Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 176

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

Пожарная сигнализация. Своевре­

 

 

менное

обнаружение

очага

пожара

 

 

на судне

является

едва

ли

не

са­

 

 

мым

важным

 

фактором

успешной

 

 

борьбы

с огнем.

Поэтому

все совре­

 

 

менные

морские

суда оборудуются

 

 

электрической

пожарной

сигнализа­

 

 

цией ЭПС,

которая автоматически реа­

 

 

гирует

на

возникновение

пожара и

 

 

подает звуковой

и световой (электро­

 

 

табло)

сигналы.

 

 

 

 

 

Рис.

117. Конструкция тепло­

Важнейшим элементом ЭПС явля­

вого

извещателя с плавкой

ются

датчики,

реагирующие

на

про­

вставкой

явление пожара. Такими проявлениями

 

 

могут

 

быть

дым,

повышение

тем­

пературы окружающей среды, пламя, изменение химического со­ става воздуха. Существуют датчики, чувствительные ко всем этим компонентам пожара. На судах применяются датчики, реагиру­ ющие на температуру или на дым. Первые из них называются теп­

ловыми пожароизвещателями.

СССР

тепловые пожароизвеьца-

По правилам Регистра

тели установленные в помещениях, где

нормальная

темпе­

ратура не превышает 45°С, должны

срабатывать при 60

— 80°С,

а в помещениях с повышенной

температурой

— при 80 — 100°С.

Существуют тепловые извещатели,

реагирующие не на

самый

факт повышения температуры контролируемого помещения, а на скорость ее повышения. Такие извещатели называются дифферен­ циальными.

Чувствительным элементом тепловых извещателей могут быть биметаллическая пластина, баллон с легкоиспаряющейся жидкостью или плавкая вставка. Биметаллическая пластина при повышении температуры прогибается и воздействует на контакт электрической цепи, а легкоиспаряющаяся жидкость в баллоне при повышении температуры испаряется и повышает давление в трубке. Это давление через мембрану воздействует на контакт электрической цепи. Такие пожароизвещатели называются мано­ метрическими и устанавливаются во взрывоопасных помещениях и холодильных камерах, причем в самом контролируемом поме­ щении устанавливается только баллон.

Наибольшее распространение на судах получили тепловые по­ жароизвещатели с плавкими вставками (рис. 117). Плавкая вставка 1 запаяна в трубке 2, которая, в свою очередь, вставлена в отверстие пластмассовой крышки 3. При завинчивании крышки на корпус извещателя 4, шток 5, упираясь во вставку, сжимает пружину 6 и замыкает контакт 7.

Когда температура в контролируемом помещении достигнет 70°С, вставка плавится, а шток под действием пружины переме­ щается вниз, что и приводит к размыканию контакта электриче­ ской цепи.

00


Впомещениях с повышенной темпера­ турой применяются вставки с температу­ рой плавления 90°С.

Врулевой рубке устанавливается электрическая станция пожарной сигна­

лизации, к которой подключаются

все

 

извещатели, вмонтированные

обычно в

 

подволок различных помещений

судна.

 

К станции ЭПС (рис. 118)

подходит

 

несколько линий (лучей). В каждую ли­

Рис. 118. Структурная схе­

нию включены от одного до четырех из­

ма электрической пожарной

вещателей, установленных в смежных по­

сигнализации

мещениях.

Станции электрической пожарной сигнализации не только вос­ принимают сигналы датчиков о признаках пожара, но осуществ­ ляют непрерывный контроль исправного состояния всей системы ЭПС. В соответствии с Правилами Регистра СССР в табл. 19 при­ водятся сведения, которые должны давать станции ЭПС, установ­ ленные в рулевой рубке.

На рис. 119 показана упрощенная принципиальная схема ЭПС с тепловыми извещателями.

Т а б л и ц а 19

Режим работы ЭПС и неисправности

Вид сигнала станции ЭГГС

Вид сигнала

станции ЭПС

с тепловыми извещ ателями

с дымовыми

извещ ателями

Работа устройства

Визуальный

Питание от аварийного источника

»

Признаки пожара и местонахож-

Звуковой

дение помещения с признаками по­

Визуальный

жара

 

Отсутствие тяги в камере обнару­

жения

 

Отсутствие тяги в трубопроводах

Обрыв в цепях датчиков

Визуальный

 

Звуковой

Визуальный

Звуковой

Визуальный

Визуальный

Звуковой

Визуальный

Местонахождение поврежденной

Визуальный

цепи датчиков

 

 

Отключена извещательная линия

Визуальный (рекомен­

 

 

дуется)

 

При наличии напряжения у основного источника питания Uon срабатывает реле PH и своими переключающими контактами под­ ключает к нему схему ЭПС. Загораются сигнальные лампы ЛВ (включено) и Л оп (питание от основного источника).

Если в контролируемых помещениях отсутствуют признаки пожара, то извещатели И своими замкнутыми контактами шун-

20!


Рис. 119. Схема электрической пожарной сигнализации с тепло­ выми измещателями

тируют сопротивление R и катушки лучевых реле Р, благодаря чему через катушки реле RO и РП протекает ток, достаточный для их срабатывания. Таким образом, размыкающие контакты этих реле размыкают цепи ламп ЛО, ЛП и звонка Зв.

При срабатывании какого-либо извещателя, например И2, его контакт размыкается и последовательно с катушками РО и РП вводятся два параллельно включенных сопротивления: R2 и соп­ ротивление катушки реле Р2. В результате этого срабатывает ре­ ле Р2, а ток через катушки РО и РП уменьшается настолько, что отключается реле РП, но не отключается реле РО. Реле РП, от­ ключившись, замыкает цепь звонка Зв, сигнальной лампы ЛП — «пожар» и катушки независимого расцепителя автоматического выключателя РА вентиляции судна. Реле Р2, сработав, замыкает цепь лампы ЛЛ2, указывая тем самым место возникновения по­ жара.

Если в какой-либо из линий произойдет обрыв, то последова­ тельно с катушками РО и РП вводится сопротивление катушки реле Р поврежденной линии. Это приводит к тому, что срабаты­ вает реле Р поврежденной линии и включает соответствующую лампу ЛЛ, а ток в цепи катушек РО и РП уменьшается настолько,

что отключаются оба реле

и замыкают цепи звонка

и лампы

Л О — «обрыв».

Л 0а, Л аи помещаются на

световом

Обычно лампы ЛП, ЛО,

табло, подсвечивая соответствующие надписи. Лампы Л Л Х, ЛЛ%...

ЛЛП монтируются в макете силуэта судна, что позволяет быстро определять район пожара.

Как уже отмечалось ранее,

 

 

ГП_г

в одной линии могут

быть

МфJ

включены последовательно

не­

. —

[Мф

сколько извещателей смежных

 

 

ТК

L3

 

 

*

Л й

помещений.

Среди

тепловых

 

 

 

извещателей, действующих ав­

_

 

 

 

 

 

 

 

томатически,

встречаются

и

 

 

 

 

ручные. Ручные

извещатели

 

 

 

 

(кнопка под стеклом) устанав­

I l f 2 i

Jk

П\

 

ливаются в местах,

где

часто

Рис.

120.

Расположение

фотоэлементов

бывают люди: коридоры,

 

от­

 

дымовой электрической пожарной сигна­

крытая палуба, машинное от­

лизации

 

 

деление и т.

д.

 

 

 

 

 

 

 

Для обнаружения пожара в трюмах, в помещениях под полу­ баком, в топливных танках применяется дымовая электрическая пожарная сигнализация.

Из всех контролируемых помещений по трубкам 1, 2, 3,..., п (рис. 120) засасывается непрерывно воздух специальными венти­ ляторами. Этот воздух проходит по контрольной трубке ТК станции ЭПС, установленной в рулевой рубке. В обоих концах контрольной трубы расположены фотосопротивления 1Яф и 2Rф, величина которых сильно меняется в зависимости от освещен­ ности их лампой накаливания Л. Освещенность фотосопротивления

регулируется диафрагмой Д и остается постоянной. Осве­ щенность фотосопротивления 1Яф уменьшается при появлении в трубе дыма. При этом резко увеличивается величина фотосопро­ тивления 1Яф по сравнению с фотосопротивлением 2Яф, что сразу же воспринимается электронной схемой усиления, на вход которой включены 1Яф и 2Яф. Подаются звуковой и световой сигналы «по­ жар». Помещение с признаками пожара определяется визуально по трубке, из которой засасывается дым.

Станция дымовой пожарной сигнализации, кроме основной за­

дачи— обнаружение очага пожара,

осуществляет

непрерывный

контроль за исправным

состоянием

основных элементов системы

(см .табл .19).

 

 

 

Трубки, по которым

засасывается воздух (дым)

из контроли­

руемых помещений, в случае пожара переключаются на станцию углекислотного пожаротушения, и по ним подается углекислота.

Авральная и служебно-бытовая организация. Авральная элект­ рическая сигнализация служит для объявления общесудовых тре­ вог и применяется на всех судах, на которых объявление тревоги голосом или другим средством не может быть слышно одновре­ менно во всех помещениях.

Включение авральной сигнализации производится замыкате­ лями, установленными в рулевой рубке. Если на судне есть по­ мещение, предназначенное для несения стояночной вахты, то за­ мыкатели устанавливаются и в нем.

Звуковые приборы авральной сигнализации должны издавать звук, отличный отвсех других сигналов.

203


Они устанавливаются в ко­ ридорах жилых, служебных и общественных помещений и в самих общественных помеще­ ниях, если их площадь превыша­ ет 150 м2, в машинных отделени­ ях и на открытых палубах.
На пассажирских судах созда­ ются две самостоятельные груп­ пы авральной сигнализации: для экипажа и для пассажиров.
На современных судах авраль­ ная сигнализация получает пита­ ние от судовой сети, но при ис­ автоматически переключается на

Рис. 121. Принципиальная схема номерника

чезновении напряжения в ней аккумуляторную батарею.

В помещениях с большим уровнем шума одновременно со зву­ ковыми приборами устанавливается световая сигнализация. Каж­ дый звуковой прибор имеет свои плавкие предохранители в обоих проводах.

Вахтенная сигнализация служит для вызова вахтенного штур­ мана к трапу или в другое служебное помещение при стоянке судна в порту. Она состоит из замыкателей и звонка, расположен­ ного в коридоре штурманских кают.

Буфетная сигнализация служит для вызова буфетчицы в каюткомпанию или в каюты комсостава судна. Эта сигнализация со­ стоит из вызывных кнопок и номерника со звонком, установлен­

ного в буфете.

Номерником называется устройство, служащее для фиксиро­ вания принятого сигнала и для указания места, с которого был подан сигнал.

На рис. 121 показана принципиальная схема номерника на п номеров, в которой использованы двухобмоточные реле IP, 2Р,..., пР. При нажатии кнопки вызова, например КВ2, получает пита­ ние первая обмотка реле и звонок Зв. Реле срабатывает и своим контактом подает питание на вторую обмотку и сигналь­ ную лампу 2Л. Размыкание кнопки вызова лишает питания пер­ вую обмотку реле и звонок, но реле удерживается за счет тока второй обмотки. Снять световой сигнал и отключить реле можно нажатием размыкающей кнопки КС2, установленной на

корпусе номерника.

На пассажирских судах точно по такому же принципу выпол­ нена каютная сигнализация вызова дежурной номерной.

§ 48. Соленомеры

Соленомеры применяются для определения содержания со­ лей в питательной воде котлов-и в дистилляте судовых опресни­ тельных установок. Принцип действия соленомеров основан на

204