этого способа в трудных топографических условиях связано с боль шими осложнениями, а в условиях городской застройки при проек тировании тоннелей метрополитена он вообще неприменим.
Аналитический способ применяют при проектировании трассы тоннелей метрополитена, а также тоннелей, расположенных в труд ных топографических условиях. Сущность этого способа состоит в следующем: по данным технико-экономических и гидрогеологи ческих изысканий трассу проектируемого тоннеля наносят па план города масштаба 1 : 2000 пли 1 : 500. Затем графически по плану определяют координаты углов поворота трассы. По найденным таким образом координатам вычисляют углы поворота трассы с округле нием до десятых долей секунды, а расстояния между точками пово ротов — с округлением до миллиметра.
Ошибки графического определения координат, полученные
сплана, вызывают смещение запроектированной трассы по отношению
кситуации; однако при этом все элементы трассы между собой строго математически согласованы.
Имея углы поворота и задаваясь длиной радиусов круговых кри
вых с учетом геологических условий, вычисляют длины кривых и линий тангенсов с округлением до миллиметра.
Аналитически вычисленные значения углов поворота, длииы линий и круговых кривых принимают за основу для дальнейшего детального проектирования и перенесения оси тоннеля под землей в процессе строительства.
При аналитическом способе проектирования нет никакой необ ходимости трассировать ось тоннеля на дневной поверхности, по этому он вполне применим и для проектирования горных тоннелей в районах с в ы с о к и м и труднопроходимыми горами, а также при проектировании трасс подводных тоннелей.
§47. Геометрические элементы трассы в плане
Вплане трасса состоит из прямых участков и круговых кривых. Для более плавного перехода с прямого участка на кривые между ними вписывают переходные кривые. В профиле трасса состоит также из прямых отрезков, имеющих подъемы и уклоньц сопряга емые вертикальными круговыми кривыми.
Точки, |
которые делят |
ось трассы на отрезки, |
равные 100 м, |
называют |
п и к е т а м и . |
Началу трассы обычно |
приписывают |
нулевой пикет. Чтобы определить расположение круговой кривой иа трассе, в проектных чертежах должен быть дан пикетаж начала круговой кривой, а для контроля — пикетаж конца ее.
Тоннели метрополитенов преимущественно строят однопутными. Для движения поездов в прямом и. обратном направлениях соору жают два параллельных тоннеля с расстоянием между осями 25,4 м.
Если двигаться по оси трассы между тоннелями в направлении возрастания пикетажа, то тоннель, расположенный вправо, име нуется п р а в ы м, а другой — л е в ы м.