Файл: Теория стрельбы из танков учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния условий стрельбы от нормальных, на движение цели и танка; выбирать в зависимости от обстановки наиболее эффективные способы огневого поражения целей, т. е. правильно выбирать вид огня, способ стрельбы и количество танков, привлекаемых для ре­ шения данной огневой задачи; знать способы и порядок коррек­ тирования стрельбы и умело применять их при решении огневых задач. Эти занятия могут проводиться в классе, на учебных местах, организуемых при проведении ТСТ и стрельб. В классе, как прави­ ло, изучаются общие теоретические положения основ и правил стрельбы, приобретаются первоначальные навыки в решении огне­ вых задач. При проведении занятий необходимо широко использо­ вать стенды, учебные пособия, плакаты, альбомы и диафильмы по правилам стрельбы. Полученные в классе знания и навыки закреп­ ляются, совершенствуются и доводятся до автоматизма на станках с прицелами, на танковых тренажерах, на танках при проведении ТСТ и выполнении практических стрельб.

Вопросы по наблюдению, разведке целей и их оценке, решению огневых задач отрабатываются на местности, на ящике с песком или миниатюр-полигоне, оборудованных различными целями и местными предметами. Мишенная обстановка при этом должна создаваться в соответствии с организацией, вооружением и такти­ кой действий обозначенного противника. Целесообразно имити­ ровать «ответный огонь» противотанковых средств противника, а также положение разрывов (трасс) снарядов относительно цели. Место проведения занятий (рельеф местности на ящике с песком), тактическую обстановку, расположение и порядок показа целей нужно периодически изменять.

Для того чтобы научить обучаемых поражать цели в более короткие сроки, необходимо контролировать время выполнения огневых задач, учитывать влияние «ответного огня» целей. Конт­ роль за действиями обучаемых можно осуществлять с помощью контрольно-оптических приборов, оптических насадок, укалывателей и других технических средств. Наибольший эффект занятий достигается тогда, когда решение огневых задач контролируется стрельбой винтовочными или малокалиберными патронами.

Одним из основных видов занятий по обучению танкистов огне­ вому мастерству и поддержанию прочных навыков в действии при вооружении являются танко-стрелковые тренировки. Главной целью ТСТ является привитие обучаемым прочных знаний и навыков в самостоятельном использовании танкового вооружения для быст­ рого поражения целей в различных условиях боевой обстановки, слаживание экипажей и подразделений при решении различных огневых задач. ТСТ обычно проводятся в составе роты под руковод­ ством командира роты, а на учебных местах — повзводно под руко­ водством командиров взводов. Командиры танков тренируют свои экипажи. Должен быть заложен принцип: «каждый командир учит своих подчиненных». ТСТ проводятся с экипажами в штатном со­ ставе, а в учебных подразделениях — сводными экипажами. Меха­

381


ники-водители танков привлекаются на тренировки по наблюде­ нию, разведке целей и целеуказанию, по управлению огнем при слаживании экипажей и подразделений, а также для выработки и совершенствования личных навыков в стрельбе из танка.

На танко-стрелковых тренировках в различных сочетаниях могут организовываться следующие учебные места: стрельба из танков различными способами; разведка, оценка целей и опреде­ ление до них расстояний, целеуказание; решение огневых задач самостоятельно или в составе подразделения; действия при танко­

вом вооружении; тренировка в стрельбе из зенитного

пулемета; ме­

тание ручных гранат из танка;

работа

на огневой

позиции

при

стрельбе с закрытой огневой позиции;

отработка

нормативов

по

огневой подготовке; управление

огнем

танковых

подразделений;

стрельба из стрелкового оружия и др.

При организации ТСТ не следует увлекаться созданием боль­ шого количества учебных мест, так как это усложняет их матери­ альное обеспечение и требуе-f- много времени на организацию тре­ нировки и частую замену учебными местами. Обычно организуется три учебных места. Систематически следует организовывать учеб­ ное место для тренировки в разведке целей наблюдением, опреде­ лении расстояний, целеуказании, а также в решении огневых задач по применению правил стрельбы из танков. На всех учебных местах должны отрабатываться нормативы по огневой подготовке. Каж­ дую ТСТ целесообразно заканчивать тренировкой по управлению огнем подразделений танков.

Общее содержание ТСТ определяется командиром части с уче­ том задач, решаемых в данном периоде обучения, и планируется штабом части на один-два месяца. Конкретное содержание каждой тренировки определяет командир роты, исходя из уровня подготов­ ки личного состава, решения предстоящих задач и наличия учеб­ но-материальной базы. Каждая ТСТ должна тщательно готовить­ ся. Серьезное внимание должно уделяться личной подготовке руко­ водителя тренировки и руководителей на учебных местах. Матери­ альное обеспечение занятий должно готовиться заблаговременно и способствовать полной занятости личного состава. Время дейст­ вия экипажа в танке необходимо максимально использовать для решения нескольких огневых задач по различным целям. На трени­ ровке от обучаемых вначале следует добиваться выработки пра­ вильного выполнения приема, действия по элементам, а потом в комплексе. После усвоения обучаемыми приемов добиваться быст­ роты и автоматизма их выполнения.

Исключительно важное значение имеет индивидуальный подход к обучаемым. Каждую ошибку обучаемого в выполнении приема или упражнения в целом руководитель обязан подмечать и доби­ ваться ее устранения. Действия обучаемых должны оцениваться на каждой тренировке. Оценка выставляется не только по резуль­ татам выполнения упражнений стрельб, но и за решение огневых задач, за выполнение нормативов и т. д. Систематический конт­ роль за действиями обучаемых позволит выявить их сильные и сла-

382


бые стороны в огневой выучке, определить степень усвоения прой­ денного материала, того или иного приема.

Перед стрельбами и тактическими учениями с боевой стрельбой проводится контрольная ТСТ с целью проверки готовности лично­ го состава к предстоящим стрельбам или учениям.

Основным способом обучения танкистов ведению огня из тан­ ков и достижения слаженности экипажей при решении различных огневых задач являются практические стрельбы из танков. Они организуются и проводятся, как правило, в масштабе роты.

Стрельбы являются учебными занятиями, на которых обучае­ мые, кроме выполнения упражнений стрельб, приобретают навыки и по другим вопросам огневой выучки. Поэтому при проведении стрельб на полигоне необходимо организовывать учебные места с таким расчетом, чтобы обеспечить занятость всех обучаемых и при­ обретение ими практических навыков в течение всего отведенного на стрельбу учебного времени. При организации стрельб могут соз­ даваться следующие учебные места: выполнение упражнений стрельб; подготовка вооружения и боеприпасов к стрельбе; наблю­ дение за результатами стрельбы и решение огневых задач; наблю­ дение за полем боя, разведка и оценка целей, определение дально­ сти до них и назначение исходных установок для стрельбы; трени­ ровка в выполнении различных способов целеуказаний и решение огневых задач; отработка нормативов по огневой подготовке; мета­ ние ручных гранат из танка; действия на закрытой огневой позиции; стрельба из стрелкового оружия.

Обычно при проведении занятия с танковой ротой создаются три учебных места, основным из которых является выполнение упражнения стрельб. Для привития практических навыков в на­ блюдении за результатами стрельбы из танка и ее корректирова­ нии целесообразно (при стрельбе штатным артвыстрелом обяза­ тельно) организовывать учебное место по наблюдению за результа­ тами стрельбы экипажей, ведущих огонь из танка. Занятие на этом учебном месте проводится с использованием прицелов и приборов наблюдения резервных танков, биноклей, стереотруб. Результаты наблюдения применяются для решения огневых задач и для раз­ бора действий экипажей, выполнявших упражнение стрельб.

Успешное проведение стрельб зависит от подготовки руководи­ теля, обучаемых, вооружения танков, директрисы и материально­ го обеспечения учебных мест.

При подготовке к занятию руководитель стрельбы определяет: общий план проведения стрельбы; цели, содержание и материаль­ ное обеспечение учебных мест; порядок и сроки подготовки лично­ го состава к стрельбе; сроки проведения и содержание инструктор­ ско-методических занятий с руководителями на учебных местах; объем работ и сроки подготовки вооружения танков, мишенной обстановки, материального обеспечения учебных мест и т. п. Лич­ ная подготовка руководителя заканчивается составлением плана проведения стрельб и методических указаний руководителям учеб­ ных мест.

383


Инструкторско-методические занятия с руководителями на учебных местах обычно проводятся накануне стрельб. На них изу­ чаются цели и содержание учебных мест, порядок проведения за­ нятий на них и порядок замены учебными местами. После инструк­ тивных занятий руководители на учебных местах составляют пла­ ны их проведения.

Выполнение упражнений стрельб для подразделений является, как правило, зачетным, поэтому к ним необходимо тщательно гото­ вить личный состав. Готовность обучаемых к выполнению упражне­ ний стрельб обычно определяется на контрольных занятиях и ТСТ.

Особое внимание должно уделяться подготовке материального обеспечения стрельб. Вооружение танков тщательно выверяется и приводится к нормальному бою. Организация учебных мест, вы­ ставление мишеней, проверка работы мишенной обстановки и обо­ рудования директрисы обычно производятся накануне стрельб.

Стрельбы организуются и проводятся в соответствии с требо­ ваниями курса стрельб. По окончании стрельбы необходимо про­ водить тщательный разбор с личным составом и отдельно с офице­ рами, объявляя каждому обучаемому оценку.

Боевые стрельбы и тактические учения с боевой стрельбой проводятся, как правило, на завершающем этапе боевого и огне­ вого слаживания экипажей и подразделений. При подготовке к ним разрабатывается план, в котором обычно отражаются: тема, учеб­ ные цели и время проведения учения; состав обучаемых, привле­ каемых на учения; этапы учения, их продолжительность, учебные вопросы и мероприятия, проводимые командиром, и другие вопро­ сы. Особенно детально разрабатывается этап с боевой стрельбой.

При подготовке личного состава основное внимание должно об­ ращаться на слаженность действий экипажей и подразделений при решении различных тактических и огневых задач, на умение офи­ церов и сержантов управлять огнем и движением танков.

При организации и проведении боевых стрельб и тактических учений необходимо руководствоваться положениями курсов стрельб и наставлением по организации и проведению учений. Во всех случаях при проведении учений необходимо создавать мишен­ ную обстановку, способствующую выработке у обучаемых прочных навыков в управлении огнем подразделений и выборе наиболее эффективных способов огневого поражения целей. При оборудова­ нии мишенной обстановки следует создавать зрительную и звуко­ вую имитации, широко применяя для этого имитационные фугасы, реактивные сигнальные мины, световые и звуковые имитаторы вы­ стрелов целей и т. п.

В ходе проведения боевых стрельб и тактических учений с бое­ вой стрельбой основное внимание должно уделяться умелому со­ четанию огня и движения, управлению огнем при решении раз­ личных огневых задач. Нельзя разрешать продвижение вперед, если «противник» не уничтожен огнем танков, добиваться, чтобы каждое появление целей не оставалось без огневого воздействия со

384


стороны действующих подразделений. Целесообразно записывать на магнитофонную ленту все команды, подаваемые по радио при управлении огнем и маневром танков и танковых подразделений. Эти записи используются при проведении разбора, а также для разработки мероприятий по совершенствованию управления огнем.

По окончании учений проводится разбор со всем личным соста­ вом, участвующим на учениях, и отдельно, более детально, с офице­ рами. На разборе необходимо не только оценить действия обучае­ мых, но и привести примеры наиболее эффективных приемов, кото­ рые обеспечивали успешное выполнение боевых и огневых задач в конкретно сложившейся обстановке.

Об организации и итогах проведения боевых стрельб и тактиче­ ских учений, как правило, издается приказ по части.

Известно, что для достижения победы в современном бою необ­ ходимо единство огня и движения. Поэтому целесообразно при проведении тактических занятий и учений, а также на занятиях по вождению танков отрабатывать вопросы огневой подготовки: наблюдение и разведку целей; определение дальности до них из танка; подачу команд на целеуказание; назначение исходных уста­ новок для стрельбы; управление огнем и т. д. Для оценки действий экипажей (подразделений) по решению огневых задач необходимо на этих занятиях вводить оценочные показатели по огневой подго­ товке за количество обнаруженных целей, время их обнаружения и точность определения дальности, умелый выбор способа стрель­ бы и точность назначения исходных установок, правильность, чет­ кость и быстроту подачи команд и т. п.

Чтобы обучаемые правильно сочетали «огонь» и движение на тактических занятиях и учениях, целесообразно определять успех или неуспех экипажей и подразделений с учетом результатов «от­ ветного огня целей» или выводить из строя танки как «поражен­ ные».

§ 3. Методическая подготовка офицеров и сержантов

Качество занятий по огневой подготовке во многом зависит от личных знаний и методического мастерства офицеров и сержан­ тов. Эти знания и навыки приобретаются и совершенствуются в основном при подготовке к занятиям, при их организации и прове­ дении. Для повышения личных знаний и методических навыков офицеров и сержантов, достижения единства в обучении и воспита­ нии, внедрения передового опыта и изыскания наиболее целесооб­ разных приемов обучения должны широко применяться различные формы и методы учебно-методической подготовки. Основными из них являются: командирские, инструкторско-методические показ­

ные занятия; учебно-методические сборы, методические совещания и конференции.

Командирские занятия организуются с целью повышения лич­ ных знаний и методических навыков офицеров и сержантов. Они

25-1755

385