Файл: Лурье, Г. Б. Основы технологии абразивной доводочно-притирочной обработки учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
§ 4. СИСТЕМЫ ДОПУСКОВ, КЛАССЫ ТОЧНОСТИ
Системой допусков называется закономерно постро енная совокупность рядов допусков и посадок, приме няемых в машиностроении. Система допусков подраз деляется:
по |
величине зазоров или натягов — и а" ряд посадок; |
по |
основанию .системы — на систему отверстия и |
систему вала;, по величине допусков — на классы точности.
С и с т е м а о т в е р с т и я (условное обозначение СА) характеризуется тем, что у нее за основу принято отверстие А в детали, причем предельные отклонения отверстия остаются постоянными для данного номиналь
ного диаметра и класса |
точности, а различные |
посадки |
осуществляются за счет |
изменения предельных |
откло |
нений валов (рис. 2,а). |
|
|
Допуск |
Допуск |
|
хотдерстия |
|
|
отверстия |
|
|
|
|
|
|
|
|
ш ш |
|
вал/у/, |
hV |
||
|
|
|
|
|
уУ//у/. |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
V//////////////, |
|
|||||
|
|
|
|
Подвижные |
Переходные и |
||||
|
|
|
|
посадки |
неподвижные |
||||
|
|
|
|
|
6) |
|
посадки. |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Рис. 2. Графическое изображение посадок |
в системе |
отвер- |
|||||||
|
сия |
(а) и в системе вала (б) |
|
|
|
|
|||
С и с т е м а |
в а л а |
(условное |
обозначение |
|
СВ) ха |
||||
рактеризуется |
тем, |
что в ней основной деталью |
являет |
||||||
ся вал В, причем предельные отклонения |
вала |
остаются |
|||||||
постоянными |
для |
данного номинального |
диаметра и |
||||||
класса точности, а различные посадки |
осуществляются |
||||||||
за счет изменения |
предельных |
отклонений |
|
отверстий |
|||||
(рис. 2,6). Та или |
иная |
система |
выбирается |
на основе |
|||||
технологических н экономических |
соображений. |
Систе |
ма отверстия имеет большее распространение, чем си стема вала. Преимуществом системы отверстия являет ся меньшая потребность в дорогостоящем мерном ин-
9
струменте |
(зенкеры, развертки, протяжки, |
притиры), |
||
так как для |
всех посадок одного |
и того же |
класса и |
|
номинального |
размера предельные |
размеры |
отверстия |
|
о ста ются |
шостоян и ы м и. |
|
|
Государственным стандартом установлен ряд степе ней точности обработки деталей, называемых классами точности. Класс точности характеризуется величиной допуска. Для -размеров от 1 до 500 мм предусматри вается 10 .классов в порядке убывания точности (1, 2, 2а, 3, За, 4, 5, 7, 8, 9). Чем меньше номер класса, тем меньше допуск. Например, допуски на отверстия диа метром 18—30 мм для различных классов точности равны:
Класс точности |
1 |
2 |
2а |
3 |
За |
4 |
5 |
Допуск, мкм |
13 |
23 |
33 |
45 |
84 |
140 |
280 |
С увеличением размера сопрягаемых поверхностей величина допуска увеличивается. Например, изменение величины допуска в зависимости от размера для 2-то
класса точности |
будет: |
|
|
|
|
|
||
Диаметр |
отверстия, мм |
. . . |
1 - 3 |
3 - G |
Р - 1 0 |
10-18 |
18-30 |
3d—50 |
Величина |
допуска, мкм |
. . . |
10 |
13 |
1G |
19 |
23 |
27 |
Диаметр |
отверстия, мм |
. . . |
50-80 |
80-120 120—ISO 180—260 2G0-3C0 ЗСО—500 |
||||
Величина |
допуска, мкм |
. . . |
30 |
35 |
40 |
'15 |
50 |
60 |
Чтобы показать, |
с какой посадкой и по какому клас |
||
су точности нужно |
изготовить деталь, на • чертеже при |
||
номинальном |
размере ставится б у к в а , |
обозначаю |
|
щая посадку, |
и |
ц и ф р а , определяющая |
класс точ |
ности. Приведем пример обозначения допусков в систе ме отверстия. Допустим, что отверстие диаметром 25 мм должно быть изготовлено по 3-му «л а осу точности. На чертеже обозначение запишется так: 0 25 Л3 . Буква А показывает, что допуск выбран в системе отверстия, а цифра 3 — это 3-й класс точности. Числовые значения этих' отклонений отверстия мы находим по таблицам
допускав. В зависимости от номинального размера, |
клас |
|||||
са точности и посадки |
они 'будут |
равны: верхнее |
откло |
|||
нение +45 мкм, а нижнее — нулю. Числовое |
значение |
|||||
для данного примера: |
0 25+0 '0 4 5 . |
Указание в чертеже |
||||
0 |
25 Хг |
обозначает: |
вал диаметром 25 мм 3-го |
клас |
||
са |
точности, посадка |
ходовая |
в системе |
отверстия. |
||
Числовое |
значение: |
0 25 Iq'oIs |
(отклонение |
—25 и |
—85 мкм).
Приведем пример обозначения допусков в системе вала. Отклонения основной детали (вала) в системе ва-
ю
ла обозначают на чертеже буквой В и оправа ставят индекс (цифру) класса точности. Например, ф 20В читается: вал диаметром 20 мм 2-,го .класса точности (для 2-го класса точности цифра 2 может быть опуще на) в системе вала.
Иногда на чертежах наряду с условными обозначе ниями допусков указывают их числовые значения, например: 27 .
На сборочных чертежах условные обозначения про ставляют в виде дроби: в числителе — условное обозна
чение допусков отверстия, в знаменателе то же для |
ва |
|
ла. Например, |
^ ~ J J означает напряженную |
по |
садку (Н) вала |
в системе отверстия по 2-му классу |
точности с номинальным диаметром 50 мм.
§ 5. ДОПУСКИ НА ГЛАДКИЕ КОНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Конические соединения применяются в машинострое нии в тех случаях, когда нужно либо передать усилие при вращении деталей (неподвижные соединения), ли бо создать плотное (герметичное) соединение двух де талей, либо для создания соосности вращающихся деталей относительно
друг друга. |
|
|
|
|
||
Коническое |
соедине |
|
||||
ние |
состоит |
из |
кониче |
|
||
ской |
поверхности |
охва |
|
|||
тываемой |
детали |
(ва |
|
|||
ла), называемой на-' |
|
|||||
ружным |
конусом, и по |
|
||||
верхности |
охватываю |
|
||||
щей |
детали |
|
(втулки), |
|
||
называемой |
|
внутрен |
|
|||
ним конусом. В кониче |
|
|||||
ском соединении раЗЛН- |
Рис. 3. Коническое соединение |
|||||
чают следующие основ |
|
|||||
ные элементы |
(рис. 3): |
|
||||
угол конуса (3 = 2 а |
— угол между двумя образую |
щими конуса, лежащими в одном осевом сечении;
угол уклона |
а — |
угол между образующей конуса |
||
и его осью |
(половина |
угла |
конуса); |
|
уклон |
i = tga |
(половина |
конусности); |
п
конусность — отношение разности диаметров двух
поперечных сечений конуса к |
расстоянию между |
ними |
K = 2/=2tga ; |
|
|
база конуса — плоскость, |
перпендикулярная |
к оси |
конуса, по отношению к которой определяется положе ние сечений конуса;
расчетное сечение — сечение конуса, перпендикуляр ное оси, расположенное на определенном расстоянии от базы конуса;
|
базовое расстояние — расстояние расчетного сече |
|
ния |
до базы конуса; |
|
|
/ — для малого диаметра d сечения н L — для боль |
|
шого диаметра |
D сечения; |
|
|
межбазовое |
расстояние •— расстояние между база |
ми |
обоих сопрягаемых конусов / — L . |
За базу внутреннего конуса принимают обычно тор цовую поверхность большого основания внутреннего ко нуса. За базу наружного конуса принимают лю'буго торцовую поверхность наружного конуса^ удобную для измерения необходимых расстояний.
Для удовлетворения основных требований, предъяв ляемых к коническим соединениям (высокая точность центрирования, передача наибольшего крутящего мо мента), необходимо обеспечить наиболее полное приле гание поверхности наружного и внутреннего конусов по всей длине соединения.
В конических соединениях допусками ограничивают ся отклонения угла конуса, размер базового диаметра конуса, отклонения формы конических поверхностей, а также общая длина конусов. Для конусов инструментов отклонения углов уклона а назначаются в пределах
± 4 0 " до ± Г. При попарной взаимной притирке погреш ность угла конуса можно уменьшить до 4", а погреш ности конусности к до '0,00002.
§ 6. ДОПУСКИ НА РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Резьбовые соединения применяются для разъемного соединения деталей машин (крепежные резьбы), для точных перемещений в измерительных приборах и стан ках, для преобразования вращательного движения в прямолинейное, для герметичных соединений трубопро водов и пр. По профилю винтовые поверхности резьбы разделяются на треугольные, трапецеидальные и др.
12