Файл: Лебедев, Н. Н. Курс инженерной геодезии. Геодезические работы при проектировании и строительстве городов и тоннелей учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а максимальное отклонение колонн от вертикали на всей высоте соору­ жения определяется величиной ±10 мм. Следовательно, требуется довольно высокая точность разбивки колонн на каждом перекрытии. Поэтому точки опорной геодезической сети или точки, принятые в качестве исходных для разбивки осей сооружения и смещенных осей колонн первого яруса, должны быть спроектированы по верти­ калям на каждое последующее перекрытие. В строительных конст­ рукциях должны быть предусмотрены отверстия, позволяющие рас­ сматривать с фундамента до самого верха сооружения через все перекрытия. Для этих целей могут быть использованы вентиляцион­ ные каналы п трубы мусоропроводов.

При строительстве здания СЭВ с фундамента на перекрытия передавалась опорная геодезическая сеть, включающая 16 точек и состоящая из примыкающих друг к другу четырехугольников.

На проспекте Калинина при монтаже высоких железобетонных каркасов в качестве обоснования с фундамента на перекрытиях

проектировали по три

точки,

расположенные на одной

прямой.

Для проектирования

точек

по вертикалям применялся

оптиче­

ский центрировочный прибор «ОЦП-Зенит», сконструированный на кафедре прикладной геодезии МИИГАиК (рпс. 71).

Прибор имеет визирную трубу от нивелира НСМ-2А с самоустанавлпвающейся линией визирования. Перед объективом трубы смон­ тирована пентапризма (закрыта оправой), изменяющая направление визирной оси трубы на 90° и направляющая ее отвесно при рабочем положении инструмента. В прибор вмонтировано индикаторное устройство, позволяющее исключать постоянную ошибку преломля­ ющего угла пептапрнзмы путем проектирования точек при двух положениях трубы, повернутых одна относительно другой на 180°.

На рпс. 72 показан процесс проектирования точки на верхние ярусы. Помощник на перекрытии верхнего яруса совмещает пере­ крестие марки с вертикальной линией визирования по команде наблюдателя, передаваемой при помощи переносного телефона.

Для устранения неудобств, связанных с передачей команд на­ блюдателем, прибор «ОЦП-Зенит» был модернизирован: пента­ призму сделали поворачивающейся и внесли конструктивные

изменения, позволяющие

визировать не только снизу вверх, но

и сверху вниз. Прибору

присвоили название «ПОВП» — прибор

оптического вертикального

проектирования.

Появилась возможность устанавливать прибор на перекрытии верхнего яруса и центрировать его над точкой, закрепленной внизу на фундаменте.

С этой целью инструмент устанавливают на специальную под­ ставку, укрепляемую на стандартном штативе от теодолита и име­ ющую винты для микрометренного перемещения прибора в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Надобность в помощнике наблюдателя при проектировании точек отпала.

На рис. 73 показан «ПОВП», установленный на перекрытии 25-го этажа.

218


Рве, 71

Pile,

Рис. 73

Рпс


После перенесения всех точек на перекрытие яруса проверяют правильность проектирования опорных точек путем тщательного измерения расстояний между ними и проверки створности точек, расположенных на одной прямой.

Анализ производственного материала показал, что средняя квад­ ратическая ошибка проектирования точек приборами «ОЦП-Зенит» или «ПОВГІ» на высоту 50—70 м не выходит за пределы ±2,0 мм.

Для вертикального проектирования в последнее время

фирма

К. Дейсс (ГДР) стала выпускать прибор «PZL» (Прибор «Зенит-лот»)

с самоустанавлнвающейся вертикальной линией визирования,

скон­

струированный на базе нивелира «Копі-007» (рис. 74).

 

РАЗДЕЛ II

ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТОННЕЛЕЙ

Г л а в а VIII ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

§ 42. Виды тоннелей

Развптпе промышленности, энергетики и транспорта, намечен­ ное программой КПСС, неразрывно связано со строительством тоннелей. К напболее крупным тоннелям, сооруженным в последнее время или находящимся в стадпп строительства, относятся тоннель протяжением 5,5 км, построенный для снабжения водой г. Ялты, Яванскпй тоннель в Вахшской долине, предназначенный для оро­ шения полей протяженностью 5,9 км, тоннель длиной около 15 км, подводящий воду с папором к Ингурской ГЭС в горах Свапетип, железнодорожный тоннель по берегу оз. Байкал, ряд железнодорож­ ных тоннелей различной протяженности иа участках железных до­ рог Адлер — Сухуми и Абакан — Тайшет.

Деривационный тоннель Татевской ГЭС имеет длину 18,3 км. В настоящее время заканчивается сооружение грандиозного тон­ неля длиной 48 км, названный Севаи-Арпа, предназначенный для

пополнения водой оз. Севан в Армении.

Широкое применение имеют тоннели в горнорудной промышлен­ ности, которой отведено важное место в развитии народного хозяй­ ства в СССР.

На заводских и промышленных территориях тоннели сооружа­ ются как для транспортных целей, так и для производственной связи цехов; они находят также широкое применение при сооружении различных подземных складов и других инженерных сооружений.

Неопровержимо доказано., что лучшим видом городского транс­ порта является метрополитен. Следовательно, задача улучшения благоустройства городов и населенных мест непосредственно свя­ зана с развитием сети метрополитенов в городах и строительством необходимых для этого тоннелей. Так, в технико-экономических основах генерального плана г. Москвы намечается довести протя­ женность линий метрополитена до 320 км, построить свыше 100 станций и 300 вестибюлей. Ведутся интенсивные строительные работы по расширению сети линий метрополитена в Ленинграде. Сооружаются метрополитены в Тбилиси, Баку. Строится метрополи­ тен в Харькове и других городах.

222


Таким образом, тоннели являются необходимым звеном в строи­ тельстве подземных инженерных сооружений, связанных с ростом и развитием народного хозяйства страны. В связи с этим геодезиче­ ские работы найдет широкое применение при тоннелестроении.

В зависимости от назначения тоннели можно объединить в следу­ ющие основные группы: на путях сообщения (железнодорожные, метрополитена, автодорожные, судоходные, пешеходные); гидро­ технические (подводящие и отводящие тоннели гидростанций, для водоснабжения, ирригационные для орошения и обводнения терри­ торий); коммунальные (канализационные коллекторы, крытые га­ лереи и тоннели для укладки в них сетей городского подземного хозяйства); горнопромышленного и производственного назначения, которые строят на горнопромышленных и фабрично-заводских тер­ риториях.

Тоннели, проложенные на пути водной магистрали, дают возмож­ ность понизить отметку перевала на водораздельном бьефе и тем самым облегчить условия питания канала и уменьшить количество шлюзов. Последнее обстоятельство создает более благоприятные условия эксплуатации водного пути.

Сооружают также тоннели при строительстве крупных иррига­ ционных объектов. Для пропуска донской воды в р. Сал построено несколько тоннелей протяженностью более 7 км каждый.

Для нужд коммунального хозяйства сооружают тоннели преиму­ щественно в больших городах, имеющих развитое подземное хозяй­ ство (водопровод, канализацию, теплофикацию, газофикацию, теле­ фон, свет и т. п.).

Большие объемы сточных, загрязненных и ливневых вод в боль­ ших городах часто не могут вместиться в обычные трубопроводы даже значительных диаметров. В таких случаях требуется сооруже­ ние специальных канализационных коллекторов — тоннелей. Со­ средоточение различных мелких и средних трубопроводов и прокла­ док в специальных тоннелях значительно улучшает условия наблю­ дения за ними и удушевляет стоимость текущего ремонта.

В зависимости от места расположения и назначения тоннелей установилась следующая классификация:

1.Горные тоннели, сооружаемые под массивами и водоразделами.

2.Подводные тоннели, сооружаемые под каналами, реками, озерами и морскими проливами.

3.Городские тоннели, сооружаемые под проездами и застроен­ ными кварталами.

§ 43. Способы сооружения тоннелей

Тоннели мелкого заложения обычно сооружают о т к р ы т ы м способом. Ось запроектированной трассы в этом случае переносят в натуру и закрепляют специальными знаками. Перенесение в на­ туру оси трассы особых затруднений не встречает, так как тоннели

223


мелкого заложения обычно проектируют под малозастроенными открытыми территориями или под широкими улицами и проездами городов.

Строительство тоннелей открытым способом начинают с забивки металлических свай двутаврового профиля по контуру будущих стен тоннеля. Затем производят выемку грунта из котловапа.

По мере углубления котлована между сваями устанавливают деревянные или металлические распорки. На проектной глубине котлована укладывают подготовку 5 из бетона (рис. 75), слой гид­ роизоляции и возводят защитные стенки 4 также со слоем гидроизо­

ляции. Затем бетонируют стены 2 и лоток 3.

После возведения стен

I

до проектной

отметки

на

них

кладут перекрытие

тоннеля 1

 

плоского или

ребристого типа.

 

На

перекрытие

насыпают

 

грунт до

красных отметок

вер­

 

тикальной планировки.

 

 

На

застроенных

террито­

 

риях

для строительства тонне­

 

лей

мелкого заложения приме­

 

няют траншейный

способ, при

 

котором

в местах

расположе­

 

ния стен тоннеля роют узкие

 

котлованы — траншеи

и

на

 

проектной глубине

бетонируют

 

степы.

 

 

 

 

 

В местах, где траншеи прохо­ дят в непосредственной близости к зданиям, в результате земляных работ могут произойти осадки

.зданий, поэтому вместо сплошных траншей роют отдельные колодцы и стены тоннеля бетонируют небольшими по протяжению участками. После окончания сооружения стен и затвердения бетона до соответ­ ствующей прочности над будущим тоннелем выбирают грунт, со­ оружают опалубку и бетонируют перекрытие тоннеля. Затем через отверстия, оставленные в перекрытии, выбирают грунт и бетонируют лоток.

Строительство горных тоннелей начинают непосредственно на дневной поверхности, врезаясь в горный массив. Откосы и лобовую стенку тоннеля облицовывают камнем или бетоном. Сооружение,

оформляющее вход в тоннель н предназначенное для

укрепления

стенок откосов и лобовой стенки тоннеля, отвода воды

от тоннеля

и архитектурного оформления входа в него, называется

п о р т а -

л о м. Порталы обычно сооружают в тех случаях, когда тоннель

в горном массиве начинается полным поперечным сечением. Если

железная дорога под землю уходит не сразу,

а постепенно, то перед

тоннелем сооружают длинную, постепенно

увеличивающуюся вы­

емку, стены которой укрепляют бетоном и л и

камнем. Сооружение,

укрепляющее подход к тоннелю, называется

р а м п о й .

224