Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
Т а 0 л п д а 104
Транспорт в производственном нотреблешш некоторых отраслей материально го производства. %
|
|
СССР* |
|
Продукция отраслей промышленности |
транспортадоляи потреблениивсвязи продукции |
1весудельныйотраслей материальныхобщихи транспортазатратах1 и связи 1 |
|
|
|
||
Черные п цветные металлы . . . . |
0,48 |
1,56 |
|
Метизы промышленного назначении |
5,2 |
1,04 |
|
У г о л ь .......................................................... |
|
6,1 |
6,26 |
Продукты нефтепереработки . . . . |
34,1 |
38,40 |
|
Электро- и |
теплоэнергпя .................... |
16,3 |
11,59 |
Кабельные |
и зд е л и я .............................. |
1,9 |
0,45 |
И нструм ент.............................................. |
8,0 |
0,52 |
|
Подъемно-транспортное оборудование |
3,7 |
0,41 |
|
Продукция |
транспортного машине- |
7,6 |
3,26 |
ст р о ен и я ............................................. |
|||
Автомобплн н запчасти ........................ |
9,1 |
7,01 |
|
Подш ппнпкн............................................ |
4,4 |
0,30 |
|
Прочие металлические изделия . . . |
1,6 |
0,56 |
|
Ремонт всех видов оборудования . . |
4,0 |
3,19 |
|
Продукты |
лакокрасочной иромышлеп- |
3,5 |
0,97 |
носты |
................................................... |
||
Продукты лесоэксплуатации . . . . |
3,5 |
2,12 |
|
Продукты лесопильной п дерепообра- |
1,6 |
1,73 |
|
батывагощей промышленности . . |
|||
Резппо-асбестовые изделия . . . |
35,3 |
11,60 |
Восточная
Снбидь
доля транспорта и связи в потреблении продукции |
удельный вес отраслей п общих материальных! затратах транспорта 1 и связи 1 |
|
:| |
0,8 |
1,5 |
0,4 |
1,0 |
14,8 |
11,7 |
25,6 |
23,5 |
17,5 |
18,6 |
0,6 |
0,3 |
4.6 |
0,5 |
8,7 |
0,3 |
5,6 |
5,7 |
12,4 |
3,3 |
1,3 |
0,1 |
2,3 |
0,6 |
1,5 |
0,9 |
10,4 |
2,7 |
1,6 |
2,1 |
1,7 |
1,5 |
17,9 |
4,2 |
ДальппН
Восток
долясвязивсвязи вудельныйобщихзатратах транспортапродукциивес ипотребленииотраслейматериальныхитранспорта
1,2 |
1,1 |
13,0 |
1,5 |
12,5 |
9,9 |
44,2 |
38,6 |
8,3 |
7,4 |
6,8 |
0,6 |
4,0 |
0,5 |
54,1 |
1,2 |
61,7 |
0,9 |
23,5 |
3,3 |
4,4 |
0,1 |
2,0 |
0,6 |
25,9 |
5,8 |
13,5 |
1,4 |
1,8 |
1.3 |
3,1 |
1,9 |
37,2 |
6,1 |
И того . • . . . |
— 90,97 |
2,9 78,5 3,9 82,2 |
* Экономический справочник железнодорожника. 11., 1971, с. 25.
Исключительно высока доля транспорта в «ремонтной» отрасли Дальнего Востока. Объясняется это как повышенной ролью тран спорта в народном хозяйстве Дальнего Востока, так и сравнительно высоким уровнем развития ремонтных работ в морском транспорте. Отраслевая структура материальных затрат транспорта показывает, что доля топлива и электроэнергии занимает больше половины их общей суммы. На втором месте находится продукция резино-ас бестовой промышленности. Доля автомобильного транспорта в об щем грузообороте транспорта Дальнего Востока выше, чемвВосточ-
214
Т а б л и ц а 105
Размещение магистрального транспорта по административным единицам Вос точной Снбпрн и Дальнего Востока, % к итогу по району
Административный
район
_ Й
о Я"о
л>» О
зtt д
о о я
5 я ь
О
О |
а |
Внутрирай |
Б- |
|
|
К |
|
онное |
|
||
Й |
о |
Вывоз Ввоз |
|
|
О » |
, |
отпра |
прибы |
1 2 |
||
я |
К |
~ с |
|||
о |
вление |
тие |
S 3 |
а З |
Восточная |
Сибпрь |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Красноярский |
38,7 |
30,8 |
35,2 |
36,1 |
29,1 |
37,2 |
37,1 |
.100,0 |
100,0 |
||
край . . . . |
|||||||||||
Иркутская |
|
об- |
35.2 |
48,0 |
44,9 |
53,7 |
53,8 |
45,3 |
41,9 |
— |
— |
ласть . . . |
|||||||||||
Читинская |
|
об- |
10,0 |
8,0 |
12,0 |
5,8 |
11,1 |
9,6 |
12,4 |
— |
— |
ласть . . . |
|||||||||||
Бурятская |
АССР |
0,1 |
0,5 |
7,8 |
4,4 |
6,0 |
7,8 |
8,5 |
— |
— |
|
Тувпиская |
АССР |
1.0 |
0,1 |
0.1 |
— |
— |
0,1 |
0,1 |
— |
—• |
|
Дальний Восток |
10О.0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
||
Хабаропскпй край |
13.3 |
20,2 |
29,5 |
34,2 |
22,0 |
25.5 |
31,8 |
10,6 |
— |
||
Амурская область |
10,8 |
24,4 |
15,0 |
19,2 |
13,7 |
24,8 |
15,4 |
— |
— |
||
Приморский |
край |
30,9 |
31,3 |
30,2 |
42,5 |
55,4 |
30,3 |
30,4 |
68,1 |
81,8 |
|
Сахалинская |
об- |
14,2 |
13,3 |
9,8 |
2,7 |
1,2 |
14,2 |
12,4 |
14,6 |
13,6 |
|
ласть . . . |
|||||||||||
Камчатская |
|
об- |
4,7 |
0,8 |
2,5 |
— |
— |
0,9 |
3,2 |
0,4 |
2,7 |
ласть . . . |
|||||||||||
Магаданская |
об- |
9.4 |
0,0 |
2,5 |
— |
— |
0,7 |
3,3 |
0,3 |
1,9 |
|
ласть . . . |
|||||||||||
Якутская АССР . |
14,7 |
3,4 |
4,5 |
1,4 |
7,7 |
3,6 |
3,5 |
— |
— |
||
П р и м е ч а н и е . |
Показатели |
объема |
перевозок рассчитаны |
каид. |
геогр. |
паук |
|||||
Ю. В. Ласне. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ной Сибирп, н поэтому здесь выше доля потребления шин в общей сумме материальных затрат транспорта. Однако в материальных затратах транспорта СССР резпно-асбестовая промышленность имеет более высокий удельный вес, так как роль основного потребителя продукции этой отрасли — автомобильного транспорта — здесь вы ше, чем на Дальнем Востоке.
Участие отдельных областей в формировании валовой продук ции транспорта (без автомобильного), отличается от размещения объема перевозок (табл. 105). Как правило, и на Дальнем Востоке, и в Восточной Сибири отличие отдельных областей по стоимости ва ловой продукции транспорта гораздо меньше, чем по объему пере возок. Роль областей с высоким удельным весом железнодорожного транспорта в общем грузообороте в формировании валовой продукт цпи транспорта экономического района обычно меньше, чем в объеме перевозок. В областях с преимущественным развитием водного транспорта на единицу грузооборота создается значительная вели-
Т а б л и ц а JOG
Структура валовой продукции транспорта, % к общей сумме продукции тран спорта
Административный район
Приморский край ...................
Хабаровский » ...................
Магаданская область . . .
Якутская А С С Р ....................
Амурская область...................
Дальний В о с т о к ....................
Иркутская область . . . .
Красноярский край . . . .
Читинская область . . . .
Тувинская АССР ...................
Бурятская АССР.....................
Восточная Сибирь . . . .
Железно дорож ный
20,0
52,2
—
—
69,8
25,6
58,5
54,6
79,9
—
61,8
60,3
О
О
о
S
61,6
8,1
20,0
8,4
—
27,7
—
0,4
—
—
—
0,2
Речной |
Автомо бильный |
Воздуш ный |
Лесо сплав |
Трубо провод ный |
_ |
14,8 |
0,6 |
3,0 |
_ |
10,9 |
18,6 |
5,6 |
4,6 |
— |
0,3 |
35,1 |
44,6 |
— |
— |
42,0 |
34,7 |
12,1 |
2,8 |
— |
4,9 |
20,0 |
1,7 |
3,6 |
— |
9,9 |
21,9 |
12,0 |
2,9 |
— |
9,7 |
12,8 |
4,5 |
10,3 |
4,2 |
9,6 |
21,7 |
5,4 |
7,8 |
0,5 |
0,4 |
17,8 |
1,2 |
0,7 |
— |
35,0 |
50,6 |
6,3 |
8,1 |
— |
1,7 |
26,0 |
4,1 |
6,4 |
— |
7,2 |
19,3 |
4,2 |
7,4 |
1,4 |
чина валовой продукции. Связано это с чрезмерпо высокой реита-> белыюстыо тарифов речного транспорта по сравнению с железно дорожным.
Доля отдельных видов транспорта в общей сумме валовой про дукции транспорта областей Сибири и Дальнего Востока приведена в табл. 106. В Восточной Сибири больше половины валовой про дукции приходится па железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт занимает второе место, доля лесосплава и речного тран спорта примерно одинакова. На Дальнем Востоке распределение валовой продукции трапспорта совершенно иное: первое место за нимает морской транспорт, несколько меньше доля железных дорог, на третьем месте — автомобильный транспорт, удельный вес кото рого также примерно равен аналогичному показателю по двум пре дыдущим впдам транспорта.
Об уровпе развития транспортной сети Сибири п Дальпего Востока можно судить по табл. 107. Протяженность трапспортнои сети на 10 тыс. чел. по всех: впдам трапспорта в Восточно-Сибирском и Дальневосточном районах гораздо выше, чем в страпе. При этом обеспеченность транспортными путями территории здесь значи тельно хуже. Так, в Восточной Сибири на 100 км территории при ходится железных дорог в 3,5 раза меньше, чем по стране, а на 10 тыс. чел. населения почти в 2 раза больше: на Дальнем Востоке первый показатель в 6,7 раза мепыпе, а второй — также почти
в2 раза больше. Таким образом, в этих двух районах роль транспорта
взанятиях населения, естественно, выше, чем в других районах страны. Видимо, дальнейшее развитие трапспорта здесь должно определяться наличием трудовых ресурсов.
216
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
107 |
|
Густота современной транспортной сетп Сибири и Дальнего Востока |
||||||||
|
|
Железные доро |
Автодороги с |
Трубопрово |
||||
|
|
твердым |
пок |
|||||
Экономический |
ги, км |
рытием. |
м |
ды, |
км |
|||
район |
|
|
|
на 10 |
|
|
||
|
|
на |
на 10 тыс. |
на |
|
на 100 |
на 10 |
|
|
|
100 км2 |
|
тыс. |
км2 |
тыс. |
||
|
|
100 км2 |
чел. |
|
|
чел. |
|
чел. |
Западная |
Спбпрь .............................. |
0,27 |
5,31 |
0,41 |
|
8,11 |
0,15 |
3,03 |
Восточная |
» ............................. |
0,17 |
9,63 |
0,41 |
22,94 |
0,03 |
1,64 |
|
Далыган В о с т о к ..................................... |
0,09 |
9,81 |
0,19 |
29,84 |
0,01 |
1,40 |
||
РСФСР ................................................. |
|
0.44 |
5,91 |
1,08 |
14,38 |
0,15 |
1,99 |
|
С С С Р ..................................................... |
|
0,60 |
5,63 |
1,93 |
18,29 |
0,14 |
1,37 |
Отмеченный характер густоты транспортной сетп свойствен вновь осваиваемым районам и подтверждает пионерную роль тран спорта в освоеипп этих районов. Подобное соотношение густоты сетп наблюдается также в Казахской ССР.
В В осточно й Спбнрп и па Дальнем Востоке наряду с улучше нием внутрирайонных связей главным направлением транспорт ного строительства должно быть строительство линий, обеспечиваю щих надежность ее транспортпо-экономическпх связей с другими районами страны.
Роль двух впдов магистрального транспорта исследуемого рай она характеризуется данными, приведенными в табл. 108 по желез нодорожному транспорту и в табл. 109 по речному транспорту.
Для железных дорог Сибири характерна повышенная по срав нению с другими экономическими районами фондоемкость. В трех восточных районах страны стоимость основных фондов, отнесенная на 1 км железных дорог, больше, чем средняя по стране. В ВосточноСибирском экономическом районе основные фонды железных дорог используются несколько хуже, чем в целом по РСФСР: их стои мость на 22,5 Рй выше среднереспубликанской, а доходы здесь на 1 км пути выше только на 18,1%. Особенно высока фондоемкость на Дальпем Востоке: удельная стоимость фондов здесь такая же, как по РСФСР, а доходы меньше на 30,4%.
Па железнодорожном транспорте Спбпри выше фондовооружен ность труда. Доля всех восточных районов в численности персонала меньше, чем их доля в фондах. Однако более высокая фондовоору женность не везде обеспечивает повышение производительности труда.
Доля Восточной Сибири в чпслеппости работающих на железно дорожном транспорте РСФСР меньше, чем в доходах, на Дальнем Востоке обратное соотношение. Таким образом, труд работников же лезнодорожного транспорта Дальнего Востока в отлпчпе от Восточ-
217