Файл: Теория стрельбы из танков учебник..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— рассчитывают, какова должна быть исходная (или средняя) дальность до цели (целей), если задана или ограничена норма

отпуска боеприпасов.

При теоретическом обосновании упражнений стрельб обычно наиболее полно решают одну из указанных выше задач и рассчи­ тывают выполнимость упражнения по результатам поражения целей. Другие же условия упражнений могут быть установлены на основе предыдущего опыта, требований уставов, наставлений, ру­ ководств и т. п. или без больших материальных затрат проверены практически специально поставленными опытами.

§ 2. Порядок разработки условий упражнений стрельб

Разработку упражнения обычно начинают с определения на­ значения упражнения. При определении назначения упражнения прежде всего учитывают вид предстоящих стрельб на том или ином этапе обученияТак, например, упражнения подготовительных стрельб имеют целью дать обучаемым первоначальную практику в стрельбе по одиночным целям одним из способов стрельбы. В це­ лях экономии боеприпасов и сохранения боевого оружия эти упражнения могут выполняться на тренажерах с помощью конт­ рольно-тренировочных приборов или одиночными выстрелами из пулемета (малокалиберной винтовки).

Упражнения учебных стрельб выполняются, как правило, в со­ ставе экипажа из штатного оружия. Для экономии штатных выст­ релов ряд учебных стрельб выполняется из вкладного ствола.

Специальные упражнения боевых стрельб могут включать обу­ чение двум или более способам ведения огня, а также самостоя­ тельному выбору различных целей для поражения.

Боевые стрельбы экипажей, взводов, а также стрельбы на тактических учениях предназначаются для совершенствования уме­ ний и навыков офицеров, командиров танков в организации боя и управления огнем подразделений и отдельных танков, а также для привития навыков личному составу в решении различных огневых задач в составе экипажа и подразделения.

При определении назначения упражнения учитывают еще зна­ ния, умения и навыки, имеющиеся у обучаемых к моменту выпол­ нения данного упражнения, а также то, чему их следует обучать.

Исходя из назначения упражнения, вооружения противника и тактики его действий выбирается мишенная обстановка. При этом определяются количество и характер целей: неподвижная, движу­ щаяся, появляющаяся, а также направление, скорость движения, время показа (движения) цели, какими признаками демаскирует себя та или иная цель и т. д.

Согласно назначению упражнения, мишенной обстановке, ма­ териальной базе и наличию боеприпасов устанавливаются: вид огня, оружия, боеприпасов; способ стрельбы и характеристики

391


движения танка; скорость и время движения; путь, проходимый танком; направление движения.

Взависимости от условий, в которых ведется стрельба, выби­ рают показатели эффективности и устанавливают значения их для получения различных оценок.

Внастоящее время в качестве показателей оценки индивиду­ альных результатов стрельбы используются число попаданий в

цель, номер поражающего выстрела или просто поражение цели хотя бы одним попаданием, а также число пораженных целей.

Исходя из основного условия рассчитывают дальность до цели и определяют норму отпуска боеприпасов. При выбранной округ­ ленной дальности до цели и округленного количества боеприпа­ сов расчетами проверяют выполнимость упражнения и возмож­ ность получения оценки «хорошо». Затем устанавливают нормати­ вы времени на выполнение отдельных элементов и упражнения в целом. И, наконец, определяют порядок выполнения упражнений или отмечают особенности, которые должны соблюдаться при вы­ полнении упражнения.

Рассмотрим использование изложенного выше порядка разра­ ботки упражнений стрельб на конкретных примерах-

§ 3. Примеры разработки условий упражнений стрельб

Пример. Для обучения стрельбе с места по движущейся цели и тренировки в применении правил стрельбы разработать упраж­ нение подготовительных стрельб, которое будет выполняться- в тире на дальность 100 м одиночными выстрелами из спаренного пулемета.

Решение. 1. Согласно заданию принимаем: наименование уп­ ражнения «Стрельба с места по движущейся цели», назначе­ ние упражнения «Тренировка в применении правил стрельбы и по­ лучении меткого выстрела с места по движущейся цели».

2 .Выбираем танк как наиболее характерную движущуюся цель (мишень № 12 размерами по высоте 2,8 м, по ширине 6,9 м), дви­ жение фланговое или косое, дальность до цели 1000 м, средняя боевая скорость движения иц = 15 км/ч. Для стрельбы в тире на 100 м необходимо параметры, характеризующие цель, уменьшить

в10 раз против вышеуказанных.

Врассматриваемом примере мишень должна иметь размеры: Нц = 2,8 : 10 = 0,28 м (28 см); т — 6,9 : 10 = 0,69 м (69 см) и для

боковой проекции танка Кф — 0,61.

Линейная скорость движения цели должна быть v„ =

:

3,6

 

:10 = 0,42 м/с.

3.Вид огня — одиночный, из спаренного пулемета, патронами, имеющими пули со стальным сердечником.

4.Результаты стрельбы будем оценивать по числу попаданий в цель. При этом показателе необходимо полностью расходовать от-

392


пущенные боеприпасы и тем самым приобретать наибольшую прак­ тику в производстве меткого выстрела. Условимся также, что по­ ложительная оценка будет выставляться при наличии хотя бы одного попадания в цель. Исходя из этого, для выполнения основ­ ного условия необходимо, чтобы вероятность хотя бы одного попа­ дания была не ниже 0,8 при 5 выстрелах, т. е.

Р > х - = \ - ( \ - Р ц , ) ( \ - Р ц 2 ) . . . . (1 — Р^)г=0,8:

(3.2)

5. Учитывая тот факт, что при стрельбе в тире исходные уста­ новки практически не изменяются, можно считать вероятность по­ падания в цель постоянной и уравнение (3.2) записать в виде

Р>1 = 1 - ( 1 - / Ч ; Р) ^ 0 , 8 ,

(3.3)

где Рцср — средняя вероятность попадания в цель на один выстрел.

Решая уравнение (3.3) относительно S, получаем

 

 

lg (1 — 0,8)

4)

 

 

(3.

 

 

l g ( l - ^ Cp)

 

Определим

Рцср при

следующих условиях: 0,5/га = 34,5

см;

0,5Нц = 14

см; Кф =

0,61 .

 

' Из таблиц стрельбы находим Вв — Вб = 0,05 м (5 см ). При­

нимая

в среднем Веа — \,7Ве

и Вбя = ЗВб, находим Вея —

1,7-5 =

8,-5 см , Вбя = 3 - 5 = 1 5

см .

Для выполнения упражнения в тире производится пристрел­ ка оружия, точность которой может быть оценена срединными -ошибками подготовки Еуп Be — 5 см и Ezn ~ Вб = 5 см.

Суммарные ошибки стрельбы будут характеризоваться:

Вбп = ]/E zn 2 + B6l = УЪЪ+ 15а = 15,8 см;

Beп = У Еуп2 + Be\ =

= 10 см.

На основе характеристик ошибок и принятых размеров цели определяем

Ри

т/о,5п,Укф\

тьн„Укф\

ср

\ Вбп )

\ Be п )

= Ф Г34'^ 0 » 61 j Ф ^14^ в ’Ь1 ^ =- Ф (1,70) Ф (1,09) =

= 0,748-0,538 =--0,40.

393


Зная Рцср, по формуле (3. 4) определяем число выстрелов S, при котором обеспечивается выполнение основного условия

(3. 1)

5 = Igd - 0 ,8 ) =

1Д02 =

- 0 = з 5

lg (1 - 0 ,4 )

lg0,6

-0 ,2

Полученный результат округляем в большую сторону и прини­ маем S = 4 патрона.

6. При норме отпуска 4 патрона и при полном расходе этих бое­ припасов проверяем выполнимость упражнения и устанавливаем

показатели дифференцированной оценки. Для

этого рассчитаем

вероятности комбинаций:

 

 

 

 

— вероятность получения четырех попаданий р4 = 0,44 = 0,026;

=

— вероятность получения

трех попаданий 4p3q = 4 -0,43- 0,6 =

0,154;

 

 

 

=

— вероятность получения двух попаданий 6p2q2 =

6- 0,42 -0,62=

0, 346;

одного попадания

4

pq3=>4*0,4 X

 

— вероятность получения

X 0,63 = 0,346.

Если принять условия: за получение четырех попаданий выстав­ лять оценку «отлично», за получение трех — «хорошо»; за получе­ ние двух и одного попадания — «удовлетворительно», то можно за­ метить, что в среднем получение оценок «отлично» и «хорошо» бу­ дет обеспечено только вероятностью 0,026 + 0,154 = 0,180 или 18%, что очень мало.

Из распределения вероятностей комбинаций видно, что лучше

всего подходят следующие условия:

— «отлично»

(вероятность

— за

четыре

и три попадания

0,026 + 0,154 = 0,180);

(вероятность 0,346);

— за два попадания — «хорошо»

— за

одно

попадание — «удовлетворительно»

(вероятность

0,346).

 

 

 

 

Вероятность получения положительной оценки

 

 

0,180 + 0,346 + 0,346 =

0,872 или 87%.

 

При этих условиях вероятность получения «отличных» и «хоро­ ших» оценок 0,180 + 0,346 = 0,52 или 52%.

Из данных примера можно сделать вывод, что при вероятности выполнения упражнения на 87% и получения при этом не менее 52% отличных и хороших оценок можно ожидать, что в среднем данное упражнение будет выполняться на хорошую оценку.

7. Время на выполнение упражнения следует ограничить вре­ менем движения цели. Примем для стрельбы с места по движу­ щейся цели из 100-мм танковой пушки среднюю скорострельность, равную 4 выстрелам в минуту. Значит, для производства четырех выстрелов потребуется 1 мин. За это время цель должна проходить расстояние 0,42-60 = 25 м.

394