Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
Основные грузы этой группы—-шинные изделия. Больше половппы их направляется в Среднюю Азию и Казахстан, а остальные — в срав нительно небольшом количестве почти во все другие экономические районы. | , | ;
Межрайонные связи по гидролизному спирту характеризуются вывозом его во все экономические районы страны.
С т р о и т е л ь н ы е м а т е р и а л ы н п р о д у к т ы с т е к о л ь н о й н ф а р ф о р о-ф а н и с о в о й п р о м ы ш л е н н о с т и . Общая стоимость ввоза продукции этой отрасли несколько превышает стоимость вывоза. По объему ввоза и вывоза она практи чески одинакова. Наиболее значительным грузом, формирующим межрайонные перевозки, является цемент. В Восточной Сибири це мент — дефицитная продукция, хотя в последние годы его недоста ток сильно уменьшился и следует ожидать, что скоро производство цемента превысит потребности. Главными районами, поставляющими цемент в Восточную Сибирь, выступают Западная Сибирь, а также Урал и Поволжье. Ежегодно 80—100 тыс. т цемента поступает в Во сточную Сибирь с Дальнего Востока во встречном направлении основ
ному потоку на Восток. Весь вывоз цемента из |
Восточной Сибири |
в середине 60-х годов направлялся на Дальний |
Восток. С ростом |
производства цемента он стал вывозиться в Западную Сибирь п даже на Урал. Такой характер связей свидетельствует о недостатках в спе циализации цементного производства, а также в прикреплении пунк тов производства к пунктам потребления.
В момент составления межотраслевого баланса в Восточной Спбнрп было слабо развито производство сборных железобетонных конструкций. В настоящее время здесь избыточное производство этой продукции. Межрайонные перевозки ее осуществляются посред ством обмена с тремя районами: Дальним Востоком, Западной Си бирью ц Уралом. Все три района отправляют в Восточпуго Сибирь железобетопные изделия, по, кроме того, Дальний Восток и Западная Сибирь самп пх получают. Из других видов строительных материалов для транспорта имеют большое значение межрайоппые перевозки строительного камня, Восточная Сибирь — крупный поставщик его на Дальний Восток и в Западную Сибирь.
В Восточной Сибири сравнительно развито производство стекла. Его излишек вывозится в Западную Сибирь, Казахстан н на Дальний Восток. Эти районы получают около 80% вывоза, а остальное стекло идет на Урал, в Поволжье, Центр. Завозится стекло с Дальнего Востока и Поволжья. Причем обмен с Дальним Востоком образует примерно равные встречные потоки стекла. В Восточной Сибири ощу щается острый недостаток изделий из фарфора н фаянса.
Выполненный анализ межрайонных связей Восточной Сибнрн показал, что она является крупнейшим поставщиком сырья (леса, угля, железной руды) и некоторых видов продукции машиностроения,
химической, легкой н пищевой промышленности (комбайнов, телеви- I
100
зоров, радиоприемников, холодильников, оборудования для метал лургической промышленности, азотных удобрений, шелковых и ис кусственных тканей, мяса н др). Завозятся сюда главным образом металлы, сырая нефть н разнообразная продукция машиностроения, легкой, пищевой и некоторых других отраслей промышленности.
Для Восточной Сибири характерно превышение объема вывоза но сравнению с ввозом в тоннах, а в стоимостном выражении вывоз значительно меньше ввоза. Это определяется ролью Восточной Сиби ри в общесоюзном разделении труда как района, имеющего большие возможности снабжения промышленности страны дешевыми вида ми сырья. Причем, истощепне сырьевых ресурсов европейской части страны приводит к росту удельного веса районов, расположенных западнее Урала, в получении вывозимого сырья из Восточной Си
бири.
На формирование ввоза и вывоза Восточной Сибирн влпяет так же то, что отсюда осуществляется почти полностью снабжение хозяй ства и населения Северо-Востока страны, а также переотправляется большоо количество сырой нефти для переработки па заводах южной зоны Дальнего Востока.
Д а л ь н и й В о с т о к . Динамика межрайонных связей Даль него Востока характеризуется в табл. 40. За последние 10 лет доля вывоза с Дальнего Востока в ближайшие районы (Восточная н За падная Сибирь) уменьшилась с 62,5 до 45,7% н значительно выросли связи с европейской частью страпы. Одновременно роль районов Сибирн возросла в снабжении Дальнего Востока:их доля во ввозе этого района увеличилась с 61 до 69,5%. Расчеты показывают, что в ре зультате роста абсолютного объема ввоза и вывоза и значительного увеличения расстояний перевозки, транспортная работа по осущест влению межрайонных связей Дальнего Востока из года в год возра стает. Мы видели, что то же самое наблюдается и для Восточной Сибири. Значит по мере развития производительных сил восточ ных районов транспортные затраты па обслуживание их связей увеличиваются.
За 10 лет, анализируемых е табл. 40, во ввозе Дальнего Востока вырос удельный вес только двух районов: Восточно-Сибирского н По волжского. Рост был вызван резким увеличением потребности Даль него Востока в нефтепродуктах и созданием в Восточной Сибири нефтеперерабатывающего завода.
Исторически межрайонные связи Дальнего Востока складыва лись следующим образом: в 1960—1966 гг. ввоз Дальнего Востока из Западной Сибирн относительно уменьшился, так как в этот период потребность Дальнего Востока в нефтепродуктах стала покрываться за счет Восточной Сибири. В последующие годы Иркутский нефте перерабатывающий завод перестал удовлетворять нужды исследуе мого района, и сюда вновь в большом количестве стали завозить нефтепродукты из Западной Сибири.
101
Т а б л и ц а 40
Межрайонные связи Дальнего Востока по всем грузам, %
|
|
|
1900 |
|
|
|
|
19G6 |
|
|
|
1970 |
|
||
Экономический район |
удельный вес |
доля Даль- |
удельный вес райопов |
доля Дальне- |
удельный вес |
доля Даль- |
|||||||||
районов по |
него Носто- |
но объему |
по стоимости |
районов по |
него Восто- |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
впив |
ВЫВОЗ |
во |
в |
I |
вывоз |
ввоз |
вывоз |
ВО |
В |
ввоз |
ВЫВОЗ |
во |
в вы- |
|
|
ввозе |
вывозе 1ВВОЗ |
ввозе |
вывозе |
ввозе |
возе |
||||||||
Северо-Западный . . . |
1,4 |
1,8 |
0,2 |
0,3 |
1,2 |
2,7 |
3,6 |
4,8 |
0,3 |
0,3 |
1,8 |
2,4 |
0,3 |
0,4 |
|
Центральный . . . . |
4,5 |
4,4 |
0,3 |
0,3 |
3,2 |
7,0 |
20,9 |
15,5 |
0,4 |
0,7 |
3,0 |
7,4 |
0,5 |
1,0 |
|
Волго-Вятский . . . . |
1,0 |
1,8 |
0,6 |
0,6 |
1,7 |
2,3 |
3,7 |
2,7 |
0,4 |
0,9 |
1,1 |
1,8 |
0,3 |
0,9 |
|
Цситрально-Чернозем- |
|
|
0,1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 Ш К ............................ |
1,1 |
0,8 |
0,6 |
1,3 |
1,2 |
3,2 |
3,3 |
0,1 |
0,8 |
0,9 |
1,4 |
0,2 |
0,6 |
||
Поволжский . . . . |
2,2 |
1,8 |
0,2 |
0,4 |
3,8 |
3,6 |
5,3 |
\>, *>, |
0,4 |
0,6 |
3,6 |
4,1 |
0,4 |
0,9 |
|
Северо-Кавказский . . |
1,8 |
0,8 |
0,1 |
0,4 |
1,8 |
1,3 |
5,0 |
3,1 |
0,2 |
0,5 |
1,3 |
2,2 |
0,3 |
0,5 |
|
Уральский .................... |
16,0 |
7,3 |
0,5 |
1,0 |
15,3 |
9,1 |
8,3 |
5.4 |
0,5 |
2,5 |
9,3 |
10,0 |
0,6 |
2,3 |
|
Западно-Сибирский . . |
30,8 |
23,5 |
4,1 |
4,0 |
24,7 |
15,3 |
13,1 |
13,0 |
2,3 |
5,2 |
29,0 |
12,6 |
1,0 |
7,5 |
|
Восточно-Сибирский |
30,3 |
39,0 |
12,3 |
8,8 |
39,5 |
32,5 |
23,2 |
21,4 |
10,7 |
15,3 |
40,5 |
33,1 |
10,3 |
18,0 |
|
Всего по |
РСФСР . . . |
80,7 |
81,2 |
4,6* |
4,7** |
92,5 |
75,0 |
86,3 |
71,4 |
4,2* |
5.0** |
90,5 |
75,0 |
4,3* 5,7** |
|
Украинская ССР . . . |
3,1 |
3,1 |
0,3 |
0,3 |
3,0 |
4,5 |
4,4 |
9,6 |
0,3 |
0,4 |
2,8 |
5,5 |
0,3 |
0,6 |
|
Прибалтика.................... |
0,2 |
1,6 |
0,4 |
0,2 |
0,2 |
1,1 |
0,3 |
1,2 |
0,1 |
0,1 |
М |
1,3 |
0,2 |
0,4 |
|
Закавказье .................... |
0,7 |
0,2 |
0,1 |
0,8 |
0,6 |
0,6 |
1,5 |
3,2 |
0,1 |
1,0 |
0,5 |
0,7 |
0,2 |
1,1 |
|
Средняя |
Азия . . . |
1,0 |
2,3 |
0,7 |
1,2 |
1,3 |
4,4 |
3,4 |
5,7 |
0,9 |
1,9 |
1,4 |
4,8 |
1,1 |
2,7 |
Казахская ССР . . . |
4,7 |
11,2 |
1,7 |
0,8 |
1,8 |
13,8 |
0,9 |
6,6 |
1,9 |
0,5 |
4,0 |
11,2 |
1,7 |
0,9 |
|
Белорусская ССР . . . |
|
|
|
— |
|
____ |
|
_ |
|
|
|
1,2 |
0,2 |
0,5 |
|
Молдавская ССР . . . |
0,2 |
— |
— |
0,7 |
0,2 |
0,1 |
2,2 |
0,2 |
___ |
0,7 |
0,3 |
0,3 |
0,1 |
1,3 |
|
Всего по |
СССР . . . |
100,0 |
100,0 |
2,5* |
2,8** 100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
2,4* |
2,8** 100,0 |
100,0 |
2,5* 3,2** |
* Дола |
отправления грузов Дальним Востоком в перевозках страны |
(республики) |
** Доля |
прибытия грузов на Дальний Восток в пс, евозках страны |
(республики) |
Т а б л и ц а |
41 |
Межрайонные связи Дальнего Востока по грузам черной |
ме |
|
|
таллургии в 1966 г., % |
|
|
|
|
|
|
|
Удельный |
Доля Дальне |
||
|
Экономический район |
вес районов |
го Бостона |
|||
|
|
|
во |
В |
||
|
|
|
ввоз |
вывоз |
||
|
|
|
ввозе |
вывозе |
||
Северо-Западный |
1,7 |
9 9 |
0,2 |
0,4 |
||
1— |
||||||
Ц ентральны й..................................... |
1,0 |
3,3 |
0,2. |
0,6 |
||
Волго-Вятский.................................... |
0,4 |
2.9 |
0,4 |
0,7 |
||
Центрально-Черноземный . . . . |
0,9 |
0, 2 |
0,1 |
0. 6 |
||
П оволж ский........................................ |
0,2 |
2,8 |
0,2 |
0,2 |
||
Северо-Кавказскпй........................... |
0,3 |
3,1 |
0,2 |
0,4 |
||
У ральский |
............................................ |
28,8 |
4,8 |
0,5 |
2,2 |
|
Западно-Сибирский........................... |
43,4 |
34,9 |
4,9 |
12,3 |
||
Восточно-Сибирский.......................... |
12,5 |
36,2 |
9,7 |
33,8 |
||
В с е г о |
по .................... |
Р С Ф С Р |
89,2 |
90,4 |
2,2 |
3,1 |
Украинская ............................... |
ССР |
9,3 |
3,7 |
0,4 |
0,6 |
|
Прибалтика ......................................... |
|
— |
— |
0,5 |
0,1 |
|
Закавказье ............................................ |
|
1,3 |
1,8 |
1,5 |
||
Средняя |
Азия .................................... |
0,2 |
1,1 |
0,2 |
0,3 |
|
Казахская С ...................................С Р |
2,3 |
0,6 |
0,2 |
|||
Белорусская .............................. |
С С Р |
_ |
0,7 |
0,1 |
0,1 |
|
Молдавская ............................... |
С С Р |
— |
|
|
0,4 |
|
В с е г о |
по ........................ |
С С С Р |
I100,0 ,100,0 | 1,0* |
1,8** |
||
* Доля |
отправленных Дальпнм Востоком грузов в общих перевоз- |
|||||
ках страны. |
|
|
|
|
|
** Доля прибывших грузов.
13 отличие от ввоза вывоз с Дальнего Востока в наиболее удален ные районы имеет значительный абсолютный и относительный рост, а доля близлежащих районов в вывозе уменьшается. Происходит это главным образом потому, что роль сырьевых отраслей в вывозе Дальнего Востока уменьшается и отсюда больше начинают вывозить продукцию переработки, цена которой допускает включение значи тельных транспортных издержек.
Наиболее заметное влияние на объем ввоза и вывоза Дальнего Востока оказывают грузы 3 отраслей черной металлургии, топлив ной и лесной промышленности. Ввоз черных металлов на Дальний Восток примерно в 2 раза превышает их вывоз (табл. 41). Собствен ная металлургическая база Дальнего Востока представлена заводом «Амурсталь» с весьма ограниченным числом видов и сортов листовой жести. Поэтому, несмотря на большой дефицит черных металлов, отдельные сорта производятся в избытке и вывозятся в другие районы.
Подавляющая часть вывозимого металла поступает в Восточную и Западную Сибирь, но этот металл покрывает сравнительно неболь шую долю ввоза указанных районов. В остальные районы страны Дальний Восток отправляет отдельные разовые поставки металла.
Дальний Восток получает металл главным образом из Западной Снбпри(чугун, прокати др.), с Урала и в гораздо меньшем количе стве пз Восточной Снбпри и с Украины. Украина отправляет на Даль ний Восток трубы, Урал н Западная Сибирь — балки, швеллеры, рельсы, Восточная Сибирь — рельсы.
В межрайонном обмене по железной руде Дальний Восток не
участвует. В |
отдельные |
годы наблюдаются |
единичные перевозки |
пз Восточной Сибири, Казахстана и других |
районов. |
||
Завозимая |
железная |
руда направляется |
на экспорт, так ках< |
завод «Амурсталь» является передельным и собственный чугун не производит. Через порты Дальнего Востока экспортируются в боль шом количестве черные металлы и металлический лом в основном
в Японию. На грузы черной металлургии приходится |
около 10— |
|||||||||
15% стоимостп экспорта дальневосточных портов. |
|
|
|
|||||||
|
|
Межрайонные связи Дальнего Востока но грузам |
||||||||
|
|
|
Все лесные грузы |
|
Лес пиленый |
|
||||
Экономический район |
удслышй вес |
доля Дальне удельный вес |
доля Дальне |
|||||||
районов |
го Востока |
районов |
го Востока |
|||||||
|
|
ввоз |
ВЫВОЗ |
ВО |
В |
ввоз |
ВЫВОЗ |
во |
В |
|
|
|
ввозе вывозе |
ввозе |
вывозе |
||||||
Северо-Западный . . . . |
_ |
1,6 |
0,7 |
_ |
_ |
0,6 |
0,7 |
— |
||
Центральный . . . . |
— |
4,4 |
0,5 |
— |
— |
2,6 |
0,6 |
— |
||
Волго-Вятскпй . . . . |
—- |
1,0 |
1,1 |
— |
— |
0,2 |
0,6 |
— |
||
Центрально-Чернозем |
_ |
|
_ |
|
_ |
_ |
|
— |
||
ный .......................... |
|
|
— |
|||||||
— |
2,0 |
0,4 |
— |
— |
1,2 |
0,5 |
— |
|||
Поволжский . . . . |
||||||||||
Северо-Кавказский . . |
— |
0.2 |
— |
— |
— |
— |
— |
0,1 |
||
Уральский .................... |
1,2 |
3,3 |
1,2 |
— |
12,3 |
3,7 |
2,0 |
|||
Западно-Сибирский . . |
— |
7,7 |
1,8 |
1,4 |
— |
8,7 |
6,7 |
— |
||
Восточно-Сибирский |
98,5 |
24,5 |
87,0 |
85,0 |
11,6 |
43,3 |
U,5 |
|||
Всего по |
РСФСР . . . |
99,7 |
44,7 |
7,8 |
7,6 |
97,3 |
28,6 |
5,6 |
5,2 |
|
Украинская ССР . . . |
0,3 |
— |
|
— |
2,7 |
— |
— |
0,3 |
||
Прибалтика .................... |
— |
1,6 |
0,4 |
— |
— |
0,1 |
0,1 |
— |
||
Закавказье .................... |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Средняя |
Азпя . . . |
— |
5,8 |
0,9 |
— |
— |
8,5 |
2,1 |
— |
|
Казахская ССР . . . |
— |
47,9 |
6,1 |
— |
— |
62,8 |
17,3 |
— |
||
Белорусская ССР . . . |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
“ |
— |
||
Молдавская ССР . . . |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
||
Всего по |
СССР . . . |
100,0 |
100,0 |
4,6* |
4,1** |
100,0 |
100,0 |
4,1* |
2,8** |
|
'■'Доля |
отправленных |
Дальним |
Востоком грузов в |
общих |
перевозках страны. |
** Доля прибывших грузов.
Характеристика межрайонных связей Дальнего Востока по лесным грузам (без учета экспорта) приведена в табл. 42. Вывоз лес ных грузов здесь в 3 раза больше, чем их ввоз. На экспорт направля ется в 2,(5 раза больше лесоматериалов, чем вывозится в другие районы страны. Доля лесных грузов в общем экспорте Дальнего Востока более 20%.
Ввоз лесоматериалов идет в основном из Восточной Сибири. Не которое количество пиломатериалов поступает пз Уральского экономи ческого района. Вывозятся же лесные грузы с Дальнего Востока почти во все районы страны. Однако концентрация грузопотоков лесома териалов сравнительно высокая, так как наиболее значительная их доля вывозится в Казахстан и Сибирь.
Для грузов топливной промышленности характерна односто ронность межрайонных потоков (табл. 43). Так, Дальний Восток
не отправляет уголь в другие районы страны. |
Объем угля, который |
|||||||||||
вывозится с Дальнего |
Востока в |
|
Восточную Сибирь, в 20—30 раз |
|||||||||
меньше ввоза угля из западных районов. |
Уголь завозится на Дальний |
|||||||||||
Востохх только из районов Сибири. |
Ввоз угля связан главным обра- |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л п ц а 42 |
||
лесной промышленности п |
1966 г., % |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Лес круглый |
|
|
Рудостойка |
|
|
Шпалы |
|
||||
удельный вес |
доля Дальне- |
удельный вес |
|
доля Дальне- |
удельный вес |
доля Дальне- |
||||||
районов |
го Востока |
районов |
|
го Востока |
районов |
го Востока |
||||||
ввоз |
вывоз |
во |
в |
ввоз |
вывоз |
|
во |
в |
ввоз |
вывоз |
во |
В |
ввозе |
вывозе |
|
ввозе вывозе |
ввозе вывозе |
||||||||
— |
5,3 |
1,1 |
|
|
|
|
|
|
— |
|
_ |
_ |
|
|
|
|
|
|
— |
— |
— |
||||
12,0 |
0,6 |
— |
— |
— |
|
— |
— |
|||||
— |
4,0 |
1,8 |
— |
— |
— |
|
— |
— |
— |
— |
|
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
— |
4,8 |
0,4 |
— |
— |
— |
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
|
и,о |
0,6 |
|
|
|
|
|
|
_ |
4,5 |
2,1 |
|
___ |
4,3 |
|
|
|
|
|
|
___ |
||||
— |
• ) О |
0,3 |
___ |
____ |
___ |
|
____ |
____ |
____ |
17,5 |
16,7 |
— |
100,0 |
54,0 |
99,2 |
2,6 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
46,4 |
97,6 |
1,6 |
|
100,0 |
87,4 |
9,2 |
9,4 |
100,0 |
100,0 |
|
— |
— |
100,0 |
68,4 |
8,0 |
б д |
_ |
6,7 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
Z |
____ |
— |
— |
— |
0,8 |
____ |
____ |
____ |
___ |
|
___ |
____ |
— |
— |
— |
— |
— |
0,8 |
0,1 |
____ |
____ |
____ |
|
___ |
____ |
____ |
— |
— |
— |
■— |
4,3 |
0,3 |
— |
— |
— |
|
— |
— |
— |
31,6 |
12,8 |
z |
100,0 |
100,0 |
5,2* |
5,2** |
100,0 |
100,0 |
|
2,5* |
2,4** |
100,0 |
100,0 |
5,6* |
3,8** |
'0>