Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ника (см. рис. 107). Эти кривые построены для

условной

лампы

со световым потоком 1000 лм, поэтому формулы

(70) и (71)

необ-

 

 

F

и Т0ГДа они окончательно

ходимо умножить на отношение -ущ р

примут вид:

 

 

о

 

 

Е г

F I

 

 

(72)

--------------------C O S ^ a ;

 

 

lOOOAft2

 

 

 

Е в =

F I

о

 

 

(73)

 

•cos2 a sin а.

 

ЮООй/22

 

 

 

 

где F — световой поток источника, установленного в светильнике.

По формулам (72) и (73)

определяется освещенность в

инте­

ресующей точке от одного светильника. Действительная освещен­ ность каждой точки находится как сумма освещенностей от всех светильников. В этом и заключается трудоемкость метода. Поэ­

тому точечный

метод

используется

для проверки

освещенности

в отдельных точках помещения, вызывающих подозрение.

Существует

метод

у д е л ь н ы х

м о щ н о с т е й ,

который поз­

воляет весьма приближенно, но очень быстро — «расчет в уме» — определить освещенность того или иного помещения. Этот метод основан на статистических данных по выполненным расчетам для различных серий судов. Составлены таблицы, в которых для раз­ личных помещений указана мощность источников света, приходя­ щаяся на каждый квадратный метр площади.

§ 43. Навигационные осветительные устройства

Международными «Правилами для предупреждения столк­ новений судов в море», принятыми в 1960 г., предусматриваются

различные сигнальные средства. Наиболее

важное

место

среди

них занимают сигнально-отличительные огни, которые

составля­

ют систему навигационных осветительных устройств.

более 45,75 м

Щля судов с механическим двигателем и длиной

расположение

сигнально-отличительных

огней

показано

на

рис. 109, а их краткая характеристика приводится

в табл.

18.

 

При нормальном ходе судна в море в темное время суток за­

жигаются пять

сигнально-отличительных

огней

(№

1—5

см,

табл. 18), которые называются ходовыми огнями. Кроме них, на ходу судна могут зажигаться и другие специальные огни, которые означают, например: «Опасный груз», «Буксирующее судно», «Тралящее судно» и т. д.

При прохождении террито­ риальных вод (каналов) некото­ рых государств на корме зажи-

Рис. 109. Расположение навигациои- гается дополнительный зеленый, ных огней синии или красный огонь.

188


Т а б л и ц а 18

Наименование сигнально-

Цвет

Угол видимости огня в горизонтальной

Обозначе­

отличительного огня

плоскости

 

ние на

 

 

 

 

 

рис, 109

Топовый передний

Белый

По 112,5° в обе стороны от диамет­

 

 

 

 

ральной плоскости по носу .................

1

Топовый задний

 

Белый

То ж е ......................................................

 

2

Отличительный

пра­

Зеленый

От направления прямо

по носу до

 

вый

 

 

22,5° позади траверза

судна . . .

3

Отличительный

ле­

Красный

То же ..................................................

 

4

вый

 

 

 

 

 

Кормовой (гакаборт­

Белый

По 67,5° в обе стороны от диамет­

 

ный)

 

 

ральной плоскости в корму судна . .

5

Якорные

 

Белый

360° ......................................................

 

7 и 8

Буксирные

 

Белый

Как топовые.........................................

 

6

Конструкция навигационных фонарей (светильников), их раз­ меры, способ установки, основные светотехнические характеристи­ ки, качество стекол, защитные покрытия и т. д. определяются Правилами Регистра СССР и Правилами по Конвенционному обо­ рудованию морских судов, ч. III «Сигнальные средства».

Электрические лампы в навигационных' фонарях устанавлива­ ются вертикально. Конструкция патрона предотвращает самоотвинчивание лампы и самораскручивание патрона. Чаще всего применяются лампы со штифтовым цоколем. В навигационных фонарях не допускается установка ламп другой мощности и кон­ струкции, чем предусмотрено паспортом фонаря.

Погасание одного из ходовых огней создает опасную ситуацию при расхождении судов в море. В связи с этим на судах преду­ сматривается непрерывный контроль за исправным состоянием сигнально-отличительных огней. Цепь каждого сигнально-отли­ чительного фонаря должна иметь защиту на обоих питающих про­ водах и автоматический визуальный указатель исправности. Причем этот указатель должен выполняться и устанавливаться так, чтобы его повреждение не приводило к отключению соот­ ветствующего ходового фонаря.

Кроме визуальной сигнализации, о исправности каждого ходо­ вого огня обязательно устанавливается акустическая сигнализа­ ция, действующая при выходе из строя любого фонаря. При этом питание акустического сигнального устройства должно осуществ­ ляться от иного источника, чем источник питания самих сигналь­ но-отличительных огней, или, во всяком случае, от разных линий (фидеров), питающих РЩ сигнально'-отличительных огней.

На рис. НО приведена схема РЩ на пять сигнально-отличи- *• тельных фонарей: передний топовый 77, задний топовый 72,^ле­ вый отличительный Л, правый отличи'1ельный П, гакабортный Г.

189



Рид. / Рид. 2

Рис. ПО. Схема распределительного щита сигнально-отличительных огней

РЩ получает питание по двум отдельным линиям. Переключа­ тель питания ПП позволяет подключить его к любой из линий, но при этом акустический сигнал (звонок) Зв всегда получает питание от другой линии.

На каждый фонарь установлен отдельный трехполюсный выклю­ чатель В (один полюс на звонок) (STi, Вт2, В п, В л, Вт) и плавкие предохранители ПР.

Последовательно с

лампой каждого фонаря включены обмотки

реле (Ят1, Ят2, Яп, Ял,

Яг), которые при исправном состоянии вклю­

ченных соответствующих цепей и ламп замыкают

контакты питания

указательных лампочек (ЛУп,

Л У Т2, Л У п, Л У л,

Л У г).

При перегорании, например,

лампы фонаря Т2

реле Ят2 отпускает

свой якорь и размыкает цепь контрольной лампы Л У т2 (она гаснет), а другим своим контактом замыкает цепь звонка. Для замены лам­ пы Т2 выключается выключатель Вт2 и тем самым отключается зво­ нок.

Глава IX

Судовые электрические приборы управления, связи, сигнализации и контроля

§ 44. Телефонная связь

Основными элементами любой телефонной связи являются микрофон и телефон. Микрофоном называется электроакустиче­ ский преобразователь звуковых колебаний в соответствующие ко­ лебания электрического тока. Преобразователь же колебаний электрического тока в звук называется телефоном. Здесь надо от­ метить недостаток терминологии, поскольку под словом телефон очень часто подразумевается вообще телефонная связь.

В судовой телефонной связи применяются угольные и электро­ магнитные микрофоны. Принцип действия угольного микрофона прост. Звуковые колебания воздуха воздействуют на мембрану микрофона, и она начинает прогибаться в такт этим колебаниям. Движение мембраны передается на угольный порошок, который то уплотняется, то разрыхляется, и его электрическое сопротивле­ ние меняется в достаточно больших пределах. Величина электри­ ческого тока, протекающего через угольный порошок, будет ме­ няться в соответствии со звуковыми колебаниями.

Угольные микрофоны обладают относительно большой мощ­ ностью, что позволяет без промежуточного усиления вести разго­ вор одновременно с несколькими абонентами. Они просты и до­ статочно надежны в эксплуатации, отличаются высокой чувстви­ тельностью и обеспечивают хорошее качество связи.

Угольные микрофоны могут использоваться только в системах телефонной связи с источником питания. Правилами Регистра

СССР рекомендуется применять на судах и безбатарейную теле­ фонную связь. Кроме того, качество работы угольного микрофона зависит от положения его в пространстве, а угольный порошок склонен к спеканию.

Электромагнитные микрофоны работают на другом принципе и отличаются от угольных прежде всего тем, что могут обеспечить

телефонную связь без

источника

питания.

В настоящее время

нашей промышленностью выпускается

и

применяется

в судо­

вой телефонной

связи

универсальный

акустический

преобра­

зователь типа

ДЭМ,

который

может

работать в

качестве

микрофона, телефона или громкоговорителя транзисторного приемника.

191


Принцип действия ДЭМ основан на том, что колебания якоря, связанного с мембраной, вызывают изменение магнитного сопро­ тивления в зазоре между полюсами постоянного магнита. В ре­ зультате магнитный поток вынужден все время замыкаться раз­

ными путями, пересекая

при этом электромагнитную катушку и

индуктируя в ней э. д. с.

с частотой и амплитудой, соответствую­

щими звуковым колебаниям.

Конструкция, объединяющая микрофон и телефон, называется микротелефонной трубкой. Телефонный аппарат, кроме микротелефонной трубки, включает в себя номеронабиратель, или пере­ ключатель абонентов, и вызывное устройство, звонок, реле, кон­ денсаторы и сопротивление.

На судах применяется одновременно несколько видов теле­ фонной связи: прямая, или парная, командная, с отдельными ком­ мутаторами и автоматическая.

Прямая телефонная связь соединяет между собой только два поста. Это самая оперативная и надежная связь, всегда готовая к действию без промежуточных переключений и помех, которые могли бы вызвать другие абоненты. Она устанавливается по Правилам Регистра СССР между самыми ответственными поста­ ми судна: рулевая рубка — машинное отделение, рулевая рубка — радиорубка.

Командная телефонная связь состоит из коммутатора, установ­ ленного в наиболее важном посту судна, связанного с телефонны­ ми аппаратами исполнительных постов. С командного коммута­ тора можно установить связь с одним или сразу несколькими постами, но связь их между собой исключается.

По,, Правилам Регистра СССР командный коммутатор рулевой рубки должен обеспечить связь с баком, кормой, постом наблю­ дения на мачте, машинным отделением, помещением аварийного дизель-генератора, румпельным отделением, помещением гироком­ паса, радиорубкой, помещением углекислотного пожаротушения. На некоторых судах командный коммутатор устанавливается и в машинном отделении.

Необходимость в дополнительных переключениях до и после разговора и возможность ошибки при этом снижает оператив­ ность командной связи по сравнению с парной связью.

Телефонная связь по системе отдельных коммутаторов объе­ диняет несколько постов. В отличие от командной связи здесь абоненты, входящие в эту систему, могут разговаривать друг с другом. Каждый отдельный телефонный аппарат (коммутатор) имеет соответствующие переключатели.

Все перечисленные виды связи являются служебными. Кроме них, на современных судах устанавливаются автоматические те­ лефонные станции (АТС), обеспечивающие служебно-обиходную связь. АТС включает в себя большое количество абонентов и от­

личается гибкостью и

универсальностью. ОднакЬ по надежности

и оперативности она

значительно уступает служебным видам

связи.

 

192