ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
68 |
|
|
|
Стойкость отверстий, |
отремонтированных |
||||
|
с применением керамических |
блоков (печи садкой 400 т) |
|||||
|
Состав бетона |
Стойкость |
|
Когда поставлены |
|||
|
отверстия, |
|
|
блоки |
|
||
|
|
|
плавки |
|
|
|
|
Бетонная смесь завода «Магнезит»+ |
|
|
|
|
|
||
-(-технический глинозем+ раствор со |
13 |
При |
ремонте |
по- |
|||
ли M gS04 ................................................ |
|
||||||
Магнезитохромитовый |
порошок+ |
|
дины |
печи |
|
||
7 |
То же |
|
|||||
-ржидкое |
стекло .................................. |
|
|
||||
Бетонная |
смесь завода «Магнезит» + |
|
|
|
|
|
|
-(-раствор |
соли M gS04 ........................ |
порошок+ |
10 |
» |
» |
|
|
Магнезитохромитовый |
|
|
|
|
|
||
-Рпериклазовый цемент+жидкое стек |
|
|
|
|
|
||
ло ............................................................... |
|
|
11 |
» |
» |
|
|
Бетонная смесь завода «Магнезит»+ |
|
|
|
|
|
||
-(-технический глинозем+раствор со |
|
|
|
|
|
||
ли M gS04 ................................................ |
|
10 |
» |
» |
|
|
|
Бетон на основе портландцемента . . |
7 |
» |
» |
|
|
||
Магнезитохромитовый |
порошок+ |
|
|
|
|
|
|
-(-периклазовый цемент+жидкое стек- |
10 |
» |
» |
|
|
||
Магнезитохромитовый |
порошок+ |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|||
+ периклазовый цемент+раствор со |
8 |
При |
холодном ре- |
||||
ли M gS04 ................................................ |
|
||||||
|
|
|
|
монте |
печи |
|
Блоки такого состава изготовляли на фрикционных прессах с максимальным усилием 180 тс в прессформах, показанных на рис. 92.
Блоки, изготовленные на фрикционных прессах, ис пользовали для ремонта сталевыпускных отверстий и сталевыпускных желобов печей садкой 900 т. При этом стойкость отверстий соответствовала стойкости блоков (см. табл. 68); стойкость сталевыпускных желобов со ставляла 4—6 плавок. При этом ремонт желобов произ водили из-за износа шамотной кладки носков «разбой ника» желоба; износ блоков был минимальный 10— 15% исходных размеров.
На ряде заводов для изготовления отверстий исполь зовали блоки из электроплавленого магнезита. Наруж ный диаметр блоков 220 мм, внутренний 150 мм, длина 280 мм. На ремонт одного отверстия затрачивается 5—7 блоков. Содержание окиси магния до 95%, пори
238
стость 15—16%, кажущаяся плотность до 3 г/см3, меха ническая прочность 610—650 кгс/см2. Стойкость таких блоков колеблется в пределах 20—60 плавок. Для уста новки блоков необходимо разрушать старую кладку;
Рис. 93. Форма для изготовления керами ческих труб:
/ — наружная разъемная форма; 2 — внут ренняя форма; 3 — трамбующий орган; 4 — пневмотрамбовка ТР-1; 5 — ручка
цена таких блоков очень велика и составляет 2000— 2300 руб/т.
Для ремонта отверстий были применены трубы, изго товленные из огнеупорных бетонов ручным трамбова нием в разъемных формах (рис. 93). После набивки
внутреннюю часть формы — стальную трубу — сразу же вытаскивали. Затем керамическую трубу сушили при температуре 200—300° С, после чего наружную часть формы разбирали и извлекали огнеупорную трубу — шаблон. Трубы изготовляли длиной 0,8; 1,0; 1,5; 2,0 м. Стойкость отверстий, изготовленных с применением ке рамических труб, составила 12—18 плавок.
Восстановление футеровки сталевыпускного отверстия во время восстановления футеровки подин
Раньше восстановление футеровки отверстия в ряде случаев задерживало ремонт подины. В период очистки
Рис. 94. Восстановление верха ста |
Рис. 95. Установка стального |
|||||||||
левыпускного отверстия методом на |
шаблона — трубы |
при |
ремонте |
|||||||
варивания «полочек»: |
футеровки |
сталевыпускного |
от |
|||||||
1 — «полочки»; |
2 — пробка; |
3 — |
|
|
|
|
|
|
верстия: |
|
|
старая футеровка |
1 — старая |
наварка; 2 — арочное |
|||||||
|
|
|
перекрытие; |
3 — новая |
наварка |
|||||
|
|
|
верха; |
4 — кладка |
рабочего |
ря |
||||
интенсивно разрушался верх |
да; |
5 — старая |
футеровка кана |
|||||||
ла |
отверстия; |
6 — набивка; |
7 — |
|||||||
горловины отверстия. |
Вос |
шаблон-труба; |
8 — деревянная |
|||||||
становление верха отверстия |
пробка; |
5 — магнезитовая |
«по |
|||||||
стель»; |
Ю — глиняная |
пробка; |
||||||||
производили |
методом |
нава- |
Л — размер |
кирпичной |
кладки |
ривания «полочек» (рис. 94).
Однако такой метод не обеспечивал получения стойкой футеровки и затягивал ремонт подины.
Разработка методов восстановления футеровки отвер стия набивкой по неудаляемому шаблону позволила пол ностью проводить эту операцию в период ремонта по дины. При использовании железной трубы-шаблона вос становление разрушенного верха отверстия производится
240
забрасыванием мелкозернистого порошка на трубу в один прием. Восстановление остальной футеровки от верстия (вплоть до стыка со сталевыпускным желобом) производится следующим образом (рис. 95). Канал от верстия очищают от шлаковой корочки. На лещадь от верстия засыпают небольшое количество магнезитового порошка, создают так называемую «постель». На под сыпку укладывают железную трубу-шаблон, внутри ко торой засыпан магнезитовый порошок; для предотвраще ния высыпания порошка труба с обеих сторон может быть закрыта деревянными пробками. Поверх шаблона производят набивку массы; набивку осуществляют посте пенно, порциями, с целью предотвращения образования пустот в футеровке отверстия. За один прием забрасыва ют 3—4 лопаты массы, которую уплотняют пневмомолот ком. Образовавшуюся гладкую поверхность набивки раз рыхляют пикой и только после этого дают следующую порцию массы (также 3—4 лопаты).
При большом расстоянии между трубой и старой фу теровкой отверстия можно проводить щебенение огне упорной массы небольшими кусочками магнезитового кирпича. При этом кусочки кирпича дают внутрь каждой порции массы. Тем самым обеспечивается рыхление кон тактного слоя каждой порции массы и надежность на бивки всего отверстия.
Набивать массу можно вплоть до стыка со сталевы пускным желобом. При необходимости можно удалить небольшую часть старой футеровки. В этом случае же лезный шаблон должен обязательно входить на 50— 70 мм в новую кирпичную кладку отверстия, в противном случае могут возникнуть затруднения как с разделкой отверстия, так и с выпуском металла.
Неисправности, связанные с нарушением нормальных размеров сталевыпускных отверстий
К этой группе случаев относятся короткое и длинное отверстия и отверстие с увеличенным диаметром канала.
Короткое отверстие и отверстие с увеличенным диа метром канала исправляют при помощи железного шаб лона— трубы аналогично описанному выше случаю пол ного ремонта отверстия. В случае короткого отверстия трубу с магнезитовым порошком проталкивают в печь на длину нормального отверстия. Сверху трубу забрасыва
241
ют увлажненным или сухим магнезитовым порошком. В случае широкого отверстия в него вставляют трубушаблон и сверх него набивают массу. Так как расстоя ние между шаблоном и старой футеровкой в этом случае, как правило, мало, то для набивки массы используют особые профильные трамбовки. Выпуск плавки в обоих случаях производится по железному шаблону. Длинное отверстие встречается довольно редко и при нормальном или несколько больше нормального диаметре канала не вызывает обычно каких-либо осложнений. Однако при диаметре канала отверстия меньше нормального длин ное отверстие приводит к нарушению (затягиванию) вы пуска металла из печи.
Для уменьшения длины отверстия руду заваливают непосредственно на козырек отверстия в печи. При этом в результате барботажа расплавленного металла часть футеровки отверстия разрушается и отверстие приобре тает нормальную длину. Однако завалку руды на отвер стие нужно проводить осторожно, так как чрезмерно большое количество руды, попавшее на отверстие, мо жет привести к уменьшению его длины.
Неисправности, связанные с локальным (местным) разрушением футеровки отверстия
К этой группе относятся ямы внутри отверстия, в гор ловине отверстия, в козырьке отверстия на выходе в ра бочее пространство печи (двойное отверстие).
При образовании ям внутри отверстия и в его гор ловине глубиной до 100 мм в них забрасывают магнези товый порошок до выравнивания с проектным профилем; если образуются ямы глубиной более 100 мм, то перед забрасыванием магнезитового порошка ямы очищают от шлака и металла. Несколько сложнее ликвидация двой ного отверстия. Верхнее отверстие в козырьке заварива ют магнезитовым порошком, забрасываемым из печи на козырек; нижнее отверстие закрывают обычным методом.
Неисправности, связанные с нарушением технологических операций выплавки металла
К этой группе относится перевал в отверстии, отвер стие, забитое рудой и шлаком (замазанное отверстие), просачивание чугуна и шлака.
242
Перевал перед отверстием сдувают сжатым воздухом, кислородом или сбивают шомполами.
Незначительный перевал срезают кислородом со сто роны разливочного пролета после снятия выпускного же лоба. Замазывание отверстия происходит обычно, если перед отверстием имеются значительные объемы шлака
изавалка руды на закрытие отверстия производится слишком резко. Бурная реакция между холодной рудой
инагретым шлаком приводит к попаданию шлака в от верстие и его «замазыванию». В этом случае необходимо канал отверстия прожечь струей кислорода и удалить куски руды и шлака. Если прожигание кислородом не помогает, то необходимо выломать футеровку пневмати ческим молотком вплоть до руды, которой закрыто от верстие из печи.
Ликвидировать просачивание чугуна и шлака в отвер стие довольно трудно. При ликвидации этой неисправно сти необходимо принять меры к замораживанию жидко го чугуна и шлака. Для этого снижают тепловую на грузку в печи, продолжая завалку материалов. Нельзя в этом случае выжигать чугун, попавший в отверстие, кислородом, так как это приведет лишь к усилению его
просачивания. После замораживания струи чугуна и шлака необходимо очистить от них канал и плотно под бить магнезит в горловине отверстия.
Г Л А В А V
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДИН МАРТЕНОВСКИХ ПЕЧЕЙ
Широкое распространение технологии изготовления и восстановление подин мартеновских печей из порошков рационального зернового состава без шлакующих доба вок способствовало резкому сокращению простоев мар теновских печей, повышению их производительности; экономический эффект составил несколько миллионов рублей в год.
Для выявления наиболее важных в экономическом от ношении сторон новой технологии целесообразно отдель но проанализировать затраты на эксплуатацию подин
243
при различных технологиях как изготовления, так и вос становления (ремонта)1.
Затраты на изготовление и восстановление (ремон ты) рабочего слоя подины складываются из стоимости применяемых материалов, стоимости расходуемого при ремонте топлива и из расходов, связанных с эксплуата цией печи в период изготовления или ремонта подины.
Сведения о расходе материалов на изготовление или восстановление подины позволяют достаточно точно оп ределить стоимость работ в каждом рассматриваемом случае. Такой расчет позволяет сравнивать стоимость ра бот при выполнении рабочего слоя подины различными технологическими способами. Стоимость единичного из готовления или ремонта рабочего слоя подины может
быть определена по уравнению: |
|
|
|||
|
Ср.с = СМРМ+ СТРТ+ С3.р, |
|
|||
где |
Ср.с — стоимость изготовления или ремонта рабо |
||||
|
чего слоя; |
стоимость |
и расход |
мате |
|
|
См, Рм— соответственно |
||||
|
риалов; |
стоимость |
и расход |
топ |
|
|
Ст, Рт— соответственно |
||||
|
лива; |
|
|
|
|
|
С3.р— стоимость затрат рабочего времени на из |
||||
|
готовление или |
ремонт |
подины, |
руб.; |
|
|
С3.р=У. Д. Пр. |
(У — условно-постоянные |
|||
|
расходы, руб., |
т; |
Д — длительность |
изго |
|
|
товления или ремонта подин; ч; Пр — про |
||||
|
изводительность печи, т/ч), |
|
|
||
или |
С3.р = Д -П ч , |
|
|
где Пч — стоимость одного часа простоя печи.
В табл. 69 и 70 и на рис. 96 приведены данные расче та стоимости единичного изготовления и ремонта подин по различным технологиям печей садкой до 900 т*. Для расчета были использованы данные заводов, наилучшим образом использовавших ту или иную технологию. При расчете стоимости изготовления использовали 35 случа-
1 В дальнейшем стоимость изготовления и ремонта подины оп ределяют без стоимости изготовления кирпичной кладки. Такое до пущение оправдано тем, что изменение технологии изготовления
иремонта подин касалось в основном только ее рабочего слоя.
*Расчеты (расход материалов, их стоимость) произведены по заводским данным на момент внедрения (1964—1965 гг.).
244