ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
образом, ток в цепи катушки в первом случае зависит от величи ны воздушного зазора, а во втором — от его площади. Преобразо ватель с разомкнутой магнитной цепью (рис. 10, в) представляет собой катушку, внутри которой помещен ферромагнитный сердеч ник. Перемещение сердечника влияет на индуктивность катушки. Первые два типа преобразователей применяются для измерения малых линейных перемещений, а последний — для измерения зна чительных линейных перемещений. Для измерения угловых пере мещений может применяться преобразователь (рис. 10, г), име ющий магнитопровод, в воздушном зазоре которого помещен элек тропроводный диск из меди или алюминия. Индуктированные в диске токи создают активные потери, влияющие на величину тока в катушке, причем эти потери зависят от положения диска.
Сравнительная простота, высокая точность, малое потребление энергии, возможность построения бесконтактных схем приборов
предопределили наибольшее распространение индуктивных преоб разователей.
Е м к о с т н ы е п р е о б р а з о в а т е л и являются конденсатора ми, емкость которых в частном случае зависит от расстояния меж ду обкладками, площади поверхности обкладок и диэлектрической проницаемости среды между обкладками. Если какая-либо механи ческая величина воздействует на эти параметры, то емкость кон денсатора будет функцией этой величины. Емкостные преобразова тели по соображениям техники безопасности пока не нашли боль шого применения на судах.
Т е н з о м е т р и ч е с к и е п р е о б р а з о в а т е л и деформаций — тензодатчики (рис. 11) служат для измерения деформации и меха нических напряжений. Они представляют собой тонкую (диаметром 0,02—0,05 мм) зигзагообразную проволоку из материала с высо ким удельным сопротивлением, которая с помощью прокладки приклеивается к исследуемой конструкции, например к обшивке, балкам, шпангоутам или другим деталям судна (рис. 11, а). При растяжении или сжатии детали (рис. 11, б) проволока восприни мает эти деформации и ее длина, сечение, а также удельное сопро тивление изменяются. В результате изменяется электрическое со противление проволоки, как некоторая функция деформаций де тали и напряжения в ней.
Проволочный тензометрический преобразователь включается в одно из плеч моста (рис. 11, в). При отсутствии деформаций мост
о) ' - 6) в)
27
Рис. 12. Торсиометр с магнитоупругим преобразователем
уравновешен, а при наличии деформаций изменение сопротивления Rт вызовет появление тока в диагонали моста, что может быть вос принято гальванометром или вибратором осциллографа, осуще ствляющего запись исследуемого процесса. Для уменьшения су щественной для тензодатчиков температурной погрешности в со седнее плечо моста должен быть включен такой же датчик, поме щенный в те же температурные условия.
Проволочные тензодатчики на бумажной основе применяются для измерения относительных деформаций от 0,005 до 2%.
О величине вращающегося момента, передаваемого от главного двигателя судовой силовой установки к гребному валу, можно су дить по крутильным деформациям гребного вала или по напряже ниям в его материале.
Напряжения в материале вала могут быть измерены с помощью проволочных тензодатчиков, наклеенных на вал. Приборы с таки ми датчиками установлены на ряде судов. Однако тензодатчики подвержены старению, приборы на их основе имеют трущиеся кон такты, погрешность измерений относительно велика и составляет от 2 до 10%.
Индуктивные преобразователи — торсиометры—-имеют мень шую погрешность измерений (0,5—1%). Суть их работы заключа ется в том, что при скручивании вала под действием крутящего момента происходит перемещение магнитопровода индуктивного преобразователя относительно якоря и изменяются индуктивные сопротивления обмоток преобразователя. Существенным недостат ком этих приборов является наличие трущихся контактов (токо съемные гдальца-щетки).
Магнитоупругие преобразователи — бесконтактные торсиомет ры являются более перспективными для судовых условий. Действие их основано на изменении магнитной проницаемости стали при де формациях. Принципиально магнитоупругий преобразователь мо жет быть представлен в виде двух П-образных ферромагнитных сердечников с одной общей первичной обмоткой 1, к которой под водится питание от сети переменного тока, и двумя раздельными вторичными обмотками 2 и 3, включенными последовательно, но встречно (рис. 12, а). П-образные сердечники ориентируются в соответствии с направлением действующих напряжений на растя жение и сжатие, возникающих во вращающемся валу под действи-
28
ем крутящего момента (рис12, в) и закрепляются неподвижно над валом (рис. 12, б). Магнитная проницаемость стали, из кото рой изготовлен вал, по направлению сжатия увеличивается, а по направлению растяжения — уменьшается. Поэтому'магнитные по токи, созданные первичной обмоткой в П-образных сердечниках, а соответственно и э. д. с., индуктированные во вторичных обмотках,, будут различными по . величине. Электроизмерительный прибор, включенный в цепь вторичных обмоток, отметит это различие.
Выпускаемые промышленностью магнитоупругие датчики кон структивно отличаются от описанного и имеют погрешности при измерениях не более 1,5%.
§ 7. Электрическое измерение температуры
Контроль и измерение температуры в различных судовых устройствах преследуют следующие цели:
получение информации о режиме работы установки; предупреждение обслуживающего персонала о предельных зна
чениях температуры отдельных элементов установки; автоматическое регулирование температуры в заданных преде
лах. Поясним это короткими примерами.
Температура выхлопных газов цилиндров двигателей позволяет оценить работу каждого цилиндра в отдельности и режим работы двигателя в целом. Повышение температуры обмоток электродви гателя выше допустимой величины может привести к аварии элек тродвигателя.
_При повышении температуры в холодильной камере до задан ной величины автоматически подается сигнал на включение элек тродвигателя компрессора, а при снижении температуры до уста новленного значения компрессор автоматически выключается.
Подобных примеров на современном судне можно найти сколько угодно.
Существует много различных методов измерения и контроля температуры, но на судах нашли распространение три из них: при помощи термопары, при помощи термосопротивлений и с использо ванием линейного или объемного расширения тел.
Более широкое распространение термопара получила как ин струмент измерения температуры. В этом случае прибор (милли вольтметр), измеряющий величину э. д. с. термопары, градуирует ся в градусах Цельсия.
Величина термо э. д. с., как известно, зависит от разности тем ператур спаев двух проводников из различных материалов и от самих материалов, но не зависит от способа образования спаев (сварка, пайка и т. д.). Не зависит она и от длины и характера третьего проводника при условии, что места соединения термопары с ним будут иметь одинаковую температуру. Таким третьим про водником является измерительный прибор.
Тот спай, который помещается в контролируемую точку, назы вается рабочим, а другой — свободным. Температура свободного
29
спая, естественно, влияет на точ ность измерения. Для повышения точности измерения свободные спаи термопар помещаются в среду с по стоянной температурой.
Теоретически термопару можно получить из любых двух металлов, сплавов или полупроводников. Наи более широкое распространение в измерительных термопарах получи ли сплавы: копель (56,5% Си+ 43,5% Ni), хромель (90% Ni+10% Сг), алюмель (1% Si+2%' А1+
хромель-копель: 2 — хромель-алю + 17% Fe+2% Mn+78% Ni).
Термопара хромель-копель мо жет использоваться для измерения температуры до 600°С, а термо пара хромель-алюмель до 1100°С.
На рис. 13 приведена зависимость э. д. с- Е этих термопар от температуры рабочего спая при 0°С свободного спая.
Образцовые термопары для измерения температуры до 1600° С выполняются из платины и платинородия (90% Pt + 10% Rh).
Конструктивное исполнение термопар различное. Обычно они помещаются в защитную металлическую трубу, а рабочий спай, кроме того, вставляется в фарфоровый наконечник, изолирующий его от трубы. Изоляция проводов (электродов) термопары выпол няется в виде бус. В верхней части трубы на изоляционной колодке располагаются контакты для подключения удлинительных прово дов к измерительному прибору.
На рис. 14 показаны примеры монтажа термопар для измерения температуры выхлопных газов цилиндров. Места установки термо пар должны иметь теплоизоляцию.
Второй способ измерения температуры основан на использова нии зависимости электрического сопротивления проводников и по лупроводников от температуры. Зависимость для проводников вы
ражается формулой |
|
+ «0. |
(4) |
где R 0— сопротивление проводника при 0°С; |
- |
а — температурный коэффициент сопротивления; |
|
t — температура, °С. |
|
Температурный коэффициент сопротивления для металлов является положительным и в интервале 0—100° С для большинства металлов
имеет значения (3,3—6,2) 10“3 ^ |
. Для химически чистой меди, на- |
||
1 |
^ |
_з |
1 |
пример, я = 4,27.10“ — |
, а для |
никеля — а = 6,2-10 |
— ; |
Для измерения температуры используются сопротивления из ме таллов, обладающих возможно большим температурным коэффи
30
циентом. Важно также, |
чтобы |
|
|||||
этот коэффициент |
не |
зависел от |
|
||||
температуры. Тогда |
|
зависимость |
|
||||
R = f |
(/) будет линейной. |
|
ко |
|
|||
Сопротивление, |
величина |
|
|||||
торого значительно |
меняется |
при |
|
||||
изменении температуры, называ |
|
||||||
ется |
т е р м о р е з и с т о р о м |
|
|||||
( т е р м и с т о р о м ) . |
Проводнико |
|
|||||
вые |
терморезисторы |
изготовля |
|
||||
ются чаще всего |
из |
меди, |
нике |
|
|||
ля и платины. |
|
|
|
|
|
Рис. 14. Пример монтажа термопар |
|
Медные терморезисторы при |
для измерения температуры выхлоп |
||||||
ных газов |
|||||||
меняются для измерения |
темпе |
|
ратуры от —50 до +180°С, никелевые от -100 до +300°С, плати новые — от —200 до +650°С.
Преимущество никеля как материала для термосопротивлений перед медью заключается в том, чго его удельное сопротивление в 4—5 раз больше.
Большое распространение получают полупроводниковые терми сторы. Зависимость сопротивления полупроводников от температу
ры выражается формулой |
|
не |
|
R = A e T , |
(5) |
где А и В — постоянные коэффициенты, зависящие от типа полу проводника и формы термосопротивления;
Т — температура, °К; е — основание натурального логарифма.
Уравнение (5) показывает, что сопротивление полупроводнико вых терморезисторов при увеличении температуры уменьшается по экспоненциальному закону, т. е. нелинейно. Сопротивление полупро водниковых терморезисторов изменяется в зависимости от темпе ратуры в 6—10 раз больше, чем проводниковых. Серьезным недо
статком |
полупроводниковых терморезисторов |
является |
разброс |
|||||
параметров у однотипных эле |
|
|
|
|
||||
ментов. |
|
|
|
|
|
пв |
|
|
Отечественной промышлен |
|
|
|
|
||||
ностью |
выпускаются |
десятки |
|
|
|
|
||
типов полупроводниковых тер |
|
|
|
|
||||
морезисторов |
самых |
различ |
|
|
|
|
||
ных размеров и форм. Они из |
|
|
|
|
||||
готовляются |
в виде |
стержней, |
|
|
|
|
||
бусинок, шайб и даже |
в виде |
|
|
|
|
|||
пленок. |
Например, |
терморези |
|
|
|
|
||
стор типа МКМТ-16 |
имеет |
Рис. |
15. Принципиальная схема измере |
|||||
форму |
шарика |
диаметром |
ния |
температуры |
при помощи |
терморе- |
||
0,8 мм. |
|
|
|
|
знсторов |
|
|
31