Файл: Сергиевский, Л. В. Наладка, регулировка и испытание станков с программным управлением учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если проверяется замкнутая система, то на вход по­ дается сигнал рассогласования, а на выходе проверяется величина этого рассогласования и по величине ошибки оценивается работа системы и станка. В замкнутой си­ стеме также проверяют точность перемещения, скорость и ускорение и выполнение вспомогательнь х и технологи­ ческих команд в соответствии с заданной программой.

Метод граничного контроля применяется для пред­ сказания времени и места появления возможных отказов элементов, узлов и блоков. При этом методе изменение параметров элементов, узлов и блоков системы ЧПУ проверяется при предельно допустимых значениях воз­ действующих на них сигналов. Например, для станков с ЧПУ модели 6Н13-ГЭ2 частота следования импульсов, по паспортным данным, составляет 600 Гц, а предельная частота шагового привода, применяемого в системе станка, 800 Гц. Очевидно, граничной частотой для про­ верки системы станка будет 800 Гц, причем при вводе в систему такого параметра можно проверить весь тракт системы от вводных устройств (магнитной головки) до конечного звена (шагового двигателя).

Другим примером граничного контроля может быть, например, предельно допустимый скачок по скорости для станка типа ФП-7 с фазовой системой числового про­ граммного управления. По паспортным данным, предельно допустимый скачок по скорости определен в 5 мм/с на всем диапазоне изменения скорости движения рабочих органов от 0 до 25 мм/с. Для проверки такой системы необходимо заложить в тест-программу разгон рабочих органов станка ступенями, т. е. 0—5— 10— 15—20— 25 мм/с, причем аналогично необходимо программировать и снижение скорости, т. е. 25—20— 15—10—5—0 мм/с. Следует также учитывать и изменение направления дви­ жения рабочих органов при том же наборе скоростей. А для того чтобы сократить время испытания, необходимо в тест-программе предусмотреть проверку всех координат одновременно.

Контроль правильности выполнения тест-программы одинаков для всех систем ЧПУ и включает в себя две операции контроля перемещения по линейным размерам, скорости и ускорению и выполнения вспомогательных

итехнологических команд. Выполнение вспомогательных

итехнологических команд может контролироваться по­ строением логических схем, учитывающих их последо-

142

вателыюсть и выдающих сигнал ошибки в случае нару­ шения этой последовательности.

Контроль величины перемещения может быть осуще­ ствлен подсчетом количества импульсов унитарного кода и той информации, которая занесена в тест-программу. В этом случае объем счетчиков должен быть равен коли­ честву импульсов перемещения, заложенных в тест-про­ грамме.

После выбора в системе ЧПУ точек входа и выхода контрольного сигнала его деформация может определяться или вышерассмотренным методом, или коэффициентом передачи от выбранного входа к выбранному выходу. Оценивая изменение коэффициента передачи, который определяется изменением параметров элементов, узлов и блоков системы ЧПУ, можно обнаружить возникшую в системе неисправность.

Если деформация тест-программы оценивается по из­ менению амплитуды сигнала, то в заведомо исправной системе должны быть определены все величины сигнала с предельно допустимыми отклонениями. Если деформа­ ция тест-программы оценивается по величине сдвига фазы, то должны быть определены допустимые пределы отклонения сигналов по фазе.

При записи работы системы станка типа ФП-7 при отработке тест-программы на осциллограмму исследова­ лась работоспособность всей системы. Сигнал снимался с конечного звена системы управления (тахогенератора). Из осциллограммы видно, что в момент набора скорости скачком наблюдается колебательность переходного про­ цесса; это же наблюдается и при сбросе скорости.

При проверке точности перемещения на осциллограмме записывался и этот параметр. В тест-программе для каждой скорости запрограммировано линейное перемещение в 25 мм, кроме скорости 25 мм/с, где линейное перемещение равно 50 мм. На осциллограмме можно подсчитать это перемещение с учетом скорости протягивания бумажной ленты. При наличии в системе неисправности на осцилло­ грамме при таком методе проверки были бы видны откло­ нения от нормы.

Проводилась проверка по тест-программе системы станка с ЧПУ типа 6Н13-ГЭ2. Осциллограмма снималась с обмоток шагового двигателя при максимальной частоте следования импульсов. Характерным для данной осцил­ лограммы является то, что на ней виден сдвиг сигналов

143


Искажения Искажения

не ШееJ % не Шее 7%

и =SH,5MS и=2,111,3В и=6,2±0,вВ

Рис.66. Функциональная схема электронного блока фазовой системы ЧПУ:

/ — усилитель считывания; 2 — усилитель-ограничитель управляющего сиг­ нала; 3 — суммирующая цепочка; 4 — усилитель опорного сигнала; 5 —« усилитель-ограничитель опорного сигнала; 6 — триггер (фазовый дискрими­ натор); 7 балансный усилитель

на 120°, форма и величина сигнала, проходящего по об­ моткам шагового двигателя.

На рис. 66 представлена функциональная схема элек­ тронного блока фазовой системы ЧПУ станка ФП-7, на

которой выбраны точки

контроля параметров системы

и указаны форма сигнала,

величина и допустимые откло­

нения. При подаче в систему контрольного сигнала с по­ мощью контрольных приборов всегда можно проследить прохождение сигнала и дать оценку: исправна система или нет. Обнаружение неисправности происходит с по­ мощью компаратора—устройства, в котором оценивается уровень сигнала, снимаемого с входов и выходов иссле­ дуемого блока, по принципу «годен—-не годен больше и не годен меньше». В компараторе должна быть преду­ смотрена индикация для фиксирования полученной ин­ формации о состоянии контролируемого блока и схема звуковой сигнализации, выполняющая функцию привле­ чения внимания наладчика.

При оценке эффективности контроля системы ЧПУ тест-программой необходимо учитывать не только полноту

144

контроля и объем контролируемой аппаратуры, но и время, периодичность и простоту выполнения контроль­ ной проверки.

Объем контролируемой тест-программы зависит от типа системы ЧПУ; например, для систем управления, работающих от магнитной ленты, контроль в каждый период между временем обработки детали является наи­ более эффективным, если время контроля tK составляет 0,5—1,0 мин, а время обработки to6p колеблется в пре­ делах 10—160 мин. Время, в течение которого система ЧПУ может находиться в непрерывно включенном состоянии

зависит от сменности работы и практически не пре­ вышает 16 ч. Но время включения состоит из интервалов обработки /обр и интервалов простоя t„ системы во вклю­ ченном состоянии, в течение которых подготовляется следующий цикл обработки. Обычно для станков с си­

стемами ЧПУ -т ^ -= 0,1 ч-0,5. Отсюда очевидно, что

*обр

время контроля 0,5—1,0 мин является вполне приемле­ мым для простых систем ЧПУ с магнитной лентой. Для сложных систем ЧПУ, состоящих из систем со встроен­ ными интерполяторами, такой метод не дает существен­ ного выигрыша, и наиболее целесообразным является метод прогнозирующего контроля.

При проверке систем, работающих от магнитной ленты, нельзя охватить контролем все элементы системы упра­ вления и регулирования. Например, с помощью тест-про­ граммы на магнитной ленте можно проверить только пра­ вильность перемещения рабочих органов и возможность отработки приводом максимальных скоростей и ускоре­ ния, но невозможно проверить направление движения рабочих органов, величину скорости в переходном режиме работы привода, т. е. при изменении направления дви­ жения, и т. д. При работе по программе, где заложено формообразование детали, в процессе ввода программы на магнитной ленте нельзя проконтролировать выполне­ ние операций формообразования детали. Контроль выпол­ нения операций формообразования может быть выполнен только после того, как изготовлена деталь. По ее геометри­ ческим размерам можно проверить правильность выпол­ нения системой станка операций, заложенных в программе.

Наличие резерва времени tn в период между обработ­ кой деталей позволяет применять для сложных систем прогнозирующий контроль. Прогнозирующий контроль

145


зависит от типа интерполирующего устройства и вклю­ чает операции перемещения рабочих органов станка и выполнение вспомогательных и технологических команд. Его режиму соответствуют граничные условия функциони­ рования, что позволяет обнаружить скрытые дефекты до того, как они смогут повлиять на работу системы во вре­ мени обработки детали. Контроль выполнения вспомо­ гательных и технологических команд может быть выполнен путем построения логических схем, учитывающих их последовательность и выдающих сигнал ошибки в случае нарушения этой последовательности или при появлении на выходе более одной команды. Контроль величины пере­ мещения может быть осуществлен подсчетом количества импульсов унитарного кода (в этом случае объем счетчика должен быть равен количеству импульсов перемещения, заложенного в прогнозирующей программе). Эффектив­ ность прогнозирующего контроля зависит от его периодич­ ности и объема контролируемых узлов и блоков системы.

При практическом использовании метода прогнози­ рующего контроля целесообразно определять не периодич­ ность контроля, а максимально допустимую длительность программы в зависимости от задаваемой вероятности каче­ ственного изготовления детали и параметров надежности системы ЧПУ, для которой рассчитывается прогнозирую­ щая программа.

Анализ применения прогнозирующего контроля для сложных систем ЧПУ показывает, что, например, при периодичности контроля в один час эквивалентная надеж­ ность системы повышается в среднем до 1000 ч времени наработки на отказ для отдельных узлов и блоков системы. Ни один из других методов контроля не обеспечивает такого высокого уровня надежности.

Вцелях сокращения времени проверки системы ЧПУ

идля простоты выполнения операций контроля можно использовать программный контролирующий и прогно­ зирующий вид контроля, который включает следующие операции: а) отключение приводов подач; б) включение прогнозирующих режимов; в) отработку тест-программы;

г) оценку правильности выполнения тест-программы; д) включение рабочих режимов системы и станка.

Для системы ЧПУ со встроенными интерполяторами может быть предложен автоматический прогнозирующий контроль, при котором все операции, перечисленные выше, выполняются автоматически без участия опера-

146


тора. В этом случае рабочая программа состоит из двух частей: контролирующей и программы обработки детали. Расчет контролирующей программы выполняется на этапе разработки системы ЧПУ и ее содержание неизменно в течение всего времени эксплуатации. Правильность выполнения рабочей программы целесообразно оценивать контролем по модулю для информации о перемещениях и контролем последовательности выполнения команд для программы вспомогательных и технологических команд.

Для системы ЧПУ со встроенными интерполяторами (например, станки моделей МА-6545 и МА65-ФЗ) про­ грамма обработки детали записывается на перфоленту. По такой программе обрабатываемый контур разбивается на участки, представляющие собой либо отрезки прямых, либо дуги окружности. Каждый такой участок задается кадром, состоящим из адресов и числовой информации. Каждый кадр начинается с контрольного символа. Для проверки правильности ввода данного кадра в управляю­ щую машину производится контроль суммы числового значения вводимой информации по модулю девять. На­ пример, для обработки отрезка прямой на перфоленте записана информация (фраза)

 

 

4 В6022 Е 0 00121 Д 1 01256 Н00,

где

4 — контрольное

число —Кс\

 

 

В6022

— номер кадра;

 

 

 

Е — адрес (т. е. по какой координате идет обра­

 

0

ботка);

перемещения

по данному

 

— направление

 

00121

адресу;

 

 

 

— величина перемещения по данному адресу;

 

Д

— адрес (обозначение координаты);

 

1

—- направление

перемещения;

координате;

 

01256

— величина перемещения по

 

Н00

— конец кадра.

 

 

Контрольный символ определяется из-соотношения

где R ( j — остаток от деления суммы чисел фразы на 9.

Сумма получается от суммирования всех строк фразы, включая и адреса.

147


В нашем примере сумма чисел кадра составляет

(8 + 6 + 0 + 2 + 2) + 1 + 0 + ( 1 + 2 + 1 ) + 2 - Ь

+ 1 + (1 + 2 + 5 + 6) + (0 + 0 + 0) = 41.

При делении на девять получим остаток 5; следова­ тельно, контрольное число равно 4.

Для проверки готовности управляющей машины к ра­ боте у нее имеется специальный режим «профконтроль». В этом режиме вся числовая информация о перемещениях по координатам вводится в машину и машина контроли­ рует информацию по контрольному числу.

§2. ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМЫ

СПОМОЩЬЮ СТАНДАРТНЫХ

ИСПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

Вопросы проверки работоспособности и качества функ­ ционирования сложных систем, которые являются си­ стемами числового программного управления станками, приобретают в процессе эксплуатации исключительно важное значение и рассматриваются как один из эффек­ тивных этапов повышения надежности систем ЧПУ.

Контроль состояния аппаратуры станков с ЧПУ можно осуществлять либо обычными инструментальными мето­ дами с применением серийных измерительных приборов: осциллографов, ламповых вольтметров, генераторов, частотомеров и т. д., либо специальными измерительными устройствами, осуществляющими измерения тех параме­ тров системы ЧПУ, которые обычными измерительными приборами не производятся. Проектирование измери­ тельных и специальных приборов должно осуществляться так, чтобы отказы их не оказывали непосредственного влияния на работоспособность контролируемой аппара­ туры системы ЧПУ.

Обслуживающий персонал на основании данных, полу­ чаемых от устройств контроля, а также на основании непосредственного наблюдения за работой системы упра­ вления станком с ЧПУ делает вывод о ее исправности.

Одной из основных задач правильной эксплуатации систем ЧПУ является установление параметров, подле­ жащих контролю. Такие параметры должны характери­ зовать работоспособность системы и обеспечивать под­ держание ее характеристик в допустимых пределах.

148

К контролируемым параметрам систем ЧПУ относятся выходные характеристики системы (скорость движения рабочих органов станка, точность линейных перемещений), а также параметры, позволяющие косвенно оценивать работоспособность системы (ускорение, прохождение ин­ формации по каналам системы, перепады скоростей, давление в гидросистеме, выходные токи электромехани­ ческого преобразователя и др.). При выборе контроли­ руемых параметров необходимо также исходить из назна­ чения отдельных блоков и узлов аппаратуры числового программного управления и конечной цели контроля. Очевидно, что конечной целью любой контрольной аппа­ ратуры может быть только контроль работоспособности отдельных узлов и блоков системы станка с ЧПУ, оты­ скание неисправности в блоке или узле и возможность прогнозирования отказов в дайной аппаратуре.

При проверке работоспособности станка с ЧПУ для сокращения времени контрольных операций целесооб­ разно выбирать минимальное количество контролируемых параметров, которые позволили бы иметь представление о исправности системы управления и готовности к выпол­ нению обработки деталей на станке по программе. При отыскании неисправностей в системе ЧПУ станка число контролируемых параметров может также определяться ко­ личеством сменных узлов и блоков, так как при этом время восстановления системы ЧПУ будет сведено к минимуму. Время восстановления будет определяться временем поиска неисправного блока (узла) и временем замены его на заведомо исправный и работоспособный.

При использовании системы контроля для прогнози­ рования отказов целесообразно получать информацию не только о том, годен или не годен отдельный блок или узел, но также знать характер изменения его основного параметра в то время, когда его величина еще не вышла за пределы допустимого. Для прогнозирования отказов целесообразно измерять такие параметры, изменение ко­ торых наиболее полно характеризует процессы износа и разрегулировки настройки и тем самым позволяет пре­ дупредить отказ системы или отдельного блока (узла). Например, при изменении силы натяжения магнитной ленты в лентопротяжном механизме, система станка будет еще функционировать, но наличие изменения такого пара­ метра может быть потенциальным носителем отказа дан­ ного узла.

149