Файл: Лебедев, Н. Н. Курс инженерной геодезии. Геодезические работы при проектировании и строительстве городов и тоннелей учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 169
Скачиваний: 2
а максимальное отклонение колонн от вертикали на всей высоте соору жения определяется величиной ±10 мм. Следовательно, требуется довольно высокая точность разбивки колонн на каждом перекрытии. Поэтому точки опорной геодезической сети или точки, принятые в качестве исходных для разбивки осей сооружения и смещенных осей колонн первого яруса, должны быть спроектированы по верти калям на каждое последующее перекрытие. В строительных конст рукциях должны быть предусмотрены отверстия, позволяющие рас сматривать с фундамента до самого верха сооружения через все перекрытия. Для этих целей могут быть использованы вентиляцион ные каналы п трубы мусоропроводов.
При строительстве здания СЭВ с фундамента на перекрытия передавалась опорная геодезическая сеть, включающая 16 точек и состоящая из примыкающих друг к другу четырехугольников.
На проспекте Калинина при монтаже высоких железобетонных каркасов в качестве обоснования с фундамента на перекрытиях
проектировали по три |
точки, |
расположенные на одной |
прямой. |
Для проектирования |
точек |
по вертикалям применялся |
оптиче |
ский центрировочный прибор «ОЦП-Зенит», сконструированный на кафедре прикладной геодезии МИИГАиК (рпс. 71).
Прибор имеет визирную трубу от нивелира НСМ-2А с самоустанавлпвающейся линией визирования. Перед объективом трубы смон тирована пентапризма (закрыта оправой), изменяющая направление визирной оси трубы на 90° и направляющая ее отвесно при рабочем положении инструмента. В прибор вмонтировано индикаторное устройство, позволяющее исключать постоянную ошибку преломля ющего угла пептапрнзмы путем проектирования точек при двух положениях трубы, повернутых одна относительно другой на 180°.
На рпс. 72 показан процесс проектирования точки на верхние ярусы. Помощник на перекрытии верхнего яруса совмещает пере крестие марки с вертикальной линией визирования по команде наблюдателя, передаваемой при помощи переносного телефона.
Для устранения неудобств, связанных с передачей команд на блюдателем, прибор «ОЦП-Зенит» был модернизирован: пента призму сделали поворачивающейся и внесли конструктивные
изменения, позволяющие |
визировать не только снизу вверх, но |
и сверху вниз. Прибору |
присвоили название «ПОВП» — прибор |
оптического вертикального |
проектирования. |
Появилась возможность устанавливать прибор на перекрытии верхнего яруса и центрировать его над точкой, закрепленной внизу на фундаменте.
С этой целью инструмент устанавливают на специальную под ставку, укрепляемую на стандартном штативе от теодолита и име ющую винты для микрометренного перемещения прибора в двух взаимно перпендикулярных направлениях. Надобность в помощнике наблюдателя при проектировании точек отпала.
На рис. 73 показан «ПОВП», установленный на перекрытии 25-го этажа.
218
Рве, 71 |
Pile, |
Рис. 73 |
Рпс |
После перенесения всех точек на перекрытие яруса проверяют правильность проектирования опорных точек путем тщательного измерения расстояний между ними и проверки створности точек, расположенных на одной прямой.
Анализ производственного материала показал, что средняя квад ратическая ошибка проектирования точек приборами «ОЦП-Зенит» или «ПОВГІ» на высоту 50—70 м не выходит за пределы ±2,0 мм.
Для вертикального проектирования в последнее время |
фирма |
К. Дейсс (ГДР) стала выпускать прибор «PZL» (Прибор «Зенит-лот») |
|
с самоустанавлнвающейся вертикальной линией визирования, |
скон |
струированный на базе нивелира «Копі-007» (рис. 74). |
|
РАЗДЕЛ II
ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТОННЕЛЕЙ
Г л а в а VIII ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
§ 42. Виды тоннелей
Развптпе промышленности, энергетики и транспорта, намечен ное программой КПСС, неразрывно связано со строительством тоннелей. К напболее крупным тоннелям, сооруженным в последнее время или находящимся в стадпп строительства, относятся тоннель протяжением 5,5 км, построенный для снабжения водой г. Ялты, Яванскпй тоннель в Вахшской долине, предназначенный для оро шения полей протяженностью 5,9 км, тоннель длиной около 15 км, подводящий воду с папором к Ингурской ГЭС в горах Свапетип, железнодорожный тоннель по берегу оз. Байкал, ряд железнодорож ных тоннелей различной протяженности иа участках железных до рог Адлер — Сухуми и Абакан — Тайшет.
Деривационный тоннель Татевской ГЭС имеет длину 18,3 км. В настоящее время заканчивается сооружение грандиозного тон неля длиной 48 км, названный Севаи-Арпа, предназначенный для
пополнения водой оз. Севан в Армении.
Широкое применение имеют тоннели в горнорудной промышлен ности, которой отведено важное место в развитии народного хозяй ства в СССР.
На заводских и промышленных территориях тоннели сооружа ются как для транспортных целей, так и для производственной связи цехов; они находят также широкое применение при сооружении различных подземных складов и других инженерных сооружений.
Неопровержимо доказано., что лучшим видом городского транс порта является метрополитен. Следовательно, задача улучшения благоустройства городов и населенных мест непосредственно свя зана с развитием сети метрополитенов в городах и строительством необходимых для этого тоннелей. Так, в технико-экономических основах генерального плана г. Москвы намечается довести протя женность линий метрополитена до 320 км, построить свыше 100 станций и 300 вестибюлей. Ведутся интенсивные строительные работы по расширению сети линий метрополитена в Ленинграде. Сооружаются метрополитены в Тбилиси, Баку. Строится метрополи тен в Харькове и других городах.
222