Файл: Новое в изготовлении и службе подин..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

68

 

 

Стойкость отверстий,

отремонтированных

 

с применением керамических

блоков (печи садкой 400 т)

 

Состав бетона

Стойкость

 

Когда поставлены

 

отверстия,

 

 

блоки

 

 

 

 

плавки

 

 

 

 

Бетонная смесь завода «Магнезит»+

 

 

 

 

 

-(-технический глинозем+ раствор со­

13

При

ремонте

по-

ли M gS04 ................................................

 

Магнезитохромитовый

порошок+

 

дины

печи

 

7

То же

 

-ржидкое

стекло ..................................

 

 

Бетонная

смесь завода «Магнезит» +

 

 

 

 

 

-(-раствор

соли M gS04 ........................

порошок+

10

»

»

 

 

Магнезитохромитовый

 

 

 

 

 

-Рпериклазовый цемент+жидкое стек­

 

 

 

 

 

ло ...............................................................

 

 

11

»

»

 

 

Бетонная смесь завода «Магнезит»+

 

 

 

 

 

-(-технический глинозем+раствор со­

 

 

 

 

 

ли M gS04 ................................................

 

10

»

»

 

 

Бетон на основе портландцемента . .

7

»

»

 

 

Магнезитохромитовый

порошок+

 

 

 

 

 

-(-периклазовый цемент+жидкое стек-

10

»

»

 

 

Магнезитохромитовый

порошок+

 

 

 

 

 

 

 

+ периклазовый цемент+раствор со­

8

При

холодном ре-

ли M gS04 ................................................

 

 

 

 

 

монте

печи

 

Блоки такого состава изготовляли на фрикционных прессах с максимальным усилием 180 тс в прессформах, показанных на рис. 92.

Блоки, изготовленные на фрикционных прессах, ис­ пользовали для ремонта сталевыпускных отверстий и сталевыпускных желобов печей садкой 900 т. При этом стойкость отверстий соответствовала стойкости блоков (см. табл. 68); стойкость сталевыпускных желобов со­ ставляла 4—6 плавок. При этом ремонт желобов произ­ водили из-за износа шамотной кладки носков «разбой­ ника» желоба; износ блоков был минимальный 10— 15% исходных размеров.

На ряде заводов для изготовления отверстий исполь­ зовали блоки из электроплавленого магнезита. Наруж­ ный диаметр блоков 220 мм, внутренний 150 мм, длина 280 мм. На ремонт одного отверстия затрачивается 5—7 блоков. Содержание окиси магния до 95%, пори­

238


стость 15—16%, кажущаяся плотность до 3 г/см3, меха­ ническая прочность 610—650 кгс/см2. Стойкость таких блоков колеблется в пределах 20—60 плавок. Для уста­ новки блоков необходимо разрушать старую кладку;

Рис. 93. Форма для изготовления керами­ ческих труб:

/ — наружная разъемная форма; 2 — внут­ ренняя форма; 3 — трамбующий орган; 4 — пневмотрамбовка ТР-1; 5 — ручка

цена таких блоков очень велика и составляет 2000— 2300 руб/т.

Для ремонта отверстий были применены трубы, изго­ товленные из огнеупорных бетонов ручным трамбова­ нием в разъемных формах (рис. 93). После набивки

внутреннюю часть формы — стальную трубу — сразу же вытаскивали. Затем керамическую трубу сушили при температуре 200—300° С, после чего наружную часть формы разбирали и извлекали огнеупорную трубу — шаблон. Трубы изготовляли длиной 0,8; 1,0; 1,5; 2,0 м. Стойкость отверстий, изготовленных с применением ке­ рамических труб, составила 12—18 плавок.

Восстановление футеровки сталевыпускного отверстия во время восстановления футеровки подин

Раньше восстановление футеровки отверстия в ряде случаев задерживало ремонт подины. В период очистки

Рис. 94. Восстановление верха ста­

Рис. 95. Установка стального

левыпускного отверстия методом на­

шаблона — трубы

при

ремонте

варивания «полочек»:

футеровки

сталевыпускного

от­

1 — «полочки»;

2 — пробка;

3 —

 

 

 

 

 

 

верстия:

 

старая футеровка

1 — старая

наварка; 2 — арочное

 

 

 

перекрытие;

3 — новая

наварка

 

 

 

верха;

4 — кладка

рабочего

ря­

интенсивно разрушался верх

да;

5 — старая

футеровка кана­

ла

отверстия;

6 — набивка;

7

горловины отверстия.

Вос­

шаблон-труба;

8 — деревянная

становление верха отверстия

пробка;

5 — магнезитовая

«по­

стель»;

Ю глиняная

пробка;

производили

методом

нава-

Л — размер

кирпичной

кладки

ривания «полочек» (рис. 94).

Однако такой метод не обеспечивал получения стойкой футеровки и затягивал ремонт подины.

Разработка методов восстановления футеровки отвер­ стия набивкой по неудаляемому шаблону позволила пол­ ностью проводить эту операцию в период ремонта по­ дины. При использовании железной трубы-шаблона вос­ становление разрушенного верха отверстия производится

240



забрасыванием мелкозернистого порошка на трубу в один прием. Восстановление остальной футеровки от­ верстия (вплоть до стыка со сталевыпускным желобом) производится следующим образом (рис. 95). Канал от­ верстия очищают от шлаковой корочки. На лещадь от­ верстия засыпают небольшое количество магнезитового порошка, создают так называемую «постель». На под­ сыпку укладывают железную трубу-шаблон, внутри ко­ торой засыпан магнезитовый порошок; для предотвраще­ ния высыпания порошка труба с обеих сторон может быть закрыта деревянными пробками. Поверх шаблона производят набивку массы; набивку осуществляют посте­ пенно, порциями, с целью предотвращения образования пустот в футеровке отверстия. За один прием забрасыва­ ют 3—4 лопаты массы, которую уплотняют пневмомолот­ ком. Образовавшуюся гладкую поверхность набивки раз­ рыхляют пикой и только после этого дают следующую порцию массы (также 3—4 лопаты).

При большом расстоянии между трубой и старой фу­ теровкой отверстия можно проводить щебенение огне­ упорной массы небольшими кусочками магнезитового кирпича. При этом кусочки кирпича дают внутрь каждой порции массы. Тем самым обеспечивается рыхление кон­ тактного слоя каждой порции массы и надежность на­ бивки всего отверстия.

Набивать массу можно вплоть до стыка со сталевы­ пускным желобом. При необходимости можно удалить небольшую часть старой футеровки. В этом случае же­ лезный шаблон должен обязательно входить на 50— 70 мм в новую кирпичную кладку отверстия, в противном случае могут возникнуть затруднения как с разделкой отверстия, так и с выпуском металла.

Неисправности, связанные с нарушением нормальных размеров сталевыпускных отверстий

К этой группе случаев относятся короткое и длинное отверстия и отверстие с увеличенным диаметром канала.

Короткое отверстие и отверстие с увеличенным диа­ метром канала исправляют при помощи железного шаб­ лона— трубы аналогично описанному выше случаю пол­ ного ремонта отверстия. В случае короткого отверстия трубу с магнезитовым порошком проталкивают в печь на длину нормального отверстия. Сверху трубу забрасыва­

241

ют увлажненным или сухим магнезитовым порошком. В случае широкого отверстия в него вставляют трубушаблон и сверх него набивают массу. Так как расстоя­ ние между шаблоном и старой футеровкой в этом случае, как правило, мало, то для набивки массы используют особые профильные трамбовки. Выпуск плавки в обоих случаях производится по железному шаблону. Длинное отверстие встречается довольно редко и при нормальном или несколько больше нормального диаметре канала не вызывает обычно каких-либо осложнений. Однако при диаметре канала отверстия меньше нормального длин­ ное отверстие приводит к нарушению (затягиванию) вы­ пуска металла из печи.

Для уменьшения длины отверстия руду заваливают непосредственно на козырек отверстия в печи. При этом в результате барботажа расплавленного металла часть футеровки отверстия разрушается и отверстие приобре­ тает нормальную длину. Однако завалку руды на отвер­ стие нужно проводить осторожно, так как чрезмерно большое количество руды, попавшее на отверстие, мо­ жет привести к уменьшению его длины.

Неисправности, связанные с локальным (местным) разрушением футеровки отверстия

К этой группе относятся ямы внутри отверстия, в гор­ ловине отверстия, в козырьке отверстия на выходе в ра­ бочее пространство печи (двойное отверстие).

При образовании ям внутри отверстия и в его гор­ ловине глубиной до 100 мм в них забрасывают магнези­ товый порошок до выравнивания с проектным профилем; если образуются ямы глубиной более 100 мм, то перед забрасыванием магнезитового порошка ямы очищают от шлака и металла. Несколько сложнее ликвидация двой­ ного отверстия. Верхнее отверстие в козырьке заварива­ ют магнезитовым порошком, забрасываемым из печи на козырек; нижнее отверстие закрывают обычным методом.

Неисправности, связанные с нарушением технологических операций выплавки металла

К этой группе относится перевал в отверстии, отвер­ стие, забитое рудой и шлаком (замазанное отверстие), просачивание чугуна и шлака.

242


Перевал перед отверстием сдувают сжатым воздухом, кислородом или сбивают шомполами.

Незначительный перевал срезают кислородом со сто­ роны разливочного пролета после снятия выпускного же­ лоба. Замазывание отверстия происходит обычно, если перед отверстием имеются значительные объемы шлака

изавалка руды на закрытие отверстия производится слишком резко. Бурная реакция между холодной рудой

инагретым шлаком приводит к попаданию шлака в от­ верстие и его «замазыванию». В этом случае необходимо канал отверстия прожечь струей кислорода и удалить куски руды и шлака. Если прожигание кислородом не помогает, то необходимо выломать футеровку пневмати­ ческим молотком вплоть до руды, которой закрыто от­ верстие из печи.

Ликвидировать просачивание чугуна и шлака в отвер­ стие довольно трудно. При ликвидации этой неисправно­ сти необходимо принять меры к замораживанию жидко­ го чугуна и шлака. Для этого снижают тепловую на­ грузку в печи, продолжая завалку материалов. Нельзя в этом случае выжигать чугун, попавший в отверстие, кислородом, так как это приведет лишь к усилению его

просачивания. После замораживания струи чугуна и шлака необходимо очистить от них канал и плотно под­ бить магнезит в горловине отверстия.

Г Л А В А V

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДИН МАРТЕНОВСКИХ ПЕЧЕЙ

Широкое распространение технологии изготовления и восстановление подин мартеновских печей из порошков рационального зернового состава без шлакующих доба­ вок способствовало резкому сокращению простоев мар­ теновских печей, повышению их производительности; экономический эффект составил несколько миллионов рублей в год.

Для выявления наиболее важных в экономическом от­ ношении сторон новой технологии целесообразно отдель­ но проанализировать затраты на эксплуатацию подин

243

при различных технологиях как изготовления, так и вос­ становления (ремонта)1.

Затраты на изготовление и восстановление (ремон­ ты) рабочего слоя подины складываются из стоимости применяемых материалов, стоимости расходуемого при ремонте топлива и из расходов, связанных с эксплуата­ цией печи в период изготовления или ремонта подины.

Сведения о расходе материалов на изготовление или восстановление подины позволяют достаточно точно оп­ ределить стоимость работ в каждом рассматриваемом случае. Такой расчет позволяет сравнивать стоимость ра­ бот при выполнении рабочего слоя подины различными технологическими способами. Стоимость единичного из­ готовления или ремонта рабочего слоя подины может

быть определена по уравнению:

 

 

 

Ср.с = СМРМ+ СТРТ+ С3.р,

 

где

Ср.с — стоимость изготовления или ремонта рабо­

 

чего слоя;

стоимость

и расход

мате­

 

См, Рм— соответственно

 

риалов;

стоимость

и расход

топ­

 

Ст, Рт— соответственно

 

лива;

 

 

 

 

 

С3.р— стоимость затрат рабочего времени на из­

 

готовление или

ремонт

подины,

руб.;

 

С3.р=У. Д. Пр.

(У — условно-постоянные

 

расходы, руб.,

т;

Д — длительность

изго­

 

товления или ремонта подин; ч; Пр — про­

 

изводительность печи, т/ч),

 

 

или

С3.р = Д -П ч ,

 

 

где Пч — стоимость одного часа простоя печи.

В табл. 69 и 70 и на рис. 96 приведены данные расче­ та стоимости единичного изготовления и ремонта подин по различным технологиям печей садкой до 900 т*. Для расчета были использованы данные заводов, наилучшим образом использовавших ту или иную технологию. При расчете стоимости изготовления использовали 35 случа-

1 В дальнейшем стоимость изготовления и ремонта подины оп­ ределяют без стоимости изготовления кирпичной кладки. Такое до­ пущение оправдано тем, что изменение технологии изготовления

иремонта подин касалось в основном только ее рабочего слоя.

*Расчеты (расход материалов, их стоимость) произведены по заводским данным на момент внедрения (1964—1965 гг.).

244