Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
Число последовательно соединенных витков в фазе
w |
Z |
sn |
|
За |
2 * |
||
|
Шаг обмотки должен иметь укорочение, равное при близительно 0,8т, для уничтожения в кривой э. д. с. 5-й гармоники. Таким образом,
У™ 0,8 2Zр '
Зная число витков в фазе и шаг обмотки, можно рас считать обмоточные коэффициенты и магнитный поток в машине.
Коэффициент укорочения
У
Z/2p ‘
Коэффициент распределения обмотки
, __ sin it/2/л
2тq
Обмоточный коэффициент
foil) -k^yfZy.
Магнитный поток в синхронной машине при холостом ходе при / = 50 Гц
ф __ М5£/Фу 10~2 |
gg |
wkw |
’ |
Коэффициент &ф — определяется как указано в при ложении.
Индукции в отдельных участках магнитной цепи должны соответствовать при холостом ходе:
Въ . . . |
. 0,65—0,75 Т |
Ва . . . |
. 1 ,2 -1 ,4 5 „ |
Вг . . . |
. 1,5— 1,75 . |
Вт . . . |
. 1 ,4 - 1 ,6 . |
1-3. ВЫБОР ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА В ВЕРТИКАЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯХ
В процессе эксплуатации синхронные двигатели для насосов не подвергаются перегрузкам со стороны на соса, поэтому нет необходимости в высоком перегрузоч
15
ном моменте двигателя. Однако при эксплуатации двига* телей возможны значительные посадки напряжения в се ти (например, при пуске другого двигателя на этой же насосной станции). Кроме того, в некоторых случаях по режимным условиям энергосистемы двигатели долж ны работать с более высоким costp, т. е. с недовозбуждением. Учитывая эти обстоятельства, для обеспечения устойчивой синхронной работы, а также для облегчения условий синхронизации максимальный момент двигателя в синхронном режиме должен быть не менее 1,8 Мн. В двигателях, у которых номинальная частота вращения меньше 500 об/мин, такая величина максимального мо мента может быть получена при размере воздушного зазора меньшем, чем тот, который обеспечивает надеж ную работу вертикального двигателя. По условиям из готовления и монтажа у вертикальных синхронных двига телей воздушный зазор должен быть (0,0035 н-0,0045) D{ (большие значения относятся к машинам с п> >375 об/мин и машинам с разъемным статором).
Асинхронные двигатели потребляют из сети реактив ную мощность, требуемую для создания магнитного по тока в машине. Для уменьшения этой мощности и сни жения потерь в двигателе и в сети воздушный зазор должен быть минимальным. Размер воздушного зазора выбирается из конструктивных соображений и условий надежной работы, при которой исключалась бы возмож ность прилипания ротора к статору. В вертикальных ма шинах зазор должен быть несколько больше, чем в горизонтальных, из условий работы сегментных направ ляющих подшипников скольжения. В двигателях с мощ ностями 250—2500 кВт и частотами вращения 300— 1000 об/мин, имеющих подшипники скольжения, воздуш
ный зазор |
6= 1,8ч-2,5 мм. В более мощных машинах |
6= 3ч-3,5 |
мм (большие значения относятся к более бы |
строходным машинам). |
1-4. ВЫБОР РАЗМЕРОВ ПОЛЮСОВ И ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Синхронные двигатели для привода насосов выпол няются с шихтованными полюсами, хотя, учитывая ча стые пуски, желательно, было бы иметь массивные полю сы, так как конструкция ротора при этом более надежна. Однако массивные полюсы имеют недостатки, которые ограничивают их применение для насосных двигателей.
16
Машины с массивными полюсами должны иметь увели ченный воздушный зазор, равный приблизительно ши рине паза, для снижения потерь на поверхности полюс ных башмаков от зубцовых гармонических поля. Это неэкономично, так как увеличивается масса обмотки возбуждения. Кроме того, в тихоходных двигателях
смассивными полюсами при
асинхронном |
пуске |
вращающий |
н/ЯГ' |
/ |
|
|||
момент на подсинхронной скоро |
|
|
|
|
||||
сти меньше, чем при скольжении |
|
*2 |
|
|||||
я = 1 , |
и может быть |
меньше но |
|
|
||||
минального (рис. 1-2). |
|
|
|
|
|
|||
Поскольку к концу пуска мо |
|
|
|
|
||||
мент сопротивления насоса бли |
|
|
|
|
||||
зок |
к номинальному, |
асинхрон |
|
|
|
|
||
ный момент двигателя |
при сколь |
|
|
|
S |
|||
жении s = 0,05 должен быть не ме |
1,0 |
0,5 |
|
О |
||||
нее 1,ЗМ„, что необходимо для |
Рис. 1-2. Пусковые ха |
|||||||
надежной синхронизации с уче |
рактеристики |
синхронно |
||||||
том возможных посадок напря |
го |
двигателя |
12 000 |
кВт, |
||||
жения в сети. Поэтому двигатели |
|
250 об/мин. |
2 — |
|||||
для насосов изготовляются с ших |
/ — массивные |
полюсы; |
||||||
шихтованные |
полюсы, |
|||||||
тованными полюсами. |
башмака |
(полюсная дуга) Ьр— |
||||||
Ширина |
полюсного |
|||||||
= (0,72 -т- 0,75) т, при |
этом Ьр)% больше |
у более тихоход |
||||||
ных машин. |
|
|
|
|
|
|
|
Высота полюсного башмака должна быть такой, что бы можно было разместить пусковую обмотку и чтобы механическая прочность башмака была достаточной при разгоне, который имеет место при отключении двигателя от сети. Насос при этом быстро тормозит двигатель и, пока сливается вода, заполнившая трубопровод, рабо тает как турбина, разворачивая двигатель в обратную сторону. Частота вращения при этом может достигнуть (1,3-г-1,5)п„. Высота полюсного башмака
hp= (0,15-ь0,2)6р.
Ширина полюсного сердечника Ът выбирается такой, чтобы индукция в сердечнике при холостом ходе была 1,4—1,6 Т. Ориентировочно
Ьт— (0,65-ь 0,7) 6р.
Высота сердечника полюса
hm~ (0,8-г-1,2)Ьт. |
ГО С . П - б ” v t - I - |
нау <но- - нич 1 |
|
2—730 |
бибпьо бг17 С С |
|
ЭКЗЕМПЛЯР |
ЧИТ, Ль>ЮГО й.
Шаг стержней пусковой обмотки 42 выбирается для уменьшения потерь в стали из условия
|
|
0,8/i</2< |
l,25/i, |
|
|
при этом |
По |
принятому t2 определяется |
число |
||
стержней |
п ^ = ЬрЦ2. |
Принятое |
пст должно быть |
прове |
|
рено по |
условию исключения «прилипания» при пуске. |
||||
Должно |
соблюдаться условие |
|
|
Диаметр демпферного стержня должен быть (0,4-f-
0,5) Д
Как уже упоминалось, двигатель должен иметь высо кий момент на подсинхронной частоте вращения, а мо мент при трогании с места может быть небольшим. Та кую характеристику имеют двигатели с пусковой обмот кой малого сопротивления.
Поэтому демпферные стержни, как правило, медные и короткозамыкающие сегменты также медные. Сечение сегмента
<7с^О,5 Яст<7ст,
где qот — сечение стержня.
Обмотка возбуждения выбирается после расчета маг нитной цепи и определения н. с. ротора при номинальной нагрузке. Задаваясь напряжением возбудителя 80— 120 В для двигателей мощностью 500—3200 кВт и 130— 230 В для больших мощностей (меньшие значения для быстроходных машин), вычисляют сечение обмотки ро тора
2,8FpPl
ч ~~ т и в |
|
|
|
где Fp — н. с. возбуждения |
на два |
полюса |
при номи |
нальной нагрузке; I — длина |
витка |
обмотки |
возбужде |
ния, м.
По сечению q выбирают размер прямоугольной го лой медной шины. При навивке полюсной катушки медь гнется на ребро (см. гл. 11), поэтому соотношение между сторонами сечения должно быть в пределах alb —0,06 н- 0,2, где а— йысота меди; b — ширина.
Размер меди по высоте а должен быть таким, чтобы при данной высоте полюса число витков в катушке было
18
не больше 60, а ток возбуждения для машин мощностью 3000—10 000 кВт не более 600 А. При этом можно ис пользовать серийно изготовляемые возбудители и стан дартную аппаратуру управления возбуждением.
Число витков катушки полюса
Здесь hm— высота сердечника полюса; /тиг == 2 0 2 5 — высота двух шайб, мм; 0,3 — толщина витковой изоля ции катушки, мм.
В двигателях мощностью более 10 000 кВт для ро торных катушек применяют медь специального профиля («топорик»), см. рис. 11-8. При этом улучшаются условия охлаждения, так как увеличиваются повецхность охлаждения и ко эффициент теплоотдачи.
Тепловая нагрузка (в Вт/см2 поверхности охла ждения может быть уве личена на 20—30%.
Выбранное .сечение ме ди должно быть провере но по нагреву. Ориенти ровочно температура об мотки может быть опре делена по удельной тепло вой нагрузке, Вт/см:
Ят = /26си/390,
где /-—плотность тока в
обмотке, А/мм2; &си — ши
рина меди, мм. |
Рис. г-3. Коэффициент теплоотда |
Превышение температу |
чи роторных катушек. |
ры |
|
где и — коэффициент теплоотдачи, Вт/(см2-°С); k — ко эффициент, зависящий от /г/т; а и k определяются по кривым рис. 1-3.
2 * |
19 |
|
Глава вторая
ВЫБОР ЧИСЕЛ ПАЗОВ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ
Выбор чисел пазои статора и ротора является перво степенным вопросом при проектировании асинхронных короткозамкнутых двигателей. Как известно, зубцовые гармонические н. с. обмоток статора и ротора, взаимо действуя, могут создавать дополнительные моменты — ускоряющие либо тормозные, что искажает кривую вра щающего момента двигателя, а в некоторых случаях мо жет вызвать задержку ротора на промежуточной часто те вращения или в момент трогания с места. Зубцовые гармонические могут привести к повышенному шуму и вибрации двигателя и вызвать заметные дополнительные потери.
Проблеме выбора числа пазов асинхронного двигате ля посвящено большое количество работ. Имеющиеся рекомендации не всегда можно выполнить, особенно при проектировании двухскоростных двигателей и машин, входящих в серии, когда на одних штампах выполняются двигатели разной полюсности. При вынужденном выборе неблагоприятного соотношения пазов следует учитывать, какие характеристики машины будут ухудшены и можно лн другими мероприятиями компенсировать это ухудше ние.
Выбор числа пазов статора. На статоре асинхронного двигателя размещена трехфазная обмотка и выбор чис ла пазов определяется так же, как и у синхронных ма шин. Однако желательно, чтобы число пазов на полюс и фазу q было целым. При дробном q появляются не толь ко высшие, но и низшие пространственные гармониче ские, что приводит в короткозамкнутых двигателях к увеличенным добавочным потерям в короткозамкнутой
обмотке ротора.
Выбор числа пазов ротора. Зубцовые гармонические в кривой н. с. обмотки и в кривой магнитного поля в за зоре возникают из-за наличия открытых пазов на ста торе или роторе, которые создают неравномерную, ме няющуюся с периодом, равным пазовому делению, про водимость воздушного зазора.
Кроме зубцовых гармонических, в кривой н. с. об мотки имеются пространственные гармонические других
20
порядков. Намагничивающая сила трехфазной обмотки, создающей вращающееся магнитное поле, может быть
•выражена, как известно, уравнением (для основной гар монической)
F1 = — Л, sin m3t-
+ * ) ■
Кривая н. с. несинусоидальна вдоль координаты х и при разложении в ряд уравнение н. с. для пространст венной гармонической порядка v имеет вид:
Г- |
3 |
„ |
. / |
, |
V7I |
F |
= —г |
A |
sin |
oh,/ |
— |
(знак «—» для гармоники, имеющей то же направле ние вращения, что и основная; знак «+ » для гармоники
обратного вращения).
Приравняв постоянной величине аргумент при синусе и продифференцировав’, получим, скорость v-й простран ственной гармонической н. с. статора относительно ста тора;
линейная скорость
dx |
(ох |
, ч , |
dt |
|
|
угловая скорость |
|
|
со = -+- - |
( 2- 1) |
где V\ и о)1 — линейная и угловая скорости основной гар монической.
Частота э. д. с., индуктированной полем v-й простран ственной гармоники н. с. статора в статоре и неподвиж ном роторе, равна частоте сети
2.7 VP |
СО, р |
2л = Л- |
Пространственные гармонические н. с. обмотки ста тора, не искажая кривую э. д. с., вызывают в статоре дополнительное падение напряжения, которое учиты вается индуктивным сопротивлением дифференциального рассеяния, а в роторе — добавочные потери. При взаи модействии статорных и роторных гармонических опре деленных порядков возникают дополнительные моменты.
Поле каждой из пространственных гармонических н, с. статора, имеющей порядок v и число полюсов v 2 р,
21