Файл: Применения лазеров..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 199

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Лазерные гироскопы

215

частоту

смещения необходимо

вычесть из

измеренной.

Для измерения скорости —0,1 град/ч при

постоянном

смещении

ІО5 град/ч необходима стабильность смещения

—10_6. Это накладывает жесткие

требования

на стабиль­

ность магнитного поля и температуры, так как постоянная

Верде зависит от температуры. В

результате

чего

ячейка

Фарадея

находит ограниченное,

применение

в

качестве

элемента

смещения.

 

 

 

4. 3.

Переменное смещение

из области

захвата

Одним из способов решения проблемы стабилизации смещения [44, 46] является применение знакопеременного смещения, эквивалентного попеременному реверсивному вращению (см. фиг. 5, в). Идея этого метода заключается в уменьшении времени, в течение которого лазерный гиро­ скоп находится в зоне захвата. Так как лазерный гироскоп является интегрирующим гироскопом, то измеряется толь­ ко суммарная скорость вращения. Метод переменного смещения значительно снижает требования к стабильности абсолютной величины смещения.

Для переменного смещения, изменяющегося по сину­ соидальному закону, уравнение (23) для частоты биений при наличии связи через обратное рассеяние принимает

вид

 

ф = Q — Ql sin (ф + ß) + ilDsin u>dt,

(38)

гдеПо—амплитуда смещения, cod— круговая частота вра­ щательных колебаний.

В общем случае уравнение (38) можно решить лишь чис­ ленным методом с помощью ЭВМ, однако интерпретация этих решений достаточно сложна. На фиг. 12 показан вид рабочей характеристики лазерного гироскопа при знако­ переменном смещении [45]. Частота биений в области зах­ вата не равна нулю, рабочая характеристика линейна в

области захвата и проходит через нуль.

Решение уравне­

ния

(38)

с помощью ЭВМ показывает,

что

при пороге

захвата й L 300 град/ч и амплитуде переменного смешения

2d 200 000 град/ч

наблюдается отклонение

масштабного

коэффициента от

его значения при постоянном

смещении

(фиг.

13).

При угловых скоростях вращения,

превыша-


216

Фредерик Ароновиц

Ф и г . 12. Характеристика лазерного гироскопа

с знакопере­

менным смещением.

 

/ — идеальная характеристика гироскопа без

захвата частот;

2 — характеристика

гироскопа при знакопеременном смещении; 3

— характеристика

гироскопа без сме­

щения.

 

 

ющих амплитуду смещения, отклонение масштабного коэффициента от постоянного значения описывается тем же уравнением (37), что и при отсутствии смещения (только £2 обозначает суммарную скорость вращения).

При угловых скоростях, меньших амплитуды смещения, отклонение масштабного коэффициента имеет положитель­ ное значение, которое тем меньше, чем меньше отношение порога захвата к амплитуде смещения. Анализ показывает, что амплитуда смещения должна быть больше порога захвата, а для уменьшения флуктуаций масштабного коэффициента отношение порога захвата к амплитуде смещения должно быть минимальным.

Лазерные гироскопы

217

Все методы, рассмотренные в разд. 4.2, можно исполь­ зовать для создания знакопеременного смещения. При этом, однако, необходимо помнить, что смещение в обе стороны относительно нулевой точки должно быть строго

Ф и г . 13. Масштабный коэффициент чувствительности

при знако­

переменном смещении.

 

1 — с переменным смещением; 2 — идеальный случай; 3 — без

смещения.

симметричным. Любая асимметрия в течение одного перио­ да смещения приводит к появлению кажущегося вращения

ик образованию постоянной составляющей ошибки. Лишь при механическом смещении не происходит накоп­

ления ошибки, так как амплитуда колебаний физически огра­ ничена. Этот способ имеет еще одно важное преимущество.

Действительно, при больших амплитудах смещения для обработки сигнала требуются широкополосные элек­ тронные схемы, а при создании переменного смещения ме­ ханическим путем (за счет крутильных колебаний гиро­ скопа) этой проблемы не возникает и можно использовать узкополосные электронные схемы регистрации выходного сигнала. Это связано с тем, что при механическом способе создания переменного смещения движение интерференцион­ ных полос, вызванное смещением, может быть скомпенсиро­ вано [45].

Выбор метода смещения является наиболее важной про-


218 Фредерик Ароновиц

блемой в процессе конструирования лазерных гироскопов. Решения, предложенные до настоящего времени, обладают недостатками, и поэтому в этом направлении продолжаются поиски. Тем не менее проблема устранения захвата частот

уже не является столь серьезной,

как в первые годы раз-

 

 

 

 

 

 

 

работки

лазерных

гирос­

 

 

 

 

 

 

 

копов. Метод знакопере­

 

 

 

 

 

 

 

менного

смещения

позво­

 

 

 

 

 

 

 

ляет

измерять

 

скорости

 

 

 

 

 

 

 

вращения, близкие к ну­

 

 

 

 

 

 

 

лю, с погрешностью, не

 

 

 

 

 

 

 

превышающей 0,1 град/ч.

 

 

 

 

 

 

 

При

конструировании ла­

 

 

 

 

 

 

 

зерных гироскопов

основ­

 

 

 

 

 

 

 

ными проблемами в насто­

 

 

 

 

 

 

 

ящее время являются раз­

 

 

 

 

 

 

 

работка методов

устране­

 

 

 

 

 

 

 

ния сдвига нуля и умень­

 

 

 

 

 

 

 

шение стоимости лазерных

 

 

 

 

 

 

 

гироскопов.

 

 

наиболее

 

 

 

 

 

 

 

 

Одним

 

из

 

 

 

 

 

 

 

 

простых

 

эксперименталь­

 

 

 

 

 

 

 

ных

методов

 

создания

 

 

 

 

 

 

 

знакопеременного

смеще­

 

 

 

 

 

 

 

ния является

размещение

 

 

 

 

 

 

 

лазера на гранитной плите

 

 

 

 

 

 

 

с

пружинными

амортиза­

 

 

 

 

 

 

 

торами (торсионный маят­

 

 

 

 

 

 

 

ник).

Впервые

этот метод

Ф и г. 14.

Запись

движения ин­

был

осуществлен в работе

[20],

где

 

использовался

терференционной картины в лазер­

кольцевой

 

Н е— Ne-лазер

ном гироскопе с знакоперемен­

 

ным смещением.

 

 

(длина ‘волны 0,633

мкм)

а — при вращении по часовой стрелке со

с

длиной

 

стороны

тре­

скоростью 3600 град/ч; б — при

вращении

угольника

 

1

м

(соответст­

по часовой стрелке с умеренной скоростью;

 

в — при вращении

по часовой

стрелке с

венно масштабный

коэф­

малой скоростью;

лазерный гироскоп на­

ходится в режиме

синхронизации

встре­

фициент

 

был

 

 

равен

чных волн; г

— при вращении против ча­

3,7

имп/").

На

фиг. 14

совой стрелки с

малой

скоростью;

гиро­

скоп в режиме

синхронизации;

д

— при

приведена запись движения

вращении против часовой стрелки с

уме­

ренной скоростью; е — при вращении про­

интерференционной

кар­

тив часовой

 

стрелки

со

скоростью

тины

при

различных ско-

 

3600 град/ч.

 

 


Лазерные гироскопы

219

ростях вращения лазерного гироскопа. Положение ви­ димых полос было зарегистрировано с помощью скорост­ ного фоторегистратора (стрик-камеры), размещенного та­ ким образом, что движение пленки осуществлялось в горизонтальном направлении, а горизонтальные интерферен­ ционные полосы перемещались в вертикальном направ­ лении. При такой схеме записи на пленке появляются пре-

Ф и г. 15. Зависимость

угла

поворота

лазерного

гироскопа

от

времени при переменном смещении.

 

 

Зависимость получена при обработке данных записи

движения

интерференционных

полос с помощью стрик-камеры. График показывает возможность измерения

ско­

ростей вращения, значительно меньших

пороговой.

Координаты

точек (имп.;

с):

а (1433; 047); б (1400; 0,554);

в (1362;

1,060); а ( — 198; 0,298);

д ( — 102; 0,805);

 

е (0; 1,309)

 

 

 

рывистые полосы, наклон которых пропорционален частоте биений. Каждая из последовательных наклонных полосок соответствует повороту на угол 0,27".

На фиг. 15 приведена зависимость угла поворота лазер­ ного гироскопа, определяемого путем подсчета интерферен­ ционных полос, от времени. Измерения производились в течение 1,1 с, что соответствует длине пленки ~ 30 м. Максимальная суммарная скорость вращения составляла ~2000 град/ч. Хотя порог захвата составлял несколько сотен градусов в час, была измерена постоянная составля­ ющая скорости вращения, равная ~23 град/ч. Эта скорость