ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
ионами водорода, образуя воду. Конструкция катода такова, что газообразный кислород не может проникнуть в электролит.
Реакции, протекающие на катоде и аноде, можно записать следующими формулами:
2Н2 + 40Н " ^ 4 Н 20 + 4е~;
0 2 + 2НаО + 4е~ 40Н~;
а суммарное уравнение процесса
2Н2+ 0 2 -> 2Н2 О.
Здесь важно отметить, что в отличие от реакций, протекающих при горении, в топливном элементе молекулы водорода распада
ются на атомы, а атомы — на протоны и электроны |
на границе |
грех фаз: между газообразным водородом, металлом |
(анодом) и |
раствором. На катоде в реакции между кислородом и электрона ми участвует вода. В результате отрицательно заряженные ча стицы (ионы гидроокислов ОН- ) переходят в раствор, а на ме талле (катоде) появляется положительный заряд.
При работе топливного элемента из него должно происходить непрерывное удаление воды, что связано с определенными техни ческими трудностями.
Практически к. п. д. топливных элементов достигает 70%, хо тя он может быть и выше. При работе топливных элементов отсутствуют выхлопные газы и нет шума. Соединяя отдельные топливные элементы в батареи, можно получить статические гене раторы электроэнергии большой мощности и напряжения.
Широкому внедрению топливных элементов в народное хозяй
ство препятствуют пока следующие причины: |
мощности |
|
высокий удельный вес |
на единицу развиваемой |
|
в основном за счет баллонов с газообразным топливом; |
|
|
взрывоопасность топливного элемента; |
|
|
относительно высокая |
стоимость газообразного топлива. |
|
Топливные элементы имеют следующие достоинства: |
отсутствие |
Движущихся частей, высокий к. п. д., отсутствие следности при работе, возможность работы без связи с атмосферой, высокая готовность к действию, способность выдерживать большие пере грузки и др.
В будущем топливные элементы могут найти применение на различных типах судов и в первую очередь на подводных лодках
и судах небольшого водоизмещения для питания гребных электро двигателей.
Весьма заманчиво применение топливных элементов для элект родвижения паромов городских переправ, портовых буксиров, ка теров, речных пассажирских трамваев и т. д.
Принцип |
действия |
м а г н и т о г и д р о д и н а м и ч е с к о г о |
г е н е р а т о р а |
(МГДГ), |
как и обычного генератора, основан на |
законе электромагнитной индукции. Напомним, что в соответствии с этим законом в проводнике, который движется в однородном
157
магнитном поле с линейной скоростью v, индуктируется э. д. с., равная
е = Bvl,
где В — индукция поля;
I — длина проводника.
В обычном генераторе проводником является металл (медная проволока), а в МГДГ— ионизированный газ (плазма). Степень ионизации, а значит, и электропроводность газа зависят от его температуры. Вообще электропроводность ионизированного газа зависит еще и от его состава, от давления и от напряженности магнитного поля. Практически в МГДГ может использоваться плазма с температурой от 2000°К и выше.
На рис. 93 показан принцип действия магнитогидродинамиче ского генератора.
Ионизированный газ 1 с большой скоростью движется в трубе 2 и пересекает магнитное поле, созданное электромагнитной ка тушкой возбуждения 3. В движущейся плазме индуктируется э. д. с., которая при помощи электродов 4 замыкается на внешнюю цепь с нагрузкой Ra.
Реальная энергетическая установка с МГДГ включает в себя камеру сгорания, теплообменники, компрессоры и насосы, а так же турбины для использования тепла отработанных газов. К. п. д. такой электростанции составляет 50—60%, и она может работать на любом топливе.
Несмотря на то что принцип действия МГДГ прост, практиче ское осуществление его представляет немалые трудности. Преж де всего эти трудности связаны с высокой температурой плазмы. Как уже отмечалось выше, электропроводность плазмы повыша ется с ростом ее температуры. В реально существующих МГДГ применяется плазма с температурой 2500—2600°С. Обычно же продукты сгорания имеют температуру около 1500°С. Для повы шения температуры плазмы воздух перед подачей в камеру сго рания подогревают и обогащают кислородом; Электропроводность
плазмы |
повышают также добавкой специальных солей в неболь |
|||||
|
|
шом количестве. |
|
|
||
|
з ч |
Как |
и в обычном электрома- |
|||
|
|
шинном генераторе, в МГДГ |
||||
|
|
используются |
электроизоляцион |
|||
|
|
ные, электропроводящие и маг |
||||
|
|
нитные |
материалы. |
Проблема |
||
|
|
материалов является едва ли не |
||||
|
|
самой |
сложной при |
разработке |
||
|
|
МГДГ. |
Ведь |
при |
|
температуре |
|
|
2500°С |
обычные |
изоляционные |
||
|
|
материалы |
разрушаются либо |
|||
Рис. 93. |
Принципиальная схема |
становятся электропроводящими, |
||||
МГДГ |
|
электропроводящие |
же материа- |
158
лы плавятся, а магнитные те |
0) |
1) |
|
|||
ряют свои магнитные свойства. |
|
Т1 |
|
|||
В |
Экспериментальном |
|
|
|||
МГДГ Института высоких тем |
|
/• |
'3 |
|||
ператур АН СССР в качестве |
|
|||||
электродов |
были использова |
|
Подвод |
Отвод |
||
ны кирпичи из двуокиси цир |
|
menm~ |
тепла |
|||
кония, |
а в качестве изолято |
|
|
|
||
ров — блоки |
из |
окиси магния. |
|
|
|
|
При |
обычных |
температурах |
|
|
|
|
Двуокись циркония является |
Рис. 94. |
Схема термопары |
и термо |
|||
изолятором, а окись магния — |
эмиссионного элемента |
|
проводником.
В электромашинных генераторах магнитный поток возбужде ния проходит по железу и только в двух местах пересекает неболь шой воздушный зазор. Для создания этого потока требуется от носительно небольшая 'намагничивающая сила обмотки возбужде ния. В МГДГ магнитный поток почти целиком замыкается по не магнитным материалам и по воздуху. Поэтому для его создания требуется огромная намагничивающая сила. Расчеты показывают, что для создания магнитного поля МГДГ мощностью 25000 кВт обычным способом требуются электромагниты весом 400 т. Вели ка и мощность, потребляемая этими электромагнитами, что непо средственно отражается на к. п. д. всей установки.
В настоящее время задача создания магнитного поля МГДГ успешно решается за счет использования явления сверхпроводи мости. Электромагниты конструируются из сверхпроводящих об моток. Обмотки, выполненные, например, из сплава ниобия с оло вом или ниобия с цирконием при очень низких температурах ста новятся сверхпроводящими, т. е. их электрическое сопротивление равно нулю. Это обстоятельство позволяет пропускать через них очень большой ток при малых затратах электроэнергии. Такие электромагниты создают поле напряженностью в несколько десят ков тесл и тем самым позволяют значительно увеличить удельную мощность МГДГ при скорости движения плазмы до 600 м/с.
В СССР работает электростанция полупромышленного типа с МГДГ мощностью 25000 кВт. Опыт работы этой электростанции позволит решить ряд сложных научно-технических проблем, и тог да встанет вопрос о применении магнитогидродинамических гене раторов на судах с мощными энергетическими установками.
Принцип |
действия |
т е р м о э л е к т р и ч е с к о г о г е н е р а |
т о р а (ГЭГ) |
основан на использовании э. д. с., которая возникает |
в цепи, состоящей из двух различных металлов, сплавов или полу проводников, если одно из контактных соединений (спаев) этой цепи нагревать, а другое — охлаждать. Такая цепь (рис. 94, а) в технике получила название термопары. Величина э. д. с. одного термоэлемента определяется формулой
Е = а (Г / — Т2),
159
где 77 и Т2 — температура |
соответственно горячего |
и холодного |
спаев, °К; |
коэффициент, зависящий |
от свойств |
а — постоянный |
контактных материалов, мкВ/град.
Для создания относительно мощного ТЭГ необходимо соеди нить в одном устройстве большое количество термоэлементов (тер мопар).
Очень серьезный недостаток термоэлементов заключается в крайне низком к. п. д. (менее 1%). Объясняется это прежде все го тем, что тепло быстро передается от нагретых спаев к холод ным.
Советский ученый А. Ф. Иоффе еще в 1929 г. предложил ис пользовать в термоэлементах полупроводниковые материалы, которые обладают меньшей электропроводностью и позволяют получить более высокую э. д. с. К- п. д. термоэлемента уже тогда удалось повысить до 2—4%. Однако почти в течение 20 лет ис пользование термоэлементов как источника электроэнергии счи талось бесперспективным.
В последние два десятилетия интерес к ТЭГ резко повысился. Основная и чуть ли не единственная проблема, препятствующая промышленному использованию ТЭГ, — это низкий к. п. д., кото рый зависит от термоэлектрических свойств применяемых мате риалов. Проведено исследование большого количества самых раз личных материалов. В настоящее время изготовляются не только экспериментальные, но и промышленные образцы ТЭГ, и хотя к. п. д. их пока не превышает 10%, есть все основания надеяться, что его удастся поднять до 15—20%.
Использование термоэлектрических генераторов на судах пред ставляет большой интерес, так как можно утилизировать тепло главной силовой установки, используя для охлаждения холодных спаев морскую воду. Не менее интересна и возможность исполь зования на судне термоэлектрического генератора в режиме хо лодильника. Дело в том, что термоэлемент обратим. Если через него пропускать электрический ток от постороннего источника, изменив его направление по сравнению с генераторным режимом, то один из спаев будет охлаждаться, а другой — нагреваться. Та кие холодильники созданы.
Принцип действия т е р м о э м и с с и о н н о г о г е н е р а т о р а (ТЭМГ) основан на явлении термоэлектронной эмиссии. Это яв
ление открыто в |
1883 г. американским изобретателем Эдиссоном |
и заключается в |
том, что нагретый металл испускает в окружаю |
щее пространство электроны.
Схематически конструкция ТЭМГ выглядит довольно просто (см. рис. 91, б). Две пластины из металлов или специальных спла вов, одна из которых является катодом 1, а другая — анодом 3, разделены изоляционными прокладками 2. К катоду подводится тепло, и с его разогретой поверхности вырываются электроны и движутся в направлении анода. В результате этого анод приоб ретает отрицательный заряд, а катод —положительный. Если
160