Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
или на грунт земляного полотна. Его можно устраивать из несколь ких слоев, используя тот же принцип укладки менее прочных мате риалов в нижние слои.
Дополнительный слой основания распределяет нагрузку. Его уст раивают из гравия, шлака, грунта, обработанного вяжущим, песка. На участках, где земляное полотно сложено из пылеватых и глини стых грунтов, в которых могут развиваться процессы зимнего влагонакопления, дополнительный слой устраивают из пористых не под верженных пучению материалов ■— песка или гравия, называя его дренирующим, противопучинным или морозозащитным.
Пучинообразование — увеличение объема увлажненных грунтов земляного полотна за счет замерзшей воды, заполнившей поры и промежутки между частицами грунта; оно приводит к подъему дорожной одежды по сравнению с уровнем покрытий в летний период.
Тщательно уплотненные верхние слои земляного полотна, на ко торые укладывают дорожную одежду, называют грунтовым осно ванием. Это важный элемент, от которого зависит прочность и дол говечность одежды.
Тип дорожной одежды выбирают в зависимости от категории до роги, наличия привозных или местных строительных материалов. Одежда — наиболее дорогая часть дороги. Толщину ее рассчитыва ют, применяя метод, разработанный кафедрой строительства и экс плуатации дорог МАДИ под руководством заслуженного деятеля науки и техники РСФСР д-ра техн. наук, проф. Н. Н. Иванова. Для расчета дорожных одежд имеются и другие методы.
В частности, вариантные расчеты дорожных одежд жесткого и нежесткого типов по предельным состояниям для решений задач на ЭВМ, разработанные Союздорнии и изданные в виде программ, ме тод ХАДИ и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ГЛ. 1
(1.1. Б а б к о в В. Ф., А н д р е е в О. В., З а м а х а е в М. С. Проектиро вание автомобильных дорог. Ч. I. М., «Транспорт», ,1970. 487 с.
1.2. Государственный пятилетний план развития народного хозяйства СССР
на 1971— 1976 |
годы. М., Политиздат, 1,972. 455 с. |
|
1.3. К о н о в а л о в С. В., О р е ш к и н Б. М. Организация |
и технология |
|
строительства |
дорог в сложных природных условиях. М., «Высшая |
школа», 1968. |
239с.
1.4.Собрание постановлений Правительства СССР. № 2.6. Об усилении охра ны природы и улучшении использования природных ресурсов. Управление делами Совета Министров СССР, 1973. 48 с.
■1.5. Справочник инженера-дорожника. Строительство дорог. М., «Транспорт», 4970. 290 с.
1.6. Строительное, дорожное и коммунальное машиностроение в СССР.
К50-летию Советской власти. Т. I. М., Изд. ЦНИИТЭстроймаша, 1967. 281 с.
1.7.Строительные нормы и правила. Ч. II. Разд. Д. Гл. 5. Автомобильные дороги. Нормы проектирования СНиП П-Д.5-72. М., Стройиздат, 1973. ПО с.
,1.8. Транспорт СССР. Итоги за пятьдесят лет и перспективы развития. М., «Транспорт», 1967. 323 с.
1.9.Экономика дорожного строительства. Под ред. д-ра техн. наук проф.
Бронштейна Л. А. М., «Транспорт», 1971. 302 с. |
_______ — - |
Г л а в а 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
§ 3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ д о р о ж н о -с т р о и т е л ь н о г о
ПРОИЗВОДСТВА
Дорожно-строительное производство — отрасль народного хо зяйства СССР, конечной продукцией которой являются построен ные и реконструированные автомобильные дороги. Продукция от дельных видов строительных работ—-участки земляного полотна, дорожного основания, покрытия и др.
В зависимости от способа выполнения строительные процессы подразделяются на немеханизированные (ручные), осуществляе мые с применением ручного инструмента и приспособлений; полумеханизированные, выполняемые с использованием механизирован ного инструмента и приспособлений; частично механизированные, основная часть которых выполняется машинами; комплексно или полностью механизированные, когда все операции выполняются машинами; автоматизированные, осуществляемые машинами-авто матами.
Одна из стержневых задач в новой пятилетке — рост производи тельности труда. В докладе о Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 — 1975 гг. А. Н. Косыгин подчеркнул, что задание пятилетки в облас ти повышения производительности труда имеет решающее значение для всей программы развития народного хозяйства. Подъем народ ного благосостояния непосредственно зависит от роста производи тельности труда.
Главными путями достижения высокой производительности тру да являются автоматизация и механизация производственных про цессов, внедрение новой техники и технологии, передовой органи зации труда, специализация производства и повышение квалифика ции рабочих, социалистическое соревнование.
В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении органи зации социалистического соревнования» указывается, что соревно вание должно способствовать улучшению научной организации тру-
18
да как непременному условию создания подлинного творческого духа борьбы за высокие показатели в работе.
Немаловажным фактором в обеспечении роста производитель ности труда является сокращение ручного труда, доля которого пока что значительна. Сокращение ручного труда и замена его ма шинами имеет очень важную задачу — решение социальной про блемы, т. е. ликвидацию тяжелого и неквалифицированного труда во всех отраслях народного хозяйства и значительного повышения оплаты труда тех работников, у которых она сейчас самая низкая.
О р г а н и з а ц и я д о р о ж н о - с т р о и т е л ь н о г о п р о и з в о д с т в а — установление системы мероприятий, обеспечивающей рациональное сочетание во времени и пространстве всех элемен тов производства: применение индустриальных методов, комплекс ной механизации и автоматизации основных и вспомогательных процессов; обеспечение высокого качества строительно-монтаж ных работ; охрана труда работающих; материальное и моральное стимулирование высокой производительности труда; непрерывность ■строительного производства при полном и равномерном использо вании основных средств; концентрация ресурсов на пусковых объ ектах, применение поточных методов производства и совмещение строительных, монтажных процессов; научная организация управ ления производством с применением ЭВМ и современной оргтехни ки; специализация производства; своевременное проведение орга низационно-технической подготовки производства; мобильность основных и вспомогательных средств.
Важнейшим элементом индустриализации строительства являет ся к о м п л е к с н а я м е х а н и з а ц и я и а в т о м а т и з а ц и я строительных работ, максимальная сборность конструкций, массо вое заводское изготовление унифицированных деталей, конструк ций с высокой степенью готовности, поточность, ритмичность и круг логодичное строительство.
В дорожном строительстве имеются работы, которые допускают максимальную индустриализацию при полной сборности: постоян ные и временные производственные, жилые, бытовые и администра тивные здания и сооружения, большинство искусственных сооруже ний, сборные железобетонные покрытия. Имеются работы, исклю чающие сборность, но комплексно-механизируемые, например земляные. Часть работ выполняется с широким применением полу фабрикатов, получаемых централизованно на промышленных пред приятиях или производственных предприятиях строительных орга низаций: добыча и переработка каменных материалов, приготовле ние смесей битумоминеральных, асфальто- и цементобетонных,
железобетонных изделий с укладкой |
их комплексно-механизиро |
ванными способами. |
|
К о м п л е к с н а я м е х а н и з а ц и я |
представляет собой такой |
способ выполнения строительных и монтажных работ, при котором трудоемкие основные и вспомогательные операции технологическо го процесса осуществляются при помощи машин, увязанных по параметрам (выработка и др.). Машины должны быть подобраны
19
и расставлены таким образом, чтобы достигалась наивысшая их выработка, производительность труда, обеспечивались заданные темпы строительства при наименьшей стоимости строительных работ.
Комплексная механизация наилучшим способом решается пу тем создания комплектов машин, рассчитанных для определенных технологических видов работ и объемов.
В девятой пятилетке намечено завершить комплексную механи зацию отдельных видов строительных работ, подняв ее на более высокий технический уровень, и обеспечить переход к комплексной механизации сооружения целых объектов, к автоматизации. Для решения этой задачи предусмотрено дальнейшее развитие строи тельного и дорожного машиностроения, создание базы для выпуска более мощных тракторов, грузовых автомобилей повышенной гру зоподъемности, наращивание выпуска механизированного инстру мента и средств малой механизации, а также изменение структуры парка выпускаемых строительных и дорожных машин в направле нии увеличения мощности с улучшением их качества и надежности.
М е х а н и з а ц и я д о р о ж н ы х р а б о т является основным элементом повышения производительности труда. Механизации трудовых процессов В. И. Ленин придавал огромное значение, ви дя в этом существо технического прогресса. В одной из своих ра бот В. И. Ленин писал: «... прогресс техники в том и выражается, что человеческий труд все более и более отступает на задний план перед трудом машин» '.
Отсталость, доставшаяся молодому социалистическому госу дарству в наследство, была преодолена не сразу. Строительных машин было так мало, что в годы гражданской войны, когда в стра не почти не велись крупные строительные работы, при высшем органе руководства народным хозяйством ВСНХ РСФСР было создано бюро распределения и контроля экскаваторов, которое выявляло и брало на учет все имеющиеся в стране экскаваторы, определяло их состояние, контролировало ход выполнения ремон тов и оперативно перебрасывало с одного объекта на другой. К началу 1922 г. было зарегистрировано 130 экскаваторов, в том числе 67 исправных, из них отечественного производства 11 штук. Обеспечение строительных и горнорудных работ экскаваторами стало острой проблемой, и вопросами их переброски на наиболее важные объекты был вынужден заниматься в отдельных случаях Совет Труда и Обороны.
Началом развития и создания советского дорожного машино строения считается 1929 г., когда был создан трест дорожного ма шиностроения и впервые в СССР началось производство специали зированных строительных и дорожных машин. К 1940 г. эта отрасль добилась больших успехов (см. табл. 1). В 1940 г. производством строительных и дорожных машин занимались 25 машиностроитель
ных заводов вместо шести в 1930 |
г. Вероломное нападение гитле- |
1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. |
1, стр. 78. |
20
Т а б л и ц а 2
|
|
|
Выпуск по годам |
|
|
|
Машины |
1945 |
I960 |
1967 |
1971 |
1972 |
1973s |
1940 |
Экскаваторы |
274 |
16 |
12 589 |
25 750 |
28 270 |
30 024 |
35533 |
Скреперы |
2 274 |
34 |
3 094 |
7 650 |
8 850 |
9 950 |
12900 |
Бульдозеры |
754 |
1 |
12 850 |
23 538 |
36 250 |
38 060 |
44400 |
Автогрейдеры |
118 |
266 |
411 |
1052 |
5700 |
6000 |
6000 |
Катки |
2 844 |
— |
689 |
5 850 |
5 050 |
5 450 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
ровской Германии прервало созидательный труд советского народа. Производство строительных и дорожных машин практически прек ратилось. Из районов, которым угрожало нашествие врага, заводы перебазировались в районы Урала и Сибири и на новых площадях организовали производство продукции для нужд фронта.
Война еще не закончилась, а партия и правительство уже забо тились об оснащении строительства машинами для механизации восстановительных работ. За короткие сроки отечественное строи тельное и дорожное машиностроение не только было восстановлено, но и набрало невиданные темпы (табл. 2).
Завершение перехода от производства, базировавшегося на ручном труде, к производству, основанному на машинной техни ке, — наиболее существенная черта развития СССР. С этим перехо дом связаны коренные изменения в технике и экономике строитель ства. Массовое внедрение машин положительно сказывается и на экономических показателях строительства, в частности на структу ре себестоимости строительно-монтажных работ. За исторически короткий срок по объему выпуска экскаваторов, скреперов, бульдо зеров, оборудования для производства цемента и сборного железо бетона СССР вышел на первое место в мире
Повышение степени механизации тяжелых и трудоемких строи тельных работ коренным образом изменило характер трудовых процессов в строительстве и профессиональный состав рабочих. Характерным показателем является увеличение числа машинистов и мотористов в общей численности строительных рабочих. Профес сия механизатора стала основной и самой распространенной про фессией строителей.
Дальнейший рост парка традиционных строительных машин обеспечивает выполнение все увеличивающихся объемов плановых работ, но не уменьшает работы, выполняемые вручную. В 1969 г. вручную выполняли работу 2,8 млн. рабочих, занятых на строитель но-монтажных работах, или 58,6%- Но объем работ, выполняемых вручную, снижается медленно.
Сокращение затрат ручного труда зависит главным образом от механизации вспомогательных процессов и отдельных ручных опе-
1 |
Строительное, дорожное |
и коммунальное машиностроение в |
СССР. |
К 50-летию Советской власти. Т. 1. М., Изд. ЦНИИТЭстроймаша. 1967, |
с. 281. |
||
2 |
По каткам нет данных [1, |
2]. |
|
21