Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
действующий выключатель ограничивает максимальное значение тока короткого замыкания в защищаемой цепи.
На тяговых подстанциях применяются быстродействующие авто матические выключатели: ВАБ-2; АБ-2/4; ВАТ-43; ВАБ-20- ВАБ20М; ВАБ-28 и ВАБ-36.
а)
|
Рис. 148. Э лектром агнитны й |
механизм вы клю чателя |
В А Б -2: |
|
|
|||||||||
л — разрез выключателя, б — |
границы |
предельного |
износа |
контактов |
выключателя |
ВАБ-2, |
||||||||
<Л — минимальная толщина неподвижного |
контакта |
6 мм; |
Б — минимальная |
толщина под |
||||||||||
вижного контакта 16 мм); 1 — удерживающая катушка, |
2 |
— магнитопровод, |
3 — включаю |
|||||||||||
щая |
катушка, |
4 — магнитный |
якорь, 5 — |
верхний стальной |
брус, 6 — якорь, |
7 — катушка |
||||||||
главного тока, |
8 — калибровочная |
катушка, |
9 — П-образный |
магнитопровод, |
10 |
— токоведу |
||||||||
щий |
вывод, 11— регулировочный |
винт, 12 — |
шунтирующая |
пластина, |
13 — гибкая |
связь, |
||||||||
14 — |
упор, 15 — |
рычаг якоря, |
16 — ось рычага якоря, 17— |
неподвижный контакт, 18 |
— под |
|||||||||
вижный контакт, 19 — контактный |
рычаг, 20 — ось контактного рычага, |
21 — ось с роликом, |
||||||||||||
22 — |
стопорный |
рычаг, 23 — отключающие |
пружины, |
24 — тяга, 25 — регулирующие |
винты, |
|||||||||
|
|
26 — скоба, 27 — сердечник удерживающей катушки |
|
|
|
|
||||||||
|
В ы к л ю ч а т е л ь |
В А Б - 2 |
|
является |
|
поляризованным, |
т. е. |
|||||||
реагирующим на ток |
только |
одного |
направления — прямого |
или |
||||||||||
обратного, |
в зависимости от настройки выключателя. |
|
|
|
На рис. 148 показан электромагнитный механизм выключателя ВАБ-2.
Рычаг якоря 15 (рис. 148, а) вращается вокруг оси 16, пропущен ной через верхний стальной брус 5. В нижней части рычага 15, со стоящего из двух силуминовых щек, зажат стальной якорь 6 , а в верхней части — распорная втулка с осью 2 0 , вокруг которой вра щается контактный рычаг 19, выполненный из набора дюралюми ниевых пластин.
209
В верхней части контактного рычага укреплен подвижный кон такт 18, а снизу — медный башмак с гибкой связью 13, с помощью которой подвижный контакт соединяется с катушкой главного тока
7 и через нее с выводом 1 0 . К нижней части контактного |
рычага с |
обеих сторон прикреплены упоры 14, а с правой стороны |
имеется |
стальная ось с роликом 2 1 , к которой крепятся одной стороной две отключающие пружины 23. С другой стороны отключающие пружи ны с помощью регулирующих винтов 25 закреплены в скобе 26, не подвижно установленной на стальном брусе 5.
В отключенном положении система рычагов (рычаг якоря и кон тактный рычаг) повернута отключающими пружинами 23 вокруг оси 16 до упора якоря 6 в левый стержень П-образного магнито-
провода.
Включающая 3 и удерживающая 1 катушки выключателя полу чают питание от собственных нужд постоянного тока.
Для включения выключателя необходимо сначала замкнуть цепь удерживающей катушки 1 , затем— цепь включающей катушки 3. Направление тока в обеих катушках должно быть таким, чтобы магнитные потоки, создаваемые ими, складывались в правом стерж не сердечника магнитопровода 9, который служит сердечником включающей катушки; тогда якорь 6 притянется к сердечнику включающей катушки, т. е. окажется в положении «Включено». При этом ось 20 вместе с контактным рычагом 19 повернутся влево, отключающие пружины 23 растянутся и будут стремиться повернуть контактный рычаг 19 вокруг оси 20. Когда выключатель отключен, магнитный якорь 4 лежит на торце сердечника включающей катуш ки и при включении выключателя остается притянутым к торцу сердечника суммарным магнитным потоком включающей и удержи вающей катушек. Магнитный якорь 4 с помощью тяги 24 связан со стопорным рычагом 2 2 , который не позволяет контактному рычагу повернуться до упора подвижного контакта в неподвижный. Поэ тому между главными контактами остается зазор, который может регулироваться изменением длины тяги 24 и должен быть равен
1,5—4 мм.
Если снять напряжение с включающей катушки, то электромаг нитные силы, удерживающие якорь 4 в притянутом положении, уменьшатся и пружины 23 с помощью стопорного рычага 22 и тяги 24 оторвут якорь от торца сердечника включающей катушки и повер нут контактный рычаг до замыкания главных контактов. Следова’- тельно, главные контакты замкнутся только после того, как будет разомкнута цепь включающей катушки.
Таким образом осуществляется принцип свободного расцепле ния у выключателей ВАБ-2. Зазор между магнитным якорем 4 (ина че называемым якорем свободного расцепления) и торцом сердеч ника включающей катушки во включенном положении выключа теля должен быть в пределах 1,5—4 мм.
Схема управления предусматривает подачу на включающую ка тушку кратковременного импульса тока, длительность которого достаточна только для того, чтобы успеть перевести якорь в положе
210
ние «Включено». После этого цепь включающей катушки автомати чески размыкается.
Наличие свободного расцепления может быть проверено следую щим способом. Между главными контактами помещают бумажку и замыкают контакт контактора. Происходит включение выключа теля, но пока контакт контактора замкнут, главные контакты не должны замкнуться и бумажка может быть свободно вынута из промежутка между контактами.. Как только контакт контактора будет разомкнут, магнитный якорь будет оторван от торца сердеч ника включающей катушки и замкнутся главные контакты. При этом бумажка будет зажата между контактами и ее нельзя будет вынуть.
При включении выключателя слышен характерный двойной удар: первый — от соударения якоря и сердечника включающей катуш ки, второй — от соударения замкнувшихся главных контактов.
Поляризация выключателя заключается в выборе направления тока в удерживающей катушке в зависимости от направления тока в катушке главного тока.
Для того чтобы выключатель отключил цепь при изменении направления тока в ней, направление тока в удерживающей катуш ке выбирается таким образом, чтобы магнитные потоки, создавае мые удерживающей катушкой и катушкой главного тока, совпадали по направлению в сердечнике включающей катушки. Следователь но, при протекании тока в прямом направлении ток главной цепи будет способствовать удержанию выключателя во включенном по ложении. В аварийном режиме при изменении направления главно го тока на обратное изменится направление магнитногЪ потока, со здаваемого катушкой главного тока в сердечнике включающей катушки, т. е. магнитный поток катушки главного тока будет на правлен против магнитного потока удерживающей катушки и при определенной величине главного тока сердечник включающей ка тушки размагнитится и отключающие пружины отключат выключа тель. Быстродействие определяется в большей степени тем, что в то время, как в сердечнике включающей катушки магнитный поток уменьшается, в сердечнике катушки главного тока магнитный по ток увеличивается.
Для того чтобы выключатель отключил цепь при увеличении тока выше тока уставки в прямом направлении, выбирают направ ление тока в удерживающей катушке таким образом, чтобы маг нитный поток удерживающей катушки в сердечнике включающей катушки был направлен против магнитного потока катушки главно го тока при протекании через нее тока прямого направления. В этом случае с увеличением главного тока увеличивается размагничива ние сердечника включающей катушки и при определенной величине главного тока, равной или превышающей ток уставки, выключатель отключается.
Ток уставки в обоих случаях регулируется изменением величины тока удерживающей катушки и изменением зазора бь
211
Величина тока удерживающей катушки регулируется изменени ем величины добавочного сопротивления, включаемого последова
тельно катушке.
Изменение зазора Si изменяет сопротивление магнитному потоку катушки главного тока. С уменьшением зазора Si уменьшается маг нитное сопротивление и, следовательно, уменьшается величина от ключающего тока. Изменение зазора Si осуществляется при помощи регулировочного винта 1 1 .
Зазор 6 2 между упорами 14 и щеками рычага якоря 15 во вклю ченном положении выключателя характеризует качество замыкания главных контактов и должен быть в пределах 2—5 мм. Завод выпус
кает выключатели с зазором |
6 2 равным 4—5 мм. Величина |
зазора |
S2 определяет угол поворота |
контактного рычага 19 вокруг |
оси 20. |
Отсутствие зазора 6 2 (упоры 14 соприкасаются со щеками рычага якоря 15) говорит о плохом контакте или отсутствии контакта меж ду главными контактами. Зазор 6 2 меньше 2 или больше 5 мм свидетельствует о том, что главные контакты соприкасаются лишь
нижним или |
верхним |
краем. Зазор 6 2 может быть мал |
вследст |
вие большого |
износа |
контактов, которые в этом случае |
заменя |
ются. |
|
|
|
Если же размеры контактов достаточны, то регулирование зазо ра 6 2 осуществляется путем передвижения всего включающего меха низма по раме выключателя. Для передвижения механизма осво бождают два болта, которыми механизм прикреплен к раме.
Расстояние между главными контактами в отключенном положе
нии должно быть равно |
18—22 мм. |
Нажатие главных |
контактов |
|
для выключателей на номинальный |
ток |
до 2 0 0 0 а включительно |
||
должно быть в пределах |
20—26 кГ, |
а для |
выключателей |
на номи |
нальный ток 3000 а — в пределах 26—30 кГ.
На рис. 148, б показана подвижная система выключателя с обоз начением границы предельного износа контактов. Подвижный
контакт считается изношенным, когда размер |
Б станет меньше |
16 мм, а неподвижный контакт — когда размер |
А станет меньше |
6 мм. |
|
На рис. 149 дана развернутая схема управления выключателем ВАБ-2. Схема предусматривает подачу кратковременного импульса на включающую катушку и не допускает многократные повторные включения при длительно нажатой кнопке включения, т. е. осуще ствляет защиту от «звонковости». Удерживающая катушка все вре мя обтекается током. Для включения выключателя нажимают на кнопку «Вкл», замыкая этим цепь катушек контактора К и блокиру ющего РБ. При этом срабатывает только контактор, который замы кает цепь включающей катушки ВК. Как только якорь займет по ложение «Включено», замыкающие блок-контакты БА выключателя замкнутся, а размыкающие — разомкнутся. Один из блок-контактов шунтирует катушку контактора К, который разорвет цепь включаю щей катушки. В этом случае все напряжение сети будет приложено к катушке блокирующего реле РБ, которое, сработав, своими кон тактами еще раз шунтирует катушку контактора.
212