Файл: Полосин-Никитин, С. М. Механизация дорожных работ учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

или на грунт земляного полотна. Его можно устраивать из несколь­ ких слоев, используя тот же принцип укладки менее прочных мате­ риалов в нижние слои.

Дополнительный слой основания распределяет нагрузку. Его уст­ раивают из гравия, шлака, грунта, обработанного вяжущим, песка. На участках, где земляное полотно сложено из пылеватых и глини­ стых грунтов, в которых могут развиваться процессы зимнего влагонакопления, дополнительный слой устраивают из пористых не под­ верженных пучению материалов ■— песка или гравия, называя его дренирующим, противопучинным или морозозащитным.

Пучинообразование — увеличение объема увлажненных грунтов земляного полотна за счет замерзшей воды, заполнившей поры и промежутки между частицами грунта; оно приводит к подъему дорожной одежды по сравнению с уровнем покрытий в летний период.

Тщательно уплотненные верхние слои земляного полотна, на ко­ торые укладывают дорожную одежду, называют грунтовым осно­ ванием. Это важный элемент, от которого зависит прочность и дол­ говечность одежды.

Тип дорожной одежды выбирают в зависимости от категории до­ роги, наличия привозных или местных строительных материалов. Одежда — наиболее дорогая часть дороги. Толщину ее рассчитыва­ ют, применяя метод, разработанный кафедрой строительства и экс­ плуатации дорог МАДИ под руководством заслуженного деятеля науки и техники РСФСР д-ра техн. наук, проф. Н. Н. Иванова. Для расчета дорожных одежд имеются и другие методы.

В частности, вариантные расчеты дорожных одежд жесткого и нежесткого типов по предельным состояниям для решений задач на ЭВМ, разработанные Союздорнии и изданные в виде программ, ме­ тод ХАДИ и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К ГЛ. 1

(1.1. Б а б к о в В. Ф., А н д р е е в О. В., З а м а х а е в М. С. Проектиро­ вание автомобильных дорог. Ч. I. М., «Транспорт», ,1970. 487 с.

1.2. Государственный пятилетний план развития народного хозяйства СССР

на 1971— 1976

годы. М., Политиздат, 1,972. 455 с.

 

1.3. К о н о в а л о в С. В., О р е ш к и н Б. М. Организация

и технология

строительства

дорог в сложных природных условиях. М., «Высшая

школа», 1968.

239с.

1.4.Собрание постановлений Правительства СССР. № 2.6. Об усилении охра­ ны природы и улучшении использования природных ресурсов. Управление делами Совета Министров СССР, 1973. 48 с.

■1.5. Справочник инженера-дорожника. Строительство дорог. М., «Транспорт», 4970. 290 с.

1.6. Строительное, дорожное и коммунальное машиностроение в СССР.

К50-летию Советской власти. Т. I. М., Изд. ЦНИИТЭстроймаша, 1967. 281 с.

1.7.Строительные нормы и правила. Ч. II. Разд. Д. Гл. 5. Автомобильные дороги. Нормы проектирования СНиП П-Д.5-72. М., Стройиздат, 1973. ПО с.

,1.8. Транспорт СССР. Итоги за пятьдесят лет и перспективы развития. М., «Транспорт», 1967. 323 с.

1.9.Экономика дорожного строительства. Под ред. д-ра техн. наук проф.

Бронштейна Л. А. М., «Транспорт», 1971. 302 с.

_______ — -


Г л а в а 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

§ 3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ д о р о ж н о -с т р о и т е л ь н о г о

ПРОИЗВОДСТВА

Дорожно-строительное производство — отрасль народного хо­ зяйства СССР, конечной продукцией которой являются построен­ ные и реконструированные автомобильные дороги. Продукция от­ дельных видов строительных работ—-участки земляного полотна, дорожного основания, покрытия и др.

В зависимости от способа выполнения строительные процессы подразделяются на немеханизированные (ручные), осуществляе­ мые с применением ручного инструмента и приспособлений; полумеханизированные, выполняемые с использованием механизирован­ ного инструмента и приспособлений; частично механизированные, основная часть которых выполняется машинами; комплексно или полностью механизированные, когда все операции выполняются машинами; автоматизированные, осуществляемые машинами-авто­ матами.

Одна из стержневых задач в новой пятилетке — рост производи­ тельности труда. В докладе о Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 — 1975 гг. А. Н. Косыгин подчеркнул, что задание пятилетки в облас­ ти повышения производительности труда имеет решающее значение для всей программы развития народного хозяйства. Подъем народ­ ного благосостояния непосредственно зависит от роста производи­ тельности труда.

Главными путями достижения высокой производительности тру­ да являются автоматизация и механизация производственных про­ цессов, внедрение новой техники и технологии, передовой органи­ зации труда, специализация производства и повышение квалифика­ ции рабочих, социалистическое соревнование.

В постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении органи­ зации социалистического соревнования» указывается, что соревно­ вание должно способствовать улучшению научной организации тру-

18

да как непременному условию создания подлинного творческого духа борьбы за высокие показатели в работе.

Немаловажным фактором в обеспечении роста производитель­ ности труда является сокращение ручного труда, доля которого пока что значительна. Сокращение ручного труда и замена его ма­ шинами имеет очень важную задачу — решение социальной про­ блемы, т. е. ликвидацию тяжелого и неквалифицированного труда во всех отраслях народного хозяйства и значительного повышения оплаты труда тех работников, у которых она сейчас самая низкая.

О р г а н и з а ц и я д о р о ж н о - с т р о и т е л ь н о г о п р о и з ­ в о д с т в а — установление системы мероприятий, обеспечивающей рациональное сочетание во времени и пространстве всех элемен­ тов производства: применение индустриальных методов, комплекс­ ной механизации и автоматизации основных и вспомогательных процессов; обеспечение высокого качества строительно-монтаж­ ных работ; охрана труда работающих; материальное и моральное стимулирование высокой производительности труда; непрерывность ■строительного производства при полном и равномерном использо­ вании основных средств; концентрация ресурсов на пусковых объ­ ектах, применение поточных методов производства и совмещение строительных, монтажных процессов; научная организация управ­ ления производством с применением ЭВМ и современной оргтехни­ ки; специализация производства; своевременное проведение орга­ низационно-технической подготовки производства; мобильность основных и вспомогательных средств.

Важнейшим элементом индустриализации строительства являет­ ся к о м п л е к с н а я м е х а н и з а ц и я и а в т о м а т и з а ц и я строительных работ, максимальная сборность конструкций, массо­ вое заводское изготовление унифицированных деталей, конструк­ ций с высокой степенью готовности, поточность, ритмичность и круг­ логодичное строительство.

В дорожном строительстве имеются работы, которые допускают максимальную индустриализацию при полной сборности: постоян­ ные и временные производственные, жилые, бытовые и администра­ тивные здания и сооружения, большинство искусственных сооруже­ ний, сборные железобетонные покрытия. Имеются работы, исклю­ чающие сборность, но комплексно-механизируемые, например земляные. Часть работ выполняется с широким применением полу­ фабрикатов, получаемых централизованно на промышленных пред­ приятиях или производственных предприятиях строительных орга­ низаций: добыча и переработка каменных материалов, приготовле­ ние смесей битумоминеральных, асфальто- и цементобетонных,

железобетонных изделий с укладкой

их комплексно-механизиро­

ванными способами.

 

К о м п л е к с н а я м е х а н и з а ц и я

представляет собой такой

способ выполнения строительных и монтажных работ, при котором трудоемкие основные и вспомогательные операции технологическо­ го процесса осуществляются при помощи машин, увязанных по параметрам (выработка и др.). Машины должны быть подобраны

19



и расставлены таким образом, чтобы достигалась наивысшая их выработка, производительность труда, обеспечивались заданные темпы строительства при наименьшей стоимости строительных работ.

Комплексная механизация наилучшим способом решается пу­ тем создания комплектов машин, рассчитанных для определенных технологических видов работ и объемов.

В девятой пятилетке намечено завершить комплексную механи­ зацию отдельных видов строительных работ, подняв ее на более высокий технический уровень, и обеспечить переход к комплексной механизации сооружения целых объектов, к автоматизации. Для решения этой задачи предусмотрено дальнейшее развитие строи­ тельного и дорожного машиностроения, создание базы для выпуска более мощных тракторов, грузовых автомобилей повышенной гру­ зоподъемности, наращивание выпуска механизированного инстру­ мента и средств малой механизации, а также изменение структуры парка выпускаемых строительных и дорожных машин в направле­ нии увеличения мощности с улучшением их качества и надежности.

М е х а н и з а ц и я д о р о ж н ы х р а б о т является основным элементом повышения производительности труда. Механизации трудовых процессов В. И. Ленин придавал огромное значение, ви­ дя в этом существо технического прогресса. В одной из своих ра­ бот В. И. Ленин писал: «... прогресс техники в том и выражается, что человеческий труд все более и более отступает на задний план перед трудом машин» '.

Отсталость, доставшаяся молодому социалистическому госу­ дарству в наследство, была преодолена не сразу. Строительных машин было так мало, что в годы гражданской войны, когда в стра­ не почти не велись крупные строительные работы, при высшем органе руководства народным хозяйством ВСНХ РСФСР было создано бюро распределения и контроля экскаваторов, которое выявляло и брало на учет все имеющиеся в стране экскаваторы, определяло их состояние, контролировало ход выполнения ремон­ тов и оперативно перебрасывало с одного объекта на другой. К началу 1922 г. было зарегистрировано 130 экскаваторов, в том числе 67 исправных, из них отечественного производства 11 штук. Обеспечение строительных и горнорудных работ экскаваторами стало острой проблемой, и вопросами их переброски на наиболее важные объекты был вынужден заниматься в отдельных случаях Совет Труда и Обороны.

Началом развития и создания советского дорожного машино­ строения считается 1929 г., когда был создан трест дорожного ма­ шиностроения и впервые в СССР началось производство специали­ зированных строительных и дорожных машин. К 1940 г. эта отрасль добилась больших успехов (см. табл. 1). В 1940 г. производством строительных и дорожных машин занимались 25 машиностроитель­

ных заводов вместо шести в 1930

г. Вероломное нападение гитле-

1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т.

1, стр. 78.

20


Т а б л и ц а 2

 

 

 

Выпуск по годам

 

 

Машины

1945

I960

1967

1971

1972

1973s

1940

Экскаваторы

274

16

12 589

25 750

28 270

30 024

35533

Скреперы

2 274

34

3 094

7 650

8 850

9 950

12900

Бульдозеры

754

1

12 850

23 538

36 250

38 060

44400

Автогрейдеры

118

266

411

1052

5700

6000

6000

Катки

2 844

689

5 850

5 050

5 450

 

 

 

 

 

 

 

ровской Германии прервало созидательный труд советского народа. Производство строительных и дорожных машин практически прек­ ратилось. Из районов, которым угрожало нашествие врага, заводы перебазировались в районы Урала и Сибири и на новых площадях организовали производство продукции для нужд фронта.

Война еще не закончилась, а партия и правительство уже забо­ тились об оснащении строительства машинами для механизации восстановительных работ. За короткие сроки отечественное строи­ тельное и дорожное машиностроение не только было восстановлено, но и набрало невиданные темпы (табл. 2).

Завершение перехода от производства, базировавшегося на ручном труде, к производству, основанному на машинной техни­ ке, — наиболее существенная черта развития СССР. С этим перехо­ дом связаны коренные изменения в технике и экономике строитель­ ства. Массовое внедрение машин положительно сказывается и на экономических показателях строительства, в частности на структу­ ре себестоимости строительно-монтажных работ. За исторически короткий срок по объему выпуска экскаваторов, скреперов, бульдо­ зеров, оборудования для производства цемента и сборного железо­ бетона СССР вышел на первое место в мире

Повышение степени механизации тяжелых и трудоемких строи­ тельных работ коренным образом изменило характер трудовых процессов в строительстве и профессиональный состав рабочих. Характерным показателем является увеличение числа машинистов и мотористов в общей численности строительных рабочих. Профес­ сия механизатора стала основной и самой распространенной про­ фессией строителей.

Дальнейший рост парка традиционных строительных машин обеспечивает выполнение все увеличивающихся объемов плановых работ, но не уменьшает работы, выполняемые вручную. В 1969 г. вручную выполняли работу 2,8 млн. рабочих, занятых на строитель­ но-монтажных работах, или 58,6%- Но объем работ, выполняемых вручную, снижается медленно.

Сокращение затрат ручного труда зависит главным образом от механизации вспомогательных процессов и отдельных ручных опе-

1

Строительное, дорожное

и коммунальное машиностроение в

СССР.

К 50-летию Советской власти. Т. 1. М., Изд. ЦНИИТЭстроймаша. 1967,

с. 281.

2

По каткам нет данных [1,

2].

 

21