Файл: Межотраслевые связи и народнохозяйственные пропорции Восточной Сибири и Дальнего Востока..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а 0 л п д а 104

Транспорт в производственном нотреблешш некоторых отраслей материально­ го производства. %

 

 

СССР*

Продукция отраслей промышленности

транспортадоляи потреблениивсвязи продукции

1весудельныйотраслей материальныхобщихи транспортазатратах1 и связи 1

 

 

Черные п цветные металлы . . . .

0,48

1,56

Метизы промышленного назначении

5,2

1,04

У г о л ь ..........................................................

 

6,1

6,26

Продукты нефтепереработки . . . .

34,1

38,40

Электро- и

теплоэнергпя ....................

16,3

11,59

Кабельные

и зд е л и я ..............................

1,9

0,45

И нструм ент..............................................

8,0

0,52

Подъемно-транспортное оборудование

3,7

0,41

Продукция

транспортного машине-

7,6

3,26

ст р о ен и я .............................................

Автомобплн н запчасти ........................

9,1

7,01

Подш ппнпкн............................................

4,4

0,30

Прочие металлические изделия . . .

1,6

0,56

Ремонт всех видов оборудования . .

4,0

3,19

Продукты

лакокрасочной иромышлеп-

3,5

0,97

носты

...................................................

Продукты лесоэксплуатации . . . .

3,5

2,12

Продукты лесопильной п дерепообра-

1,6

1,73

батывагощей промышленности . .

Резппо-асбестовые изделия . . .

35,3

11,60

Восточная

Снбидь

доля транспорта и связи в потреблении продукции

удельный вес отраслей п общих материальных! затратах транспорта 1 и связи 1

 

:|

0,8

1,5

0,4

1,0

14,8

11,7

25,6

23,5

17,5

18,6

0,6

0,3

4.6

0,5

8,7

0,3

5,6

5,7

12,4

3,3

1,3

0,1

2,3

0,6

1,5

0,9

10,4

2,7

1,6

2,1

1,7

1,5

17,9

4,2

ДальппН

Восток

долясвязивсвязи вудельныйобщихзатратах транспортапродукциивес ипотребленииотраслейматериальныхитранспорта

1,2

1,1

13,0

1,5

12,5

9,9

44,2

38,6

8,3

7,4

6,8

0,6

4,0

0,5

54,1

1,2

61,7

0,9

23,5

3,3

4,4

0,1

2,0

0,6

25,9

5,8

13,5

1,4

1,8

1.3

3,1

1,9

37,2

6,1

И того . • . . .

— 90,97

2,9 78,5 3,9 82,2

* Экономический справочник железнодорожника. 11., 1971, с. 25.

Исключительно высока доля транспорта в «ремонтной» отрасли Дальнего Востока. Объясняется это как повышенной ролью тран­ спорта в народном хозяйстве Дальнего Востока, так и сравнительно высоким уровнем развития ремонтных работ в морском транспорте. Отраслевая структура материальных затрат транспорта показывает, что доля топлива и электроэнергии занимает больше половины их общей суммы. На втором месте находится продукция резино-ас­ бестовой промышленности. Доля автомобильного транспорта в об­ щем грузообороте транспорта Дальнего Востока выше, чемвВосточ-

214


Т а б л и ц а 105

Размещение магистрального транспорта по административным единицам Вос­ точной Снбпрн и Дальнего Востока, % к итогу по району

Административный

район

_ Й

о Я"о

лО

зtt д

о о я

5 я ь

О

О

а

Внутрирай­

Б-

 

К

 

онное

 

Й

о

Вывоз Ввоз

 

 

О »

,

отпра­

прибы­

1 2

я

К

~ с

о

вление

тие

S 3

а З

Восточная

Сибпрь

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Красноярский

38,7

30,8

35,2

36,1

29,1

37,2

37,1

.100,0

100,0

край . . . .

Иркутская

 

об-

35.2

48,0

44,9

53,7

53,8

45,3

41,9

ласть . . .

Читинская

 

об-

10,0

8,0

12,0

5,8

11,1

9,6

12,4

ласть . . .

Бурятская

АССР

0,1

0,5

7,8

4,4

6,0

7,8

8,5

Тувпиская

АССР

1.0

0,1

0.1

0,1

0,1

—•

Дальний Восток

10О.0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Хабаропскпй край

13.3

20,2

29,5

34,2

22,0

25.5

31,8

10,6

Амурская область

10,8

24,4

15,0

19,2

13,7

24,8

15,4

Приморский

край

30,9

31,3

30,2

42,5

55,4

30,3

30,4

68,1

81,8

Сахалинская

об-

14,2

13,3

9,8

2,7

1,2

14,2

12,4

14,6

13,6

ласть . . .

Камчатская

 

об-

4,7

0,8

2,5

0,9

3,2

0,4

2,7

ласть . . .

Магаданская

об-

9.4

0,0

2,5

0,7

3,3

0,3

1,9

ласть . . .

Якутская АССР .

14,7

3,4

4,5

1,4

7,7

3,6

3,5

П р и м е ч а н и е .

Показатели

объема

перевозок рассчитаны

каид.

геогр.

паук

Ю. В. Ласне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ной Сибирп, н поэтому здесь выше доля потребления шин в общей сумме материальных затрат транспорта. Однако в материальных затратах транспорта СССР резпно-асбестовая промышленность имеет более высокий удельный вес, так как роль основного потребителя продукции этой отрасли — автомобильного транспорта — здесь вы­ ше, чем на Дальнем Востоке.

Участие отдельных областей в формировании валовой продук­ ции транспорта (без автомобильного), отличается от размещения объема перевозок (табл. 105). Как правило, и на Дальнем Востоке, и в Восточной Сибири отличие отдельных областей по стоимости ва­ ловой продукции транспорта гораздо меньше, чем по объему пере­ возок. Роль областей с высоким удельным весом железнодорожного транспорта в общем грузообороте в формировании валовой продукт цпи транспорта экономического района обычно меньше, чем в объеме перевозок. В областях с преимущественным развитием водного транспорта на единицу грузооборота создается значительная вели-


Т а б л и ц а JOG

Структура валовой продукции транспорта, % к общей сумме продукции тран­ спорта

Административный район

Приморский край ...................

Хабаровский » ...................

Магаданская область . . .

Якутская А С С Р ....................

Амурская область...................

Дальний В о с т о к ....................

Иркутская область . . . .

Красноярский край . . . .

Читинская область . . . .

Тувинская АССР ...................

Бурятская АССР.....................

Восточная Сибирь . . . .

Железно­ дорож­ ный

20,0

52,2

69,8

25,6

58,5

54,6

79,9

61,8

60,3

О

О

о

S

61,6

8,1

20,0

8,4

27,7

0,4

0,2

Речной

Автомо­ бильный

Воздуш­ ный

Лесо­ сплав

Трубо­ провод­ ный

_

14,8

0,6

3,0

_

10,9

18,6

5,6

4,6

0,3

35,1

44,6

42,0

34,7

12,1

2,8

4,9

20,0

1,7

3,6

9,9

21,9

12,0

2,9

9,7

12,8

4,5

10,3

4,2

9,6

21,7

5,4

7,8

0,5

0,4

17,8

1,2

0,7

35,0

50,6

6,3

8,1

1,7

26,0

4,1

6,4

7,2

19,3

4,2

7,4

1,4

чина валовой продукции. Связано это с чрезмерпо высокой реита-> белыюстыо тарифов речного транспорта по сравнению с железно­ дорожным.

Доля отдельных видов транспорта в общей сумме валовой про­ дукции транспорта областей Сибири и Дальнего Востока приведена в табл. 106. В Восточной Сибири больше половины валовой про­ дукции приходится па железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт занимает второе место, доля лесосплава и речного тран­ спорта примерно одинакова. На Дальнем Востоке распределение валовой продукции трапспорта совершенно иное: первое место за­ нимает морской транспорт, несколько меньше доля железных дорог, на третьем месте — автомобильный транспорт, удельный вес кото­ рого также примерно равен аналогичному показателю по двум пре­ дыдущим впдам транспорта.

Об уровпе развития транспортной сети Сибири п Дальпего Востока можно судить по табл. 107. Протяженность трапспортнои сети на 10 тыс. чел. по всех: впдам трапспорта в Восточно-Сибирском и Дальневосточном районах гораздо выше, чем в страпе. При этом обеспеченность транспортными путями территории здесь значи­ тельно хуже. Так, в Восточной Сибири на 100 км территории при­ ходится железных дорог в 3,5 раза меньше, чем по стране, а на 10 тыс. чел. населения почти в 2 раза больше: на Дальнем Востоке первый показатель в 6,7 раза мепыпе, а второй — также почти

в2 раза больше. Таким образом, в этих двух районах роль транспорта

взанятиях населения, естественно, выше, чем в других районах страны. Видимо, дальнейшее развитие трапспорта здесь должно определяться наличием трудовых ресурсов.

216


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

107

Густота современной транспортной сетп Сибири и Дальнего Востока

 

 

Железные доро­

Автодороги с

Трубопрово­

 

 

твердым

пок­

Экономический

ги, км

рытием.

м

ды,

км

район

 

 

 

на 10

 

 

 

 

на

на 10 тыс.

на

 

на 100

на 10

 

 

100 км2

 

тыс.

км2

тыс.

 

 

100 км2

чел.

 

 

чел.

 

чел.

Западная

Спбпрь ..............................

0,27

5,31

0,41

 

8,11

0,15

3,03

Восточная

» .............................

0,17

9,63

0,41

22,94

0,03

1,64

Далыган В о с т о к .....................................

0,09

9,81

0,19

29,84

0,01

1,40

РСФСР .................................................

 

0.44

5,91

1,08

14,38

0,15

1,99

С С С Р .....................................................

 

0,60

5,63

1,93

18,29

0,14

1,37

Отмеченный характер густоты транспортной сетп свойствен вновь осваиваемым районам и подтверждает пионерную роль тран­ спорта в освоеипп этих районов. Подобное соотношение густоты сетп наблюдается также в Казахской ССР.

В В осточно й Спбнрп и па Дальнем Востоке наряду с улучше­ нием внутрирайонных связей главным направлением транспорт­ ного строительства должно быть строительство линий, обеспечиваю­ щих надежность ее транспортпо-экономическпх связей с другими районами страны.

Роль двух впдов магистрального транспорта исследуемого рай­ она характеризуется данными, приведенными в табл. 108 по желез­ нодорожному транспорту и в табл. 109 по речному транспорту.

Для железных дорог Сибири характерна повышенная по срав­ нению с другими экономическими районами фондоемкость. В трех восточных районах страны стоимость основных фондов, отнесенная на 1 км железных дорог, больше, чем средняя по стране. В ВосточноСибирском экономическом районе основные фонды железных дорог используются несколько хуже, чем в целом по РСФСР: их стои­ мость на 22,5 Рй выше среднереспубликанской, а доходы здесь на 1 км пути выше только на 18,1%. Особенно высока фондоемкость на Дальпем Востоке: удельная стоимость фондов здесь такая же, как по РСФСР, а доходы меньше на 30,4%.

Па железнодорожном транспорте Спбпри выше фондовооружен­ ность труда. Доля всех восточных районов в численности персонала меньше, чем их доля в фондах. Однако более высокая фондовоору­ женность не везде обеспечивает повышение производительности труда.

Доля Восточной Сибири в чпслеппости работающих на железно­ дорожном транспорте РСФСР меньше, чем в доходах, на Дальнем Востоке обратное соотношение. Таким образом, труд работников же­ лезнодорожного транспорта Дальнего Востока в отлпчпе от Восточ-

217