Файл: Хайдуков, О. П. Электрооборудование судов учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т абли ца т

Тип полупроводнико­

Диапазон значений номиналь­

Допустимая тем­

Отношение

вого терморезистора

ного сопротивления при

пература, 0° с

 

 

 

 

20° С, # 20, Ом

 

*100

 

 

 

 

 

 

 

А Ш Т -1

Юз—

2

- Ю 3

120

4 , 5 — 8

, 5

М М Т -4

1 0 ’—

2

- 105

120

4 , 5 — 8 , 5

М М Т -6

104—

1

03

120

4 , 5 — 8 , 5

М М Т -8

1— Юз

60

4 , 5 — 8 , 5

М М Т -9

Ю— 5-103

120

4 , 5 — 8 , 5

КМТ-1

2 - 1 0 4— 10е

180

1 7 , 5

— 43

К М Т -4

2-104— 10 3

120

1 7 , 5

— 43

К М Т -8

102— 104

6 0

14— 2 3 , 5

К М Т -10

103— З - Ю 3

400

1 7 , 5 — 43

К М Т-11

Юз— 3-10»

400

1 7 , 5 — 43

К М Т -1 2

102— 104

120

i 4 — 2 3 , 5

К М Т -1 4

3 , 5 - 1 0 — 101

300

19— 3 5 , 2

Т О С -М

5 -Ю з — 6

, 5 - 1 0 3

180

6 , 4

— 14

М К М Т -16

5 0 0 — 700

120

4 , 5

— 8 , 5

В табл. 7 приводятся данные некоторых типов отечественных тер­ морезисторов, используемых для контроля и измерения темпе­ ратуры.

Измерительные схемы с терморезисторами выполняются чаще всего в виде моста (рис. 15). Три плеча измерительного моста состо­ ят из постоянных сопротивлений Rl; R2; R3. Они обычно выполня­ ются из манганиновой проволоки, поскольку сопротивление манга­ нина очень мало зависит от температуры.

Сопротивление четвертого плеча состоит из суммы сопротивле­ ний:

R4 = Ri -'гА>л + /?у,

где R? — сопротивление терморезистора; R„ — сопротивление проводов линии; R y — уравнительное сопротивление.

Известно, что мост является уравновешенным, если выполняет­ ся условие

R1R3 = R2R4.

Измерительный прибор, включенный в диагональ уравновешен­ ного моста, покажет напряжение, равное нулю.

Измерение сопротивления RT в зависимости от температуры на­ рушает равновесие моста, что и позволяет отградуировать шкалу измерительного прибора в градусах Цельсия.

Для согласования сопротивления проводов линии с тем сопро­ тивлением, которое было принято при градуировке прибора, при­ меняется сопротивление Ry и калибровочное сопротивление, кото­ рое включается вместо RT.

Третий способ контроля температуры применяется для определе­ ния предельно допустимого значения температуры. Он основан на использовании линейного и объемного расширения тел и рассмат­ ривается в принципе действия тепловых пожароизвещателей.

32


§ 8. Понятие о телеизмерениях

Телеизмерения — это измерения различных электрических и неэлектрических величин на значительном расстоянии от объекта.

Совокупность технических средств, необходимых для телеизме­ рений, называется телеизмерительной системойТелеизмеритель­ ные системы позволяют сосредоточить в одном пункте значения большого количества параметров и тем самым делают возможной организацию центрального диспетчерского управления. Телеизме­ рительные системы в настоящее время применяются для централи­ зованного управления крупными энергетическими системами, нефте- и газопроводами, крупными комплексными предприятиями. Велико значение телеизмерений при исследовании космического пространства. Широко-используется телеизмерительная техника в системах гидрометеорологической и синоптической служб, сведения которых имеют большое значение для мореплавания. В связи с развитием комплексной автоматизации судов и внедрением авто­ матических систем управления (АСУ) телеизмерения должны най­ ти большое применение на морском транспорте.

Телеизмерительная система, блок-схема которой представлена на рис. 16, содержит в себе следующие необходимые элементы: первичный измерительный прибор или механизм /; преобразова­ тель на передающей стороне 2; передающее устройство 3; канал связи 4; приемное устройство 5; преобразователь на принимающей стороне 6; показывающий или самопишущий прибор на прини­ мающей стороне 7.

Чувствительный элемент первичного измерительного прибора 1 под воздействием измеряемой физической величины х изменяет ка­ кое-либо свое свойство (длину, вес, форму, положение подвижной части), т. е. величина х преобразуется в некоторую величину ух *= = f i ( x )- В преобразователе 2 величина у г преобразуется в величину Уъ — удобную для передачи через передающее устройство 3. В качестве величины у2 может быть электрическое напряжение или ток. С помощью передающего устройства величина у2 преобразуется в величину у3= / 3(у2), поступающую в канал связи 4. В качестве канала связи могут быть проводные, кабельные и высоковольтные линии, радиолинии и др. В канале связи и приемном устройстве 5 проходят преобразования соответственно зависимостям у4 = / 4(у3) и у5 = / 5(у4). Преобразователь на принимающей стороне 6 преобра­ зует величину у5 в величину у6= / 6(у5), удобную для ввода в пока­ зывающий или самопишущий прибор 7, где значение параметра у6

изображается

некоторой

величиной z — f (у6), которой могут быть

угол отклонения стрелки прибора,

цифры на табло, кривая на экране,

перфорация на

карте

или

ленте.

После нескольких

преобразований

/

У/

О

7

Уз* ¥

0 X

1/6

Рис. 16.

Блок-схема телеизмерительной системы

 

2-7214

 

 

 

 

 

33

 

 

 

 

 

 


получается зависимость z — f{x), позволяющая оценивать значение измеряемой величины х.

Телеизмерительные системы могут быть реализованы различны­ ми техническими средствами и классифицируются по принципу устройства в зависимости от параметра, передаваемого по каналу связи.

В телеизмерительных токовых системах или системах напряже­ ния измеряемая величина преобразуется в ток или напряжение, пе­ редаваемые по проводному каналу связи. В импульсных или ча­ стотных системах значения измеряемой величины преобразуются в импульсы того или иного вида или изменяющиеся по частоте элек­ трические колебания, которые могут передаваться с помощью как проводной линии, так и радиолинии. Импульсные и частотные си­ стемы имеют возможность для многократного телеизмерения путем использования частотных каналов связи.

Для телеизмерений на морском флоте применимы импульсные и частотные телеизмерительные системы с радиоканалом связи, так как измерения величин, характеризующих эксплуатацию раз­ личных установок судна и условия мореплавания, с берега могут быть выполнены только с помощью радиолиний.

Точность современных телеизмерительных установок достаточ­ но высока, основная погрешность находится в пределах 0,5—2,5% от номинального значения измеряемой величины.

Глава III

Преобразователи тока

§ 9. Электромеханические преобразователи

На судне всегда имеется целый ряд потребителей электриче­ ской энергии, для которых требуются род тока, напряжение или частота, отличные от принятых в судовой электрической станции. В большинстве случаев оказывается целесообразным не специаль­ ное генерирование необходимого тока, а получение его путем пре­ образования электрической энергии судовой сети.

На судах имеется потребность в следующих преобразованиях электрического тока:

переменного тока в постоянный —• выпрямление; постоянного тока в переменный — инвертирование;

переменного тока одной частоты в переменный ток другой ча­ стоты — преобразование частоты;

постоянного тока одного напряжения в постоянный ток другого напряжения.

Все указанные виды преобразования могут осуществляться ли­ бо электромеханическими, либо статическими преобразователями. К электромеханическим, или вращающимся, преобразователям от­ носятся двигател'ь-генераторы и одноякорные преобразователи, к статическим — полупроводниковые, электронные, ионные и ртут­ ные преобразователи.

В судовых установках применяются электромеханические и вы­ тесняющие их в последнее время полупроводниковые преобразова­ тели. Электронные преобразователи используются в слаботочных установках (радиоаппаратура). Ионные преобразователи с исполь­ зованием газотронов и тиратронов, а также ртутные применяются

впромышленных установках на берегу, однако имеется тенденция

кзамене их полупроводниковыми преобразователями.

Д в и г а т е л ь - г е н е р а т о р ы представляют собой агрегаты, состоящие из двух электрических машин, двигателя и генератора, соединенных между собой механически посредством муфты. Рабо­ та таких агрегатов основана на двойном преобразовании энергии. Например, в электромеханическом преобразователе переменного тока в постоянный электрическая энергия переменного тока снача­ ла преобразуется в механическую (двигатель), а затем механиче­ ская энергия преобразуется вновь в электрическую (генератор), но уже постоянного тока. В двигатель-генераторах обе машины не имеют электрической связи между собой. Это позволяет регулиро-

2* 35


вать плавно в широких пределах напряжение на выходе агрегата, а при необходимости и частоту переменного тока. Существенным не­

достатком двигатель-генераторов является сравнительно

низкий

к. п. д., что’объясняется наличием потерь как в двигателе,

так и

в генераторе. К. п. д. двигатель-генератора р определяется произве­ дением к. п. д. двигателя т]д на к. п. д. генератора гр:

V = ЪяЪ-

Например, при т)д = 0,8 и vjr = 0,9 к. п. д. двигатель-генератора

7j = 0,72.

Двигатель-генераторы имеют большие габариты и вес, высокую стоимость, но благодаря простоте обслуживания, возможности ис­ пользования нормальных серийных машин и возможностям регули­ рования до настоящего времени находят еще довольно широкое применение в береговых установках и на судах.

При преобразовании переменного тока в постоянный в качестве двигателей используются трехфазные асинхронные двигатели, а при значительной мощности агрегата — синхронные двигатели, об­ ладающие высокими к. п. д. и коэффициентом мощности. В качест­ ве генераторов применяются генераторы постоянного тока парал­ лельного или смешанного возбуждения. Такие двигатель-генерато­ ры установлены на многих судах для питания электроприводов лебедок, кранов, брашпилей, руля и др., требующих широкого и плав­ ного регулирования скорости, а также больших пусковых момен­ тов. Кроме того, они используются для питания цепей возбужде­ ния синхронных генераторов и двигателей, для зарядки аккумуля­ торов, для питания сварочных агрегатов, дуговых прожекторов, а также специальных приборов и устройств радиоэлектронной аппа­ ратуры. На судах с электрической станцией постоянного тока уста­ новлены двигатель-генераторы, преобразующие при питании с бе­ рега переменный ток береговой сети в постоянный ток судовой сети.

При преобразовании постоянного тока в переменный в качестве двигателей, как правило, используются двигатели смешанного воз­ буждения, а в качестве генераторов — однофазные или трехфазные синхронные генераторы. Такие двигатель-генераторы установлены на судах е электрической станцией постоянного тока и служат для питания электро- и радионавигационной аппаратуры, устройств свя­ зи, машинного телеграфа, сети освещения, различных бытовых при­ боров переменного тока, приводов механизмов с двигателями пере­ менного тока, не требующих регулирования и т. д. На судах с элек­ трической станцией переменного тока они используются для питания ответственных потребителей переменного тока от аккуму­ ляторных батарей, служащих в качестве аварийного источника.

Для питания судовых электро- и радионавигационных прибо­ ров, радиопередающих устройств применяются двигатель-генерато­ ры, служащие для преобразования переменного тока судовой сети с частотой 50 Гц в переменный однофазный или трехфазный ток по­ вышенной частоты 400—500 Гц. В качестве двигателей в таких аг­ регатах используются асинхронные двигатели, в качестве генерато­

36


ров — синхронные генераторы с

 

 

 

большим числом

явно выражен­

 

 

 

ных полюсов.

 

также преобра­

 

 

 

Используется

 

 

 

зование частоты с помощью асин­

 

 

 

хронного преобразователя,

в со­

 

 

 

став

которого

входят

асинхрон­

 

 

 

ная

машина с короткозамкнутым

 

 

 

ротором,

служащая

двигателем,

 

 

 

и асинхронная машина с контакт­

 

 

 

ными кольцами, с KQTopbix

сни­

Рис. 17.

Схема трехфазного

одно­

мается

ток

повышенной

час­

тоты.

 

 

 

 

 

якорного

преобразователя

 

Иногда на судах применяются

 

 

дви­

сложные комбинированные двигатель-генераторы, имеющие

гатель постоянного или переменного тока

и несколько различных

генераторов.

 

 

 

 

 

 

 

О д н о я к о р н ы й

п р е о б р а з о в а т е л ь представляет

собой

электрическую машину, преобразовывающую энергию переменно­ го тока в энергию постоянного тока или обратно.

Конструктивно одноякорный преобразователь выполняется в виде машины постоянного тока, обмотка якоря которой одновре­ менно присоединяется как к коллектору, так и к контактным коль­ цам. В зависимости от количества точек отвода от обмотки якоря к контактным кольцам и их расположения одноякорные преобразо­ ватели могут быть одно-, трех- и шестифазными. На рис. 17 изобра­ жена схема трехфазного одноякорного преобразователя.

При подключении преобразователя к сети переменного тока пи­ тание через контактные кольца поступает на якорную обмотку, ко­ торая может рассматриваться как трехфазная обмотка, соединен­ ная в треугольник. По отношению к сети переменного тока элект­ рическая машина работает в режиме синхронного двигателя. Пере­ менное напряжение якорной обмотки с помощью коллектора вы­ прямляется и поступает в сеть постоянного тока. По отношению к сети постоянного тока преобразователь работает в режиме генера­ тора постоянного тока.

При подаче питания на преобразователь из сети постоянного тока через коллектор в обмотке якоря индуктируется переменная э. д. с., и в сети со стороны контактных колец будет действовать переменное напряжение. В этом случае преобразователь работает по отношению к сети постоянного тока в режиме двигателя посто­ янного тока, а по отношению к сети переменного тока — в режиме синхронного генератора.

Таким образом, одноякорный преобразователь можно рассмат­ ривать, как электрическую машину, в которой совмещены двига­ тель и генератор. Ток в якоре такого преобразователя можно рас­ сматривать образованным из составляющих переменного тока и по­ стоянного, причем эти токи направлены встречно. Это позволяет уменьшить сечение проводов якорной обмотки и получить более

37