ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 155
Скачиваний: 5
Молина — Гурвича (рис. 10). Экспериментально найдены вязкости смеси масел А и В, из которых А обладает вязкостью ВУ2о=1,5, а В — вязкостью ВУ2о = 60. Оба масла были смешаны в разных соот ношениях от 0 до 100% (объемы.) и экспериментально установлена вязкость смесей. На номограмме нанесены значения вязкости в ус ловных единицах — °ВУ и в сантистоксах.
§
о;
Рис. J0. Номограмма Молина — Гурвича для определения вязкости смеси нефтепродуктов
Например, надо найти вязкость смеси, состоящей из 30% (объемн.) масла А (ВУ20 = 6,5) и 70% масла В (ВУ20 = 35) ^ Для этого соединим прямой линией
(см. рис. 10) точку 35 на шкале вязкости масла В (100%) с точкой 6,5 на шкале вязкости масла А (100%); из точки, соответствующей 30% масла А, восставим пер пендикуляр до пересечения с этой прямой, из полученной точки проведем гори зонталь до пересечения с осью ординат и на этой оси получим отсчет 20. Это и
есть искомая условная вязкость смеси масел А и В, т. е. В У ^ = 20.
Температуры застывания и плавления
При -охлаждении нефти и нефтепродуктов они постепенно теря ют подвижность и могут, как говорят, застыть несмотря на то, что в них содержится ряд соединений, которые при данной температу ре могли бы быть жидкими.
Температурой застывания нефтепродукта называют такую тем пературу, при которой он в строго стандартных условиях испыта ния теряет свою подвижность.
Потеря подвижности и застывание нефти и нефтепродуктов за висят главным образом от содержания в них твердых при обычной
25
температуре углеводородов. Чем больше таких углеводородов в рас творенном виде или в виде кристаллов в продукте, тем скорее он те ряет свою подвижность при охлаждении, т. е. имеет более высокую температуру застывания. Смолистые и асфальтовые вещества не сколько задерживают кристаллизацию твердых углеводородов, по этому температура застывания продуктов, очищенных от смол, вы ше, чем дистиллятов, из которых они получены.
По мере охлаждения светлых нефтепродуктов они до достижения своей температуры застывания проходят промежуточные стадии — температуру помутнения и температуру начала кристаллизации.
Максимальная температура, при которой в топливе при его ох лаждении обнаруживаются невооруженным глазом кристаллики
(льда, бензола и др.), называется температурой начала кристалли зации.
Температура, при которой начинается выпадение кристаллов углеводородов (в основном парафина), вызывающих помутнение нефтепродукта, называется температурой помутнения.
Наряду с температурой застывания жидких нефтепродуктов в практике работы нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и транспортных организаций играет роль температура плавления твердых при обычной температуре нефтепродуктов — таких, как па рафин и церезин.
Под температурой плавления парафина и церезина понимают температуру, при которой нефтепродукт переходит в строго стан дартных условиях из твердого состояния в жидкое.
Зная указанные выше константы, можно заранее наметить спо соб переработки нефти и принять необходимые меры при перекачке продуктов, особенно в холодное время года, а также выбрать спо соб хранения и транспортировки твердых продуктов и продуктов с высокой температурой застывания.
Температуры вспышки, воспламенения и самовоспламенения. Взрывоопасность
О степени огнеопасности судят по температуре вспышки, воспла менения и самовоспламенения: чем ниже эти температуры, тем ог неопаснее нефтепродукт.
Температурой вспышки называется такая температура, при ко торой смесь воздуха и паров нефтепродукта, нагреваемого в строго определенных условиях, вспыхивает при поднесении к нему огня, но сам нефтепродукт при этом не загорается и пламя затухает.
Для легких нефтепродуктов (с температурой вспышки не выше 50° С) температуру вспышки определяют в за'крытом аппарате, а для более тяжелых (с температурой вспышки не ниже 70° С) в от крытых аппаратах. Устройство их в общих чертах заключается в следующем. Испытуемый нефтепродукт заливают в сосуд и опуска ют туда термометр. Для легких продуктов с температурой вспышки не выше 50° С сосуд закрывают крышкой с окном, прикрываемым заслонкой. Это окно во время испытания периодически открывают
26
и к нему автоматически приближают пламя зажигательной горелки. При испытании в открытых аппаратах к поверхности жидкости пе риодически подносят пламя зажигательной горелки. Температура вспышки, определяемая в открытых аппаратах, выше, так как обра зующиеся пары частично рассеиваются в окружающую среду.
Если продолжать нагрев, то наступает момент, когда при под несении огня загораются це только пары, но и сам нефтепродукт. Температура, при которой это происходит, называется температу рой воспламенения.
Между этими температурами и фракционным составом нефте продукта имеется определенная связь: чем более легкие углеводо роды входят в его состав, тем ниже температура вспышки и воспла менения. Так, бензин имеет температуру вспышки ниже —50, а ма зут выше +110° С.
Температура самовоспламенения нефтепродукта, наоборот, тем ниже, чем более тяжелые углеводороды входят в его состав. Харак терной особенностью температуры самовоспламенения является то, что нефтепродукт загорается при соприкосновении с воздухом без соприкосновения с пламенем или искрой. Сравнительно легко само воспламеняются при температурах несколько выше 300° С мазуты, гудроны, сажа и кокс.
Обычно самовоспламенение возникает при нарушении герметич ности трубопроводов и аппаратов, в которых находятся также про дукты с температурой выше их самовоспламенения. Поэтому сле дует особо тщательно проверять, не нарушена ли герметичность, так как самовоспламенение может быть причиной пожара.
Нефтепродукты классифицируют по степени огнеопасности (тем пература вспышки, °С) на легковоспламеняющиеся (I класс — ни же 28 и -II класс — от 28 до 45° С) и горючие (III класс — от 45 до
120 и IV класс — выше 120°С).
При определенных концентрациях нефтяных паров или газов в. воздухе их смесь при появлении огня или искры может загореться (взорваться). Различают нижний и верхний пределы взрываемости. Нижний предел взрываемости — это минимальная концентрация па ров горючего в воздухе, при которой возможна вспышка от сопри косновения с пламенем или искрой; верхний предел — это концен трация, выше которой вспышки не происходит из-за недостатка воз
духа.
Промежуток между верхним и нижним пределами взрываемости (зона, или интервал взрываемости); выраженными содержанием го рючих паров в воздухе в % (объемн.), для ацетилена составляет 2,3—82, водорода 4,1—75, бензинов 1—6, керосинов 1,4—7,5, бутана
1,5—8,5, пентана 1,1—8, гексана 1,6—6,4, сероводорода 4,3—45,5,
этана 3—15 (этилена 3—34) и т. д.
Вследствие высокой огне- и взрывоопасности нефти, нефтепро дуктов и газа при работе с ними необходимо строго соблюдать пра вила техники безопасности и пожарной обезопасности.
Следует также знать, что нефть и нефтепродукты ядовиты. От равление их парами возможно при вдыхании их во время ремонта
27
и очистки аппаратуры и резервуаров, из-за недостаточной вентиля ции помещений, нарушения герметичности трубопроводов, неисправ ности оборудования и т. п. Предельно допустимые концентрации (в мг/л) в рабочей зоне производственных помещений паров сле дующие: бензинов и керосинов 0,30, бензола и метилового спирта 0,05, толуола и ксилолов 0,10, сероводородов 0,01, фенола 0,005, хло рированных углеводородов 0,002.
Цвет
Для керосина осветительного и масел нормируется их цвет. Сте пень окраски нефтепродукта зависит от наличия в нем смолисто асфальтовых соединений, и по цвету определяют эффективность очистки дистиллятов от этих соединений.
Цвет нефтепродуктов определяют в специальных аппаратах (колориметрах) путем сравнения их с окраской цветных растворов или стекол, взятых за образец.
§ 3. ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СВЕТЛЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ В НЕФТИ И ИХ ХИМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Определение потенциального содержания светлых нефтепродуктов в нефти
Потенциальное содержание светлых нефтепродуктов в нефти, т. е. фракции, выкипающей до 350° С, определяют на лабораторных аппаратах, имеющих ректификационную колонку. В качестве при мера рассмотрим работу аппарата АРН-2 (рис. 11). В куб заливают от 1 до 3 кг тщательно обезвоженной нефти. В конденсатор (холо дильник) насыпают лед или его смесь с поваренной солью. При отборе легких фракций Для уменьшения потерь при разгонке при емник также помещают в охладительную смесь. Затем включают электронагрев колонки и зажигают горелку под кубом. Разность между температурой паров на выходе из колонки и температурой жидкости поддерживают в пределе 100—120° С, а разность давле ния в верхнем и нижнем сечениях колонки 3—5 мм рт. ст. Разгонку ведут со скоростью две капли в секунду вначале при атмосферном давлении до достижения температуры 225° С в парах (325—345° С в жидкости), через 15—20 мин включают вакуум и при температуре жидкости не выше 200° С продолжают разгонку под вакуумом при остаточном давлении 500 мм рт. ст.
Данные о потенциальном содержании светлых нефтепродуктов получают путем отбора вначале широкой фракции (до 150°С), а за тем пятиградусных фракций. Постепенно добавляя их к широкой фракции и повторно разгоняя смеси на стандартном аппарате, ус танавливают процент их выхода.
28 |
' |
• |
Химическая
стабильность
светлых
нефтепродуктов (топлив)
|
Под |
химической ста |
|
|
|
|
||||
бильностью |
понимают |
|
|
|
|
|||||
способность продукта |
со |
|
|
|
|
|||||
хранять |
|
цвет и химиче |
|
|
|
|
||||
ский состав при транспор |
|
|
|
|
||||||
тировании, |
хранении |
в |
|
|
|
|
||||
емкостях |
и |
в баках ма |
|
|
|
|
||||
шин. |
|
|
|
состав |
|
|
|
|
||
|
Химический |
|
|
|
|
|||||
топлива, |
|
которое |
не |
со |
|
|
|
|
||
держит |
непредельных уг |
|
|
|
|
|||||
леводородов, |
достаточно |
|
|
|
|
|||||
стабилен. |
Непредельные |
|
|
|
|
|||||
же |
углеводороды |
легко |
|
|
|
|
||||
окисляются |
кислородом |
|
|
|
|
|||||
воздуха, |
|
полимеризуются |
|
|
|
|
||||
и |
конденсируются, |
в ре |
|
|
|
|
||||
зультате |
|
чего |
в топливе |
Рис. 11. Схема аппарата АРН-2: |
|
|||||
образуются |
высокомоле |
I — печь; |
2 — куб; 3 — буферная емкость; 4 —при |
|||||||
кулярные соединения, |
в |
емники; |
5 — конденсатор; |
б — колонка; 7 — ловуш |
||||||
ка; 8, 9 — вакуумметры; |
10 — днфманоыетр; |
// — |
||||||||
том числе смолы. |
Содер |
|
вакуум-насос |
|
||||||
жащиеся и вновь образу |
|
|
|
Од |
||||||
ющиеся |
|
смолы удерживаются в топливе в растворенном виде. |
нако при повышении их концентрации в нефтепродукте часть смол выпадает в осадок, который откладывается на стенках резер вуаров и баков машин, в топливопроводах и карбюраторах, загряз няя их и нарушая нормальную работу системы питания двигателя.
При испарении горючей смеси в карбюраторном двигателе смолы не испаряются и осаждаются на стенках всасывающего трубопрово да, уменьшая его сечение; отложение смол на штоках клапанов вы зывает их зависание, что приводит к нарушению и даже прекраще нию работы двигателя. При попадании смол вместе с веиспарившеися частью топлива в цилиндр двигателя увеличивается.скорость нагарообразования. Часть смол вместё с тяжелыми фракциями топли ва стекает по стенкам цилиндра, попадает в канавки поршневых ко лец и превращается под влиянием высоких температур в углистые лакоподобные вещества, которые как бы припаивают компрессион ные кольца к поршню, что ведет к прорыву газов в картер и паде нию мощности двигателя, а также может вызвать заклинивание поршня в цилиндре. Вот почему содержание так называемых факти ческих смол в ГОСТе на топливо строго лимитировано.
Содержание смол определяют в строго регламентированных ус ловиях. 25 мл испытуемого топлива, залитого в стеклянный стакан-
29
чик или фарфоровую чашку, выпаривают на бане под струей воз духа при 100° С. Неиспарившийся ocfaTOK высушивают в термостате при 110° С до достижения постоянной массы. Масса остатка после умножения на 4 дает содержание фактических смол в мг на 100 мл
топлива. Прибор для определения содержания |
фактических смол |
|||||
|
■ показан на рис. |
12. |
допу |
|||
|
В авиабензинах |
|||||
V eens- |
скается |
содержание фак |
||||
тических |
|
смол |
не более |
|||
|
4 мг (для |
Б-70 |
не более |
|||
|
2 мг) в 100 мл бензина, а |
|||||
|
в автомобильных |
бензи |
||||
|
нах от 5 до 7 мг в 100 мл |
|||||
|
бензина |
в местах |
произ |
|||
|
водства и от 7 до 15 мг в |
|||||
|
100 мл бензина в местах |
|||||
|
потребления. |
содержа |
||||
|
Определение |
|||||
|
ния |
фактических |
смол |
|||
|
позволяет |
судить |
только |
Рис. 12. Прибор для определения |
содержа |
|
|
||||||
|
ния фактических смол:. |
|
|
|
|||||
/, 3 — глухие карманы для стаканов с испытуемым |
Рис. 13. «Бомба» для определе |
||||||||
нефтепродуктом; |
2, 4 — отверстия |
для |
установки |
||||||
термометра и терморегулятора; |
5, |
7 |
— концы мед |
ния индукционного периода бен |
|||||
ного |
змеевика; |
6 — съемный |
пришлифованный |
|
зина: |
||||
тройник для подачи воздуха; |
8 —съемная желез |
/ — кислород; |
|||||||
ная |
крышка; 9 — железный |
сосуд; |
10 — медный |
2 —бензин; 3 — вода |
|||||
|
|
змеевик |
|
|
|
|
|
(100° С); |
4 — электропечь |
об их наличии в бензине. Склонность же бензина к смолооб-
,разованию оценивают при помощи индукционного периода. Для это го 100 мл бензина наливают в стеклянный стаканчик, покрывают часовым стеклом и помещают в металлическую «бомбу» (рис. 13). «Бомбу» наполняют кислородом под давлением 7 кгс/см2, опускают в кипящую воду и выдерживают в ней до тех пор, пока манометр на «бомбе» не покажет, что давление в ней падает. Значит, бензин
начал окисляться, т. е. в нем стали образовываться смолы.
Время, в течение которого давление в «бомбе» оставалось посто янным при температуре бензина 100° С, называется индукционным
30