ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 172
Скачиваний: 0
Щением привода (двигательный режим) |
или навстречу движению |
||
(тормозной режим). |
уравнение движения |
привода |
|
Таким образом, основное |
|||
в общем виде записывается так: - |
|
|
|
± N[ + 7Vfc = |
GD*_ |
d n |
(79) |
|
375 |
d t |
|
Знаки у слагаемых левой части выбираются в соответствии с пра вилом: момент, развиваемый двигателем, так же как и статиче ский момент сопротивления, записываются со знаком плюс, если они действуют согласно с направлением вращения привода; со знаком минус, если препятствуют его вращению.
Проанализируем основное уравнение движения привода (79) на примере работы грузоподъемного устройства. Возможны сле дующие четыре случая работы привода:
1 |
л я |
ли |
G D 2 |
d n |
1. |
М |
— Мс = |
----- - ------подъем груза; |
|
|
|
|
375 |
d t |
а) |
М > Мс; — > 0 — привод ускоряется; |
|||
|
|
|
d t |
|
б) М < Мс; — < 0 — привод замедляется;
|
|
|
d t |
|
|
|
в) М = Мс; |
|
= 0 — установившееся движение. |
||||
2 . _ M |
+ Afc = |
- ^ |
. ^ |
спуск груза, электродвигатель рабо |
||
|
|
|
|
375 |
d t |
тает в тормозном режиме; |
а) |
М < Мс; dt |
> 0 — привод ускоряется; |
||||
б) |
М > Мс; |
— < 0 — привод замедляется; |
||||
|
|
|
d t |
|
|
|
в) М = Мс\ |
— = 0 — установившееся движение. |
|||||
3) |
+ М + М С= ----- - ------спуск груза, двигатель работает в си- |
|||||
|
|
|
|
375 |
d t |
Ловом режиме; |
|
d n . |
п |
|
|
ускоряется, после чего двигатель переходит |
|
|
> U — привод |
втормозной режим, т. е. знак его момена меняется.
4.—М — Мс = . —— при подъеме груза двигатель переве-
375 d t |
ден |
в тормозной режим, чтобы быст |
|
рей |
остановить привод; |
d n ^ А
— < U — замедление привода.
Основное уравнение движения используется для анализа пере ходных процессов электроприводов и, в частности, для определения
211
времени разгона и торможения. Так например, время пуска электропривода можно было бы найти, решив уравнение (78) от носительно t,
Лу |
д р 2 |
dn |
|
|
еу |
|
(80) |
||
tП |
375 |
м г |
м с |
|
) |
' |
|||
о |
|
|
|
|
где пу — установившаяся скорость вращения привода. |
||||
Вместе с тем решение уравнения |
(80) |
усложняется тем, что |
и момент двигателя и момент сопротивления являются функция ми частоты вращения привода, а сами эти зависимости в отдель ных случаях бывают достаточно сложными, а иногда и вовсе от сутствуют. Например, как будет показано дальше, для двигателей постоянного тока последовательного и смешанного возбуждения аналитическое выражение зависимости M = f(n ) отсутствует.
В практических расчетах широко применяются графические и графо-аналитические способы решения уравнения (79) для опре деления времени переходных процессов.
При составлении основного уравнения движения для сложного привода, у которого различные элементы вращаются с разной скоростью, необходимо моменты сопротивления и маховые момен ты привести к одному валу; например к валу двигателя:
п г ^ > П П 2 I
G D - — G D д -\— р — ,■
где /И,, — момент сопротивления, действующий на валу механизма; i — передаточное отношение редуктора;
7]п — К. п. д . редуктора;
G D \ — маховой момент ротора двигателя; GDm—маховой момент вращающихся частей механизма.
§ 51. Механические характеристики производственных механизмов
Важнейшей характеристикой электродвигателя как основ ного элемента электропривода является механическая характери стика n — f(M), которая показывает зависимость частоты враще ния от момента сопротивления на валу электродвигателя.
Механическая характеристика считается ж е с т к о й , если при изменении момента сопротивления от холостого хода до номиналь ного частота вращения изменяется не более чем на 10% от но минальной скорости двигателя. При большем изменении частоты вращения она считается мя г к о й .
Механическая характеристика двигателя должна соответство вать механическим свойствам механизма. Для одних механизмов
212
(металлорежущие станки) требуются электродвигатели е жест кой механической характеристикой, а для других (грузоподъем ные, транспортные устройства)— больше подходят с мягкой.
С другой стороны, момент сопротивления, создаваемый при водным механизмом, зависит от той частоты, с которой электро двигатель вращает его. Механической характеристикой привод ных механизмов называется зависимость Mc= f(n ).
Многообразие производственных механизмов, естественно, со здает и многообразие их механических характеристик. Вместе с
тем механические характеристики наиболее |
распространенных |
механизмов можно выразить следующей формулой: |
|
МС = М 0 + (М Н— М 0)(^— j , |
(81) |
где М0~ момент сопротивления холостого хода механизма; М„ — момент сопротивления при номинальной частоте вращения
х — показатель степени, который принимает различные значе ния для разных механизмов.
У большинства судовых механизмов момент холостого хода, обусловленный трением в подшипниках, относительно мал и им можно пренебречь; тогда
м * = м * Ш х - |
(82) |
Выделяются четыре группы наиболее распространенных судо вых механизмов с точки зрения общности их механических харак теристик.
1. х — 0. В этом случае момент сопротивления не зависит от частоты вращения, а механическая характеристика является пря мой 1, параллельной оси ординат (рис. 124). Такую характери стику имеют различные грузоподъемные устройства. Действи тельно, у грузоподъемных устройств статический момент сопро тивления определяется только весом груза, диаметром барабана, передаточным числом редуктора и не зависит от скорости движе ния груза.
2. х ~ \ . |
Момент |
сопротивления |
явля |
|
|
ется линейной функцией частоты вращения, |
|
|
|||
а механическая характеристика выража |
|
|
|||
ется прямой 2. В эту группу входят порш |
|
|
|||
невые и широко распространенные на су |
|
|
|||
дах шестеренчатые и винтовые насосы. Та |
|
|
|||
кой же характеристикой обладает генератор |
|
|
|||
(с точки зрения приводного двигателя ге |
|
|
|||
нератор является рабочим механизмом) с |
|
|
|||
независимым возбуждением, работающий |
Рис. |
124. Механические |
|||
на постоянное внешнее сопротивление. |
|||||
3. х — 2. |
Момент сопротивления |
про |
характеристики различ |
||
ных |
производственных |
||||
порционален |
квадрату |
частоты вращения, |
механизмов |
213
а механическая характеристика (кривая 5) — квадратичная пара бола. Подобную механическую характеристику имеют вентиля торы, гребные винты и центробежные насосы.
4. х = —1. Момент сопротивления обратно пропорционален ча- -стоте вращения, а механическая характеристика (кривая 4) — гипербола. Такая зависимость свойственна большинству металло режущих станков.
Представляет практический интерес зависимость мощности электродвигателя от частоты вращения для различных механиз мов. Такую задачу приходится решать, например, при замене электродвигателя на другой, у которого частота вращения не сколько отличается от частоты заменяемого двигателя.
Мощность, частота вращения и момент сопротивления на валу
для любого двигателя связаны |
известной |
зависимостью (в |
си |
стеме СИ) |
|
|
|
Р = — |
1СГ3 . |
(83) |
|
9,55 |
v |
; |
Подставляя значение момента из формулы (82) при различ ных значениях х в формулу (83), получим зависимость мощности двигателя от частоты вращения для различных механизмов:
а) для механизмов первой группы:
Р= Ахп — мощность пропорциональна частоте вращения; б) для механизмов второй группы:
Р = А2п?— мощность пропорциональна квадрату частоты вращения; в) для механизмов третьей группы:
Р — Д3ц3 — мощность пропорциональна кубу частоты вращения; г) для механизмов четвертой группы:
Р = А4— м о щ н о с т ь не зависит от частоты вращения; Здесь А х, А2, А3, А4— постоянные коэффициенты.
Полученные выводы очень важны для практической деятель ности. Отсюда, например, видно, что при повышении частоты вра щения электропривода центробежного насоса на 20% мощность, развиваемая двигателем, увеличивается на 73%, а мощность дви гателя шестеренчатого насоса при таком же увеличении скорости
возрастает на 44%. Известно, что |
самый |
рациональный способ |
регулирования производительности |
насосов |
любых типов — это |
регулирование за счет изменения частоты вращения электропри вода.
§ 52. Механические характеристики электродви гателей
Механической характеристикой, как уже отмечалось, назы вается зависимость частоты вращения электродвигателя от' момен та на его валу при постоянном напряжении сети.
Механическая характеристика называется е с т е с т в е н н о й , ес ли она рассматривается при номинальном напряжении, номиналь ном потоке возбуждения и при отсутствии дополнительных сопро
214
тивлений |
в |
цепи якоря |
двигателей по |
|
|
||||
стоянного тока или в цепи статора и ро |
|
|
|||||||
тора асинхронных двигателей перемен |
|
|
|||||||
ного тока. В противном случае она на |
|
|
|||||||
зывается |
и с к у с с т в е н н о й . |
|
|
|
|
||||
Когда |
искусственная |
характеристика |
|
|
|||||
получается |
за |
счет введения |
дополни |
|
|
||||
тельных сопротивлений |
в |
цепь |
якоря |
|
|
||||
или ротора асинхронного двигателя, то |
|
|
|||||||
она называется |
р е о с т а т н о й . |
у |
асин |
Рис. 125. |
Схема двигателя |
||||
Совершенно |
.очевидно, |
что |
постоянного тока парал |
||||||
хронных |
короткозамкнутых |
двигателей |
лельного |
возбуждения |
|||||
реостатную |
характеристику |
|
получить |
|
|
||||
невозможно. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Двигатели постоянного тока. Как известно, двигатели постоянного тока в зависимости от способа возбуждения делятся на три груп пы: параллельного (рис. 125), последовательного и смешанного воз буждения. Способ возбуждения двигателя оказывает влияние на жесткость его механических характеристик. Для того чтобы проана лизировать это влияние, необходимо получить аналитическое выра жение зависимости n = f(M ).
Напряжение сети, на которое включается двигатель, уравнове шивается электродвижущей силой Е, индуктируемой в обмотке якоря, и падением напряжения lnR на всех сопротивлениях якор ной цепи, т. е.:
|
U = £ + /„/?; |
(84> |
|
|
R — Ra.n + R o.b + R р + /?Я1 |
|
|
где R n— сопротивление обмотки якоря; |
|
||
R д.п — сопротивление обмотки дополнительных полюсов; |
по |
||
R o.b — сопротивление последовательной обмотки у двигателей |
|||
следовательного и смешанного возбуждения; |
|
||
R р — сопротивление реостата. |
|
|
|
Из (84) |
можно определить ток якоря: |
|
|
|
/ я = ~ |
• |
(85> |
Э. д. с. |
якоря зависит от частоты |
вращения п и от потока воз |
|
буждения Ф и определяется формулой |
|
|
|
|
Е = ЪпФ, |
|
(86) |
где ke— конструктивный коэффициент электрической машины. Значение э. д. с. из (86) подставляется в (84) и полученное
уравнение решается относительно п:
п |
U — UR |
(87) |
|
ke Ф |
|||
|
|
||
Это уравнение показывает зависимость частоты вращения от |
|||
тока якоря. Такая зависимость называется скоростной |
характери |
||
стикой двигателя. |
|
|
215