и габариты |
сети. |
Вместе с |
||||
|
|
|
тем однопроводная сеть имеет и |
|||||||
|
|
|
серьезные |
|
недостатки. Во-пер |
|||||
|
|
|
вых, повышается опасность по |
|||||||
а |
— двухпроводны е; |
б — однопроводны е; |
ражения |
|
электрическим |
током, |
||||
в , |
д — трехпроводны е с изолированной |
так |
как |
человек, |
коснувшийся |
|||||
нейтралью ; г , е — |
четы рехпроводны е с |
оголенного |
проводника, |
попада- |
||||||
зазем ленной нейтралью |
162
ет под полнее напряжение сети. Во-вторых, в однопроводнои се ти нет возможности контролировать качество изоляции сети. Когда сопротивление изоляции становится равным нулю, проис ходит короткое замыкание с корпусом судна, и место поврежде ния обнаруживается. Во всех остальных случаях определить утеч ку тока через ослабленную изоляцию не удается. Замерить сопро тивление изоляции можно, только обесточив сеть и отключив
абсолютно все потребители.
По Правилам Регистра СССР однопроводная сеть постоянного и однофазного переменного тока допускается только напряжением до 30 В на всех судах, кроме нефтеналивных. Сеть сигнально-от личительных огней в любом случае должна быть двухпроводной.
Сети трехфазного переменного тока могут быть трех- и четы рехпроводными с изолированной (рис. 95, в, д) и с заземленной
нейтралью (рис. 95, г, е).
Правилами Регистра СССР допускаются только трех-четы- рехпроводные сети с изолированной нейтралью. Считается, что такие сети обладают более высокой электробезопасностью. В дей ствительности вопрос много сложнее, чем кажется на первый взгляд. Разветвленная кабельная сеть имеет значительную емко стную связь с корпусом судна. Это обстоятельство не позволяет считать такую сеть изолированной даже в том случае, ко1да не посредственное электрическое соединение ее с корпусом судна от сутствует. Жилы кабельной сети и корпус судна, разделенные изо ляцией кабеля, представляют собой конденсатор. Емкость такого конденсатора тем больше, чем больше протяженность и разветв ленность сети. В этом случае опасность поражения человека электрическим током при соприкосновении с оголенной фазой очень велика даже при очень хорошем качестве изоляции всей
сети по отношению к корпусу судна.
Четырехпроводная трехфазная сеть, как ^звестно, имеет два.
различных напряжения, отличающиеся в УЗ раз. В береговых установках к линейному напряжению подключаются электропри воды, а к фазному — освещение. На судах сеть освещения всегда получает питание через трансформаторы и поэтому применяются только трехпроводные сети. Надобность в нулевом проводе отсут
ствует.
Системы распределения электроэнергии. Под системой распре деления электроэнергии следует понимать совокупность всех линий, по которым передается электроэнергия к потребителям, связь
этих линий с ГРЩ и между собой.
Существуют три системы распределения электроэнергии: ма
гистральная, радиальная и смешанная.
При м а г и с т р а л ь н о й с и с т е м е (рис. 96, а) все потреби тели получают питание по одному или нескольким магистральным кабелям через РЩ или магистральные коробки МК.
При р а д и а л ь н о й с и с т е м е (рис. |
96, б) наиболее ответст |
|
венные— по |
отдельным линиям (фидерам). Менее ответственные |
|
потребители, |
с точки зрения участия их |
в обеспечении живучести |
6* |
163 |
|
а) грщ
РЩ |
РЩ |
мк |
© -
мк рщ рщ
в) ГРЩ
РЩ
РЩ
&
РЩ
©" РЩ
Рис. 96. Системы распределения электроэнергии:
а — магистральная: 6 — радиальная
и движения судна, получают пита ние от РЩ, которые, в свою оче редь, подключены отдельными ли ниями к ГРЩ.
Часто потребители, подключен ные к одному РЩ, объединяются по принципу однородности выпол няемых ими функций.
Непосредственно от ГРЩ и АРЩ получают питание следую щие потребители: электроприводы рулевого устройства, якорно-швар товного устройства, пожарных и осушительных насосов, компрессо ров и насосов спринклерной систе мы, масляных и охлаждающих насосов главных двигателей, ком прессоров пускового воздуха, ра диостанция, гирокомпас, сигнально отличительные огни, приборы уп-
раВ Л еН И Я СуДНОМ.
При с м е ш а н н о й с и с т е м е часть потребителей получает питание по радиальному принципу, а другая часть — по магистральному.
Магистральная система позволяет уменьшить расход кабеля, габариты и вес сети, а также габариты ГРЩ. Надежность же снабжения потребителей электроэнергией при такой системе зна чительно ниже, чем при радиальной. Повреждение магистрально го кабеля лишает питания большую группу, если не все потреби тели.
Перечень потребителей, приведенный в Правилах Регистра
СССР, которые должны получать питание непосредственно от ГРЩ, говорит о том, что магистральная система в чистом виде не допускается. Вместе с тем элементы магистрального принципа встречаются, например, в сетях освещения, когда отдельные све тильники, розетки подключаются через крестовые коробки к одной
линии |
(микромагистрали) распределительного |
щита освещения. |
§ |
37. Электрические кабели и их |
прокладка |
Судовые кабели должны быть негорючими. Изоляция их должна иметь допустимую температуру нагрева, по крайней мере на 10°С выше температуры окружающей среды, но не ниже 65°С.
Если на сеть воздействует масло или другие нефтепродукты, то кабели прокладывают в трубах или же выбирают кабели с оболочкой, стойкой к воздействию этих веществ.
На судах допускается применение отечественных кабелей сле дующих марок: КНР; КНРП; КНРУ; КНРЭ; НРШМ; СРМ;
164
КНРТ; КНРТП; КНРТЭУ; КНРТУ; КНРТЭ; КНРЭТ; КНРЭТЭ; КНРЭТП. Буквы, образующие марку кабеля, имеют единое, строго
определенное |
значение: К — |
кабель; Н — маслобензостойкая обо |
|
лочка, не распространяющая |
горения; Р |
— резиновая изоляция; |
|
П —-оплетка |
из стальных оцинкованных |
проволок; У — усиленная |
изоляция; Э — экран из медных проволок; С — свинцовая оболоч ка; Т — телефонный; Ш — шланговый (гибкий).
Если буква «Э» стоит в конце марки, это значит, что экрани руется весь кабель и экранирующая оплетка из медных проволок охватывает все жилы. Если же буква «Э» стоит внутри марки, это значит, что экранируется одна из нескольких жил.
Телефонный кабель имеет от 2 до 48 жил.
Кабель марки СРМ в настоящее время почти не применяется. Кабели в оплетке из стальных оцинкованных проволок прокла дываются там, где они могут подвергаться механическим воздей
ствиям.
Все перечисленные марки кабелей выпускаются только с мед ными жилами. Применение на судах кабелей с алюминиевыми
жилами не допускается.
Для цепей питания, управления и сигнализации гребных элек
трических установок и рулевых |
устройств |
сечение |
токоведущих |
||||
жил кабелей должно |
быть |
не менее 1,5 |
мм2, а |
для |
других |
||
электроприводов — не |
менее |
1 |
мм2. |
Для |
цепей |
сигнализации |
|
и связи кабели должны |
иметь |
жилы |
сечением не |
менее |
0,75 мм2.
При вводе кабеля в электрические машины, аппараты, распре делительные устройства и в другое оборудование для всех жил выполняется контактное оконцевание. Тип оконцевания зависит от конструкции клемм подключаемого оборудования. Допускается оконцевание жил в виде штыря, кольца или наконечника. Любое оконцевание лудится. Наконечники обязательно должны спрессо вываться. Кольцо можно применять только для жил сечением не
более 2,5 мм2.
При протекании по кабелю переменного тока вокруг проводни ков кабеля возникает переменное магнитное поле, индуктирующее
вметаллических переборках э. д. с. Под действием этой э. д. с.
впереборках появятся вихревые токи, которые, во-первых, вызы вают нежелательный нагрев металлических переборок, по которым
проложен кабель, и, во-вторых, — дополнительные потери энергии
в сети.
Если же трехфазный переменный ток протекает по трехжиль ному кабелю, то поток, замыкающийся вокруг этого кабеля, равен геометрической сумме потоков отдельных фаз. При симметричной нагрузке на все три фазы результирующий поток вокруг трех
фазного кабеля будет равен нулю.
По этой причине на судах сеть трехфазного переменного тока выполняется трехжильными кабелями. Токи отдельных фаз не должны отличаться более чем на 15%. Одножильные кабели при меняются в случае крайней необходимости.
165
§ 38. Расчет электрических сетей
При протекании тока по проводникам кабеля выделяется тепло в соответствии с законом Джоуля-Ленца. Часть тепла отда ется в окружающую среду, а другая часть идет на нагрев кабеля. Этот процесс описывается дифференциальным уравнением тепло вого баланса:
ДP d t = Cdx + Axdt, |
(54) |
где ДР — часть передаваемой по кабелю мощности, которая превра щается в тепло на каждом метре кабеля, Вт/м;
С— теплоемкость кабеля, Дж/град-м;
А— теплоотдача кабеля, Дж/град-с-м;
х— превышение температуры кабеля над температурой окру
жающей среды (перегрев), °С.
Нетрудно видеть, что левая часть уравнения (54) выражает все тепло, выделяемое в каждом метре кабеля, первое слагаемое правой части — тепло, затрачиваемое на нагрев кабеля, второе слагаемое — тепло, которое отдается в окружающую среду.
Решение уравнения (54) показывает, что нагрев кабеля т = f ( t) происходит по экспоненциальному закону. Через некоторое
время температура кабеля практически достигает |
установивше |
|
гося значения, после чего |
все тепло, выделяемое в кабеле, отда |
|
ется в окружающую среду |
(Cdx=0), т. е. |
|
|
ДР = Аху. |
(55) |
Приступая к расчету сети, необходимо знать величину тока, который будет протекать, длину кабеля, температуру окружаю щей среды, условия прокладки кабеля и допустимую потерю на пряжения на сопротивлении кабеля.
В результате расчета необходимо выбрать кабель соответст вующей марки с таким сечением жил, чтобы при прохождении по нему заданной величины тока установившаяся температура ка беля Фу не превышала допустимую его температуру, т. е. должно выполняться условие
^ у О д о п .
Кроме того, потеря напряжения в кабеле не должна превышать допустимого значения:
■ Ш ^ Ш Л0П.
Обычно судовая сеть предварительно рассчитывается из усло вий нагрева, а затем проверяется на потерю напряжения.
Возвращаясь к уравнению (55), нетрудно заметить, что оно связывает установившийся перегрев кабеля ту с током, протекаю щим по нему, так как
ДР = тРг, |
(56) |
где т — число жи/i кабеля;
166