Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к электродам подключить потребитель RB, то в его цепи пойдет ток, При работе ТЭМГ происходит разогрев анода как следствие столкновения с ним электронов, так и за счет передачи тепла от

катода. Поэтому анод должен непрерывно охлаждаться. Существуют вакуумные, ионные и плазменные ТЭМГ в зависи­

мости от наполнения межэлектронного пространства. В ионных ТЭГМ в межэлектродном пространстве находится ионизированный газ при давлении в несколько десятых долей миллиметров ртут­ ного столба. Расстояние между электродами около 1 мм. В плаз­ менных ТЭМГ давление ионизированного вещества составляет около 1 мм. рт. ст., а расстояние между электродами значительно больше, чем у ионного.

Наиболее перспективными для использования на судах счи­ таются плазменные ТЭМГ, особенно в сочетании с атомным реак­ тором. Здесь раскрываются новые возможности термоэмиссион­ ных генераторов.

При разработке ТЭМГ, так же как и при разработке ТЭГ, ос­ новной проблемой является повышение к. п. д., что может быть достигнуто за счет подбора материалов электродов (особенно ка­ тода), ионизированного вещества и конструкции ТЭМГ.

v

6 -7 2 1 4

Глава VII

Судовые электрические сети

§ 36. Типы судовых электрических сетей

Электросеть служит для передачи энергии от источников к потребителям или обеспечивает электрическую связь между раз­ личными элементами какой-либо системы.

Сети можно классифицировать по назначению, по конструкции, по роду тока и по количеству изолированных проводов, используе­ мых для передачи электроэнергии к каждому потребителю.

По назначению сети делятся на силовые, освещения и слабого тока.

Силовые силы передают энергию к электроприводам, к сва­ рочным преобразователям, к нагревательным приборам.

Сети освещения подразделяются на сети наружного, внутрен­ него, переносного аварийного освещения и сигнально-отличитель­ ных огней.

 

Сети слабого

тока обслуживают

телефонные и радиотрансля­

 

 

 

ционные

 

установки,

средства

 

 

 

контроля,

 

управления

и

сигна­

 

 

 

лизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По конструкции

сети

могут

 

 

 

быть воздушными и кабельными.

 

 

 

На

судах

 

применяются

только

 

 

 

кабельные сети, в береговых же

 

 

 

условиях

распространены

те и

 

 

 

другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сети постоянного тока быва­

 

 

 

ют двухпроводные (рис. 95, а) и

 

 

 

однопроводные

(рис. 95,

б)- В

 

 

 

однопроводной

сети роль второго

 

 

 

проводника

выполняет

 

корпус

 

 

 

судна. В этом случае происходит

 

 

 

экономия

 

кабеля,

уменьшается

 

 

 

вес

и габариты

сети.

Вместе с

 

 

 

тем однопроводная сеть имеет и

 

 

 

серьезные

 

недостатки. Во-пер­

 

 

 

вых, повышается опасность по­

а

— двухпроводны е;

б — однопроводны е;

ражения

 

электрическим

током,

в ,

д — трехпроводны е с изолированной

так

как

человек,

коснувшийся

нейтралью ; г , е

четы рехпроводны е с

оголенного

проводника,

попада-

зазем ленной нейтралью

162


ет под полнее напряжение сети. Во-вторых, в однопроводнои се­ ти нет возможности контролировать качество изоляции сети. Когда сопротивление изоляции становится равным нулю, проис­ ходит короткое замыкание с корпусом судна, и место поврежде­ ния обнаруживается. Во всех остальных случаях определить утеч­ ку тока через ослабленную изоляцию не удается. Замерить сопро­ тивление изоляции можно, только обесточив сеть и отключив

абсолютно все потребители.

По Правилам Регистра СССР однопроводная сеть постоянного и однофазного переменного тока допускается только напряжением до 30 В на всех судах, кроме нефтеналивных. Сеть сигнально-от­ личительных огней в любом случае должна быть двухпроводной.

Сети трехфазного переменного тока могут быть трех- и четы­ рехпроводными с изолированной (рис. 95, в, д) и с заземленной

нейтралью (рис. 95, г, е).

Правилами Регистра СССР допускаются только трех-четы- рехпроводные сети с изолированной нейтралью. Считается, что такие сети обладают более высокой электробезопасностью. В дей­ ствительности вопрос много сложнее, чем кажется на первый взгляд. Разветвленная кабельная сеть имеет значительную емко­ стную связь с корпусом судна. Это обстоятельство не позволяет считать такую сеть изолированной даже в том случае, ко1да не­ посредственное электрическое соединение ее с корпусом судна от­ сутствует. Жилы кабельной сети и корпус судна, разделенные изо­ ляцией кабеля, представляют собой конденсатор. Емкость такого конденсатора тем больше, чем больше протяженность и разветв­ ленность сети. В этом случае опасность поражения человека электрическим током при соприкосновении с оголенной фазой очень велика даже при очень хорошем качестве изоляции всей

сети по отношению к корпусу судна.

Четырехпроводная трехфазная сеть, как ^звестно, имеет два.

различных напряжения, отличающиеся в УЗ раз. В береговых установках к линейному напряжению подключаются электропри­ воды, а к фазному — освещение. На судах сеть освещения всегда получает питание через трансформаторы и поэтому применяются только трехпроводные сети. Надобность в нулевом проводе отсут­

ствует.

Системы распределения электроэнергии. Под системой распре­ деления электроэнергии следует понимать совокупность всех линий, по которым передается электроэнергия к потребителям, связь

этих линий с ГРЩ и между собой.

Существуют три системы распределения электроэнергии: ма­

гистральная, радиальная и смешанная.

При м а г и с т р а л ь н о й с и с т е м е (рис. 96, а) все потреби­ тели получают питание по одному или нескольким магистральным кабелям через РЩ или магистральные коробки МК.

При р а д и а л ь н о й с и с т е м е (рис.

96, б) наиболее ответст­

венные— по

отдельным линиям (фидерам). Менее ответственные

потребители,

с точки зрения участия их

в обеспечении живучести

6*

163

 


а) грщ

РЩ

РЩ

мк

© -

мк рщ рщ

в) ГРЩ

РЩ

РЩ

&

РЩ

©" РЩ

Рис. 96. Системы распределения электроэнергии:

а — магистральная: 6 — радиальная

и движения судна, получают пита­ ние от РЩ, которые, в свою оче­ редь, подключены отдельными ли­ ниями к ГРЩ.

Часто потребители, подключен­ ные к одному РЩ, объединяются по принципу однородности выпол­ няемых ими функций.

Непосредственно от ГРЩ и АРЩ получают питание следую­ щие потребители: электроприводы рулевого устройства, якорно-швар­ товного устройства, пожарных и осушительных насосов, компрессо­ ров и насосов спринклерной систе­ мы, масляных и охлаждающих насосов главных двигателей, ком­ прессоров пускового воздуха, ра­ диостанция, гирокомпас, сигнально­ отличительные огни, приборы уп-

раВ Л еН И Я СуДНОМ.

При с м е ш а н н о й с и с т е м е часть потребителей получает питание по радиальному принципу, а другая часть — по магистральному.

Магистральная система позволяет уменьшить расход кабеля, габариты и вес сети, а также габариты ГРЩ. Надежность же снабжения потребителей электроэнергией при такой системе зна­ чительно ниже, чем при радиальной. Повреждение магистрально­ го кабеля лишает питания большую группу, если не все потреби­ тели.

Перечень потребителей, приведенный в Правилах Регистра

СССР, которые должны получать питание непосредственно от ГРЩ, говорит о том, что магистральная система в чистом виде не допускается. Вместе с тем элементы магистрального принципа встречаются, например, в сетях освещения, когда отдельные све­ тильники, розетки подключаются через крестовые коробки к одной

линии

(микромагистрали) распределительного

щита освещения.

§

37. Электрические кабели и их

прокладка

Судовые кабели должны быть негорючими. Изоляция их должна иметь допустимую температуру нагрева, по крайней мере на 10°С выше температуры окружающей среды, но не ниже 65°С.

Если на сеть воздействует масло или другие нефтепродукты, то кабели прокладывают в трубах или же выбирают кабели с оболочкой, стойкой к воздействию этих веществ.

На судах допускается применение отечественных кабелей сле­ дующих марок: КНР; КНРП; КНРУ; КНРЭ; НРШМ; СРМ;

164


КНРТ; КНРТП; КНРТЭУ; КНРТУ; КНРТЭ; КНРЭТ; КНРЭТЭ; КНРЭТП. Буквы, образующие марку кабеля, имеют единое, строго

определенное

значение: К —

кабель; Н — маслобензостойкая обо­

лочка, не распространяющая

горения; Р

— резиновая изоляция;

П —-оплетка

из стальных оцинкованных

проволок; У — усиленная

изоляция; Э — экран из медных проволок; С — свинцовая оболоч­ ка; Т — телефонный; Ш — шланговый (гибкий).

Если буква «Э» стоит в конце марки, это значит, что экрани­ руется весь кабель и экранирующая оплетка из медных проволок охватывает все жилы. Если же буква «Э» стоит внутри марки, это значит, что экранируется одна из нескольких жил.

Телефонный кабель имеет от 2 до 48 жил.

Кабель марки СРМ в настоящее время почти не применяется. Кабели в оплетке из стальных оцинкованных проволок прокла­ дываются там, где они могут подвергаться механическим воздей­

ствиям.

Все перечисленные марки кабелей выпускаются только с мед­ ными жилами. Применение на судах кабелей с алюминиевыми

жилами не допускается.

Для цепей питания, управления и сигнализации гребных элек­

трических установок и рулевых

устройств

сечение

токоведущих

жил кабелей должно

быть

не менее 1,5

мм2, а

для

других

электроприводов — не

менее

1

мм2.

Для

цепей

сигнализации

и связи кабели должны

иметь

жилы

сечением не

менее

0,75 мм2.

При вводе кабеля в электрические машины, аппараты, распре­ делительные устройства и в другое оборудование для всех жил выполняется контактное оконцевание. Тип оконцевания зависит от конструкции клемм подключаемого оборудования. Допускается оконцевание жил в виде штыря, кольца или наконечника. Любое оконцевание лудится. Наконечники обязательно должны спрессо­ вываться. Кольцо можно применять только для жил сечением не

более 2,5 мм2.

При протекании по кабелю переменного тока вокруг проводни­ ков кабеля возникает переменное магнитное поле, индуктирующее

вметаллических переборках э. д. с. Под действием этой э. д. с.

впереборках появятся вихревые токи, которые, во-первых, вызы­ вают нежелательный нагрев металлических переборок, по которым

проложен кабель, и, во-вторых, — дополнительные потери энергии

в сети.

Если же трехфазный переменный ток протекает по трехжиль­ ному кабелю, то поток, замыкающийся вокруг этого кабеля, равен геометрической сумме потоков отдельных фаз. При симметричной нагрузке на все три фазы результирующий поток вокруг трех­

фазного кабеля будет равен нулю.

По этой причине на судах сеть трехфазного переменного тока выполняется трехжильными кабелями. Токи отдельных фаз не должны отличаться более чем на 15%. Одножильные кабели при­ меняются в случае крайней необходимости.

165


§ 38. Расчет электрических сетей

При протекании тока по проводникам кабеля выделяется тепло в соответствии с законом Джоуля-Ленца. Часть тепла отда­ ется в окружающую среду, а другая часть идет на нагрев кабеля. Этот процесс описывается дифференциальным уравнением тепло­ вого баланса:

ДP d t = Cdx + Axdt,

(54)

где ДР — часть передаваемой по кабелю мощности, которая превра­ щается в тепло на каждом метре кабеля, Вт/м;

С— теплоемкость кабеля, Дж/град-м;

А— теплоотдача кабеля, Дж/град-с-м;

х— превышение температуры кабеля над температурой окру­

жающей среды (перегрев), °С.

Нетрудно видеть, что левая часть уравнения (54) выражает все тепло, выделяемое в каждом метре кабеля, первое слагаемое правой части — тепло, затрачиваемое на нагрев кабеля, второе слагаемое — тепло, которое отдается в окружающую среду.

Решение уравнения (54) показывает, что нагрев кабеля т = f ( t) происходит по экспоненциальному закону. Через некоторое

время температура кабеля практически достигает

установивше­

гося значения, после чего

все тепло, выделяемое в кабеле, отда­

ется в окружающую среду

(Cdx=0), т. е.

 

 

ДР = Аху.

(55)

Приступая к расчету сети, необходимо знать величину тока, который будет протекать, длину кабеля, температуру окружаю­ щей среды, условия прокладки кабеля и допустимую потерю на­ пряжения на сопротивлении кабеля.

В результате расчета необходимо выбрать кабель соответст­ вующей марки с таким сечением жил, чтобы при прохождении по нему заданной величины тока установившаяся температура ка­ беля Фу не превышала допустимую его температуру, т. е. должно выполняться условие

^ у О д о п .

Кроме того, потеря напряжения в кабеле не должна превышать допустимого значения:

Ш ^ Ш Л0П.

Обычно судовая сеть предварительно рассчитывается из усло­ вий нагрева, а затем проверяется на потерю напряжения.

Возвращаясь к уравнению (55), нетрудно заметить, что оно связывает установившийся перегрев кабеля ту с током, протекаю­ щим по нему, так как

ДР = тРг,

(56)

где т — число жи/i кабеля;

166