§ 54. Схема построения планового геодезического обоснования на поверхности
Основным плановым геодезическим обоснованием для перенесе ния в натуру запроектированной трассы тоннеля и всех сооружений служит тоннельная триангуляция или трилатерация.
Для сгущения точек планового обоснования, получаемого мето дом триангуляции или трилатерации, строят основную полигоно метрическую сеть или прокладывают полигонометрический ход.
Если местные условия позволяют расположить пункты триан гуляции в непосредственной близости к стволам шахт, то надобность в проложении сплошной основной полигонометрической сети вдоль запроектированной трассы отпадает. В этом случае основную поли гонометрическую сеть развивают только в районах шахтных площа док, в местах скважин, запроектированных по трассе между ство лами и шахтными площадками, и в местах расположения различ ных сооружений, связанных с трассой единой системой коорди нат.
В тех местах, где по местным условиям триангуляцию строить экономически нецелесообразно, геодезическое обоснование можно создавать построением полигонометрических сетей или проложением полигонометрических ходов.
Для передачи координат от пунктов основной полигонометрип к стволам прокладывают сети подходной полигонометрии в виде от дельных ходов системы ходов или замкнутых полигонов, опира ющихся на пункты основной полигоиометрической сети.
Общая схема, планового геодезического обоснования, проклады ваемого для сооружения тоннелей метрополитена, изображена на рис. 8 8 .
От точек подходной полигоиометрической сети координаты пере дают в подземные выработки через стволы шахт. Дирекциониые углы сторон подходной полигоиометрической сети имеют недостаточную точность для ориентирования подземной геодезической основы, поэтому во всех случаях стремятся передачу дирекционного угла с поверхности в подземные выработки произвести непосредственно от сторон триангуляции или в крайнем случае от линий основной полигоиометрической сети.
Процесс передачи через стволы или вертикальные скважины дирекционного угла и координат с поверхности в подземные вы работки называется о р и е н т и р о в а н и е м.
При сооружении тоннелей через порталы или боковые штольни надобность в ориентировании отпадает и подземная полигоиометрия является продолжением ходов основной полигонометрии, привязан ных к пунктам триангуляции. В этих случаях триангуляционные пункты располагают возможно ближе к входам в тоннель (порталы, боковые штольни) и так, чтобы была обеспечена видимость на два-три других пункта триангуляции.
По мере продвижения забоя вперед в подземных выработках для выхода от ствола иа трассу прокладывают ходы подходной подземной полнгонометрпи, координаты п дирекциопный угол для которой передаются с поверхности.
По трассе вслед за движущимся вперед забоем прокладывают ходы сначала рабочей полпгонометрии со сравнительпо короткими сто ронами, затем основной подземной полпгонометрии со сторонами длиной 50—100 м.
При сооружении длинных тоннелей и больших расстояниях между стволами для повышения точности передачи дирекцпоиного угла от приствольной л и н и и к забою прокладывают главные ходы подземной полпгонометрии. Пункты главных полигонометрическпх ходов совмещают с пунктами ходов основной подземной полпгоно метрии через две-три стороны.
С точки ходов рабочей и основной подземной полпгонометрии задается направление забоя, а также выполняются все текущие разбивки подземных сооружений в процессе строительства.
§ 55. Схема построения высотного геодезического обоснования
Сбойка встречных выработок в профиле имеет не меньшее значе ние, чем в плане. Для обеспечения подземных сбоек в профиле со здается высотное геодезическое обоснование, в качестве которого служат нивелирные сети. Класс нивелирных сетей при создании
высотного геодезического обоснования для перенесения проекта профиля трассы и всех сооружений в натуру выбирают в зависимо сти от длины тоннеля и длин встречных подземных выработок, предусмотренных проектом.
Для обеспечения требуемой точности сбойки по высоте в боль шинстве случаев, даже при сравнительно длинных тоннелях (до 5 км), достаточно на поверхности иметь нивелирную сеть IV класса. Однако нивелирные точки, имеющие надежные отметки, необходимы не только для обеспечения подземной сбойки в профиле, но и для наблюдения за осадками поверхности, происходящими под дей ствием подземных работ, а также для правильного учета размера II интенсивности этих осадок, поэтому при строительстве топпелей на поверхности прокладывают нивелирные сети III класса.
На территории городов нивелирные сети, построенные для соору жения тоннелей метрополитенов, опираются на марки нивелирова ния II класса, имеющиеся в городе.
На незастроенных территориях при строительстве железнодо рожных, гидротехнических и других тоннелей нивелирные ходы и сети III класса служат первичным высотным геодезическим обо снованием. Нивелирные ходы III класса, прокладываемые вне горо дов для сооружений тоннелей, привязывают к маркам и реперам I, II и III классов государственных нивелирных сетей. При отсутствии указанных марок и реперов (как на территории работ, так и вблизи нее) нивелирные ходы III класса, проложенные для сооружения тоннеля, привязывают к нескольким реперам, установленным при изысканиях и съемочных работах. В качестве исходной принимается отметка одного из указанных реперов (отметки остальных реперов служат для контроля), а нивелирная сеть уравнивается как сво бодная.
Реперы, закрепленные у двух смежных стволов или порталов, с которых передают отметки в подземные выработки для ведения по высоте встречных забоев, должны быть на поверхности надежно связаны двумя независимыми нивелирными ходами.
При строительстве метрополитенов в городах нивелирные сети III класса, развиваемые для строительства тоннеля, представляют собой вытянутую систему замкнутых полигонов, охватывающую всю полосу возможной деформации. От реперов нивелирования
IIIкласса отметки передают к стволам шахт, а затем через стволы
вподземные выработки.
При сооружении тоннеля через портал отметку в подземные вы работки передают непосредственным продолжением нивелирного хода, идущего на поверхности от репера нивелирования III класса.
Переданные отметки в подземные выработки закрепляют репе рами. По мере продвижения забоя вперед в подземных выработках закрепляют новые реперы, отметки которых определяют нивелиро ванием IV класса, а при удалении забоя от ствола более чем на 1 км, и в других случаях, вызванных той или иной необходимостью, выпол няют нивелирование III класса.
Г л а в а IX
ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ НА ДНЕВНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
§ 56. Виды несбойкн н расчет допусков для построения планового и высотного обоснования
Основная задача геодезистов при сооружении тоннелей — обе спечить сбопкп встречных подземных сооружений.
Если тоннель сооружается от двух стволов А п Б (рнс. 89) при движении одного забоя навстречу другому, то под влиянием ошибок в геодезических работах и разбивках при встрече тоннельных обделок получим расхождение.
Предположим, что точка М проекта обделки при сооружении тоннеля со стороны ствола А в натуре оказалась в точке М А, а та же точка проекта прп сооружении тоннеля со стороны ствола Б оказалась в точке МБ. Тогда линия М АМ Б будет представлять величину иесбойки Q обделки тоннеля в точке М. Аналогично этому, если точка О, расположенная в проектном положении на осп тон неля, при разбивке осп в натуре от ствола А окажется в точке 0 А, а при разбивках со стороны ствола Б окажется в точке 0 Б, то линия 0 А0 Б будет представлять собой несбойку рабочих осей встречных выработок, которую обозначим через q. Несбойка Q обусловливается влиянием ошибок геодезического обоснования, ошибок в разбнвочных работах, отклонением сооружений от разбивочных лпний, закрепленных в натуре, и влиянием деформаций сооружений как в процессе строительства, так и в течение предэксплуатационного периода, в то время как величина несбойки q в основном обусловли вается только ошибками наземного и подземного геодезического обоснования. Поэтому в общем случае величина Q больше величины q.
Размер допустимой величины Q определяется габаритным запа сом, предусмотренным проектом. Если величина фактической не сбойки в обделке тоннеля больше допустимой, т. е. больше габарит ного запаса, то в железнодорожных тоннелях поезда не пройдут и потребуется переделка тоннелей, что связано с большим расходом средств.
Получив размер допустимой несбойки в осях встречных вырабо ток, геодезист должен рассчитать, с какой точностью необходимо выполнить измерения как на поверхности, так и под землей (триангу ляция, основная полигонометрия, ориентировка, подземная полигонометрия, нивелирные работы на поверхности и под землей).
Несбойку в осях подземных выработок q можно разложить на три составляющих: поперечную иесбойку qu, продольную несбойку qt и иесбойку по высоте qh.
При строительстве прямолинейных тоннелей продольная несбойка qt имеет менее существенное значение, чем поперечная несбойка qu. При строительстве криволинейных тоннелей встречными забоями поперечная несбойка qu и продольная несбойка qt приобретают одинаковое значение.
Имеющимися техническими средствами при установившихся способах сооружения тоннелей сбойку встречных тоннелей по вы соте можно осуществить точнее, чем в плане.
При создании геодезического обоснования для сооружения тон нелей, учитывая особую ответственность этих работ, во всех стадиях производства выполняют многократные измерения, из которых за окончательные результаты берут средние значения. Так, например, углы в триангуляции измеряют дважды в различных условиях установленным числом приемов; все углы и линии в полигонометри ческих ходах на поверхности измеряют не менее чем два раза; в под земной полигоиометрической сети производят многократное изме рение углов и т. д.
Из результатов повторных измерений выбирают для вычисления средних значений только те, расхождения между которыми не превышают довольно жестко установленные допуски. При наличии расхождений, близких к предельно допустимым, производят до полнительные измерения.
, При таком положении, когда выборка результатов измерений производится при жестком допуске между первичным и повторным измерением, можно предположить, что результаты средних значений не содержат случайных ошибок по величине, превышающих двойную среднюю квадратическую ошибку, установленную инструкцией для
того или иного класса точ
м |
ности измерений. |
|
|
Рассмотрим |
случай, |
|
когда обделка |
части |
тон |
|
неля, |
сооружаемой |
от |
|
ствола |
А, |
под |
влиянием |
|
ошибок |
геодезического |
|
обоснования, |
строитель |
|
ных ошибок и деформации |
|
конструкции заняла поло |
|
жение |
аах (рпс. 90), |
сме |
|
щенное |
по |
отношению к |
|
проектной |
оси |
тоннеля, |
|
а обделка |
части тоннеля, |
под действием тех же |
сооружаемой от ствола Б, |
факторов сместилась в обратную сторону по |
отношению к проектной оси и заняла положение bbt. |
от ствола |
Обделка тоннеля, |
сооружаемого как в направлении |
А, так п от ствола Б, собирается от рабочих разбнвочиых осой Од—Оа л 0Б—0'Б. Для того чтобы в месте сбойки окончательная ось, поло жение которой в натуре определяется от уравновешенных полнгонометрпческпх ходов после сбойки, ближе расположилась к рабочим осям, из двух значений координат точек ходов рабочей полигоиометрии, полученных по ходам, идущим от стволов А и Б, берут
средние значения, которые принимают в качестве исходных при | уравновешивании подземной полигонометрической сети. При таком уравновешивании окончательная ось, от которой будут в дальнейшем укладывать железнодорожные пути, займет в месте сбойки среднее положение между рабочими осями 0 А—0'А и 0Б—0 Б.
Если уклонение обделок или осей встречных выработок в на правлении линии N M от окончательной оси сс' обозначим через А,
то точки обделки а и Ъ1будут удалены от осп сс' на величину + А,
где D — диаметр сооружаемого тоннеля. Точки b и ах будут расположены на расстоянии —---- А от оси сс .
Следовательно, если проектом предусмотрено допустимое предель ное отклонение обделки тоннеля от окончательного его положения,
равное А, то расхождение рабочих осей двух встречных тоннелей можно допустить равным 2А. Поэтому установленную проектом предельную величину отклонения оси тоннеля от окончательного ее положения при расчетах точности можно рассматривать как среднее квадратическое уклонение рабочих осей выработок от про екта.
Рассчитаем величину средней квадратической ошибки, которую можно допустить в положении рабочей оси в плоскости сбойки, если для тоннеля с тюбинговой обделкой величина А, заданная проектом, равна 100 мм.
На отклонение точек тюбинговой обделки от проекта влияют ошибки планового, а также высотного геодезического обоснования, отклонение колец от рабочей оси при укладке их, отклонение гео метрической формы колец от проектной (эллиптичность) и деформа ция колец под влиянием горного давления.
Размеры влияний указанных ошибок обозначим соответственно через Тц То, т3, т4 и т5.
Можно положить, что влияние ошибок высотного обоснования на общую величину несбойки будет в два раза меньше, чем планового, т. е. т 2 = 0,5т4.
Примем т3 = т4 = т5 = 50 мм. Общая величина уклонения об делки тонпсля от проектного положения определяется по формуле
(? = ' ІА® + т ! ■+ т ! + |
т2 -Ь т®. |
(ІХ.1) |
Подставляя в эту формулу вместо |
Q величину |
А = 100 мм, |
а вместо т указанные выше их значения, получаем
ЮО2 = т1 + 0,25т2! + 502 + 502 + 502,
откуда
1,25т2 =2500 или тх = 45 мм.
Таким образом, вследствие ошибок планового геодезического обоснования на поверхности и под землей можно допустить несбойку 45 мм, а вследствие ошибок высотного обоснования — 22,5 мм.
Величины А, т3, т4 и т5 могут быть иными, чем указанные выше. Эти величины даются в техническом проекте и обеспечиваются установленными техническими допусками для строительных работ.
Перейдем к расчету допустимого влияния ошибок отдельных видов геодезических работ, входящих в состав геодезического обо снования, на величину песбойки встречных рабочих осей при соору жении тоннелей. Влияние на несбойку ошибок измерения в ходах подходной полигонометрии как на поверхности, так и под землей не зависит от расстояния между двумя смежными стволами, и по величине это влияние значительно меньше, чем влияние ошибок ориентировки и измерения в ходах подземной полигонометрии, прокладываемых по трассе.
Кроме того, при соответствующей организации работ по созданию
геодезического |
обоснования и соответствующих внешних условиях |
■17* |
259 |