Файл: Маринов, И. А. Устройство и эксплуатация преобразовательных подстанций городского электротранспорта учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(демпферные шайбы). При прекращении протекания тока через катушку реле наличие короткозамкнутых витков задерживает спад магнитного потока в магнитной системе и якорь некоторое время удерживается в притянутом положении. Выдержка времени опре­ деляется натяжением пружины якоря и составляет 5—8 сек. Недо­ статком реле является наличие разброса по времени, однако из-за простоты конструкции оно нашло широкое применение в схемах автоматики.

Реле РЭ выполняется без кожуха и имеет два или три кон­ такта.

Реле РЭ обладает большой индуктивностью, что необходимо учитывать при включении его через выпрямительное устройство, собранное .на полупроводниковых диодах, так как возникающие при отключениях перенапряжения могут вывести из строя диоды.

Включать реле

РЭ рекомендуется

по одной из приведенных

схем (рис. 200).

 

 

Промежуточные

электромагнитные

реле РП-250 применяются

в качестве вспомогательных реле в

цепях постоянного (реле

РП-251; РП-252; РП-253; РП-254 и РП-255) и переменного (реле РП-256) тока, когда необходимо увеличить количество контактов основных реле автоматики или защиты, или блок-контактов обо­ рудования, или требуется замедление срабатывания.

Используемые в схемах автоматики реле РП-251 применяются,

когда

требуется

создание выдержки времени

при срабатывании,

а реле

РП-252

и РП-256, — когда требуется

создание выдержки

времени при снятии напряжения с обмотки реле. На рис. 201 дан общий вид реле РП-256.

Реле РП-250 имеют Ш-образную магнитную систему клапанно­ го типа. На среднем сердечнике магнитной системы находятся ра­ бочая катушка 1 и медные демпферные шайбы 8, создающие вы­ держку времени при отпадании якоря. У реле РП-251 демпферные шайбы располагаются в передней части сердечника, у реле РП-252 и РП-256 каркасы катушек медные.

Реле РП-250 смонтированы в прямоугольном пластмассовом корпусе, состоящем из цоколя 4 и кожуха 3. Рассматриваемые ре­ ле имеют пять замыкающих контактов. Поворотом неподвижных контактных угольников 16 на 180° можно получить различные ком­ бинации контактных групп (из замыкающих и размыкающих' кон­ тактов) .

Реле РП-251, РП-252 работают на напряжении от 24 до 220 в постоянного тока. Реле РП-256 включается в сеть переменного то­ ка через встроенный выпрямительный мост 7, набранный из полу­ проводниковых диодов.

Максимальный ток размыкания контактов при безындуктивной

нагрузке — 5 а при 110 в и 1 а при 220 в.

Длительно допустимый

ток через контакт 'реле — 5 а. Мощность,

потребляемая обмоткой,

у реле РП-251

и РП-252—6—8 вт,

и у реле РП-256—8 ва. Время

срабатывания

реле РП-251 от 0,07

до 0,11

сек,

а реле РП-252 и

РП-256 от 0,5

до 1 сек. Время срабатывания

реле РП-251 и от­

285


г

пускания реле РП-252 и РП-256 зависит от количества демпфер ных шайб. С уменьшением количества шайб это время умень шается.

Рис. 201. Общий вид |реле РП-256:

а

разрез,

вид сбоку, б —вид сверху;

1 рабочая катушка, 2 —магнитная система, 3 — ко-

жух,

4 — цоколь,

5 - крепящие винты,

6 — винт неподвижного

контакта, 7 — выпрямитель­

ный

мост,

8 — демпферные шайбы, 9 -

регулировочные

винты,

10 - крепящий

угольник,

1

скоба,

12

якорь, 13 — возвратная

пружина, 14 — траверса,

15 —подвижные

контакты,

76

неподвижные контакты, 77 —контактная пружина,

18 — изоляционная колодка, 19 — на­

 

 

 

правляющая пластинка

 

 

Напряжение и время срабатывания или отпускания реле зави­ сит также от величины зазора между якорем и сердечником, кото­ рое изменяется регулировочными винтами 9.

Реле постоянного тока должны включаться таким образом, чтобы разрыв (кнопка, контакт) был со стороны положительного полюса. Это вызвано тем, что при глухом присоединении к поло­ жительному полюсу и наличии разрыва со стороны отрицательного

286

полюса за счет токов утечки возникает электрокоррозия меди ка­

тушки.

Основными элементами термобиметаллического реле времени (рис. 202) являются: биметаллическая пластина 2 (две спаянные вместе пластины из разных металлов), обмотка 1 из провода с

Рис. 202. Термобиметаллическое реле времени:

а — с регулировочным винтом, б — с термокомпенсацией, 1 — обмотка,

2 — биметаллическая

пластина, 3 — контактные пружины, 4 — регулировочный

винт

большим удельным сопротивлением и контактная пружина 3. У не­ которых реле биметаллическая пластина одновременно является

контактной.

При включении обмотки выделяющееся тепло нагревает биме­ талл, пластина 2 изгибается вверх и замыкает или переключает контакты. Время срабатывания непостоянно (может колебаться в пределах 20—40%) и зависит от расстояния между контактами и

от тока, протекающего по обмотке.

Реле имеют два исполнения: с регулировочным винтом, с по­ мощью которого можно менять зазор между контактами для уче­ та температуры окружающей среды; с компенсацией температуры окружающей среды (в пределах +15±5°С ), которая достигается применением двух биметаллических пластин.

287


Реле имеют одну контактную группу, действующую на замы­ кание при переключение. Термобиметаллическое реле, устанавли­

ваемое на корпусе реле РКН,

называется

термогруппой ТГ.

 

 

в

Кпромежуточному

 

 

 

Реле, выпускаемые

 

 

виде отдельной

конструк­

реле

 

 

 

ции,

обозначаются:

РТС-1

 

 

 

 

 

 

с контактной

группой

на

 

 

 

 

 

 

замыкание и РТС-2 с

 

 

 

 

 

 

контактной

группой

на

 

 

 

 

 

 

переключение.

реле

 

пере­

 

 

 

 

 

 

 

Контакты

 

 

 

 

 

 

 

 

ключаются

 

медленно

и

 

 

 

 

 

 

размыкать

цепь

поэтому

 

 

 

 

 

 

не могут, за исключением

 

 

 

 

 

 

активной

нагрузки,

не

 

 

 

 

 

 

превышающей 0,2

а.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

создания

 

выдер­

 

 

 

 

 

 

жек

времени

 

более

15—

 

 

 

 

 

 

20 сек

применяются

реле

 

 

 

 

 

 

моторные,

электронные

и

 

 

 

 

 

 

с часовым механизмом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

получения

 

боль­

 

 

 

 

 

 

ших

выдержек

времени

 

 

 

 

 

 

применяются реле с синх­

 

 

 

 

 

 

ронными двигателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реле Е-52 состоит из

 

 

 

 

 

 

синхронного

 

двигателя

 

 

 

 

 

 

СД-2 с гистерезисным мо­

 

 

 

 

 

 

ментом, редуктора с элек­

 

 

 

 

 

 

тромагнитом,

 

устройства

 

 

 

 

 

 

регулирования

выдержки

 

 

 

 

 

 

времени и выходного реле

 

 

 

 

 

 

РПТ-100.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип действия это­

 

 

 

 

 

 

го реле поясняется рис.

 

 

 

 

 

 

203, а. При замыкании це­

 

 

 

6)

 

 

пи двигателя

3 вращение

 

 

 

 

 

его

через

понижающий

 

Рис. 203. Реле Е-52:

 

редуктор

2

при

помощи

 

 

торцевого храповика 1 пе­

а устройство

реле,

б —электрическая схема;

/ — храповик,

2 — редуктор,

3 — двигатель, 4 —

редается

звездочке

5,

контактная

система,

5 — звездочка,

6 — визир,

жестко

связанной с рыча­

7 — шкала,

8 и

11 — рычаги,

9 — возвратная пру­

жина, 10 — гайка фиксации

шкалы,

12 — пружи­

гом 8, приводящим в дей-1

на, 13 — электромагнит, 14 — обмотка

выходного

 

 

 

реле

 

 

ствие

контактную

 

систе­

звездочкой

 

 

 

 

 

му 4. Зацепление

 

между

и храповиком осуществляется

с

помощью

рычага

11

электромагнита 13.

Выдержка времени устанавливается поворотом шкалы 7 отно­ сительно визира 6. Со шкалой жестко связан упор, к которому ры­

288


чаг 8

прижат возвратной

пружиной 9. При повороте шкалы ры­

чаг 8 поворачивается относительно

контактной

системы на

угол,

соответствующий требуемой выдержке времени.

 

 

 

Возврат реле в исходное положение происходит в момент пре­

кращения тока в цепи управления

реле. При этом пружина 12

выводит звездочку из зацепления с храповиком

1, а

возвратная

пружина 9 поворачивает рычаг до упора на шкале.

 

 

На

рис. 203,

б дана

 

 

 

 

Р2

 

 

 

электрическая

схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

реле.

Клеммы

1—4

 

 

 

 

 

 

 

 

это выводы цепей уп­

 

 

 

 

 

 

 

 

равления, клеммы 5

 

 

 

 

 

 

 

 

10 — выводы контактов

 

 

 

 

 

 

 

 

встроенного реле 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реле Е-52 исполь­

 

 

 

 

 

 

 

 

зуется для переменного

 

 

 

 

 

 

 

 

тока

 

напряжением

 

 

 

 

 

 

 

 

220 в. По заказу оно

 

 

 

 

 

 

 

 

может

быть исполнено

 

 

 

 

 

 

 

 

на напряжение

127

и

 

 

 

 

 

 

 

 

12 в. Выдержки време­

 

Рис. 204. Принципиальная электрическая схе­

ни устанавливаются

в

 

 

ма 'реле Е-511 на напряжение 220 в:

 

пределах

от

1

до

 

PI обмотка

основного реле и его контакты,

Р2

60 сек. Потребляемая

 

обмотка вспомогательного реле и его контакты, CI —

 

конденсатор 0,5 мкф 400 в; RJ —резистор сопротив­

мощность

реле

26 ва;

лением

20 ком

2 вт, г\

и г2 — резисторы

сопротивле­

 

нием

2,2 ком

0,5 вт,

С'2 — конденсатор

0,25

мкф

разрывная

мощность

 

400 в,

R2 — резистор

сопротивлением 6,2

ком.

2 вт

контактов

при

напря­

 

 

 

 

 

 

 

 

жении 220 в переменного тока — 800 ва, при напряжении 220 в по­ стоянного тока — 100 вт. Реле имеет два замыкающих и один раз­ мыкающий контакт.

На этом же принципе построена работа реле Е-58, Е-512, Е-513, ВС-10, которые отличаются от реле Е-52 диапазоном создаваемой выдержки времени и количеством независимых друг от друга по времени замыкающих или размыкающих контактов. Реле Е-58 может создавать выдержку времени от 2 до 60 сек и имеет три независимые друг от друга по времени контакта. Реле ВС-10 (про­ граммное реле) может создавать выдержки времени до 30 мин, в зависимости от модификации реле, и имеет шесть контактов с независимой регулировкой выдержки времени. При помощи реле ВС-10 можно задать программу последовательного включения и отключения объектов через заданные интервалы времени.

Выдержку времени до 200 сек с высокой степенью точности можно получить о помощью электронного реле ВЛ-17 (ем. § 32).

На тяговых подстанциях существует схема автоматического пе­ реключения питания потребителей собственных нужд, которая в случае выхода из строя одного источника питания производит пе­ реключение на другой, резервный источник.

Органом, контролирующим наличие напряжения во всех трех фазах, является реле обрыва фаз Е-511.

289


Реле обрыва фаз Е-511 (рис.'204) состоит из двух электромаг­ нитных реле напряжения 'клапанного типа (основного и вспомога­ тельного) и фильтра напряжения отрицательной последователь­ ности (ФНОП). Фильтр напряжения состоит из двух цепей после­ довательно включенных конденсаторов и сопротивлений. Одна

цепь подключена

к линейному напряжению фаз А я В

(выводы 2

и 4), другая — к

линейному напряжению фаз В я С

(выводы 4

я 6). Нагрузкой фильтра является вспомогательное реле напряже­ ния Р2, которое подключается на выход фильтра к точкам соеди­ нения конденсатора и сопротивления. Основное реле напряжения Р1 включено через нормально замкнутые контакты реле Р2 на ли­ нейное напряжение фаз А я С (выводы 2 и 6).

При нормальном режиме (симметрии напряжений трехфазной системы) напряжение на выходе фильтра равно нулю, тока в об­ мотке вспомогательного реле нет и его контакт Р2 замкнут. Ре­ ле Р1 обтекается током и его замыкающий контакт замкнут, а размыкающий контакт — разомкнут.

При обрыве одной фазы на выходе фильтра возникает напря­ жение, вспомогательное реле напряжения Р2 сработает и разом­ кнет своим контактом цепь основного реле. Основное реле произво­ дит переключение контакторов собственных нужд и подает сигнал.

При обрыве двух или трех фаз непосредственно срабатывает

основное реле.

Реле исполняется на номинальное линейное напряжение 100, 220 и 380 в я нормально работает при колебании напряжения

±10% номинального.

Потребляемая мощность реле в зависимости от напряжения находится в пределах 6—10 ва. Разрывная мощность контактов основного реле составляет 30 вт при 220 в постоянного тока или 100 ва при 220 в напряжения переменного тока и индуктивной на­

грузке.

При включении реле следует установить правильный порядок чередования фаз. Переменные сопротивления г2 в схеме фильтра служат для настройки реле для каждой конкретной схемы собст­ венных нужд.

В схемах телемеханики применяются телефонные реле РКН (реле круглое нормальное) и РПН (реле плоское нормальное) (рис. 205). Существует несколько разновидностей реле: для по­ стоянного и переменного тока; одно-, двух-, трех- и четырехобмо­ точные; с одной, двумя и тремя контактными группами; нормаль­ ные и замедленные.

Реле переменного тока имеют не более четырех контактных пружин и не более одной обмотки. Если требуется реле с большим количеством контактов и обмоток, то применяют реле постоянного тока, включенные через полупроводниковый выпрямитель.

Двух-, трех- и четырехобмоточные реле применяются в слож­ ных схемах для регулирования времени действия реле, разделения питания и избежания ложных цепей и т. д. Время отпускания яко­ ря у нормально действующих реле составляет 8—50 мсек, а у реле

290