Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Щением привода (двигательный режим)

или навстречу движению

(тормозной режим).

уравнение движения

привода

Таким образом, основное

в общем виде записывается так: -

 

 

 

± N[ + 7Vfc =

GD*_

d n

(79)

 

375

d t

 

Знаки у слагаемых левой части выбираются в соответствии с пра­ вилом: момент, развиваемый двигателем, так же как и статиче­ ский момент сопротивления, записываются со знаком плюс, если они действуют согласно с направлением вращения привода; со знаком минус, если препятствуют его вращению.

Проанализируем основное уравнение движения привода (79) на примере работы грузоподъемного устройства. Возможны сле­ дующие четыре случая работы привода:

1

л я

ли

G D 2

d n

1.

М

Мс =

----- - ------подъем груза;

 

 

 

375

d t

а)

М > Мс; — > 0 — привод ускоряется;

 

 

 

d t

 

б) М < Мс; — < 0 — привод замедляется;

 

 

 

d t

 

 

 

в) М = Мс;

 

= 0 — установившееся движение.

2 . _ M

+ Afc =

- ^

. ^

спуск груза, электродвигатель рабо­

 

 

 

 

375

d t

тает в тормозном режиме;

а)

М < Мс; dt

> 0 — привод ускоряется;

б)

М > Мс;

— < 0 привод замедляется;

 

 

 

d t

 

 

 

в) М = Мс\

— = 0 — установившееся движение.

3)

+ М + М С= ----- - ------спуск груза, двигатель работает в си-

 

 

 

 

375

d t

Ловом режиме;

 

d n .

п

 

 

ускоряется, после чего двигатель переходит

 

> U — привод

втормозной режим, т. е. знак его момена меняется.

4.М Мс = . —— при подъеме груза двигатель переве-

375 d t

ден

в тормозной режим, чтобы быст­

 

рей

остановить привод;

d n ^ А

— < U — замедление привода.

Основное уравнение движения используется для анализа пере­ ходных процессов электроприводов и, в частности, для определения

211


времени разгона и торможения. Так например, время пуска электропривода можно было бы найти, решив уравнение (78) от­ носительно t,

Лу

д р 2

dn

 

 

еу

 

(80)

tП

375

м г

м с

)

'

о

 

 

 

 

где пу — установившаяся скорость вращения привода.

Вместе с тем решение уравнения

(80)

усложняется тем, что

и момент двигателя и момент сопротивления являются функция­ ми частоты вращения привода, а сами эти зависимости в отдель­ ных случаях бывают достаточно сложными, а иногда и вовсе от­ сутствуют. Например, как будет показано дальше, для двигателей постоянного тока последовательного и смешанного возбуждения аналитическое выражение зависимости M = f(n ) отсутствует.

В практических расчетах широко применяются графические и графо-аналитические способы решения уравнения (79) для опре­ деления времени переходных процессов.

При составлении основного уравнения движения для сложного привода, у которого различные элементы вращаются с разной скоростью, необходимо моменты сопротивления и маховые момен­ ты привести к одному валу; например к валу двигателя:

п г ^ > П П 2 I

G D - G D д -\ р — ,■

где /И,, — момент сопротивления, действующий на валу механизма; i — передаточное отношение редуктора;

7]п — К. п. д . редуктора;

G D \ — маховой момент ротора двигателя; GDm—маховой момент вращающихся частей механизма.

§ 51. Механические характеристики производственных механизмов

Важнейшей характеристикой электродвигателя как основ­ ного элемента электропривода является механическая характери­ стика n — f(M), которая показывает зависимость частоты враще­ ния от момента сопротивления на валу электродвигателя.

Механическая характеристика считается ж е с т к о й , если при изменении момента сопротивления от холостого хода до номиналь­ ного частота вращения изменяется не более чем на 10% от но­ минальной скорости двигателя. При большем изменении частоты вращения она считается мя г к о й .

Механическая характеристика двигателя должна соответство­ вать механическим свойствам механизма. Для одних механизмов

212


(металлорежущие станки) требуются электродвигатели е жест­ кой механической характеристикой, а для других (грузоподъем­ ные, транспортные устройства)— больше подходят с мягкой.

С другой стороны, момент сопротивления, создаваемый при­ водным механизмом, зависит от той частоты, с которой электро­ двигатель вращает его. Механической характеристикой привод­ ных механизмов называется зависимость Mc= f(n ).

Многообразие производственных механизмов, естественно, со­ здает и многообразие их механических характеристик. Вместе с

тем механические характеристики наиболее

распространенных

механизмов можно выразить следующей формулой:

МС = М 0 + (М НМ 0)(^— j ,

(81)

где М0~ момент сопротивления холостого хода механизма; М„ — момент сопротивления при номинальной частоте вращения

х — показатель степени, который принимает различные значе­ ния для разных механизмов.

У большинства судовых механизмов момент холостого хода, обусловленный трением в подшипниках, относительно мал и им можно пренебречь; тогда

м * = м * Ш х -

(82)

Выделяются четыре группы наиболее распространенных судо­ вых механизмов с точки зрения общности их механических харак­ теристик.

1. х — 0. В этом случае момент сопротивления не зависит от частоты вращения, а механическая характеристика является пря­ мой 1, параллельной оси ординат (рис. 124). Такую характери­ стику имеют различные грузоподъемные устройства. Действи­ тельно, у грузоподъемных устройств статический момент сопро­ тивления определяется только весом груза, диаметром барабана, передаточным числом редуктора и не зависит от скорости движе­ ния груза.

2. х ~ \ .

Момент

сопротивления

явля­

 

 

ется линейной функцией частоты вращения,

 

 

а механическая характеристика выража­

 

 

ется прямой 2. В эту группу входят порш­

 

 

невые и широко распространенные на су­

 

 

дах шестеренчатые и винтовые насосы. Та­

 

 

кой же характеристикой обладает генератор

 

 

(с точки зрения приводного двигателя ге­

 

 

нератор является рабочим механизмом) с

 

 

независимым возбуждением, работающий

Рис.

124. Механические

на постоянное внешнее сопротивление.

3. х — 2.

Момент сопротивления

про­

характеристики различ­

ных

производственных

порционален

квадрату

частоты вращения,

механизмов

213


а механическая характеристика (кривая 5) — квадратичная пара­ бола. Подобную механическую характеристику имеют вентиля­ торы, гребные винты и центробежные насосы.

4. х = —1. Момент сопротивления обратно пропорционален ча- -стоте вращения, а механическая характеристика (кривая 4) — гипербола. Такая зависимость свойственна большинству металло­ режущих станков.

Представляет практический интерес зависимость мощности электродвигателя от частоты вращения для различных механиз­ мов. Такую задачу приходится решать, например, при замене электродвигателя на другой, у которого частота вращения не­ сколько отличается от частоты заменяемого двигателя.

Мощность, частота вращения и момент сопротивления на валу

для любого двигателя связаны

известной

зависимостью (в

си­

стеме СИ)

 

 

 

Р = —

1СГ3 .

(83)

9,55

v

;

Подставляя значение момента из формулы (82) при различ­ ных значениях х в формулу (83), получим зависимость мощности двигателя от частоты вращения для различных механизмов:

а) для механизмов первой группы:

Р= Ахп — мощность пропорциональна частоте вращения; б) для механизмов второй группы:

Р = А2п?— мощность пропорциональна квадрату частоты вращения; в) для механизмов третьей группы:

Р — Д3ц3 — мощность пропорциональна кубу частоты вращения; г) для механизмов четвертой группы:

Р = А4— м о щ н о с т ь не зависит от частоты вращения; Здесь А х, А2, А3, А4— постоянные коэффициенты.

Полученные выводы очень важны для практической деятель­ ности. Отсюда, например, видно, что при повышении частоты вра­ щения электропривода центробежного насоса на 20% мощность, развиваемая двигателем, увеличивается на 73%, а мощность дви­ гателя шестеренчатого насоса при таком же увеличении скорости

возрастает на 44%. Известно, что

самый

рациональный способ

регулирования производительности

насосов

любых типов — это

регулирование за счет изменения частоты вращения электропри­ вода.

§ 52. Механические характеристики электродви гателей

Механической характеристикой, как уже отмечалось, назы­ вается зависимость частоты вращения электродвигателя от' момен­ та на его валу при постоянном напряжении сети.

Механическая характеристика называется е с т е с т в е н н о й , ес­ ли она рассматривается при номинальном напряжении, номиналь­ ном потоке возбуждения и при отсутствии дополнительных сопро­

214


тивлений

в

цепи якоря

двигателей по­

 

 

стоянного тока или в цепи статора и ро­

 

 

тора асинхронных двигателей перемен­

 

 

ного тока. В противном случае она на­

 

 

зывается

и с к у с с т в е н н о й .

 

 

 

 

Когда

искусственная

характеристика

 

 

получается

за

счет введения

дополни­

 

 

тельных сопротивлений

в

цепь

якоря

 

 

или ротора асинхронного двигателя, то

 

 

она называется

р е о с т а т н о й .

у

асин­

Рис. 125.

Схема двигателя

Совершенно

.очевидно,

что

постоянного тока парал­

хронных

короткозамкнутых

двигателей

лельного

возбуждения

реостатную

характеристику

 

получить

 

 

невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Двигатели постоянного тока. Как известно, двигатели постоянного тока в зависимости от способа возбуждения делятся на три груп­ пы: параллельного (рис. 125), последовательного и смешанного воз­ буждения. Способ возбуждения двигателя оказывает влияние на жесткость его механических характеристик. Для того чтобы проана­ лизировать это влияние, необходимо получить аналитическое выра­ жение зависимости n = f(M ).

Напряжение сети, на которое включается двигатель, уравнове­ шивается электродвижущей силой Е, индуктируемой в обмотке якоря, и падением напряжения lnR на всех сопротивлениях якор­ ной цепи, т. е.:

 

U = £ + /„/?;

(84>

 

R — Ra.n + R o.b + R р + /?Я1

 

где R n— сопротивление обмотки якоря;

 

R д.п — сопротивление обмотки дополнительных полюсов;

по­

R o.b — сопротивление последовательной обмотки у двигателей

следовательного и смешанного возбуждения;

 

R р — сопротивление реостата.

 

 

Из (84)

можно определить ток якоря:

 

 

/ я = ~

(85>

Э. д. с.

якоря зависит от частоты

вращения п и от потока воз­

буждения Ф и определяется формулой

 

 

 

Е = ЪпФ,

 

(86)

где ke— конструктивный коэффициент электрической машины. Значение э. д. с. из (86) подставляется в (84) и полученное

уравнение решается относительно п:

п

U — UR

(87)

ke Ф

 

 

Это уравнение показывает зависимость частоты вращения от

тока якоря. Такая зависимость называется скоростной

характери­

стикой двигателя.

 

 

215