Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
подвижной состав приводят к тому, что доля амортизации в стои мости продукции здесь остается примерно на уровне этого показа теля на других магистральных видах транспорта.
Сумма амортизационных отчислений на речном транспорте оп ределяется более высокой по сравнению с другими видами тран спорта стоимостью подвижного состава, а на воздушном, кроме этого, также повышенными нормами амортизации.
Из четырех видов транспорта общего пользования самый низ кий уровень затрат на амортизацию наблюдается на автомобильном транспорте, который получает крупносерийный подвижной состан по низким ценам.
В составе перенесенной стонмостп иа транспорте высока также доля топлива. Особенно значителен расход топлива на воздушном транспорте, который имеет самые высокие затраты мощности на еди ницу грузооборота и потребляет сравнительно дорогое топливо. Автомобильный транспорт также имеет высокие нормы расхода топлива и потребляет наиболее ценные его виды. На речном тран спорте удельный вес топлива в затратах несколько меньше. Доля затрат топлпва на железнодорожном транспорте самая малая вслед ствие значительного развития его электрификации. Высокая эффек тивность электрификации железнодорожного транспорта Восточной Сибири подтверждается тем, что расходы на топливо и электроэнер гию здесь относительно меньше затрат по топливу на других видах транспорта.
Структура валовой продукции транспорта Центральной Сибири (табл. 112) практически мало отличается от соответствующего пока зателя по Восточной Сибири в целом (см. табл. 111), так как доля Центральной Сибири в общей валовой продукции транспорта Восточ ной Сибири достигает 75%. Транспорт Забайкалья (табл. 113) имеет более заметные отлитая от транспорта Восточной Сибири в целом.
Структура валовой продукции железнодорожного транспорта резко отличается в этих двух регионах. Во-первых, в Забайкалье меньше доля вновь созданной стоимости и особенно чистого дохода. Доля прошлого и живого труда иа железнодорожном транспорте Забайкалья гораздо выше, чем в Центральной Сибири. Во-вторых, резко отличается структура перенесенной стоимости из-за того, что железные дороги Центральной Сибири электрифицированы, а в Забайкалье используются тепловозы.
Значительное различие по указанным регионам наблюдается в структуре валовой продукции автомобильного транспорта. Доля чистого дохода здесь одинакова, но зато резко отличаются по эле ментам затрат издержки на производство продукции. В Центральной Сибири выше расход заработной платы, но ниже расход топлива и материалов.
Отраслевая структура экономических элементов валовой про дукции транспорта и связи Восточной Сибири и ее регионов (табл. 114)
223
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
112 |
||
|
Стоимостная структура каловой продукции транспорта н связи Центральной Сибири, % |
|
|
||||||||||||||
Элемент валовой продукции |
|
Железно |
Автомо |
Речной |
Воздуш |
Лесо |
Мор |
Трубо |
Связь |
Всего |
|||||||
|
дорожный бильный |
ный |
сплав |
окой |
прово Итого |
|
со |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дный |
|
|
связью |
|
П еренесенная |
стоимость . . |
. |
35,3 |
45,9 |
40,2 |
55,9 |
41,2 |
58,3 |
0,3 |
38,6 |
54,8 |
38,8 |
|||||
материалы . . ........................... |
2,5 |
12,0 |
4,1 |
6,6 |
10,3 |
4,8 |
0,0 |
5,8 |
16,2 |
|
5,9 |
||||||
топливо |
.............................................. |
|
|
|
|
|
1,0 |
13,2 |
13,7 |
18,4 |
5,9 |
10,0 |
0,0 |
0,1 |
1,2 |
|
6,0 |
электроэнергия |
............................... |
|
|
|
8,5 |
0,8 |
0,6 |
1,0 |
1,3 |
2,1 |
0,1 |
5,1 |
13,6 |
|
5,2 |
||
а м о р т и за ц и я ....................................... |
|
|
затраты |
19,5 |
13,3 |
15,0 |
22,0 |
10,2 |
10,8 |
0,2 |
16,9 |
16,6 |
16,9 |
||||
прочие |
материальны е |
3,2 |
0,6 |
6,2 |
7,9 |
7,5 |
30,6 |
— |
4,7 |
7,2 |
|
4,8 |
|||||
Вновь созданная |
стоимость . . . |
64,7 |
54,1 |
59,8 |
44,1 |
58,8 |
41,7 |
99,7 |
61,4 |
45,2 |
61,2 |
||||||
заработная |
плата ........................... |
|
|
|
20,1 |
37,6 |
25,7 |
29,5 |
46,7 |
32,6 |
0,6 |
26,4 |
36,6 |
26,4 |
|||
отчисление |
на |
соцстрахование |
1,5 |
2,2 |
1,3 |
1,7 |
3,6 |
1,6 |
0,1 |
1,8 |
4,2 |
|
1,8 |
||||
прибыль ............................................. |
|
|
|
|
|
42,8 |
11,3 |
29,9 |
11,4 |
0,0 |
3,4 |
99,0 |
31,4 |
1,7 |
31,1 |
||
прочие элементы чистой про |
0,3 |
3,0 |
2,9 |
1,5 |
8,5 |
4,1 |
— |
1,8 |
2,7 |
|
1,9 |
||||||
дукции |
........................................... |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л п ц а |
ИЗ |
||
|
|
|
Стоимостная структура каловой продукции транспорта и связи Забайкалья, |
% |
|
|
|
||||||||||
|
|
Элемент |
валовой |
продукции |
|
Железно |
Автомо |
Речной |
Возду |
Лесо |
Итого |
Связь |
Всего |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дорожный |
бильный |
|
шный |
сплав |
|
|
со свя- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 зыо |
|
Перенесенная |
стоим ость.................................................. |
|
|
|
40,4 |
57,7 |
52,9 |
46,2 |
43,7 |
44,4 |
46,8 |
44,4 |
|||||
материалы . ................................................................... |
5,0 |
22,4 |
8,9 |
9,7 |
25,4 |
9,5 |
14,9 |
9,5 |
|||||||||
топливо |
............................................................................. |
|
|
|
|
|
|
|
13,0 |
20,3 |
21,6 |
22,0 |
4,1 |
14,5 |
0,9 |
14,4 |
|
электроэнергия |
............................................................... |
|
|
|
|
|
1,3 |
1,6 |
0,8 |
1,2 |
1,1 |
1,4 |
7,3 |
1,4 |
|||
амортизация .................................................................... |
|
|
затраты |
|
|
21,1 |
13,4 |
21,6 |
13,3 |
13,1 |
19,0 |
17,7 |
19,0 |
||||
прочие |
материальны е |
.................................. |
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
6,0 |
0,1 |
||||||
Вновь созданная |
стоимость............................................ |
|
|
|
59,6 |
42,3 |
47,1 |
53,8 |
56,3 |
55,6 |
53,2 |
55,6 |
|||||
заработная |
плата |
........................................................... |
|
|
|
29,8 |
28,7 |
27,9 |
36,6 |
84,7 |
31,4 |
68,8 |
31,8 |
||||
отчисления |
на |
с о ц с т р а х о в а н и е ............................. |
|
1,4 |
1,3 |
3,2 |
2,6 |
3,5 |
1,5. |
3,5 |
1,5 |
||||||
прибыль |
..................................................................... |
|
|
|
|
|
|
28,4 |
12,3 |
16,0 |
14,6 |
-3 1 ,9 |
22,7 |
19,1 |
22,3 |
отражает значительный |
вес |
железнодорожного |
транспорта в |
фор |
||
мировании всех |
элементов |
валовой |
продукции |
транспорта. |
Осо |
|
бенно высока его |
доля |
в прибавочном |
продукте |
транспорта. |
Если |
в Центральной Сибири заметную роль играют четыре впда транспорта (железнодорожный, автомобильный, речной с лесосплавом и воз душный), то в Забайкалье всю продукцию транспорта создают только железнодорожный и автомобильный транспорт.
Итак, Восточная Сибирь относится к числу экономических рай онов страны, где транспорт играет значительную роль в совокуп ном общественном продукте. Для Восточной Сибири, как и для всех вновь осваиваемых районов, характерна слабая транспортная ос военность на единицу площади и значительная ее протяженность на единицу чиелейности населения.
Большая часть продукции транспорта создается железными дорогами района и поэтому стоимостная структура определяется в основном железнодорожным транспортом. Из числа других видов транспорта наиболее существенна роль автомобильного,
водного транспорта и менее |
заметна — воздушного и трубопро |
водного. |
Ведущее место в стоимости про |
Д а л ь н и й В о с т о к . |
|
дукции транспорта Дальнего |
Востока принадлежит морскому тран |
спорту, который имеется во всех областях Дальнего Востока, кроме Амурской (табл. 115). Размещается он крайне неравномерно: около 60% стоимости продукции морского транспорта создается в При морском крае, 16 — па Сахалине, 11 % — на Камчатке. Доля осталь ных административных единиц незначительна.
Несколько уступает морскому транспорту железнодорожный. Около 90% продукции этого впда транспорта создается в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях, остальное — на Са халине. Доля железных дорог Сахалина в общем грузообороте же лезнодорожного транспорта Дальнего Востока не достигает и 3%, тогда как в валовой продукции его доля даже несколько выше 10%. В связи с тем, что основная транспортная сеть Сахалина состоит из узкоколейных железнодорожных путей, на которых эксплуати руется устаревший подвижной состав, себестоимость перевозок здесь в 5,1 раза выше, чем на остальных железных дорогах района, но тарифы обеспечивают безубыточную работу железнодорожного транспорта острова п в этих условиях, хотя уровень их рентабель ности относительно ниже. В целом доходная ставка на Сахалине в 4,6 раза выше средней доходной ставки на Дальневосточной же лезной дороге.
Речной транспорт на Дальнем Востоке, также как и морской,
размещен крайне неравномерно: почти |
3/4 всей стоимости его про |
|
дукции |
создается в Якутии, 1/5 — в |
Хабаровском крае и осталь |
ное — в |
Амурской области. Грузооборот Ленского пароходства |
|
лишь в |
1,5 раза больше грузооборота Амурского, а стоимость про- |
15 Заказ № 104 |
225 |
Отраслевая ’ структура экономических элементов валовой
|
|
Восточная Сибирь |
|
|||
|
|
С Т О К - |
|
D Т О М |
чисче |
вало |
|
вало |
51 О С Т Ь |
|
|
при- |
|
Транспорт |
потре |
Д Н О П Ь |
необ |
вая |
||
|
вая |
блен |
соз |
0апродук |
||
|
проду |
ных |
данная ходи |
воч- |
ция |
|
|
кция |
средств |
стои |
мыii |
ный |
|
|
|
произ |
мость |
про |
про |
|
|
|
вод |
|
дукт |
дукт |
|
|
|
ства |
|
|
|
|
Железнодорожный.............................. |
59.8 |
54.8 |
СП.2 |
49,5 |
75,1 |
55,8 |
Морской................................................. |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,2 |
Автомобильный................................... |
19.0 |
23.2 |
10,1 |
23,9 |
0,1 |
18,3 |
Воздуш ный-........................................ |
4,2 |
5,7 |
3,2 |
4,0 |
2,0 |
4,9 |
Л есосплав............................................ |
7,8 |
7.6 |
7,2 |
13,4 |
1,8 |
8,8 |
Речной ................................................. |
7,2 |
7,2 |
7,1 |
0,6 |
7,0 |
9,3 |
Трубопроводный ............................... |
1,4 |
0,0 |
2,3 |
0,1 |
4,3 |
1,8 |
В с е г о по транспорту . . . . |
99,0 |
98,7 |
99,2 |
98,3 |
100,0 |
99,1 |
Связь ..................................................... |
1,0 |
1,3 |
0,8 |
1,7 |
0,0 |
0,9 |
дукции речного транспорта Якутии больше суммарной стоимости продукции Хабаровского края п Амурской области почти в 3 раза. Решающее влияние здесь оказывает более высокий уровень доходов в Ленском пароходстве и пиая структура перевозок. Так, доходная ставка по сухогрузам в Ленском пароходстве в 2,1 раза выше, чем в Амурском; по пефтегрузам на 35°0. Причем величина доходных ставок в Ленском и Колымо-Инднгпрском пароходствах не обус ловливается уровнем расходов. Общая рентабельность перевозок в Ленском пароходстве составляет 22%, Колымо-Ипднгирском —28, а в Амурском — только 9%. Кроме того, в Ленском пароходстве доля высокодоходных видов перевозок в общем грузообороте выше, чем в Амурском: удельный вес нефтегрузов здесь равен 30 и 11% соответственно. Доля сухогрузов, имеющих очень низкую доход ную ставку в Амурском пароходстве и высокую в Ленском, состав ляет соответственно 70 и 60%.
Трубопроводный транспорт представлен нефтепроводом Оха— Комсомольск-на-Амуре общим протяжением 620 км и продуктопроводом местного значения порт Нагаево — пос. Палатка д л и н о й 87 км. Валовая продукция этого вида транспорта отнесена полностью на Сахалинскую область, так как нефтепровод принадлежит объе динению «Сахалиннефть».
В общем объеме перевозок магистральным транспортом веду щая роль принадлежит железнодорожному транспорту. Даже при учете экспортно-импортцых перевозок по железным дорогам иссле дуемого района отправляется грузов в 3 раза больше, чем морским
Т а б л и ц а 114
продукции транспорта н связи Восточной Сибири, %
Ц е н т р а л ь н а я С и б и р ь |
|
|
|
|||
|
|
в т о м |
ч и с л е |
|
|
|
СТОИМОСТЬ |
|
|
|
в а л о |
С Т О И М О С Т Ь |
|
п о т р е б |
в н о в ь с о з н е о б |
п р н б а - |
п о т р е б |
|||
в а я |
||||||
л е н н ы х |
д а н н а я |
х о д и |
во ч - |
п р о д у |
л е н н ы х |
|
с р е д с т в |
с р е д с т в |
|||||
СТОИМОСТЬ |
м ы й |
п ы й |
||||
п р о и з в о д |
к ц и я |
п р о и з в о д |
||||
|
п р о |
и р о |
|
|||
с т в а |
|
д у к т |
д у КТ |
|
с т в а |
За б а й к а л ь е
вн о в ь с о з д а н н а я
ст о и м о с т ь
ВТОМ ч и с л е
не о б
х о д и |
п р и б а в о ч |
м ы й |
н ы й п р о |
и р о |
д у к т |
д у КТ |
|
50,5 |
58,8 |
42,2 |
71,5 |
71,5 |
05,2 |
70,9 |
66,9 |
90,2 |
■ |
0,4 |
0,2 |
0,3 |
0,0 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
21,7 |
10,1 |
20,1 |
8,7 |
20.8 |
27,0 |
15,8 |
18,7 |
11,9 |
|
7,0 |
3,5 |
5,4 |
2,0 |
2,3 |
2,3 |
2,2 |
2,6 |
1,8 |
|
9,4 |
8,0 |
15,0 |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
3,1 |
8,1 |
—3,7 |
|
9,7 |
9,1 |
9,1 |
9,2 |
0,9 |
1,1 |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
|
0,0 |
3,0 |
0,0 |
5,3 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
98,7 |
99,3 |
98,7 |
99,8 |
98,7 |
98,6 |
98,8 |
97,2 |
100,9 |
|
1,3 |
0,7 |
1,3 |
0,2 |
1,3 |
1,4 |
1,2 |
2,8 |
0,8 |
|
транспортом. Более высокая стоимость валовой продукции послед него обзшловливается прежде всего влиянием размера грузообо рота в тонно-километрах, который на морском транспорте примерно в 1,5 раза больше, чем на железнодорожном. Связано это с тем, что грузооборот железных дорог определяется только в пределах дан ного экономического района, а морского транспорта — на всем расстоянии перевозки судами данного пароходства.
Средняя доходная ставка на морском транспорте в 1,3 раза меньше, чем на железной дороге района. Это значительно снижает влияние размера грузооборота на стоимость валовой продукции транспорта.
Вторым фактором, повышающим стоимость продукции морского транспорта, является величина доходов от погрузочно-разгрузоч ных работ. На железнодорожном транспорте основные погрузочноразгрузочные работы выполняются клиептурой, и доходы от этих работ составляют 1—2% стоимости перевозок. На морском же тран спорте в условиях Дальнего Востока практически все грузовые ра боты выполняются средстванш портов, и их доля в доходах пароходств достигает 20—30%.
Большая роль на Дальнем Востоке принадлежит автомобиль ному транспорту — стоимость его валовой продукции лишь незна чительно ниже, чем на морском и железнодорожном, и гораздо выше, чем на речном и воздушном транспорте. Автомобильные перевозки, так же как авиационные, осуществляются на всей территории Даль него Востока.
15* |
227 |