ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 176
Скачиваний: 0
|
|
Пожарная сигнализация. Своевре |
|||||||||
|
|
менное |
обнаружение |
очага |
пожара |
||||||
|
|
на судне |
является |
едва |
ли |
не |
са |
||||
|
|
мым |
важным |
|
фактором |
успешной |
|||||
|
|
борьбы |
с огнем. |
Поэтому |
все совре |
||||||
|
|
менные |
морские |
суда оборудуются |
|||||||
|
|
электрической |
пожарной |
сигнализа |
|||||||
|
|
цией ЭПС, |
которая автоматически реа |
||||||||
|
|
гирует |
на |
возникновение |
пожара и |
||||||
|
|
подает звуковой |
и световой (электро |
||||||||
|
|
табло) |
сигналы. |
|
|
|
|
|
|||
Рис. |
117. Конструкция тепло |
Важнейшим элементом ЭПС явля |
|||||||||
вого |
извещателя с плавкой |
ются |
датчики, |
реагирующие |
на |
про |
|||||
вставкой |
явление пожара. Такими проявлениями |
||||||||||
|
|
могут |
|
быть |
дым, |
повышение |
тем |
пературы окружающей среды, пламя, изменение химического со става воздуха. Существуют датчики, чувствительные ко всем этим компонентам пожара. На судах применяются датчики, реагиру ющие на температуру или на дым. Первые из них называются теп
ловыми пожароизвещателями. |
СССР |
тепловые пожароизвеьца- |
||
По правилам Регистра |
||||
тели установленные в помещениях, где |
нормальная |
темпе |
||
ратура не превышает 45°С, должны |
срабатывать при 60 |
— 80°С, |
||
а в помещениях с повышенной |
температурой |
— при 80 — 100°С. |
||
Существуют тепловые извещатели, |
реагирующие не на |
самый |
факт повышения температуры контролируемого помещения, а на скорость ее повышения. Такие извещатели называются дифферен циальными.
Чувствительным элементом тепловых извещателей могут быть биметаллическая пластина, баллон с легкоиспаряющейся жидкостью или плавкая вставка. Биметаллическая пластина при повышении температуры прогибается и воздействует на контакт электрической цепи, а легкоиспаряющаяся жидкость в баллоне при повышении температуры испаряется и повышает давление в трубке. Это давление через мембрану воздействует на контакт электрической цепи. Такие пожароизвещатели называются мано метрическими и устанавливаются во взрывоопасных помещениях и холодильных камерах, причем в самом контролируемом поме щении устанавливается только баллон.
Наибольшее распространение на судах получили тепловые по жароизвещатели с плавкими вставками (рис. 117). Плавкая вставка 1 запаяна в трубке 2, которая, в свою очередь, вставлена в отверстие пластмассовой крышки 3. При завинчивании крышки на корпус извещателя 4, шток 5, упираясь во вставку, сжимает пружину 6 и замыкает контакт 7.
Когда температура в контролируемом помещении достигнет 70°С, вставка плавится, а шток под действием пружины переме щается вниз, что и приводит к размыканию контакта электриче ской цепи.
00
Впомещениях с повышенной темпера турой применяются вставки с температу рой плавления 90°С.
Врулевой рубке устанавливается электрическая станция пожарной сигна
лизации, к которой подключаются |
все |
|
|
извещатели, вмонтированные |
обычно в |
|
|
подволок различных помещений |
судна. |
|
|
К станции ЭПС (рис. 118) |
подходит |
|
|
несколько линий (лучей). В каждую ли |
Рис. 118. Структурная схе |
||
нию включены от одного до четырех из |
ма электрической пожарной |
||
вещателей, установленных в смежных по |
сигнализации |
мещениях.
Станции электрической пожарной сигнализации не только вос принимают сигналы датчиков о признаках пожара, но осуществ ляют непрерывный контроль исправного состояния всей системы ЭПС. В соответствии с Правилами Регистра СССР в табл. 19 при водятся сведения, которые должны давать станции ЭПС, установ ленные в рулевой рубке.
На рис. 119 показана упрощенная принципиальная схема ЭПС с тепловыми извещателями.
Т а б л и ц а 19
Режим работы ЭПС и неисправности |
Вид сигнала станции ЭГГС |
Вид сигнала |
станции ЭПС |
с тепловыми извещ ателями |
с дымовыми |
извещ ателями |
Работа устройства |
Визуальный |
Питание от аварийного источника |
» |
Признаки пожара и местонахож- |
Звуковой |
дение помещения с признаками по |
Визуальный |
жара |
|
Отсутствие тяги в камере обнару |
— |
жения |
|
Отсутствие тяги в трубопроводах |
— |
Обрыв в цепях датчиков |
Визуальный |
|
Звуковой |
Визуальный
3»
Звуковой
Визуальный
Визуальный
Звуковой
Визуальный
—
Местонахождение поврежденной |
Визуальный |
— |
цепи датчиков |
|
|
Отключена извещательная линия |
Визуальный (рекомен |
|
|
дуется) |
|
При наличии напряжения у основного источника питания Uon срабатывает реле PH и своими переключающими контактами под ключает к нему схему ЭПС. Загораются сигнальные лампы ЛВ (включено) и Л оп (питание от основного источника).
Если в контролируемых помещениях отсутствуют признаки пожара, то извещатели И своими замкнутыми контактами шун-
20!
Рис. 119. Схема электрической пожарной сигнализации с тепло выми измещателями
тируют сопротивление R и катушки лучевых реле Р, благодаря чему через катушки реле RO и РП протекает ток, достаточный для их срабатывания. Таким образом, размыкающие контакты этих реле размыкают цепи ламп ЛО, ЛП и звонка Зв.
При срабатывании какого-либо извещателя, например И2, его контакт размыкается и последовательно с катушками РО и РП вводятся два параллельно включенных сопротивления: R2 и соп ротивление катушки реле Р2. В результате этого срабатывает ре ле Р2, а ток через катушки РО и РП уменьшается настолько, что отключается реле РП, но не отключается реле РО. Реле РП, от ключившись, замыкает цепь звонка Зв, сигнальной лампы ЛП — «пожар» и катушки независимого расцепителя автоматического выключателя РА вентиляции судна. Реле Р2, сработав, замыкает цепь лампы ЛЛ2, указывая тем самым место возникновения по жара.
Если в какой-либо из линий произойдет обрыв, то последова тельно с катушками РО и РП вводится сопротивление катушки реле Р поврежденной линии. Это приводит к тому, что срабаты вает реле Р поврежденной линии и включает соответствующую лампу ЛЛ, а ток в цепи катушек РО и РП уменьшается настолько,
что отключаются оба реле |
и замыкают цепи звонка |
и лампы |
Л О — «обрыв». |
Л 0а, Л аи помещаются на |
световом |
Обычно лампы ЛП, ЛО, |
табло, подсвечивая соответствующие надписи. Лампы Л Л Х, ЛЛ%...
ЛЛП монтируются в макете силуэта судна, что позволяет быстро определять район пожара.
Как уже отмечалось ранее, |
|
|
ГП_г |
|||||
в одной линии могут |
быть |
МфJ |
||||||
включены последовательно |
не |
. — |
[Мф |
|||||
сколько извещателей смежных |
|
|
ТК |
L3 |
||||
|
|
* |
Л й |
|||||
помещений. |
Среди |
тепловых |
|
|
|
|||
извещателей, действующих ав |
_ |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|||||
томатически, |
встречаются |
и |
|
|
|
|
||
ручные. Ручные |
извещатели |
|
|
|
|
|||
(кнопка под стеклом) устанав |
I l f 2 i |
Jk |
П\ |
|
||||
ливаются в местах, |
где |
часто |
Рис. |
120. |
Расположение |
фотоэлементов |
||
бывают люди: коридоры, |
|
от |
||||||
|
дымовой электрической пожарной сигна |
|||||||
крытая палуба, машинное от |
лизации |
|
|
|||||
деление и т. |
д. |
|
|
|
|
|
|
|
Для обнаружения пожара в трюмах, в помещениях под полу баком, в топливных танках применяется дымовая электрическая пожарная сигнализация.
Из всех контролируемых помещений по трубкам 1, 2, 3,..., п (рис. 120) засасывается непрерывно воздух специальными венти ляторами. Этот воздух проходит по контрольной трубке ТК станции ЭПС, установленной в рулевой рубке. В обоих концах контрольной трубы расположены фотосопротивления 1Яф и 2Rф, величина которых сильно меняется в зависимости от освещен ности их лампой накаливания Л. Освещенность фотосопротивления
регулируется диафрагмой Д и остается постоянной. Осве щенность фотосопротивления 1Яф уменьшается при появлении в трубе дыма. При этом резко увеличивается величина фотосопро тивления 1Яф по сравнению с фотосопротивлением 2Яф, что сразу же воспринимается электронной схемой усиления, на вход которой включены 1Яф и 2Яф. Подаются звуковой и световой сигналы «по жар». Помещение с признаками пожара определяется визуально по трубке, из которой засасывается дым.
Станция дымовой пожарной сигнализации, кроме основной за
дачи— обнаружение очага пожара, |
осуществляет |
непрерывный |
|
контроль за исправным |
состоянием |
основных элементов системы |
|
(см .табл .19). |
|
|
|
Трубки, по которым |
засасывается воздух (дым) |
из контроли |
руемых помещений, в случае пожара переключаются на станцию углекислотного пожаротушения, и по ним подается углекислота.
Авральная и служебно-бытовая организация. Авральная элект рическая сигнализация служит для объявления общесудовых тре вог и применяется на всех судах, на которых объявление тревоги голосом или другим средством не может быть слышно одновре менно во всех помещениях.
Включение авральной сигнализации производится замыкате лями, установленными в рулевой рубке. Если на судне есть по мещение, предназначенное для несения стояночной вахты, то за мыкатели устанавливаются и в нем.
Звуковые приборы авральной сигнализации должны издавать звук, отличный отвсех других сигналов.
203
Рис. 121. Принципиальная схема номерника
чезновении напряжения в ней аккумуляторную батарею.
В помещениях с большим уровнем шума одновременно со зву ковыми приборами устанавливается световая сигнализация. Каж дый звуковой прибор имеет свои плавкие предохранители в обоих проводах.
Вахтенная сигнализация служит для вызова вахтенного штур мана к трапу или в другое служебное помещение при стоянке судна в порту. Она состоит из замыкателей и звонка, расположен ного в коридоре штурманских кают.
Буфетная сигнализация служит для вызова буфетчицы в каюткомпанию или в каюты комсостава судна. Эта сигнализация со стоит из вызывных кнопок и номерника со звонком, установлен
ного в буфете.
Номерником называется устройство, служащее для фиксиро вания принятого сигнала и для указания места, с которого был подан сигнал.
На рис. 121 показана принципиальная схема номерника на п номеров, в которой использованы двухобмоточные реле IP, 2Р,..., пР. При нажатии кнопки вызова, например КВ2, получает пита ние первая обмотка реле 2Р и звонок Зв. Реле 2Р срабатывает и своим контактом подает питание на вторую обмотку и сигналь ную лампу 2Л. Размыкание кнопки вызова лишает питания пер вую обмотку реле и звонок, но реле 2Р удерживается за счет тока второй обмотки. Снять световой сигнал и отключить реле 2Р можно нажатием размыкающей кнопки КС2, установленной на
корпусе номерника.
На пассажирских судах точно по такому же принципу выпол нена каютная сигнализация вызова дежурной номерной.
§ 48. Соленомеры
Соленомеры применяются для определения содержания со лей в питательной воде котлов-и в дистилляте судовых опресни тельных установок. Принцип действия соленомеров основан на
204