Файл: Теория стрельбы из танков учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 161

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обычно планируются в течение всего периода обучения и прово­ дятся как непосредственными, так и старшими начальниками- В ходе командирских занятий офицеры и сержанты совершенст­ вуют свои теоретические и практические навыки по занимаемой должности. В системе командирской подготовки планируются так­ же методические занятия, на которых по вопросам огневой подго­ товки показывают организацию и методику проведения занятий по изучению материальной части вооружения, основ и правил стрельбы из танков, выполнению упражнений стрельб.

Инструкторско-методические занятия организуются для оказа­ ния помощи руководителям в подготовке и проведении предстоя­ щих занятий, ТСТ, стрельб, учений и т. п. На этих занятиях обыч­ но показывают и разъясняют: порядок подготовки и методику про­ ведения занятий в целом и на учебных местах, последовательность и методику отработки учебных вопросов, методику и приемы обуче­ ния по наиболее сложным учебным вопросам, порядок использо­ вания учебно-материальной базы, содержание разбора занятий. В конце инструкторско-методического занятия даются указания по составлению плана-конспекта или плана проведения предстоящего занятия.

Показные занятия проводятся с целью образцового показа организации и проведения предстоящих занятий по наиболее важ­ ным и сложным темам программы. На этих занятиях показывают подготовку и организацию занятия, наиболее эффективные прие­ мы и методы обучения, образцовые и четкие действия обучаемых, использование материального обеспечения на занятии, порядок проведения разбора. На показных стрельбах и тактических уче­ ниях с боевой стрельбой целесообразно показывать наиболее эффективные приемы и способы применения вооружения танков при решении различных огневых задач.

Учебно-методические сборы организуются с целью системати­ зации и повышения педагогических и методических навыков офице­ ров и сержантов в обучении и воспитании подчиненных, а также для установления единства взглядов на организацию и методику проведения занятий по основным вопросам боевой подготовки. На сборах проводятся показные и инструкторско-методические заня­ тия, выполняются стрельбы из танков, совершенствуются навыки и закрепляются знания по материальной части вооружения, основам и правилам стрельбы.

Инструктаж проводится с целью подготовки офицеров и сер­ жантов к очередному занятию. На инструктаже даются указания по организации и проведению занятий, по методике отработки всех или наиболее сложных учебных вопросов, проверяется личная под­ готовка руководителей к занятиям.

Методические совещания и конференции по огневой подготовке проводятся с целью подведения итогов за период или год обучения, обмена опытом организации и проведения занятий, обсуждения пе­ редовых приемов и методов обучения, рассмотрения вопросов улуч-

386


шения огневой выучки танкистов. В конце совещания или конфе­ ренции намечаются конкретные мероприятия по улучшению огне­ вой подготовки танкистов и даются указания об их реализации.

Таким образом, для повышения уровня огневой подготовки в танковых частях и подразделениях командиры и штабы обязаны, используя все формы учебно-методической работы, совершенство­ вать личные знания и методические навыки офицеров и сержан­ тов, изыскивать и распространять наиболее эффективные приемы и методы обучения танкистов огневому мастерству.

§ 4. Планирование огневой подготовки

Достижение высокой огневой выучки танкистов во многом зави­ сит от четкого и продуманного планирования боевой и политиче­ ской подготовкиПланирование — это сложный и творческий про­ цесс, требующий от командиров и штабов знаний задач огневой подготовки, уровня обученности и слаженности подразделений, на­ личия и состояния техники и вооружения, учебно-материальной базы, моторесурсов, боеприпасов и других материальных средств, необходимых для огневой выучки танкистов.

Основным организатором планирования боевой и политической подготовки является командир. Он, изучив руководящие плани­ рующие документы, лично принимает решение по основным вопро­ сам подготовки войск и дает штабу указания на разработку плана боевой и политической подготовки. По вопросам огневой подготов­ ки командир определяет: последовательность и сроки боевого слаживания подразделений; порядок вывода подразделений в учебные центры; периодичность, время и последовательность проведения ТСТ; сроки выполнения упражнений стрельб; темы и сроки прове­ дения тактических учений с боевой стрельбой; сроки проведения контрольных занятий и стрельб; содержание и сроки проведения методических занятий, сборов, совещаний и конференций.

На основе указаний командира и планирующих документов старших начальников штаб разрабатывает «План боевой и поли­ тической подготовки», в котором отражаются следующие вопросы огневой подготовки:

порядок и сроки изучения материальной части вооружения, основ и правил стрельбы;

последовательность проведения танко-стрелковых трениро­ вок; 1

последовательность и сроки отработки нормативов;

последовательность и сроки выполнения упражнений стрельб из танков для каждой категории обучаемых;

сроки проведения боевых стрельб, тактических учений с бое­ вой стрельбой;

сроки выполнения упражнений по метанию ручных гранат из танка и упражнений стрельб из стрелкового оружия;

25*

387


— сроки проведения показных и инструкторско-методических: занятий с указанием категорий, привлекаемых на эти занятия.

Как приложение к плану боевой подготовки составляется рас­ чет потребности количества боеприпасов и моторесурсов на огне­ вую подготовку. Эти расчеты целесообразно производить по харак­ теру и срокам выполнения огневой подготовки, по подразделениям и категориям обучаемых. Результаты расчетов доводятся до коман­ диров подразделений для того, чтобы они могли планировать вы­ деленные им на боевую подготовку боеприпасы и моторесурсы.

Для уточнения сроков выполнения задач боевой подготовки ежемесячно разрабатывается «План-календарь основных меро­ приятий по боевой и политической подготовке». К нему прилага­ ется график вывода подразделений в учебные центры, распределе­ ния учебных полей, классов.и объектов.

В батальоне основным планирующим документом является «План боевой и политической подготовки» на месяц. В нем указы­ вают расчет учебного времени по предметам и темам обучения по неделям.

В роте составляется расписание занятий на неделю. Исходны­ ми документами для составления расписания являются: выписка из плана боевой подготовки батальона на неделю, программа боевой подготовки, курс стрельб, методические пособия, сборник норма­ тивов, график распределения учебных полей, классов и объектов. В расписании указывают дни и часы проведения занятий со взво­ дами (категориями обучаемых), предметы обучения, номер, наи­ менование и краткое содержание темы, содержание отрабатывае­ мых нормативов, место проведения, руководителей занятий, лите­ ратуру для подготовки к занятиям. При планировании ТСТ, стрельб целесообразно указывать содержание и материальное обеспечение учебных мест, расход моторесурсов и боеприпасов.

Вопросы планирования боевой и политической подготовки в подразделениях постоянно должны быть в центре внимания всех командиров и начальников-

§ 5. Учет огневой подготовки

Руководство боевой и политической подготовкой не может быть целеустремленным, если не налажен систематический контроль и учет качества выполнения плана.

Для систематичности и полноты данных учета ведутся журна­ лы различной формы.

Учет ведется по результатам плановых и контрольных занятий, индивидуально за каждого обучаемого, за экипаж и за подразде­ ление. Каждый командир, как правило, ведет учет боевой подго­ товки подразделений на две ступени ниже, а в роте и во взводе дол­ жен быть индивидуальный учет по всем дисциплинам боевой, подготовки.

388


На каждого обучаемого по огневой подготовке обычно учиты­ вают успеваемость по отработанным темам, оценки за выполнение нормативов, результаты выполнения упражнений стрельб из тан­ ков и личного оружия, метанию ручных боевых гранат и т. п. Кро­ ме того, ведется индивидуальный учет классных специалистов. За подразделение по огневой подготовке учитывают выполнение про­ граммы и степень ее усвоения личным составом, результаты выпол­ нения стрельб по категориям и за подразделение в целом; резуль­ таты боевых стрельб и тактических учений с боевой стрельбой; ре­ зультаты контрольных занятий, проводимых старшими начальни­ ками и при инспектировании.

Кроме того, в частях и подразделениях ведут учет командирской и методической подготовки офицеров и сержантов, показных и инструкторско-методических занятий и т. п.

Состояние учета в подразделениях должно быть под постоян­ ным контролем старших начальников.

Г л а в а в т о р а я

МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ УСЛОВИЙ УПРАЖНЕНИЙ СТРЕЛЬБ

§ 1. Основные положения

Процесс обучения танкистов огневому мастерству слагается ■обычно из следующих этапов: одиночной подготовки, подготовки в составе экипажа, подготовки в составе подразделения. Для пере­ хода в обучении от простого к сложному стрельбы подразделяют­ ся на подготовительные, учебные, боевые и стрельбы в составе под­ разделений.

Стрельбы являются средством обучения личного состава тан­ ковых войск и средством контроля их боеготовности. В силу этого каждое упражнение, включаемое в курс стрельб, должно отвечать боевому предназначению оружияУпражнение вначале обосновы­ вается (разрабатывается) теоретически, а затем проверяется на опытных стрельбах.

При разработке упражнений стрельб руководствуются принци­ пом, чтобы условия упражнения стрельб были максимально при­ ближенными к боевым условиям.

Опираясь на предыдущий опыт, анализируя объективные воз­ можности вооружения и используя закономерности теории веро­ ятностей и теории стрельбы, в условиях упражнения задаются или устанавливаются такие нормативы, которые для большинства обу­ чаемых должны быть выполнимы на оценку «хорошо». В этом слу­ чае можно рассчитывать, что и в целом по армии данное упраж­ нение будет выполняться на оценку «хорошо».

Главное требование о выполнении -упражнения в целом по всей армии на оценку «хорошо» основывается на том, что эта оцен­ ка является средней в ряду положительных оценок («отлично»,

389


«хорошо», «удовлетворительно»), принятых в нашей системе оце­

нок.

Отступления от главного требования в ту или другую сторону нежелательны. При легких условиях упражнений обучаемые будут добиваться высоких оценок без особого напряжения и тренировок и это приведет к тому, что объективно не будет существовать сти­ мулов для совершенствования процесса обучения и самосовершен­

ствования обучаемых. Трудные упражнения, наоборот,

повлекут

за собой неуверенность в оружии, в системе подготовки

и могут

привести к «натаскиванию» в процессе обучения и к поискам по­ слаблений при осуществлении контроля.

Исходя из главного требования разработки упражнения опре­ деляют или устанавливают основное условие.

Внастоящее время при разработке упражнений стрельб и их оценочных показателей принято соблюдать следующее условие: ве­ роятность (надежность) выполнения упражнения должна быть не ниже 0,8 (80%). При этом условии можно ожидать, что в среднем по всем подразделениям и частям армии будет получена оценка «хорошо» и тем самым будет выполнено главное требование. Со­ гласование главного требования и числовой характеристики основ­ ного условия закреплено в курсе стрельб положением: на оценку «хорошо» надо иметь не менее 80% выполнения упражнения изчисла всех стрелявших.

Кроме основного условия, часто используется и дополнитель­ ный критерий оценки, например, для получения подразделением оценки «хорошо» надо, чтобы из числа выполнявших упражнение не менее 50% получили оценки «хорошо» и «отлично».

Вобщем виде уравнение основного условия может быть запи­

сано

 

Р06т =

РпорР<Ру'Л*

0,8 ,

 

(3. 1)

где

Р 0бщ —вероятность

выполнения упражнения в целом;

 

 

Рпор — вероятность

получения

любой положительной

 

оценки за поражение цели (целей);

 

 

за

 

Pt — вероятность получения положительной оценки

 

выполнение

нормативов

времени,

включенных

в:

 

условия упражнения стрельб;

 

оценки

 

Русл — вероятность

получения

положительной

 

по всем другим условиям упражнения.

 

 

 

Если дифференцированная оценка выставляется

только

за ре­

зультат поражения целей огнем танка, а для всех других условий требуется полная выполнимость в пределах указанных нормативов,,

то вероятности Р(

и Р усл

принимаются равными единице и основ­

ное условие будет

Р п о р ^

0,8.

Для выполнения этого основного условия при расчете условий упражнения решают одну из следующих типичных задач:

— определяют норму отпуска боеприпасов, если установлена дальность до цели (целей);

390