Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
Аварийные перегрузки трансформаторов всех типов с естест венным масляным охлаждением, независимо от величины предшест вующей нагрузки, температуры окружающей среды и места установ ки допускаются: на 30% в течение 2 ч; на 60% — 45 мин; на 100% — 10 мин.
Ревизия и чистка трансформаторов и относящегося к ним обору дования с измерением сопротивления изоляции производится не реже одного раза в год. На тяговых подстанциях Москвы принято производить ревизию и чистку трансформаторов, установленных в камерах, один раз в 6 месяцев, а установленных открыто — один раз в 3 месяца.
Осмотр трансформаторов без их отключения на подстанциях с постоянными дежурным персоналом производится один раз в сутки. На подстанциях, не имеющих постоянного дежурства персонала,— 3—4 раза в месяц, но не реже 1 раза в месяц.
При плановых осмотрах проверяют: чистоту ад целость изолято ров; чистоту и состояние токоведущих частей и контактов; количе ство масла в трансформаторе и в газовом реле: температуру транс форматора; целость мембраны выхлопной трубы; отсутствие течи масла; чистоту трансформатора и камеры; нормальный шум транс форматора.
При резком снижении температуры окружающей среды, отклю чении трансформатора от максимально токовой или газовой защи ты или получении сигнала газовой защиты производится внеочеред ной осмотр трансформатора.
Измерение сопротивления изоляции обмоток трансформатора производится мегомметром на напряжение 2500 в в течение 1 мин. Измерения производят между обмоткой высшего напряжения и ба ком трансформатора, обмоткой низшего напряжения и баком и между обмотками.
Сопротивление изоляции обмоток вновь вводимых в эксплуата
цию залитых маслом трансформаторов напряжением |
до 35 кв и |
|||||||
мощностью до |
10 000 |
ква не должно быть менее значений, |
приве |
|||||
денных в табл. |
18. |
|
|
|
|
Т А Б Л И Ц А 18 |
||
|
|
|
|
|
|
|||
Наименьшие допустимые значения сопротивления изоляции |
|
|||||||
|
обмоток трансформатора в масле |
|
|
|
||||
Температура обмотки, °С |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
|
Сопротивление изоляции, |
450 |
500 |
200 |
130 |
90 |
60 |
40 |
|
м о м .................................... |
||||||||
П р и м е ч а н и е . |
Указанные величины |
сопротивления |
относятся |
ко |
всем |
обмоткам |
||
трансформатора. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В эксплуатации сопротивление изоляции обмоток трансформа тора считается недостаточным, если произошло снижение на 50% и более по отношению к предыдущим или заводским измерениям.
202
Для сравнения результатов измерений сопротивлений обмоток их следует производить при одной и той же температуре обмоток, одинаковой величине напряжения прибора и одинаковой длитель ности измерения. Если измерения производились не при одной и той же температуре, то величина сопротивления изоляции обмоток, измеренная при заводских или предыдущих измерениях, приводится к температуре последнего измерения умножением на коэффициент К% приведенный в табл. 19.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т А Б Л И Ц А |
19 |
||
Величина коэффициента К2 для пересчета величины сопротивления изоляции |
|||||||||||||
Разность темпера |
5 |
10 |
15 20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
€0 |
65 |
70 |
тур *2 —*1 * |
|||||||||||||
Коэффициент |
1 ,2 3 |
1 ,5 |
1 ,8 4 2 ,2 5 |
2 ,7 5 |
3 , 4 |
4 ,1 5 |
5 ,1 |
6 , 2 |
7 , 5 |
9 , 2 |
11,2 |
1 3 ,9 |
17 |
к2
*h — и — разность температур при предыдущем и настоящем измерениях.
Одним из критериев определения степени увлажнения обмоток трансформатора является коэффициент абсорбции.
Коэффициент абсорбции представляет собой отношение значе ния сопротивления изоляции, измеренного мегомметром и отсчитан ного через 60 сек после приложения напряжения (Reo) к значению сопротивления изоляции, отсчитанному через 15 сек после приложе
ния напряжения (R15), т. е. |
. Обычно это отношение при тем- |
^ 1 5
нературе 10—30° С для неувлажненных обмоток трансформаторов напряжением до 35 кв включительно составляет не менее 1,3. Если же обмотки трансформатора увлажнены или имеют дефекты, коэф фициент абсорбции приближается к 1.
Изоляция обмоток трансформаторов перед включением в эксплу атацию испытывается повышенным напряжением промышленной частоты. Продолжительность испытаний — 1 мин, величина испыта тельного напряжения приведена в табл. 20.
Т А Б Л И Ц А 20
Величина испытательного напряжения изоляции обмоток трансформатора промышленной частоты
Номинальное напряжение трансформатора, кв |
Ниже 3 |
3 |
6 |
10 |
Испытательное напряжение, кв . . . . |
4,5 |
16 |
22 |
31 |
Контрольные вопросы |
|
|
|
1.Каково различие между понятиями «типовая» и «номинальная» мощность трансформатора?
2.Каковы напряжения между фазами и между фазой и нулем трансформа
тора выпрямителя?
3.Расскажите о назначении и принципе работы уравнительного реактора.
4.Как устроена и работает газовая защита трансформатора?
5.Какие требования предъявляются к трансформаторному маслу?
6.Для чего применяются термосифонные фильтры?
Г Л А В А VI
ОБОРУДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ ПОСТОЯННОГО ТОКА 600 в
§ 30. ШИНЫ, РАЗЪЕДИНИТЕЛИ, ПЕРЕКЛЮ ЧАТЕЛИ
Распределительное устройство постоянного тока 600 в состоит из сборных положительной и отрицательной шин, запасной шины и коммутационных аппаратов. Коммутационные аппараты размеща ют в камерах или ячейках соответствующих присоединений.
Сборные шины в настоящее время делают из алюминиевых по лос. Сечение шин и количество полос, составляющих одну шину, определяется из условий их нагрева от длительно протекающего тока. Положительная и отрицательная шины, как правило, разме щены в разных помещениях.
Запасная шина служит для возможности замещения линейных выключателей при их ремонтах и ревизиях, передачи нагрузки ли нии на соседние подстанции в ночное время и в аварийных случаях. При включении в работу запасную шину соединяют с главной поло жительной шиной данной подстанции через запасной выключатель или через соединительные кабели и контактную сеть с положитель ной шиной соседней подстанции. Поэтому она всегда имеет потен циал положительной шины и так же, как положительная шина, окрашивается в красный цвет.
Конструктивно запасная шина обычно монтируется параллельно главной положительной шине в тех же ячейках.
Сборные шины распределительного устройства, как правило, устанавливают на изоляторах на ребро и крепят к ним с помощью шинодержателей. Соединение шин осуществляется с помощью бол товых соединений или накладок (сжимов). В качестве изоляторов применяют опорные изоляторы на 6 кв.
В распределительном устройстве постоянного тока 600 в приме няются однополюсные разъединители РЛВО, РВО и РВК, выбирае мые по длительно допустимой нагрузке.
Управление разъединителями осуществляется ручными рычаж ными приводами или с помощью изолирующей штанги.
Для перевода линейных питающих кабелей 600 в на питание от запасной шины в зависимости от конструкции распределительного устройства применяются или однополюсные разъединители РЗШ или переключатели, состоящие из двух однополюсных разъедините-
204
220В
Рис. 145. М а ш и то ф уга льны й электродвигатель:
1 — катушка |
статора, 2 — |
стальная шайба статора, 3 — медный |
провод, 4 — деталь крепления, 5 — проходная втулка выводов, |
|
6 — трубка |
резиновая, |
7 — клемма, 8 — предохранительная |
скоба, |
9 — плита клеммника, 10 — гибкий вывод, И — корпус |
|
|
электродвигателя, 12 — |
ползун |
|
|
Рис. |
146. |
Э лектром агнитны й привод к переклю чателю : |
||
1 |
клемма, 2 — вал переключателя, |
3 - рычаг |
вала переключателя, |
4 - пружинный демпфер, |
5 - тяга, 6 — катушки включения на глав- |
|
|
ную |
шину, |
7 — |
сердечник привода, 8 — |
катушки включения на |
запасную |
шину, 9 — корпус привода
лей, находящихся на одном валу, но включаемых и отключаемых попеременно ПЗШ.
РЗШ (разъединитель запасной шины) и ПЗШ (переключатель запасной шины) могут управляться дистанционноили, в крайнем случае, вручную, с помощью изолирующей штанги.
Дистанционное управление РЗШ и ПЗШ может осуществляться на оперативном постоянном токе посредством электромагнитного привода или на оперативном переменном токе с помощью магнитофугального электродвигателя (рис. 145).
Магнитофугальный двигатель представляет собой развернутый асинхронный электродвигатель, статор которого предварительно разрезан по своей образующей (параллельно оси якоря) и свернут в трубку перпендикулярно разрезу. Обмотка статора выполнена в виде набора шайбовых (плоских) катушек, между которыми про кладывают стальные шайбы.
В статоре магнитофугального электродвигателя при подключе нии его к сети переменного трехфазного тока возникает бегущее магнитное поле.
Внутри трубки помещают ползун (якорь), выполненный из сталь ного прутка соответствующего диаметра, на поверхности которого расположена обмотка из медного провода.
Бегущее магнитное поле статора индуктирует в короткозамкну тых витках ползуна э. д. с. Вторичные токи, взаимодействуя с бегу щим магнитным полем, создают усилие, заставляющее передвигать ся ползун (якорь).
Направление движения ползуна можно изменить, поменяв местами две подводящие фазы, т. е. изменив направление движения магнитного поля.
С помощью конечных выключателей или блок-контактов КСА ограничивается время включения двигателя и тем самым ход ползу на, а следовательно, и ход разъединителя или переключателя.
Для производства переключения двигатель должен в начальный момент развить усилие 35—40 кГ.
Электромагнитный привод (рис. 146) применяется в основном при наличии на подстанциях источника оперативного постоянного тока. При отсутствии такого источника можно питать катушки электромагнитного привода от переменного тока через выпрями тельное устройство. Ток в цепи катушек составляет 195 а при напря жении 110 в.
Для включения ножа переключателя на главную шину замыка ют цепь катушек 6 , а для включения на запасную шину — цепь ка тушек 8 . Пружинный демпфер 4 служит для смягчения ударов при включении.
§ 31. АВТОМ АТИ ЧЕСКИЕ ВЫ КЛЮ ЧАТЕЛИ П О С ТО ЯН Н О ГО ТОКА
Автоматические выключатели постоянного тока служат для от ключения цепи под нагрузкой.
207
На тяговых подстанциях выключатели применяются для отклю чения питающих линий 600 в при перегрузках и токах короткого замыкания и для отключения обратного тока у выпрямительных аг
регатов при обратных зажиганиях или пробое вентилей |
(т. е. |
внут |
||||||||||
ренних коротких замыканий |
при параллельной |
работе |
агрегатов). |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ги |
Гашение |
электрической ду |
||||
|
|
|
|
|
|
автоматическими выключа |
||||||
|
|
|
|
|
|
телями |
происходит |
в воздухе |
||||
|
|
|
|
|
|
на |
дугогасительных |
рогах. |
||||
|
|
|
|
|
|
Удлинение |
дуги |
может |
быть |
|||
|
|
|
|
|
|
произведено |
при помощи |
маг |
||||
|
|
|
|
|
|
нитного дутья или в камерах с |
||||||
|
|
|
|
|
|
узкими |
щелями. |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
Во всех случаях отключе |
|||||
|
|
|
|
|
|
ния цепи и образования элект |
||||||
|
|
|
|
|
|
рической |
дуги |
|
происходит |
|||
|
|
|
|
|
|
естественное движение |
дуги |
|||||
|
|
|
|
|
|
вверх |
вместе с движением на |
|||||
|
|
|
|
|
|
гретого ею воздуха, т. е. тепло |
||||||
|
|
|
|
|
|
вое дутье. |
|
подстанциях |
||||
|
|
|
|
|
|
|
На |
тяговых |
||||
|
|
|
|
|
|
применяются главным образом |
||||||
|
|
|
|
|
|
быстродействующие |
автомати |
|||||
|
|
|
|
|
|
ческие выключатели. |
|
|||||
Рис. 147. |
О сциллограммы то ка |
и |
н а |
|
Полное время Т отключения |
|||||||
тока короткого замыкания или |
||||||||||||
пряж ения |
при |
отклю чении то ка |
к о |
перегрузки выключателем сла |
||||||||
р откого |
зам ы кания : |
|
|
|||||||||
а - небыстродействующим |
выключателем, |
гается из трех основных частей |
||||||||||
б — быстродействующим |
выключателем |
(рис. 147): |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
Т = |
|
to |
ti -\- t2, |
|
|
|
|
|
|
где t0 — время нарастания тока в отключаемой цепи |
до величины |
тока уставки, т. е. до величины, при которой срабатывает отключаю щее устройство выключателя; t\ — собственное время отключения выключателя, т. е. время от момента достижения тока уставки до момента начала расхождения контактов выключателя; t2 — время горения дуги.
Время нарастания тока в цепи t0 зависит от параметров цепи и уставки выключателя.
Собственное время отключения ti зависит от типа выключателя: у небыстродействующих выключателей собственное время отключе ния находится в пределах 0,1—0,2 сек, у быстродействующих —
0,0015—0,005 сек.
Время горения дуги (2 зависит от величины отключаемого тока и характеристик дугогасительных устройств выключателя.
Полное время отключения небыстродействующего выключателя
находится в пределах 0,15—0,3 сек, быстродействующего — 0,01— 0,03 сек.
Благодаря малому собственному времени отключения быстро
208