ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 0
ника (см. рис. 107). Эти кривые построены для |
условной |
лампы |
|||
со световым потоком 1000 лм, поэтому формулы |
(70) и (71) |
необ- |
|||
|
|
F |
и Т0ГДа они окончательно |
||
ходимо умножить на отношение -ущ р |
|||||
примут вид: |
|
|
о |
|
|
Е г |
F I |
|
|
(72) |
|
--------------------C O S ^ a ; |
|
||||
|
lOOOAft2 |
|
|
|
|
Е в = |
F I |
о |
|
|
(73) |
|
•cos2 a sin а. |
|
|||
ЮООй/22 |
|
|
|
|
|
где F — световой поток источника, установленного в светильнике. |
|||||
По формулам (72) и (73) |
определяется освещенность в |
инте |
ресующей точке от одного светильника. Действительная освещен ность каждой точки находится как сумма освещенностей от всех светильников. В этом и заключается трудоемкость метода. Поэ
тому точечный |
метод |
используется |
для проверки |
освещенности |
в отдельных точках помещения, вызывающих подозрение. |
||||
Существует |
метод |
у д е л ь н ы х |
м о щ н о с т е й , |
который поз |
воляет весьма приближенно, но очень быстро — «расчет в уме» — определить освещенность того или иного помещения. Этот метод основан на статистических данных по выполненным расчетам для различных серий судов. Составлены таблицы, в которых для раз личных помещений указана мощность источников света, приходя щаяся на каждый квадратный метр площади.
§ 43. Навигационные осветительные устройства
Международными «Правилами для предупреждения столк новений судов в море», принятыми в 1960 г., предусматриваются
различные сигнальные средства. Наиболее |
важное |
место |
среди |
|||
них занимают сигнально-отличительные огни, которые |
составля |
|||||
ют систему навигационных осветительных устройств. |
более 45,75 м |
|||||
Щля судов с механическим двигателем и длиной |
||||||
расположение |
сигнально-отличительных |
огней |
показано |
на |
||
рис. 109, а их краткая характеристика приводится |
в табл. |
18. |
|
|||
При нормальном ходе судна в море в темное время суток за |
||||||
жигаются пять |
сигнально-отличительных |
огней |
(№ |
1—5 |
см, |
табл. 18), которые называются ходовыми огнями. Кроме них, на ходу судна могут зажигаться и другие специальные огни, которые означают, например: «Опасный груз», «Буксирующее судно», «Тралящее судно» и т. д.
При прохождении террито риальных вод (каналов) некото рых государств на корме зажи-
Рис. 109. Расположение навигациои- гается дополнительный зеленый, ных огней синии или красный огонь.
188
Т а б л и ц а 18
Наименование сигнально- |
Цвет |
Угол видимости огня в горизонтальной |
Обозначе |
||
отличительного огня |
плоскости |
|
ние на |
||
|
|
|
|
|
рис, 109 |
Топовый передний |
Белый |
По 112,5° в обе стороны от диамет |
|
||
|
|
|
ральной плоскости по носу ................. |
1 |
|
Топовый задний |
|
Белый |
То ж е ...................................................... |
|
2 |
Отличительный |
пра |
Зеленый |
От направления прямо |
по носу до |
|
вый |
|
|
22,5° позади траверза |
судна . . . |
3 |
Отличительный |
ле |
Красный |
То же .................................................. |
|
4 |
вый |
|
|
|
|
|
Кормовой (гакаборт |
Белый |
По 67,5° в обе стороны от диамет |
|
||
ный) |
|
|
ральной плоскости в корму судна . . |
5 |
|
Якорные |
|
Белый |
360° ...................................................... |
|
7 и 8 |
Буксирные |
|
Белый |
Как топовые......................................... |
|
6 |
Конструкция навигационных фонарей (светильников), их раз меры, способ установки, основные светотехнические характеристи ки, качество стекол, защитные покрытия и т. д. определяются Правилами Регистра СССР и Правилами по Конвенционному обо рудованию морских судов, ч. III «Сигнальные средства».
Электрические лампы в навигационных' фонарях устанавлива ются вертикально. Конструкция патрона предотвращает самоотвинчивание лампы и самораскручивание патрона. Чаще всего применяются лампы со штифтовым цоколем. В навигационных фонарях не допускается установка ламп другой мощности и кон струкции, чем предусмотрено паспортом фонаря.
Погасание одного из ходовых огней создает опасную ситуацию при расхождении судов в море. В связи с этим на судах преду сматривается непрерывный контроль за исправным состоянием сигнально-отличительных огней. Цепь каждого сигнально-отли чительного фонаря должна иметь защиту на обоих питающих про водах и автоматический визуальный указатель исправности. Причем этот указатель должен выполняться и устанавливаться так, чтобы его повреждение не приводило к отключению соот ветствующего ходового фонаря.
Кроме визуальной сигнализации, о исправности каждого ходо вого огня обязательно устанавливается акустическая сигнализа ция, действующая при выходе из строя любого фонаря. При этом питание акустического сигнального устройства должно осуществ ляться от иного источника, чем источник питания самих сигналь но-отличительных огней, или, во всяком случае, от разных линий (фидеров), питающих РЩ сигнально'-отличительных огней.
На рис. НО приведена схема РЩ на пять сигнально-отличи- *• тельных фонарей: передний топовый 77, задний топовый 72,^ле вый отличительный Л, правый отличи'1ельный П, гакабортный Г.
189
Рид. / Рид. 2
Рис. ПО. Схема распределительного щита сигнально-отличительных огней
РЩ получает питание по двум отдельным линиям. Переключа тель питания ПП позволяет подключить его к любой из линий, но при этом акустический сигнал (звонок) Зв всегда получает питание от другой линии.
На каждый фонарь установлен отдельный трехполюсный выклю чатель В (один полюс на звонок) (STi, Вт2, В п, В л, Вт) и плавкие предохранители ПР.
Последовательно с |
лампой каждого фонаря включены обмотки |
||
реле (Ят1, Ят2, Яп, Ял, |
Яг), которые при исправном состоянии вклю |
||
ченных соответствующих цепей и ламп замыкают |
контакты питания |
||
указательных лампочек (ЛУп, |
Л У Т2, Л У п, Л У л, |
Л У г). |
|
При перегорании, например, |
лампы фонаря Т2 |
реле Ят2 отпускает |
свой якорь и размыкает цепь контрольной лампы Л У т2 (она гаснет), а другим своим контактом замыкает цепь звонка. Для замены лам пы Т2 выключается выключатель Вт2 и тем самым отключается зво нок.
Глава IX
Судовые электрические приборы управления, связи, сигнализации и контроля
§ 44. Телефонная связь
Основными элементами любой телефонной связи являются микрофон и телефон. Микрофоном называется электроакустиче ский преобразователь звуковых колебаний в соответствующие ко лебания электрического тока. Преобразователь же колебаний электрического тока в звук называется телефоном. Здесь надо от метить недостаток терминологии, поскольку под словом телефон очень часто подразумевается вообще телефонная связь.
В судовой телефонной связи применяются угольные и электро магнитные микрофоны. Принцип действия угольного микрофона прост. Звуковые колебания воздуха воздействуют на мембрану микрофона, и она начинает прогибаться в такт этим колебаниям. Движение мембраны передается на угольный порошок, который то уплотняется, то разрыхляется, и его электрическое сопротивле ние меняется в достаточно больших пределах. Величина электри ческого тока, протекающего через угольный порошок, будет ме няться в соответствии со звуковыми колебаниями.
Угольные микрофоны обладают относительно большой мощ ностью, что позволяет без промежуточного усиления вести разго вор одновременно с несколькими абонентами. Они просты и до статочно надежны в эксплуатации, отличаются высокой чувстви тельностью и обеспечивают хорошее качество связи.
Угольные микрофоны могут использоваться только в системах телефонной связи с источником питания. Правилами Регистра
СССР рекомендуется применять на судах и безбатарейную теле фонную связь. Кроме того, качество работы угольного микрофона зависит от положения его в пространстве, а угольный порошок склонен к спеканию.
Электромагнитные микрофоны работают на другом принципе и отличаются от угольных прежде всего тем, что могут обеспечить
телефонную связь без |
источника |
питания. |
В настоящее время |
|||
нашей промышленностью выпускается |
и |
применяется |
в судо |
|||
вой телефонной |
связи |
универсальный |
акустический |
преобра |
||
зователь типа |
ДЭМ, |
который |
может |
работать в |
качестве |
микрофона, телефона или громкоговорителя транзисторного приемника.
191
Принцип действия ДЭМ основан на том, что колебания якоря, связанного с мембраной, вызывают изменение магнитного сопро тивления в зазоре между полюсами постоянного магнита. В ре зультате магнитный поток вынужден все время замыкаться раз
ными путями, пересекая |
при этом электромагнитную катушку и |
индуктируя в ней э. д. с. |
с частотой и амплитудой, соответствую |
щими звуковым колебаниям.
Конструкция, объединяющая микрофон и телефон, называется микротелефонной трубкой. Телефонный аппарат, кроме микротелефонной трубки, включает в себя номеронабиратель, или пере ключатель абонентов, и вызывное устройство, звонок, реле, кон денсаторы и сопротивление.
На судах применяется одновременно несколько видов теле фонной связи: прямая, или парная, командная, с отдельными ком мутаторами и автоматическая.
Прямая телефонная связь соединяет между собой только два поста. Это самая оперативная и надежная связь, всегда готовая к действию без промежуточных переключений и помех, которые могли бы вызвать другие абоненты. Она устанавливается по Правилам Регистра СССР между самыми ответственными поста ми судна: рулевая рубка — машинное отделение, рулевая рубка — радиорубка.
Командная телефонная связь состоит из коммутатора, установ ленного в наиболее важном посту судна, связанного с телефонны ми аппаратами исполнительных постов. С командного коммута тора можно установить связь с одним или сразу несколькими постами, но связь их между собой исключается.
По,, Правилам Регистра СССР командный коммутатор рулевой рубки должен обеспечить связь с баком, кормой, постом наблю дения на мачте, машинным отделением, помещением аварийного дизель-генератора, румпельным отделением, помещением гироком паса, радиорубкой, помещением углекислотного пожаротушения. На некоторых судах командный коммутатор устанавливается и в машинном отделении.
Необходимость в дополнительных переключениях до и после разговора и возможность ошибки при этом снижает оператив ность командной связи по сравнению с парной связью.
Телефонная связь по системе отдельных коммутаторов объе диняет несколько постов. В отличие от командной связи здесь абоненты, входящие в эту систему, могут разговаривать друг с другом. Каждый отдельный телефонный аппарат (коммутатор) имеет соответствующие переключатели.
Все перечисленные виды связи являются служебными. Кроме них, на современных судах устанавливаются автоматические те лефонные станции (АТС), обеспечивающие служебно-обиходную связь. АТС включает в себя большое количество абонентов и от
личается гибкостью и |
универсальностью. ОднакЬ по надежности |
и оперативности она |
значительно уступает служебным видам |
связи. |
|
192