Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 39
Межрайонные связи Восточной Сибири по продукции машиностроения
Экономический район |
Ввоз |
Вывоз |
Экономический район |
Ввоз |
Вывоз |
|
Северо-Западный |
0,9 |
1,5 |
Всего по РСФСР . . . |
78,8 |
70,4 |
|
Центральный . . . . |
19,0 |
3,5 |
Украинская ССР . . . |
8,4 |
0,1 |
|
Волго-Вятский . . . |
7,0 |
1,5 |
Прибалтийский . . . |
1,5 |
0,9 |
|
Центральио-Черпозем- |
3,7 |
1,1 |
Закавказский . . . . |
3,0 |
2,2 |
|
п ы й .......................... |
Среднеазиатский . |
0,4 |
4,8 |
|||
П олож ений................... |
5,4 |
6,1 |
Казахская ССР . . . |
3,1 |
7,4 |
|
Северо-Кавказский . . |
6,3 |
1,7 |
Велорус-ская |
ССР |
4,2 |
1,7 |
Уральский .................... |
17,1 |
22,3 |
Молдавская |
ССР . . . |
0,0 |
0,5 |
Западно-Сибирский . . |
8,8 |
16,9 |
Всего по СССР . . . . |
100,0 |
100,0 |
|
Дальневосточный |
4,0 |
21,9 |
|
|
|
|
рудоваиня п значительной потребностью Восточной Сибири в этих машинах; во-вторых, большим завозом из Казахстана различных сельскохозяйственных машин (кроме комбайнов), как производимых там (г. Целиноград п др.), так и направляемых в порядке перераспре деления для' уборки урожая в Восточной Сибири.
Межрайонные связи по отдельным видам прдукцпп машинострое ния характеризуются следующими особенностями. Продукция энерге тического машиностроения (турбины, котлы, дизели и др.) завозится
из Центра, Западной Сибири, Волго-Вятского |
района, Украины, |
|
Поволжья; продукция электротехнической промышленности |
(генера |
|
торы, трансформаторы, электродвигатели) — из |
Западной |
Сибири |
II Северо-Западного района. Специфичны связи |
Восточной |
Сибири |
по кабельным изделиям: почти половина этой продукции поступает из Дальневосточного района, а остальное в основном из Центра п Ура ла. Телевизоры, радиолы п радиоприемники завозятся из Западной Сибири (1/3 всего ввоза), Центрально-Черноземного, Северо-Западно го, Уральского н Центрального раоиов. Телевизоры и радиоприемни ки завозятся в значительном количестве при избыточном их производ стве в районе исследования. Четвертая часть всего завоза станков поступает пз Центрального района, а остальные пз Северо-Западного района, Белоруссии. Инструмент завозится из Забайкалья, Западной Сибири, Северо-Запада, Центра.
Крупнейшую статью ввоза составляют приборы. Свыше 80% поставщиков этой продукции находится в Центральном районе. На них приходится 30% стоимости грузов машиностроения, отправ ляемых из Центра в Восточную Сибирь. Остальные приборы посту пают практически из всех экономических районов (самый значитель ный отправитель — Прибалтийский район). Особенность продукции приборостроения в том, что во встречном направлении ее перевозится сравнительно небольшое количество (вывоз в 10 раз меньше ввоза). Причем связи Восточной Сибири по вывозу приборов, так же как
96
я по ввозу, концентрированы только с одним ранопом: 80% их вывоза направляется в Западную Сибирь. Известно, что в Восточной Сибирп нет приборостроительных заводов. В Западную Сибирь вывозятся приборы для горной и металлургической промышленности, приборы из лабораторно-химического стекла и некоторые другпе, являющиеся побочной продукцией для заводов горношахтного и металлургическо го оборудования п стекольных, расположенных в Восточной Сибири.
Хотя в Восточпой Сибири имеется крупный завод по производ ству горношахтного оборудования, ввоз этой продукции в 2 раза больше, чем вывоз. С Украины и Урала ввозятся угольные комбайны, из Западной Сибири, с Украины, Урала и из Казахстана — обогати тельное оборудование; ввозятся врубовые машины, буровое оборудо вание для горной промышленности и др. К самым крупным районам, поставляющим в Восточную Сибирь горношахтное оборудование, относятся Западная Сибирь, Урал, Центр, Украина и Казахстан. Особенность вывоза горношахтного оборудования заключается в том, что при высоком развитии шахтной добычи сырья в соседних районах (Западная Сибирь, Дальний Восток) они получают из Восточной Си бири сравнительно мало такого оборудования. Крупнейшими полу чателями горношахтиого оборудования, производимого в Восточной Сибири, являются такие сравнительно удаленные районы, как Сред няя Азия (14%), Казахстан, Украина и Северо-Западный район. Дальние перевозки нетранспортабельной продукции свидетельствуют о недостаточно продуманной специализации машиностроительных предприятий Восточной Сибири.
Оборудоваппе и аппаратура для химической промышленности завозятся из Украинской ССР, с Урала, из Центрально-Черноземно го, Северо-Западного, Поволжского, Центрального и Волго-Вятского районов; для целлюлозно-бумажной — из Украинской ССР, с Се веро-Запада, из Центра, с Урала, из Калининградской области; для легкой — из Центрального и Западно-Сибирского районов; для пище вой — с Украины и пз Центра; экскаваторы и некоторые другие строи тельно-дорожные машины — с заводов Урала, бульдозеры и скрепе ры с Украинской ССР и Северо-Западного района. Перечислен ное оборудование в формировании вывоза Восточной Сибири участ вует незначительно. Однако из Восточной Сибири вывозятся неко торые машины для строительства, лесной промышленности. Свя зано это с тем, что здесь есть предприятия, выпускающие подобную продукцию в небольшом количеств (например, Канский литейномеханпческпй завод, заводы в Красноярске и Черногорске и др.).
Автомобили и запасные части к ним составляют самую крупную статью ввоза продукции машиностроения. На них приходится 27 % общей стоимости ввоза этой отрасли. Крупнейшими поставщиками автомобилей являются Центральный, а также Уральский, ВолгоВятский районы, Белорусская ССР. Автомобили (около 12% сто имости вывоза продукции машиностроения) направляются в Якутию
7 Заказ JV5 104 |
97 |
и районы Дальнего Востока, также на ремонтные заводы в другие экономические районы страны. Из общего числа автомобилей, отправ
ляемых из Восточной Сибпрп на запад, более |
1/4 идет в Западную |
Сибирь, песколько меньше в Казахскую ССР, |
а также на Украину, |
в Белоруссию, на Урал, в Поволжье и Центр. |
Вторую по стоимости группу ввозимых товаров машиностроения составляют тракторы н другие сельскохозяйственные машины: их доля в общей стоимости ввоза продукции машиностроения достигает 11%. Крупнейшим поставщиком тракторов н сельхозмашин явля ется Урал, на долю которого приходится 1/3 их ввоза в Восточную Спбпрь. Кроме того, итого сельхозмашин идет из Казахстана, а так же из Дальневосточного, Центрального, Северо-Кавказского, ВолгоВятского районов п Украинской ССР. Наряду с большим ввозом зна чительное количество сельскохозяйственных машин вывозится из Восточной Сибири. Их доля в вывозе достигает 14%, т. е. она пес колько больше доли во ввозе. Несмотря на значительную роль Во сточной Сибири в обеспечении страны сельскохозяйсвепными маши нами, вывоз этой продукции остается несколько мепыпе ввоза, так как в данной группе товаров основной удальпый вес во ввозе зани мают тракторы, которые идут в лесную промышленность и другие отрасли народного хозяйства. Вывозятся из Восточной Сибири глав ным образом комбайны. Почти весь вывоз комбайнов направляется в три экономических района: Западно-Сибирский, Уральский н Казах станский. Менее заметна роль трех остальных раинов: Среднеазиатско го, Дальневосточного и Поволжского. Совершенно нецелесообразно отправлять комбайны в Поволжье при наличии там Сызранского комбайнового завода, так как расходы на провозную плату по достав ке одпого комбайна в этот район достигают 100 руб.
К числу продукции отраслей машиностроения, вывоз которой пре вышает ввоз, относится продукция радиоэлектроники, технологи ческое оборудование для металлургической промышленности, пасос- но-компрессорное и холодильное оборудование. Крупнейшую статью вывоза составляет продукция радиоэлектронной промышленности. На ее долю приходится 34% вывоза отрасли машиностроения. Вы воз этой группы товаров составляют в основном телевизоры и радио приемники. Радиоприемники вывозятся па Дальний Восток, на Урал и в Западную Сибирь. Доля остальных районов сравнтельно неболь шая. Причем на Урал отправляется радиоприемников в 3 раза боль ше, чем в Западную Сибирь. Связи Восточной Сибири по телевизо рам более рациональны. Они перевозятся в те же самые районы, но в Западную Сибирь их идет почти в 1,5 раза больше, чем на Урал.
Вывоз насосно-компрессорного и холодильного оборудования примерно в 5 раз превышает ввоз. Стоимость вывоза этих товаров мень ше, чем стоимость вывоза продукции радиоэлектронной промышлен ности, автомобилей, сельскохозяйственных машин, и их доля в вывозе всех отраслей машиностроения не достигает 10%. В указанной
98
группе товаров более половины стоимости вывоза приходится на холодильники. Их вывоз направлен почти во все районы страны равномерно.
Технологическое оборудование для металлургической промыш ленности вывозится в основном па Урал н на Украину, а также в Западпо-Сибирский эконошгаеский район. В составе вывоза этой про дукции сравнительно высока доля экспорта (более 10%).
П р о д у к ц и я х и м и ч е с к о й п р о м ы ш л е н н о с т и .
Из 10 агрегированных отраслей промышленности, показанных в табл. 29, только две отрасли имеют активное сальдо. К ним отпосптся на ряду с лесной и деревообрабатывающей промышленностью химиче ская промышленность. Восточная Сибнрь производит сверх соб ственной потребности азотные удобрения, пластические массы, гидро лизный спирт, шины п другие товары. Для продукцпп химической промышленности характерна сравнительно высокая доля европей ской части страны в потреблении товаров, производимых в Восточ ной Сибири: она получает более половины их вывоза.
Свыше 60% вывоза химической промышленности составляют грузы, объединяемые в rpynnj? основной химии. Сюда входят мине ральные зщобреиня, различные кислоты, сода, окиси, щеакши и т. д. Наиболее значительны перевозки аммиачной селитры, поставляе мой из Восточной Спбирп в другие районы страны. Восточная Си бирь сравнительно много поставляет азотных удобрений: на ее долю приходится около 5 % перевозок этпх грузов в стране. Около поло вины вывоза аммиачной • селнтры приходится на Дальний Восток: Восточная Сибирь покрывает практически всю его потребность. Почти четверть вывоза направляется в Среднюю Азию и Казахстан. Остальная вывозимая аммиачная селитра следует в Западную Си бирь и Урал, в районы с избыточным производством азотных удоб рений. В отдельные годы азотные удобрения вывозятся и в такие удаленные районы, как Поволжье, Волго-Вятскпй п др. В результате возникают встречные перевозки этого тппа удобрений, так как
вВосточную Сибирь п Дальний Восток большое пх количество заво зится пз Западной Сибири п с Урала: в отдельные годы встречный поток достигает половины прямого. Калийные удобрения завозятся
вВосточную Сибирь с Урала, фосфорные в основном с Урала, и из центральных районов страны.
Кроме удобрений в составе продуктов основной химип заметная роль в межрайонных связях Восточной Сибири принадлежит сер ной кислоте и соде. Перевозки серной кислоты за последние годы (с 1965 по 1970 г.) выросли примерно в 3 раза, причем раньше был ее избыток, а теперь значительный недостаток. Связано это с тем, что химическая промышленность в Восточной Сибири быстро развивает ся и резко растет потребление серной кислоты.
Вторую группу химических товаров по величине стоимости вы
воза составляют продукты разпно-асбестовой промышленности.
7* |
99 |