Файл: Нейман, З. Б. Крупные вертикальные электродвигатели переменного тока.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 0
ПродолжпнШ! maft.i. 1-1
2Р |
|
12-1*5 |
|
|
20—28 |
|
Мощ |
500— |
2 С00— |
5 0С0— |
2 000— |
6 300— |
12 000— |
ность, кВт |
1 600 |
5 000 |
8 000 |
5 000 |
10 000 |
25 000 |
% |
93—93,5 |
94,0— |
95,0— |
94,0— |
95,0—96 |
96,5— |
|
|
95,0 — |
96,0 |
94,5 |
|
97,5 |
Коэффициент |
мощности вертикальных асинхронных |
двигателей несколько меньше, чем горизонтальных, из-за увеличенного воздушного зазора.
Коэффициент Ci в (1-1) |
для синхронных двигателей |
с мощностями 500—10000 |
кВт « частотами вращения |
Рис. 1-1. cos ф и к. п. д. т) асинхронных дви гателей.
214—750 об/мин равен приблизительно 7,5 • 107; для асинхронных двигателей с мощностями 500—5000 кВт при частотах вращения 375—1000 об/мин Ci = 10-107.
Величина машинной постоянной СА зависит от исполь
зования машины — линейной нагрузки А и индукции в воз душном зазоре Вь. Для синхронных машин можно ориен
тировочно принять Вь = 0,65 -ч-0,75 Т; для асинхронных
0,7—0,9 Т. Более высокие значения индукции в зазоре ведут к увеличению насыщения магнитной цепи, искаже нию формы поля в зазоре, т. е. увеличению амплитуд высших гармоник индукции, что вызывает возрастание
10
добавочных потерь (в синхронных машинах в первую очередь на поверхности полюсных башмаков, в асин хронных— в стали статора и ротора).
Величина линейной нагрузки А изменяется значи
тельно |
в зависимости от частоты вращения электродви |
гателя |
и его мощности, интенсивности системы охлаж |
дения, |
заданных параметров. Более высокие значения А |
означают более высокое использование, увеличенные значения индуктивных сопротивлений, увеличенные по тери.
При увеличении индуктивных сопротивлений сни жается пусковой ток, но в этом случае трудно получить высокий асинхронный момент на подсинхронной скоро сти, необходимый для двигателей насосов, у которых к концу пуска момент сопротивления близок к номиналь ному. Поэтому величина линейной нагрузки ограничи вается не только нагревом обмоток, но и условиями пу ска. Линейная нагрузка у крупных двигателей, имеющих термореактивную изоляцию обмотки статора, не должна превышать 600 А/см, а у двигателей мощностью 500— 10000 кВт с микалентной компаундированной изоляцией 400—500 А/см (большие значения относятся к более мощным и быстроходным машинам).
При практически одних и тех же электромагнитных нагрузках можно получить машины разных габаритов, с различным отношением активной длины к полюсному делению ///т. В двигателях с частыми пусками (син хронные двигатели для насосных станций) с точки зре ния получения более благоприятных пусковых условий желательно иметь минимальный момент инерции /. По скольку момент инерции пропорционален массе и квад рату радиуса ротора, а масса G= kiD2l, то J=kzDkl.
Поэтому, для того чтобы у машины был минималь ный момент инерции, надо задаваться большими значе ниями 1(/т, т. е. малым диаметром. Однако с уменьше нием диаметра снижается окружная скорость и ухуд шаются условия охлаждения обмоток, что ведет к пере расходу активных материалов. При большой длине и малом диаметре снижается устойчивость вертикального агрегата. Кроме того, при повышенных нагрузках на подпятник от ротора насоса и реакции воды приходится увеличивать диаметр масляной ванны и размер кресто вины, в которой размешается масляная ванна с подпят ником, что приводит к увеличению. диаметра, статора.
11
Та б л и ца 1-2
Нормализованные диаметры сердечников статоров
Га'Зарнт |
ш |
17 |
18 |
И) |
20 |
21 |
Da, мм |
I 180 |
1430 |
1730 |
2 150 |
2 600 |
3 250 |
Учитывая все эти обстоятельства, для вертикальных дви
гателей |
отношение /(/т |
принимают: для |
двигателей |
||||
с мощностями |
500—5000 |
кВт |
и |
частотами |
вращения |
||
750—375 |
об/мин |
/*/т= 0,7-ь 1,5; |
при мощностях |
6300— |
|||
25 000 кВт 6/т = 2-т-3,5 (большие |
значения |
для |
более |
||||
мощных двигателей). |
|
|
|
(1-1) вме |
|||
Выразив т через диаметр D и подставив в |
сто It значения hiт и т, найдем внутренний диаметр ста тора D{. Полученный по (1-1) внутренний диаметр ста тора является приблизительным. Его изменяют так, что бы наружный диаметр статора Da соответствовал нор мализованному габариту, указанному в табл. 1-2, а за тем уточняют в процессе расчета.
Радиальный размер сердечника статора (Da—D{) увеличивается при увеличении габарита, а в одном га барите—уменьшается при снижении частоты вращения. Например, в 16-м и 17-м габаритах разница между на ружным и внутренним диаметрами статора должна быть 360—400 мм при 2р = 6 и 2р = 8 и приблизительно 250 мм при 2/д=16.
1-2. РАСЧЕТ ОБМОТКИ СТАТОРА
Крупные вертикальные электродвигатели выполняют ся высоковольтными. Номинальные напряжения двига телей 6 и 10 кВ.
Асинхронные двигатели, как правило, изготовляются только на 6 кВ, так как при напряжении 10 кВ заметно ухудшаются технико-экономические показатели двига теля; из-за увеличенной толщины изоляции растут раз меры паза, что при малых зазорах приводит к значи тельному росту потерь и ухудшению использования ма шины. Особенно это относится к машинам с микалентной компаундированной изоляцией, у которых по сравнению с машинами, имеющими термореактивную изоляцию, хуже использование паза,
12
Синхронные двигатели мощностью 1250 кВт и больше в соответствии с ГОСТ 8704-61 могут изготовляться на 10 кВ. Изготовление синхронных двигателей мощностью менее 1250 кВт с микалентной компаундированной изо ляцией на напряжение 10 кВ не экономично. Статор ные катушки при этом получаются многовитковыми из тонкой медной проволоки, что затрудняет их изготовле ние. Коэффициент заполнения паза медью резко падает. В результате непропорционально увеличиваются габари ты машины и ее стоимость. При применении термореак тивной изоляции и специального изолированного прово да, не требующего дополнительной витковой изоляции, уменьшается разница в стоимости шести и десятикило
вольтных машин и |
может оказаться целесообразной |
в некоторых случаях |
установка двигателей мощностью |
1000—630 кВт на напряжение 10 кВ, если учитывать эко номию, которую можно получить на схеме электроснаб жения двигателя.
У синхронных двигателей с мощностями 1250— 5000 кВт при переходе с 6 на 10 кВ мощность двигателя при тех же активных размерах снижается примерно на ступень (около 25%) из-за уменьшения использования паза. Выбор напряжения в этом случае определяется технико-экономическими показателями подстанции.
Двигатели мощностью более 5000 кВт, как правило, выполняются на напряжение 10 кВ.
Зная внутренний диаметр статора, число пазов вы бирают так, чтобы пазовое деление у машин напряже нием 6 кВ было 30—40 мм (меньшие значения для мень ших мощностей и асинхронных машин), а у десятикило вольтных машин 42—50 мм. Число пазов должно быть кратно трем и удовлетворять следующим условиям сим метрии обмотки: Z/3a — целое число, где а — число па раллельных ветвей; 2p]ad — целое число, где d — знаме натель дробности (d — не кратно трем).
При числе пазов на полюс и фазу q< 4 это число у синхронных двигателей должно быть дробным. Для асинхронных двигателей желательно, чтобы q было це лым числом. Принятое число пазов должно позволять экономно раскраивать лист электротехнической стали на сегменты, из которых шихтуется сердечник статора.
Ток в параллельной ветви не должен превышать 120—200 А. При этом каждый эффективный проводник состоит из нескольких элементарных.
13
По технологическим условиям изготовления катушки сечение элементарного проводника должно быть не бо лее 22—25 мм2. Сечение эффективного проводника рас считывается по плотности тока в обмотке, которая долж на быть такой, чтобы обмотка не перегревалась сверх нормы в номинальном режиме и чтобы адиабатический: нагрев при пуске допускал пуск из горячего состояния.
Для машин с мощностями 500—3000 кВт при часто тах вращения 375—1000 об/мин плотность тока равна 4,2—5 А/мм2 (большие значения для быстроходных дви гателей), а для более мощных машин при частотах вра щения 187—500 об/мин 3—4 А/мм2.
При применении термореактивной изоляции плот ность тока можно увеличить приблизительно на 10%. При более высоких плотностях тока потери в обмотке статора заметно снижают к. и. д. двигателя, хотя тем пература не превышает нормы.
Число витков в катушке должно быть таким, чтобы линейная нагрузка
A —IaSn/tn, А /С М ,
соответствовала величине, указанной в § 1-1.
Здесь 1а — ток в параллельной |
ветви, A; sa— число |
эффективных проводников в пазу; |
/п — пазовое деление, |
см. |
|
Размер паза рассчитывается по выбранному разме ру меди и нормам на изоляцию в зависимости от напря жения (см. гл. 10). Отношение высоты паза к ширине должно находиться в пределах 4—5.
Выбранное сечение меди должно быть ориентировоч но проверено на нагревание. О температуре обмотки можно приблизительно судить по перепаду температуры в изоляции й,-. Должны соблюдаться условия:
для компаундированной изоляции
а _ /7д5пАиз |
< 3 0 °С; |
*136 (6„ + Л„)
для термореактивной изоляции
|
** = |
/7д$п^нз <- |
|
180(&П+ Л П)"~ 30 °С, |
|
где Айз |
односторонняя толщина изоляции, мм; bn, hn— |
|
размеры |
паза, см; |
/ —плотность тока в обмотке, А/см2. |
14