Файл: Лурье, Г. Б. Основы технологии абразивной доводочно-притирочной обработки учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 4. СИСТЕМЫ ДОПУСКОВ, КЛАССЫ ТОЧНОСТИ

Системой допусков называется закономерно постро­ енная совокупность рядов допусков и посадок, приме­ няемых в машиностроении. Система допусков подраз­ деляется:

по

величине зазоров или натягов — и а" ряд посадок;

по

основанию .системы — на систему отверстия и

систему вала;, по величине допусков — на классы точности.

С и с т е м а о т в е р с т и я (условное обозначение СА) характеризуется тем, что у нее за основу принято отверстие А в детали, причем предельные отклонения отверстия остаются постоянными для данного номиналь­

ного диаметра и класса

точности, а различные

посадки

осуществляются за счет

изменения предельных

откло­

нений валов (рис. 2,а).

 

 

Допуск

Допуск

 

хотдерстия

 

отверстия

 

 

 

 

 

 

 

ш ш

 

вал/у/,

hV

 

 

 

 

 

уУ//у/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V//////////////,

 

 

 

 

 

Подвижные

Переходные и

 

 

 

 

посадки

неподвижные

 

 

 

 

 

6)

 

посадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Графическое изображение посадок

в системе

отвер-

 

сия

(а) и в системе вала (б)

 

 

 

 

С и с т е м а

в а л а

(условное

обозначение

 

СВ) ха­

рактеризуется

тем,

что в ней основной деталью

являет­

ся вал В, причем предельные отклонения

вала

остаются

постоянными

для

данного номинального

диаметра и

класса точности, а различные посадки

осуществляются

за счет изменения

предельных

отклонений

 

отверстий

(рис. 2,6). Та или

иная

система

выбирается

на основе

технологических н экономических

соображений.

Систе­

ма отверстия имеет большее распространение, чем си­ стема вала. Преимуществом системы отверстия являет­ ся меньшая потребность в дорогостоящем мерном ин-

9



струменте

(зенкеры, развертки, протяжки,

притиры),

так как для

всех посадок одного

и того же

класса и

номинального

размера предельные

размеры

отверстия

о ста ются

шостоян и ы м и.

 

 

Государственным стандартом установлен ряд степе­ ней точности обработки деталей, называемых классами точности. Класс точности характеризуется величиной допуска. Для -размеров от 1 до 500 мм предусматри­ вается 10 .классов в порядке убывания точности (1, 2, 2а, 3, За, 4, 5, 7, 8, 9). Чем меньше номер класса, тем меньше допуск. Например, допуски на отверстия диа­ метром 18—30 мм для различных классов точности равны:

Класс точности

1

2

3

За

4

5

Допуск, мкм

13

23

33

45

84

140

280

С увеличением размера сопрягаемых поверхностей величина допуска увеличивается. Например, изменение величины допуска в зависимости от размера для 2-то

класса точности

будет:

 

 

 

 

 

Диаметр

отверстия, мм

. . .

1 - 3

3 - G

Р - 1 0

10-18

18-30

3d—50

Величина

допуска, мкм

. . .

10

13

1G

19

23

27

Диаметр

отверстия, мм

. . .

50-80

80-120 120—ISO 180—260 2G0-3C0 ЗСО—500

Величина

допуска, мкм

. . .

30

35

40

'15

50

60

Чтобы показать,

с какой посадкой и по какому клас­

су точности нужно

изготовить деталь, на • чертеже при

номинальном

размере ставится б у к в а ,

обозначаю­

щая посадку,

и

ц и ф р а , определяющая

класс точ­

ности. Приведем пример обозначения допусков в систе­ ме отверстия. Допустим, что отверстие диаметром 25 мм должно быть изготовлено по 3-му «л а осу точности. На чертеже обозначение запишется так: 0 25 Л3 . Буква А показывает, что допуск выбран в системе отверстия, а цифра 3 — это 3-й класс точности. Числовые значения этих' отклонений отверстия мы находим по таблицам

допускав. В зависимости от номинального размера,

клас­

са точности и посадки

они 'будут

равны: верхнее

откло­

нение +45 мкм, а нижнее — нулю. Числовое

значение

для данного примера:

0 25+0 '0 4 5 .

Указание в чертеже

0

25 Хг

обозначает:

вал диаметром 25 мм 3-го

клас­

са

точности, посадка

ходовая

в системе

отверстия.

Числовое

значение:

0 25 Iq'oIs

(отклонение

—25 и

—85 мкм).

Приведем пример обозначения допусков в системе вала. Отклонения основной детали (вала) в системе ва-

ю


ла обозначают на чертеже буквой В и оправа ставят индекс (цифру) класса точности. Например, ф 20В читается: вал диаметром 20 мм 2-,го .класса точности (для 2-го класса точности цифра 2 может быть опуще­ на) в системе вала.

Иногда на чертежах наряду с условными обозначе­ ниями допусков указывают их числовые значения, например: 27 .

На сборочных чертежах условные обозначения про­ ставляют в виде дроби: в числителе — условное обозна­

чение допусков отверстия, в знаменателе то же для

ва­

ла. Например,

^ ~ J J означает напряженную

по­

садку (Н) вала

в системе отверстия по 2-му классу

точности с номинальным диаметром 50 мм.

§ 5. ДОПУСКИ НА ГЛАДКИЕ КОНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

Конические соединения применяются в машинострое­ нии в тех случаях, когда нужно либо передать усилие при вращении деталей (неподвижные соединения), ли­ бо создать плотное (герметичное) соединение двух де­ талей, либо для создания соосности вращающихся деталей относительно

друг друга.

 

 

 

 

Коническое

соедине­

 

ние

состоит

из

кониче­

 

ской

поверхности

охва­

 

тываемой

детали

(ва­

 

ла), называемой на-'

 

ружным

конусом, и по­

 

верхности

охватываю­

 

щей

детали

 

(втулки),

 

называемой

 

внутрен­

 

ним конусом. В кониче­

 

ском соединении раЗЛН-

Рис. 3. Коническое соединение

чают следующие основ­

 

ные элементы

(рис. 3):

 

угол конуса (3 = 2 а

— угол между двумя образую­

щими конуса, лежащими в одном осевом сечении;

угол уклона

а —

угол между образующей конуса

и его осью

(половина

угла

конуса);

уклон

i = tga

(половина

конусности);

п


конусность — отношение разности диаметров двух

поперечных сечений конуса к

расстоянию между

ними

K = 2/=2tga ;

 

 

база конуса — плоскость,

перпендикулярная

к оси

конуса, по отношению к которой определяется положе­ ние сечений конуса;

расчетное сечение — сечение конуса, перпендикуляр­ ное оси, расположенное на определенном расстоянии от базы конуса;

 

базовое расстояние — расстояние расчетного сече­

ния

до базы конуса;

 

/ — для малого диаметра d сечения н L — для боль­

шого диаметра

D сечения;

 

межбазовое

расстояние •— расстояние между база­

ми

обоих сопрягаемых конусов / — L .

За базу внутреннего конуса принимают обычно тор­ цовую поверхность большого основания внутреннего ко­ нуса. За базу наружного конуса принимают лю'буго торцовую поверхность наружного конуса^ удобную для измерения необходимых расстояний.

Для удовлетворения основных требований, предъяв­ ляемых к коническим соединениям (высокая точность центрирования, передача наибольшего крутящего мо­ мента), необходимо обеспечить наиболее полное приле­ гание поверхности наружного и внутреннего конусов по всей длине соединения.

В конических соединениях допусками ограничивают­ ся отклонения угла конуса, размер базового диаметра конуса, отклонения формы конических поверхностей, а также общая длина конусов. Для конусов инструментов отклонения углов уклона а назначаются в пределах

± 4 0 " до ± Г. При попарной взаимной притирке погреш­ ность угла конуса можно уменьшить до 4", а погреш­ ности конусности к до '0,00002.

§ 6. ДОПУСКИ НА РЕЗЬБОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Резьбовые соединения применяются для разъемного соединения деталей машин (крепежные резьбы), для точных перемещений в измерительных приборах и стан­ ках, для преобразования вращательного движения в прямолинейное, для герметичных соединений трубопро­ водов и пр. По профилю винтовые поверхности резьбы разделяются на треугольные, трапецеидальные и др.

12