Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

30% прямого направления. Восточная Сибирь выступает сейчас одним из основных поставщиков железпой руды для металлургии Кузбасса: за последние годы вывоз руды вырос в 5,5 раза. Весь объем вывоза руды направляется в Западную Сибирь. Одновременно ввозится некоторое количество руды (до 1% объема вывоза). Ввози­ мая руда в совершенно незначительном количестве поступает в от­ дельные годы либо из Северо-Западного райоиа (морским путем на Норильский комбинат), либо с Урала, из Казахстана, с Дальнего Востока.

Значительно более сложные связи сформировались по обмену черными металлами и метизами (табл. 38). В натуральном выраже­ нии объем ввоза металлов и метизов примерно в 4 раза больше вы­ воза, причем за последнее десятилетне почти не изменился. В составе ввозимых металлов преобладают чугун (15% объема ввоза), трубы (17%), балки и швеллеры, рельсы, сталь в слитках и некоторые дру­ гие виды металлов, а также разнообразные виды метизов. Самыми крупными поставщиками металлов в Восточную Сибирь являются Кузбасс, Урал и Донецко-Приднепровский район. Кузбасс постав­ ляет наименее ценные виды и сорта металлов: чугун передельный, большую часть чугуна лптейного, балки, швеллеры, рельсы ц про­ кат (преимущественно крупносортной стали). Из Уральского района в Восточную Сибирь вывозится тонколистовая сталь, трубы п др. Из Донецко-Придпепровского райоиа поступает проволока, тросы, лепта стальная, трубы большого диаметра и т. д.

Сравнительно большое количество черных металлов поступает с Дальнего Востока, который сам нуждается в этом виде продукции (см. табл. 38). В Восточную Сибирь завозится оттуда кровельная ли­ стовая сталь, гвозди, шурупы, винты, тонколистовая, крупносорто­ вая и средиелистовая сталь.

П р о д у к ц и я п и щ е в о й п р о м ы ш л е н н о с т и .

Грузы пищевой промышленности занимают первое место в стоимости ввоза Восточной Сибири и одно из первых мест в стоимости вывоза. Существенная их доля и в объеме ввоза — они занимают 3-е место после топливной промышленности н черной металлургии в общем объеме ввезенных грузов. В объеме вывоза доля пищевой промыш­ ленности гораздо меньше, чем в его стоимости. Связано это с тем, что цепа единицы ввозимых грузов пищевой промышленности только

в5 раз больше средней цены всех ввозимых промышленных грузов,

авывозимых больше почти в 16 раз.

Особенность пищевой промышленностп состоит в том, что сред­ няя цена ввозимых товаров почти не отличается от средней цены вывозимых товаров. Разагрегированне этой комплексной отрасли по классификации 100-отраслевой матрицы межотраслевого баланса и по отдельным товарным группам показывает, что не только каждая отрасль пищевой промышленности, но п практически все товарные группы участвуют в формировании ввоза и вывоза. Поэтому средние


 

 

 

 

 

 

 

Т а б л н ц а 38

Межрайонные связи Восточной Сибири по

грузам черной металлургии, %

 

 

Черные металлы И

Железная руда

 

 

 

метизы

 

 

 

удельный

НОЛЯ Вое-

удельный

доля Нос-

Экономический район

точной

точной

вес районов

Сибири

пес районов

Сибири

 

 

ввоз

 

во

В

ввоз

вывоз

ПО

в вы-

 

 

вывоз ввозе

вы-

ввозе

возе

 

 

 

 

 

возе

 

 

 

 

Северо-Западный.........................

•ко

5,9

0,10

0,8

12,5

0,1

Ц ентральны й................................

1,0

2,1

0,10

0,8

_

Волго-Вятский..............................

0,5

1,7

0,20

0,8

_

Центрально-Черноземный . . .

0,7

0,2

0,05

0,7

_

П оволж ский..................................

0.5

1,4

0,10

0,1

_

_

_

_

Северо-Кавказский......................

0,5

0,2

0,03

0,8

_

_

_

Уральский

.....................................

34,3

7,9

0,70

3,8

25,0

0

1,4

Заладпо-Сибнрскнй.....................

37,2

34,9

4,20

15,0

_

99,9

52,6

 

Дальневосточный.........................

88,1

39,2

94,10

36.4

50.0

0,1

25,0 89,0

Всего по Р С Ф С Р .........................

93,5

0,30

•1,5

87,5 100,0

Украинская

ССР .........................

9,0

0,4

0,04

0,9

12,5

_

_

0,1

Прибалтийский ....................

0,1

_

_

0,4

_

_

_

_

Закавказский!..................................

1.4

_

0,01

2,4

_

_

Среднеазиатский ..........................

0,2

1,7

0,30

4,1

_

_

_

_

Казахская С С Р ....................

1,0

А ')

0.80

1.1

_ .

_

0,1

Белорусская

С С Р .........................

0,1

0,2

0,01

0,5

_

__

_

_

Молдавская

С С Р ..........................

0,1

100,0

2,50

0.8

_

_

_

Всего по С С С Р .........................

100,0

1,1

100.0 100,0

0,04

1,8

цены по ввозу и вывозу отклоняются меньше, чем в других отраслях народного хозяйства.

Такое соотношение ввоза и вывоза характерно для товаров народного потребления, так как через порт Осетрово, расположенный в Восточной Сибири, поставляются практически все грузы для Яку­ тии. Выделить в их числе транзитные грузы при существующей си­ стеме учета невозможно.

Сахар ввозится в Восточную Сибирь в основном из Центрально­ черноземного района п с Украины (а не из Западной Сибири, как утверждают некоторые авторы*), а также в небольшом объеме из По­ волжья и из Центра. Около 5—6% всего завозимого в Восточную Сибирь сахара отправляется в Якутию.

К числу товаров, занимающих сравнительно большой удельный вес в стоим ости ввоза, относится продукция маслобойно-жировой промышленности, главным образом растительное масло. Основным его поставщиком является Северо-Кавказский экономический район

* Восточная Сибирь. М., 1963, 286 с.

92


(30% ввоза), а также Западпая Сибирь, Волго-Вятский район, Сред­ няя Азия, Поволжье и Дальний Восток. Вывоз сахара и раститель­ ного масла составляет 1—1,5%.

Наиболее массовые грузы пищевой промышленности — мука и крупа, хотя общая стоимость ввоза продукция мукомольно-крупяной промышленности уступает стоимости перечисленных выше товаров.

По муке и крупе Восточная Сибирь имеет устойчивое отрица­ тельное транспортное сальдо: ввоз превышает вывоз примерно в 2 раза. В Восточную Сибирь ввозятся главным образом улучшенные сорта муки и крупы. Почти половина всех ввозимых продуктов пере­ мола поступает пз Уральского экономического района, треть из Западной Сибири п около 20% с Поволжья. 3—4% ввоза ежегодно поступает с Дальнего Востока (г. Благовещенск). Этот встречный грузопоток на Запад пз дефицитного по хлебу района страны связан главным образом с недостатком в Восточной Сибири отдельных сортов муки и со снабжением Читинской области.

Почти 90% всего вывоза муки из Восточной Сибири приходится на Дальний Восток. Больше половины этого вывоза идет через порт Осетрово в Якутию. Некоторое количество муки вывозится па за­ пад — в Западную Сибирь и на Урал. Последние перевозки нераци­ ональны и обусловливаются недостатками в планпрованпи ресурсов

муки.

Дефицит Восточной Сибири по муке наблюдается при сравни­ тельно полной обеспеченности зерном. В отдельные годы она пол­ ностью покрывает свои потребности в хлебе. Только в неурожайные годы в Восточной Сибири ввоз зерна превышает вывоз.

Следующая группа товаров, занимающая больший удельный вес во ввозе Восточной Сибири,—продукция плодоовощной промыш­ ленности (в основном консервы). Главный поставщик ее — СевероКавказский район, на долю которого приходится около 30 % ввоза Восточной Сибири. Крупными поставщиками являются также Сред­ няя Азия, Закавказье, Молдавия. Вывоз плодо-овощной продукции примерно в 4—5 раз меньше ввоза. Сюда входит часть продукции, следующей транзитом через Восточную Сибирь в Якутию, а также вы­ воз продукции собственного производства (консервированные грибы ягоды, соки и т. д.) в Центр. Довольно заметное место в стоимости ввоза пищевых товаров занимают рыба и рыбопродукты. Около 70% ее завозится с Дальнего Востока, а остальное количество из Прибал­ тики, Северо-Западного района, 80% вывоза рыбопродукции идет в Якутию. Здесь значительную часть состовляет транзит через порт Осетрово. Остальная продукция производится в Восточной Сибири на рыбозаводах Енисея и Байкала. Она состоит в осповпом пз высоко­ ценных видов рыб этих бассейнов и идет во все экономические рай­ оны страны.

В отличие от других товаров пищевой промышленности кондитер­ ские изделия только ввозятся, а в вывозе практически не участвуют

93


(исключая транзит в Якутию); 1/4 всех кондитерских изделии направ­ ляется с Дальнего Востока, примерно столько же из Западной Си­ бири и с Урала, а остальные пз Центрально-Черноземного, ВолгоВятского и других экономических районов европейской части страны.

В довольно большом количестве Восточная Сибирь завозит табак, махорку и табачные изделия. Махорка поступает из Цептралыю-Чер- иоземного и Уральского районов, табачные изделия пз Северо-За­ падного и Центрального районов, сортовым табак с Северного Кав­ каза и пз Закавказья. Вывоз табачных изделий очень незначителен (в 15 раз меньше ввоза)— в основном махорочные сигареты, которые направляются вплоть до районов Цептра.

Группу дефицитных товаров для Восточной Сибири составляют молочные продукты. Их ввоз незначительно превышает вывоз, так как отдельные виды молочных продуктов (папрнмер, молочные консервы) производятся в Восточной Сибири в количестве большем, чем внутри­ районная потребность, и по ним вывоз превышает ввоз. Весь их вывоз направляется на Дальний Восток (и Якутию). Ввозятся молочные консервы главным образом пз Западной Сибири и с Поволжья. Но по таким продуктам, как сыр, ввоз в 30 раз превышает вывоз, что свиде­ тельствует о совершенно недостаточном производстве этого продукта

вВосточной Спбирп.

Вчисле отраслей пищевой промышленности, выделяемых по 100-отраслевой классификации межотраслевого баланса, только мяс­ ная группа, куда входят прочие отрасли пищевой промышленности,

имеют положительное траиспортпое сальдо. Мясопродукты вывозят­ ся на Дальний Восток (40—45% стоимости вывоза), Урал (20%),

вЗападную Сибирь,Казахстан. Предприятия мясной промышленности используют для переработки скот, выращенный не только в районе, по п поступающий пз Уральского района. Завозятся мясопродукты пз Западной Снбпрп, Казахстана, с Украины.

Наиболее дефицитным животноводческим продуктом в Восточной Сибири являются яйца. Оип завозятся пз Западной Спбирп и в очень небольшом количестве вывозятся па Дальний Восток.

Вчисле прочих отраслей пищевой промышленности наиболее характерен межрайонный обмен по чаю п соли. Чай поступает из Грузии на Иркутскую чаеразвесочную фабрику и йотом вывозится

вЗападную Сибирь и на Дальний Восток. Половина недостатка соли покрывается завозом пз Казахстана, а остальная — с Урала и пз Западной Сибири.

П р о д у к ц и я л е г к о й п р о м ы ш л е н н о с т и . Грузы легкой промышленности имеют высокий удельный вес в стоимости ввоза и вывоза (на них приходится почти 1/3), а по весу их доля в об­ мене . Восточной Сибири с другими районами незначительна (около 0,5%). В связи с .этим номенклатура этой группы грузов почти не учи­ тывается транспортной статистикой, хотя их роль в формировании фонда личного потребления очень велика.

94


Ввоз грузов легкой промышленности превышает стоимость вы­ воза по этой отрасли. В составе товаров легкой промышленности только по шелковым п искусственным тканям вывоз больше ввоза. Свыше половины тканей в Восточную Сибирь поступает из Централь­ ного района, 16% с Поволжья, 8% из Западной Спбирп, а также из Северо-Западного, Северо-Кавказского и Уральского районов. Вы­ возятся ткани в Западную Сибирь и Центр (около 20% вывоза в каж­ дый район), Поволжье, на Урал, Дальний Восток, Украину и другие районы.

Основные поставщики обуви расположены в Уральском, СевероЗападном, Поволжском и Западно-Сибирских районах. На их долю приходится почти 70% всего ввоза. Около 6—7% ввоза обуви посту­ пает из Северо-Кавказского и Дальневосточного районов. Кожаная обувь поступает из всех перечисленных районов, резиновая из СевероЗападного и Западно-Сибирского районов, валенки пз Волго-Вят­ ского, Западно-Сибирского и Уральского районов. Хотя Восточная Сибирь имеет отрицательное транспортное сальдо по обуви, пекоторое количество ее вывозится в другие районы. Наиболее значителен вывоз кожаной обуви, которая идет на Дальний Восток, в Среднюю Азию, Казахстан н Западную Сибирь, вывозится также относительно небольшое количество валенок, главным образом на Дальний Во­ сток. В общем вывозе обувп доля Дальнего Востока превышает 40%, Западной Сибири около 25% п Средней Азин более 20%.

П р о д у

к ц и я

м а ш и н о с т р

о е н и я . В стоимости вво­

за Восточной

Сибири

машиностроение

занимает 3-е место, вывоза —

4-е. В весовом выражении ее доля незначительна. Номенклатура грузов этой отрасли самая многочисленная. Достаточно сказать, что в ней объединяется 1/3 всех отраслей промышленности, выделяемых но классификации 100-отраслевого МОБ. Во ввозе трудно выделить ведущие отрасли: практически продукция всех отраслей машиностро­ ения ввозится в Восточную Сибирь. Наиболее значительную стои­ мость имеют ввозимые автомобили и запасные части к ним, тракторы и другие сельскохозяйственные машины, приборы, горношахтное, горнорудпое и обогатительное оборудование, аппаратура для хими­ ческой промышленности, технологическое оборудование для легкой п пищевой промышленности и т. д.

Доля во ввозе продукции машиностроения из наиболее развитых в промышленном отношении районов гораздо выше, чем их доля в общей величине ввоза (см. табл. 33 и 39). К таким районам относятся Северо-Западный, Центральный, Уральский, Украинская ССР, При­ балтика, Закавказье, Казахская и Белорусская ССР. В числе этих районов находится Казахская ССР, машиностроение в которой в целом развито хуже, чем в других перечисленных районах. Срав­ нительно высокая доля машиностроенпя в вывозе Казахстана в Во­ сточную Сибирь обусловлена в основном двумя обстоятельствами: во-первых, развитием в Казахстане производства горношахтного обо-

95