Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основные грузы этой группы—-шинные изделия. Больше половппы их направляется в Среднюю Азию и Казахстан, а остальные — в срав­ нительно небольшом количестве почти во все другие экономические районы. | , | ;

Межрайонные связи по гидролизному спирту характеризуются вывозом его во все экономические районы страны.

С т р о и т е л ь н ы е м а т е р и а л ы н п р о д у к т ы с т е ­ к о л ь н о й н ф а р ф о р о-ф а н и с о в о й п р о м ы ш л е н ­ н о с т и . Общая стоимость ввоза продукции этой отрасли несколько превышает стоимость вывоза. По объему ввоза и вывоза она практи­ чески одинакова. Наиболее значительным грузом, формирующим межрайонные перевозки, является цемент. В Восточной Сибири це­ мент — дефицитная продукция, хотя в последние годы его недоста­ ток сильно уменьшился и следует ожидать, что скоро производство цемента превысит потребности. Главными районами, поставляющими цемент в Восточную Сибирь, выступают Западная Сибирь, а также Урал и Поволжье. Ежегодно 80—100 тыс. т цемента поступает в Во­ сточную Сибирь с Дальнего Востока во встречном направлении основ­

ному потоку на Восток. Весь вывоз цемента из

Восточной Сибири

в середине 60-х годов направлялся на Дальний

Восток. С ростом

производства цемента он стал вывозиться в Западную Сибирь п даже на Урал. Такой характер связей свидетельствует о недостатках в спе­ циализации цементного производства, а также в прикреплении пунк­ тов производства к пунктам потребления.

В момент составления межотраслевого баланса в Восточной Спбнрп было слабо развито производство сборных железобетонных конструкций. В настоящее время здесь избыточное производство этой продукции. Межрайонные перевозки ее осуществляются посред­ ством обмена с тремя районами: Дальним Востоком, Западной Си­ бирью ц Уралом. Все три района отправляют в Восточпуго Сибирь железобетопные изделия, по, кроме того, Дальний Восток и Западная Сибирь самп пх получают. Из других видов строительных материалов для транспорта имеют большое значение межрайоппые перевозки строительного камня, Восточная Сибирь — крупный поставщик его на Дальний Восток и в Западную Сибирь.

В Восточной Сибири сравнительно развито производство стекла. Его излишек вывозится в Западную Сибирь, Казахстан н на Дальний Восток. Эти районы получают около 80% вывоза, а остальное стекло идет на Урал, в Поволжье, Центр. Завозится стекло с Дальнего Востока и Поволжья. Причем обмен с Дальним Востоком образует примерно равные встречные потоки стекла. В Восточной Сибири ощу­ щается острый недостаток изделий из фарфора н фаянса.

Выполненный анализ межрайонных связей Восточной Сибнрн показал, что она является крупнейшим поставщиком сырья (леса, угля, железной руды) и некоторых видов продукции машиностроения,

химической, легкой н пищевой промышленности (комбайнов, телеви- I

100


зоров, радиоприемников, холодильников, оборудования для метал­ лургической промышленности, азотных удобрений, шелковых и ис­ кусственных тканей, мяса н др). Завозятся сюда главным образом металлы, сырая нефть н разнообразная продукция машиностроения, легкой, пищевой и некоторых других отраслей промышленности.

Для Восточной Сибири характерно превышение объема вывоза но сравнению с ввозом в тоннах, а в стоимостном выражении вывоз значительно меньше ввоза. Это определяется ролью Восточной Сиби­ ри в общесоюзном разделении труда как района, имеющего большие возможности снабжения промышленности страны дешевыми вида­ ми сырья. Причем, истощепне сырьевых ресурсов европейской части страны приводит к росту удельного веса районов, расположенных западнее Урала, в получении вывозимого сырья из Восточной Си­

бири.

На формирование ввоза и вывоза Восточной Сибирн влпяет так­ же то, что отсюда осуществляется почти полностью снабжение хозяй­ ства и населения Северо-Востока страны, а также переотправляется большоо количество сырой нефти для переработки па заводах южной зоны Дальнего Востока.

Д а л ь н и й В о с т о к . Динамика межрайонных связей Даль­ него Востока характеризуется в табл. 40. За последние 10 лет доля вывоза с Дальнего Востока в ближайшие районы (Восточная н За­ падная Сибирь) уменьшилась с 62,5 до 45,7% н значительно выросли связи с европейской частью страпы. Одновременно роль районов Сибирн возросла в снабжении Дальнего Востока:их доля во ввозе этого района увеличилась с 61 до 69,5%. Расчеты показывают, что в ре­ зультате роста абсолютного объема ввоза и вывоза и значительного увеличения расстояний перевозки, транспортная работа по осущест­ влению межрайонных связей Дальнего Востока из года в год возра­ стает. Мы видели, что то же самое наблюдается и для Восточной Сибири. Значит по мере развития производительных сил восточ­ ных районов транспортные затраты па обслуживание их связей увеличиваются.

За 10 лет, анализируемых е табл. 40, во ввозе Дальнего Востока вырос удельный вес только двух районов: Восточно-Сибирского н По­ волжского. Рост был вызван резким увеличением потребности Даль­ него Востока в нефтепродуктах и созданием в Восточной Сибири нефтеперерабатывающего завода.

Исторически межрайонные связи Дальнего Востока складыва­ лись следующим образом: в 1960—1966 гг. ввоз Дальнего Востока из Западной Сибирн относительно уменьшился, так как в этот период потребность Дальнего Востока в нефтепродуктах стала покрываться за счет Восточной Сибири. В последующие годы Иркутский нефте­ перерабатывающий завод перестал удовлетворять нужды исследуе­ мого района, и сюда вновь в большом количестве стали завозить нефтепродукты из Западной Сибири.

101


Т а б л и ц а 40

Межрайонные связи Дальнего Востока по всем грузам, %

 

 

 

1900

 

 

 

 

19G6

 

 

 

1970

 

Экономический район

удельный вес

доля Даль-

удельный вес райопов

доля Дальне-

удельный вес

доля Даль-

районов по

него Носто-

но объему

по стоимости

районов по

него Восто-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

впив

ВЫВОЗ

во

в

I

вывоз

ввоз

вывоз

ВО

В

ввоз

ВЫВОЗ

во

в вы-

 

 

ввозе

вывозе 1ВВОЗ

ввозе

вывозе

ввозе

возе

Северо-Западный . . .

1,4

1,8

0,2

0,3

1,2

2,7

3,6

4,8

0,3

0,3

1,8

2,4

0,3

0,4

Центральный . . . .

4,5

4,4

0,3

0,3

3,2

7,0

20,9

15,5

0,4

0,7

3,0

7,4

0,5

1,0

Волго-Вятский . . . .

1,0

1,8

0,6

0,6

1,7

2,3

3,7

2,7

0,4

0,9

1,1

1,8

0,3

0,9

Цситрально-Чернозем-

 

 

0,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Ш К ............................

1,1

0,8

0,6

1,3

1,2

3,2

3,3

0,1

0,8

0,9

1,4

0,2

0,6

Поволжский . . . .

2,2

1,8

0,2

0,4

3,8

3,6

5,3

\>, *>,

0,4

0,6

3,6

4,1

0,4

0,9

Северо-Кавказский . .

1,8

0,8

0,1

0,4

1,8

1,3

5,0

3,1

0,2

0,5

1,3

2,2

0,3

0,5

Уральский ....................

16,0

7,3

0,5

1,0

15,3

9,1

8,3

5.4

0,5

2,5

9,3

10,0

0,6

2,3

Западно-Сибирский . .

30,8

23,5

4,1

4,0

24,7

15,3

13,1

13,0

2,3

5,2

29,0

12,6

1,0

7,5

Восточно-Сибирский

30,3

39,0

12,3

8,8

39,5

32,5

23,2

21,4

10,7

15,3

40,5

33,1

10,3

18,0

Всего по

РСФСР . . .

80,7

81,2

4,6*

4,7**

92,5

75,0

86,3

71,4

4,2*

5.0**

90,5

75,0

4,3* 5,7**

Украинская ССР . . .

3,1

3,1

0,3

0,3

3,0

4,5

4,4

9,6

0,3

0,4

2,8

5,5

0,3

0,6

Прибалтика....................

0,2

1,6

0,4

0,2

0,2

1,1

0,3

1,2

0,1

0,1

М

1,3

0,2

0,4

Закавказье ....................

0,7

0,2

0,1

0,8

0,6

0,6

1,5

3,2

0,1

1,0

0,5

0,7

0,2

1,1

Средняя

Азия . . .

1,0

2,3

0,7

1,2

1,3

4,4

3,4

5,7

0,9

1,9

1,4

4,8

1,1

2,7

Казахская ССР . . .

4,7

11,2

1,7

0,8

1,8

13,8

0,9

6,6

1,9

0,5

4,0

11,2

1,7

0,9

Белорусская ССР . . .

 

 

 

 

____

 

_

 

 

 

1,2

0,2

0,5

Молдавская ССР . . .

0,2

0,7

0,2

0,1

2,2

0,2

___

0,7

0,3

0,3

0,1

1,3

Всего по

СССР . . .

100,0

100,0

2,5*

2,8** 100,0

100,0

100,0

100,0

2,4*

2,8** 100,0

100,0

2,5* 3,2**

* Дола

отправления грузов Дальним Востоком в перевозках страны

(республики)

** Доля

прибытия грузов на Дальний Восток в пс, евозках страны

(республики)


Т а б л и ц а

41

Межрайонные связи Дальнего Востока по грузам черной

ме­

 

 

таллургии в 1966 г., %

 

 

 

 

 

 

Удельный

Доля Дальне­

 

Экономический район

вес районов

го Бостона

 

 

 

во

В

 

 

 

ввоз

вывоз

 

 

 

ввозе

вывозе

Северо-Западный

1,7

9 9

0,2

0,4

1—

Ц ентральны й.....................................

1,0

3,3

0,2.

0,6

Волго-Вятский....................................

0,4

2.9

0,4

0,7

Центрально-Черноземный . . . .

0,9

0, 2

0,1

0. 6

П оволж ский........................................

0,2

2,8

0,2

0,2

Северо-Кавказскпй...........................

0,3

3,1

0,2

0,4

У ральский

............................................

28,8

4,8

0,5

2,2

Западно-Сибирский...........................

43,4

34,9

4,9

12,3

Восточно-Сибирский..........................

12,5

36,2

9,7

33,8

В с е г о

по ....................

Р С Ф С Р

89,2

90,4

2,2

3,1

Украинская ...............................

ССР

9,3

3,7

0,4

0,6

Прибалтика .........................................

 

0,5

0,1

Закавказье ............................................

 

1,3

1,8

1,5

Средняя

Азия ....................................

0,2

1,1

0,2

0,3

Казахская С ...................................С Р

2,3

0,6

0,2

Белорусская ..............................

С С Р

_

0,7

0,1

0,1

Молдавская ...............................

С С Р

 

 

0,4

В с е г о

по ........................

С С С Р

I100,0 ,100,0 | 1,0*

1,8**

* Доля

отправленных Дальпнм Востоком грузов в общих перевоз-

ках страны.

 

 

 

 

 

** Доля прибывших грузов.

13 отличие от ввоза вывоз с Дальнего Востока в наиболее удален­ ные районы имеет значительный абсолютный и относительный рост, а доля близлежащих районов в вывозе уменьшается. Происходит это главным образом потому, что роль сырьевых отраслей в вывозе Дальнего Востока уменьшается и отсюда больше начинают вывозить продукцию переработки, цена которой допускает включение значи­ тельных транспортных издержек.

Наиболее заметное влияние на объем ввоза и вывоза Дальнего Востока оказывают грузы 3 отраслей черной металлургии, топлив­ ной и лесной промышленности. Ввоз черных металлов на Дальний Восток примерно в 2 раза превышает их вывоз (табл. 41). Собствен­ ная металлургическая база Дальнего Востока представлена заводом «Амурсталь» с весьма ограниченным числом видов и сортов листовой жести. Поэтому, несмотря на большой дефицит черных металлов, отдельные сорта производятся в избытке и вывозятся в другие районы.


Подавляющая часть вывозимого металла поступает в Восточную и Западную Сибирь, но этот металл покрывает сравнительно неболь­ шую долю ввоза указанных районов. В остальные районы страны Дальний Восток отправляет отдельные разовые поставки металла.

Дальний Восток получает металл главным образом из Западной Снбпри(чугун, прокати др.), с Урала и в гораздо меньшем количе­ стве пз Восточной Снбпри и с Украины. Украина отправляет на Даль­ ний Восток трубы, Урал н Западная Сибирь — балки, швеллеры, рельсы, Восточная Сибирь — рельсы.

В межрайонном обмене по железной руде Дальний Восток не

участвует. В

отдельные

годы наблюдаются

единичные перевозки

пз Восточной Сибири, Казахстана и других

районов.

Завозимая

железная

руда направляется

на экспорт, так ках<

завод «Амурсталь» является передельным и собственный чугун не производит. Через порты Дальнего Востока экспортируются в боль­ шом количестве черные металлы и металлический лом в основном

в Японию. На грузы черной металлургии приходится

около 10—

15% стоимостп экспорта дальневосточных портов.

 

 

 

 

 

Межрайонные связи Дальнего Востока но грузам

 

 

 

Все лесные грузы

 

Лес пиленый

 

Экономический район

удслышй вес

доля Дальне­ удельный вес

доля Дальне­

районов

го Востока

районов

го Востока

 

 

ввоз

ВЫВОЗ

ВО

В

ввоз

ВЫВОЗ

во

В

 

 

ввозе вывозе

ввозе

вывозе

Северо-Западный . . . .

_

1,6

0,7

_

_

0,6

0,7

Центральный . . . .

4,4

0,5

2,6

0,6

Волго-Вятскпй . . . .

—-

1,0

1,1

0,2

0,6

Центрально-Чернозем­

_

 

_

 

_

_

 

ный ..........................

 

 

2,0

0,4

1,2

0,5

Поволжский . . . .

Северо-Кавказский . .

0.2

0,1

Уральский ....................

1,2

3,3

1,2

12,3

3,7

2,0

Западно-Сибирский . .

7,7

1,8

1,4

8,7

6,7

Восточно-Сибирский

98,5

24,5

87,0

85,0

11,6

43,3

U,5

Всего по

РСФСР . . .

99,7

44,7

7,8

7,6

97,3

28,6

5,6

5,2

Украинская ССР . . .

0,3

 

2,7

0,3

Прибалтика ....................

1,6

0,4

0,1

0,1

Закавказье ....................

Средняя

Азпя . . .

5,8

0,9

8,5

2,1

Казахская ССР . . .

47,9

6,1

62,8

17,3

Белорусская ССР . . .

Молдавская ССР . . .

Всего по

СССР . . .

100,0

100,0

4,6*

4,1**

100,0

100,0

4,1*

2,8**

'■'Доля

отправленных

Дальним

Востоком грузов в

общих

перевозках страны.

** Доля прибывших грузов.

Характеристика межрайонных связей Дальнего Востока по лесным грузам (без учета экспорта) приведена в табл. 42. Вывоз лес­ ных грузов здесь в 3 раза больше, чем их ввоз. На экспорт направля­ ется в 2,(5 раза больше лесоматериалов, чем вывозится в другие районы страны. Доля лесных грузов в общем экспорте Дальнего Востока более 20%.

Ввоз лесоматериалов идет в основном из Восточной Сибири. Не­ которое количество пиломатериалов поступает пз Уральского экономи­ ческого района. Вывозятся же лесные грузы с Дальнего Востока почти во все районы страны. Однако концентрация грузопотоков лесома­ териалов сравнительно высокая, так как наиболее значительная их доля вывозится в Казахстан и Сибирь.

Для грузов топливной промышленности характерна односто­ ронность межрайонных потоков (табл. 43). Так, Дальний Восток

не отправляет уголь в другие районы страны.

Объем угля, который

вывозится с Дальнего

Востока в

 

Восточную Сибирь, в 20—30 раз

меньше ввоза угля из западных районов.

Уголь завозится на Дальний

Востохх только из районов Сибири.

Ввоз угля связан главным обра-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л п ц а 42

лесной промышленности п

1966 г., %

 

 

 

 

 

 

 

 

Лес круглый

 

 

Рудостойка

 

 

Шпалы

 

удельный вес

доля Дальне-

удельный вес

 

доля Дальне-

удельный вес

доля Дальне-

районов

го Востока

районов

 

го Востока

районов

го Востока

ввоз

вывоз

во

в

ввоз

вывоз

 

во

в

ввоз

вывоз

во

В

ввозе

вывозе

 

ввозе вывозе

ввозе вывозе

5,3

1,1

 

 

 

 

 

 

 

_

_

 

 

 

 

 

 

12,0

0,6

 

4,0

1,8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4,8

0,4

 

 

и,о

0,6

 

 

 

 

 

 

_

4,5

2,1

 

___

4,3

 

 

 

 

 

 

___

• ) О

0,3

___

____

___

 

____

____

____

17,5

16,7

100,0

54,0

99,2

2,6

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

46,4

97,6

1,6

100,0

87,4

9,2

9,4

100,0

100,0

 

100,0

68,4

8,0

б д

_

6,7

0,5

 

 

 

 

 

 

Z

____

0,8

____

____

____

___

 

___

____

0,8

0,1

____

____

____

 

___

____

____

■—

4,3

0,3

 

31,6

12,8

z

100,0

100,0

5,2*

5,2**

100,0

100,0

 

2,5*

2,4**

100,0

100,0

5,6*

3,8**

'0>