Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 126. Механические

Рис. 127. Механические характеристики двигателя

характеристики двигате­

ля постоянного тока па­

постоянного тока параллельного возбуждения при

раллельного возбуждения

р а з л и ч н ы х значениях напряжения (я) и различ­

при различных сопротив­

ных значениях потока возбуждения (б)

лениях в цепи якоря

 

Электромагнитный момент, развиваемый двигателем, зависит от тока якоря /я и потока возбуждения Ф:

М = К / я Ф,

( 88 )

где кы— конструктивный коэффициент машины, причем k„ ~ 0,97£е Значение / я из (88) подставляем в (87), в результате чего и получаем аналитическое выражение механической характеристи­

ки двигателей постоянного тока

= — ----- М ---- ^—

(89)

&е Ф

k e k it Ф2

 

У двигателей параллельного

возбуждения

(рис. 127) ток воз­

буждения

Г ов + Гр

не зависит от тока якоря и, следовательно, не зависит от нагрузки на двигатель. Если пренебречь действием реакции якоря, то можно считать, что и поток возбуждения не зависит от нагрузки. В таком случае анализ формулы (89) показывает, что механические харак­ теристики двигателя постоянного тока параллельного возбужде­ ния являются прямыми линиями.

Первый член правой части уравнения (89) представляет собой скорость идеального холостого хода:

'216

а второй член — изменение скорости за счет изменения

нагрузки

(момента):

 

Перепад скорости при 7?Р = 0 и Ф = Фн относительно

мал, поэ­

тому естественная механическая характеристика двигателя параллель­ ного возбуждения является жесткой.

При введении реостата в цепь якоря увеличивается наклон ме­ ханических характеристик, т. е. уменьшается их жесткость, но ско­ рость идеального холостого хода не меняется (рис. 126).

Изменение напряжения, подаваемого на двигатель, вызывает изменение скорости идеального холостого хода, но перепад скорости,

т. е. наклон механических характеристик остается

постоянным

(рис. 127, а).

то по увеличивается,

но

Если уменьшить поток возбуждения,

жесткость механических характеристик уменьшается (рис. 127,

б).

У двигателя п о с л е д о в а т е л ь н о г о

возбуждения

(рис. 128)

ток якоря одновременно является и током возбуждения, а это значит, что поток возбуждения его зависит от нагрузки, т. е. Ф = / 1 (h) или Ф = /2 (Л1). Как известно, такая зависимость опре­ деляется кривой намагничивания железа машины и аналитического выражения не имеет.

По этой причине в уравнении (89) поток возбуждения невозможно выразить через момент на валу двигателя, и, следова­ тельно, для расчета и анализа механических характеристик двига­ теля последовательного возбуждения уравнение непригодно.

Механическая характеристика для этих двигателей определяется на заводе-изготовителе экспериментально и приводится в катало­ гах в относительных единицах для каждой серии двигателей. Она имеет целый ряд особенностей (рис. 129).

Во-первых, при отсутствии нагрузки на валу двигателя скорость его резко возрастает (двигатель идет «вразнос»). Эта особенность

двигателя подтверждается и уравнением

(87): при отсутствии наг­

рузки ток двигателя и его поток

 

 

возбуждения стремятся к нулю, а

 

 

скорость — к бесконечности.

 

 

 

и

 

 

 

 

 

м

 

 

 

 

Рис. 129. Естественная механи­

Рис. 128.

Схема

двигателя по­

ческая характеристика

двига­

стоянного

тока

последователь­

теляпостоянного тока

после­

ного возбуждения

довательного возбуждения

217


Во-вторых, при изменении нагруз­ ки от холостого хода до номинальной скорость двигателя изменяется в боль­ ших пределах (характеристика мяг­ кая), что также подтверждается урав­ нением (87).

В-третьих, в области перегрузок двигателя характеристика становится Рис. 130. Схема двигателя по­ жесткой, так как магнитная система

стоянного тока

смешанного машины насыщается

и увеличение

возбуждения

тока не приводит к

сколько-нибудь

 

существенному увеличению потока.

Как уже отмечалось ранее, частота вращения,

момент и мощ­

ность любого двигателя связаны между собой зависимостью (83). Кривая n — f(M) , построенная по этому уравнению при условии Р — const, называется гиперболой постоянства мощности. Ме­ ханическая характеристика двигателя последовательного возбуж­ дения достаточно близко совпадает с кривой P = const. Это значит, что при изменении момента сопротивления на валу двигателя в достаточно больших пределах мощность, развиваемая двигателем, остается практически постоянной.

У двигателя параллельного возбуждения пусковой момент уве­ личивается только за счет увеличения пускового тока (88), а у дви­ гателя последовательного возбуждения при этом несколько возрас­ тает и поток возбуждения, хотя магнитная система двигателя на­ сыщена. Таким образом, пусковой момент двигателя последователь­ ного возбуждения, при всех прочих равных условиях, всегда боль­ ше, чем у двигателя параллельного возбуждения.

Двигатели последовательного возбуждения применяются в элек­ троприводе грузоподъемных и транспортных устройств.

У двигателей с м е ш а н н о г о возбуждения поток возбуждения создается двумя обмотками (рис. 130).

При проектировании такого двигателя соотношение намагничи­ вающих сил (ампер-витки) параллельной ОВ1 и последовательной ОВ2 обмоток можно выбирать различным. Взаимное включение их может быть согласным или встречным. От этого зависит вид ме­ ханических характеристик двигателя.

В зависимости от соотношений намагничивающих сил парал­ лельной и последовательной обмоток встречаются два типа дви­

гателей

смешанного возбуждения, выпускаемых отечественной

промышленностью.

обмотка является

основной,

последователь­

1.

Параллельная

ная— слабой (лекой).

У таких двигателей

возможно

согласное и

встречное включение обмоток. При согласном включении механи­

ческая характеристика (кривая 1, а, рис. 131)

несколько мягче,

чем у двигателя параллельного возбуждения

(пунктирная пря­

мая), и двигатель имеет повышенный, по сравнению с двигателем параллельного возбуждения, пусковой момент. При встречном включении обмоток механическая характеристика более жесткая

218


(кривая 16), но двигатель

имеет

пони­

 

 

 

 

женный пусковой момент. Встречное

 

 

 

 

включение

на

практике

применяется

 

 

 

 

редко. В этом случае на время пуска дви­

 

 

 

 

гателя

последовательную

обмотку

це­

 

 

 

 

лесообразно шунтировать.

 

токе якоря

на­

 

 

 

2.

При номинальном

 

 

 

магничивающая сила

последовательной

 

 

 

 

обмотки примерно равна намагничиваю­

 

 

 

 

щей силе

параллельной.

Механическая

 

 

 

 

характеристика (кривая 2) занимает

 

 

 

 

промежуточное положение между харак­

Рис.

131. Механические

ха­

теристиками двигателей

параллельного

рактеристики

двигателей

и последовательного

возбуждения.

для

постоянного

тока смешан­

Встречное включение

обмоток

ного

возбуждения

 

таких

двигателей

недопустимо. Однако

 

 

 

При

в практике

такая ситуация

может

возникнуть ошибочно.

этом

поведение

двигателя

будет

зависеть

от

нагрузки

на

него в процессе

пуска и от того, перепутаны

ли

концы парал­

лельной либо последовательной обмотки. Так, например, при пус­ ке двигателя с номинальным моментом сопротивления на валу, при пусковом токе 2,5 / н и с неправильно включенной последова­ тельной обмоткой, двигатель начнет вращаться в противоположную сторону и разовьет скорость примерно в 2 раза меньше номиналь­ ной. При пуске вхолостую он пойдет вразнос, причем ток якоря будет все время превышать номинальное значение.

Двигатели переменного тока. Наибольшее распространение в народном хозяйстве и на судах получили короткозамкнутые асин­ хронные двигатели. Благодаря отсутствию коллектора и скользя­ щих контактов эти двигатели отличаются высокой надежностью и взрывобезопасностью. Они меньше по весу и габаритам и значи­ тельно дешевле двигателей постоянного тока.

На судах находят применение и асинхронные двигатели с фаз­ ным ротором. При помощи колец и щеток в цепь ротора может включаться реостат для уменьшения пускового тока и для регу­ лирования частоты вращения.

В электроприводах со сложными условиями работы (частые пуски, реверсы, переменная нагрузка) применяются асинхронные двигатели с глубокопазной короткозамкнутой обмоткой на рото­ ре или с двумя короткозамкнутыми обмотками из проводников с различным сопротивлением. Такая конструкция обмоток ротора позволяет увеличить пусковой момент.двигателя и уменьшить пус­ ковой ток.

Прежде чем изучать механические характеристики асинхронно­ го двигателя, уместно кратко рассмотреть принцип действия его.

Трехфазный переменный ток, протекающий по обмотке статора, создает вращающееся магнитное поле, частота вращения которого

6 0 / (90)

219



где

/ — частота;

 

 

 

р — число пар полюсов вращающегося поля.

 

 

Это поле индуктирует в обмотке ротора э. д. с. Е2к, под дейст­

вием которой потечет ток

 

 

 

/ 2 = ^-к ,

^

(91)

где

Z = V R l + x l — полное сопротивление обмотки ротора, Ом.

 

Взаимодействие тока ротора с вращающимся магнитным полем

создает вращающий электромагнитный момент

 

 

M = £ ® /2co s«!>,

 

(92)

где k — конструктивный коэффициент машины;

 

 

Ф— угол между э. д. с. и током ротора.

со скоростью

 

Под действием этого момента ротор

вращается

п, меньшей, чем скорость поля. Относительная разность скоростей поля и ротора называется скольжением:

Э. д. с. и частота тока во вращающемся роторе зависят от сколь­ жения:

E2s — E2ks,

(94)

/ 2 = / 1 5.

(95)

Известно, что для устойчивой работы любого механического двигателя (дизель, турбина) требуется автоматический регуля­ тор частоты вращения. Электрические же двигатели обеспечивают устойчивую работу без дополнительных регуляторов. Эта особен­ ность их называется саморегулированием, которое у асинхронных двигателей выглядит следующим образом. Двигатель развивает вращающий момент, равный моменту сопротивления, и скорость его постоянна.

При увеличении момента сопротивления скорость двигателя начинает падать, а значит, увеличивается скольжение, э. д. с. ро­ тора, ток ротора и вращающий момент двигателя. Все это проис­ ходит до тех пор, пока вращающий момент вновь будет равен мо­ менту сопротивления. Кратко все это можно записать следующим образом:

М = Мс; п = const. Мс f —п ф—s f —E2s f —/ 2 f —М f .

Механическая характеристика асинхронного двигателя являет­ ся сложной кривой (рис. 132), у которой выделяются два участка: аб — рабочая часть характеристики и вб — пусковая. Саморегу­ лирование двигателя происходит только на рабочей части меха­ нической характеристики.

Наибольший момент Л4Мах, развиваемый двигателем, называет­ ся максимальным (опрокидывающим, критическим). Отношение

220