Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 39

Межрайонные связи Восточной Сибири по продукции машиностроения

Экономический район

Ввоз

Вывоз

Экономический район

Ввоз

Вывоз

Северо-Западный

0,9

1,5

Всего по РСФСР . . .

78,8

70,4

Центральный . . . .

19,0

3,5

Украинская ССР . . .

8,4

0,1

Волго-Вятский . . .

7,0

1,5

Прибалтийский . . .

1,5

0,9

Центральио-Черпозем-

3,7

1,1

Закавказский . . . .

3,0

2,2

п ы й ..........................

Среднеазиатский .

0,4

4,8

П олож ений...................

5,4

6,1

Казахская ССР . . .

3,1

7,4

Северо-Кавказский . .

6,3

1,7

Велорус-ская

ССР

4,2

1,7

Уральский ....................

17,1

22,3

Молдавская

ССР . . .

0,0

0,5

Западно-Сибирский . .

8,8

16,9

Всего по СССР . . . .

100,0

100,0

Дальневосточный

4,0

21,9

 

 

 

 

рудоваиня п значительной потребностью Восточной Сибири в этих машинах; во-вторых, большим завозом из Казахстана различных сельскохозяйственных машин (кроме комбайнов), как производимых там (г. Целиноград п др.), так и направляемых в порядке перераспре­ деления для' уборки урожая в Восточной Сибири.

Межрайонные связи по отдельным видам прдукцпп машинострое­ ния характеризуются следующими особенностями. Продукция энерге­ тического машиностроения (турбины, котлы, дизели и др.) завозится

из Центра, Западной Сибири, Волго-Вятского

района, Украины,

Поволжья; продукция электротехнической промышленности

(генера­

торы, трансформаторы, электродвигатели) — из

Западной

Сибири

II Северо-Западного района. Специфичны связи

Восточной

Сибири

по кабельным изделиям: почти половина этой продукции поступает из Дальневосточного района, а остальное в основном из Центра п Ура­ ла. Телевизоры, радиолы п радиоприемники завозятся из Западной Сибири (1/3 всего ввоза), Центрально-Черноземного, Северо-Западно­ го, Уральского н Центрального раоиов. Телевизоры и радиоприемни­ ки завозятся в значительном количестве при избыточном их производ­ стве в районе исследования. Четвертая часть всего завоза станков поступает пз Центрального района, а остальные пз Северо-Западного района, Белоруссии. Инструмент завозится из Забайкалья, Западной Сибири, Северо-Запада, Центра.

Крупнейшую статью ввоза составляют приборы. Свыше 80% поставщиков этой продукции находится в Центральном районе. На них приходится 30% стоимости грузов машиностроения, отправ­ ляемых из Центра в Восточную Сибирь. Остальные приборы посту­ пают практически из всех экономических районов (самый значитель­ ный отправитель — Прибалтийский район). Особенность продукции приборостроения в том, что во встречном направлении ее перевозится сравнительно небольшое количество (вывоз в 10 раз меньше ввоза). Причем связи Восточной Сибири по вывозу приборов, так же как

96


я по ввозу, концентрированы только с одним ранопом: 80% их вывоза направляется в Западную Сибирь. Известно, что в Восточной Сибирп нет приборостроительных заводов. В Западную Сибирь вывозятся приборы для горной и металлургической промышленности, приборы из лабораторно-химического стекла и некоторые другпе, являющиеся побочной продукцией для заводов горношахтного и металлургическо­ го оборудования п стекольных, расположенных в Восточной Сибири.

Хотя в Восточпой Сибири имеется крупный завод по производ­ ству горношахтного оборудования, ввоз этой продукции в 2 раза больше, чем вывоз. С Украины и Урала ввозятся угольные комбайны, из Западной Сибири, с Украины, Урала и из Казахстана — обогати­ тельное оборудование; ввозятся врубовые машины, буровое оборудо­ вание для горной промышленности и др. К самым крупным районам, поставляющим в Восточную Сибирь горношахтное оборудование, относятся Западная Сибирь, Урал, Центр, Украина и Казахстан. Особенность вывоза горношахтного оборудования заключается в том, что при высоком развитии шахтной добычи сырья в соседних районах (Западная Сибирь, Дальний Восток) они получают из Восточной Си­ бири сравнительно мало такого оборудования. Крупнейшими полу­ чателями горношахтиого оборудования, производимого в Восточной Сибири, являются такие сравнительно удаленные районы, как Сред­ няя Азия (14%), Казахстан, Украина и Северо-Западный район. Дальние перевозки нетранспортабельной продукции свидетельствуют о недостаточно продуманной специализации машиностроительных предприятий Восточной Сибири.

Оборудоваппе и аппаратура для химической промышленности завозятся из Украинской ССР, с Урала, из Центрально-Черноземно­ го, Северо-Западного, Поволжского, Центрального и Волго-Вятского районов; для целлюлозно-бумажной — из Украинской ССР, с Се­ веро-Запада, из Центра, с Урала, из Калининградской области; для легкой — из Центрального и Западно-Сибирского районов; для пище­ вой — с Украины и пз Центра; экскаваторы и некоторые другие строи­ тельно-дорожные машины — с заводов Урала, бульдозеры и скрепе­ ры с Украинской ССР и Северо-Западного района. Перечислен­ ное оборудование в формировании вывоза Восточной Сибири участ­ вует незначительно. Однако из Восточной Сибири вывозятся неко­ торые машины для строительства, лесной промышленности. Свя­ зано это с тем, что здесь есть предприятия, выпускающие подобную продукцию в небольшом количеств (например, Канский литейномеханпческпй завод, заводы в Красноярске и Черногорске и др.).

Автомобили и запасные части к ним составляют самую крупную статью ввоза продукции машиностроения. На них приходится 27 % общей стоимости ввоза этой отрасли. Крупнейшими поставщиками автомобилей являются Центральный, а также Уральский, ВолгоВятский районы, Белорусская ССР. Автомобили (около 12% сто­ имости вывоза продукции машиностроения) направляются в Якутию

7 Заказ JV5 104

97


и районы Дальнего Востока, также на ремонтные заводы в другие экономические районы страны. Из общего числа автомобилей, отправ­

ляемых из Восточной Сибпрп на запад, более

1/4 идет в Западную

Сибирь, песколько меньше в Казахскую ССР,

а также на Украину,

в Белоруссию, на Урал, в Поволжье и Центр.

Вторую по стоимости группу ввозимых товаров машиностроения составляют тракторы н другие сельскохозяйственные машины: их доля в общей стоимости ввоза продукции машиностроения достигает 11%. Крупнейшим поставщиком тракторов н сельхозмашин явля­ ется Урал, на долю которого приходится 1/3 их ввоза в Восточную Спбпрь. Кроме того, итого сельхозмашин идет из Казахстана, а так­ же из Дальневосточного, Центрального, Северо-Кавказского, ВолгоВятского районов п Украинской ССР. Наряду с большим ввозом зна­ чительное количество сельскохозяйственных машин вывозится из Восточной Сибири. Их доля в вывозе достигает 14%, т. е. она пес­ колько больше доли во ввозе. Несмотря на значительную роль Во­ сточной Сибири в обеспечении страны сельскохозяйсвепными маши­ нами, вывоз этой продукции остается несколько мепыпе ввоза, так как в данной группе товаров основной удальпый вес во ввозе зани­ мают тракторы, которые идут в лесную промышленность и другие отрасли народного хозяйства. Вывозятся из Восточной Сибири глав­ ным образом комбайны. Почти весь вывоз комбайнов направляется в три экономических района: Западно-Сибирский, Уральский н Казах­ станский. Менее заметна роль трех остальных раинов: Среднеазиатско­ го, Дальневосточного и Поволжского. Совершенно нецелесообразно отправлять комбайны в Поволжье при наличии там Сызранского комбайнового завода, так как расходы на провозную плату по достав­ ке одпого комбайна в этот район достигают 100 руб.

К числу продукции отраслей машиностроения, вывоз которой пре­ вышает ввоз, относится продукция радиоэлектроники, технологи­ ческое оборудование для металлургической промышленности, пасос- но-компрессорное и холодильное оборудование. Крупнейшую статью вывоза составляет продукция радиоэлектронной промышленности. На ее долю приходится 34% вывоза отрасли машиностроения. Вы­ воз этой группы товаров составляют в основном телевизоры и радио­ приемники. Радиоприемники вывозятся па Дальний Восток, на Урал и в Западную Сибирь. Доля остальных районов сравнтельно неболь­ шая. Причем на Урал отправляется радиоприемников в 3 раза боль­ ше, чем в Западную Сибирь. Связи Восточной Сибири по телевизо­ рам более рациональны. Они перевозятся в те же самые районы, но в Западную Сибирь их идет почти в 1,5 раза больше, чем на Урал.

Вывоз насосно-компрессорного и холодильного оборудования примерно в 5 раз превышает ввоз. Стоимость вывоза этих товаров мень­ ше, чем стоимость вывоза продукции радиоэлектронной промышлен­ ности, автомобилей, сельскохозяйственных машин, и их доля в вывозе всех отраслей машиностроения не достигает 10%. В указанной

98


группе товаров более половины стоимости вывоза приходится на холодильники. Их вывоз направлен почти во все районы страны равномерно.

Технологическое оборудование для металлургической промыш­ ленности вывозится в основном па Урал н на Украину, а также в Западпо-Сибирский эконошгаеский район. В составе вывоза этой про­ дукции сравнительно высока доля экспорта (более 10%).

П р о д у к ц и я х и м и ч е с к о й п р о м ы ш л е н н о с т и .

Из 10 агрегированных отраслей промышленности, показанных в табл. 29, только две отрасли имеют активное сальдо. К ним отпосптся на­ ряду с лесной и деревообрабатывающей промышленностью химиче­ ская промышленность. Восточная Сибнрь производит сверх соб­ ственной потребности азотные удобрения, пластические массы, гидро­ лизный спирт, шины п другие товары. Для продукцпп химической промышленности характерна сравнительно высокая доля европей­ ской части страны в потреблении товаров, производимых в Восточ­ ной Сибири: она получает более половины их вывоза.

Свыше 60% вывоза химической промышленности составляют грузы, объединяемые в rpynnj? основной химии. Сюда входят мине­ ральные зщобреиня, различные кислоты, сода, окиси, щеакши и т. д. Наиболее значительны перевозки аммиачной селитры, поставляе­ мой из Восточной Спбирп в другие районы страны. Восточная Си­ бирь сравнительно много поставляет азотных удобрений: на ее долю приходится около 5 % перевозок этпх грузов в стране. Около поло­ вины вывоза аммиачной • селнтры приходится на Дальний Восток: Восточная Сибирь покрывает практически всю его потребность. Почти четверть вывоза направляется в Среднюю Азию и Казахстан. Остальная вывозимая аммиачная селитра следует в Западную Си­ бирь и Урал, в районы с избыточным производством азотных удоб­ рений. В отдельные годы азотные удобрения вывозятся и в такие удаленные районы, как Поволжье, Волго-Вятскпй п др. В результате возникают встречные перевозки этого тппа удобрений, так как

вВосточную Сибирь п Дальний Восток большое пх количество заво­ зится пз Западной Сибири п с Урала: в отдельные годы встречный поток достигает половины прямого. Калийные удобрения завозятся

вВосточную Сибирь с Урала, фосфорные в основном с Урала, и из центральных районов страны.

Кроме удобрений в составе продуктов основной химип заметная роль в межрайонных связях Восточной Сибири принадлежит сер­ ной кислоте и соде. Перевозки серной кислоты за последние годы (с 1965 по 1970 г.) выросли примерно в 3 раза, причем раньше был ее избыток, а теперь значительный недостаток. Связано это с тем, что химическая промышленность в Восточной Сибири быстро развивает­ ся и резко растет потребление серной кислоты.

Вторую группу химических товаров по величине стоимости вы­

воза составляют продукты разпно-асбестовой промышленности.

7*

99