цели в своде тоннеля по всей длине неустойчивой части его через 5—10 м в створе закрепляют специальные знаки, к которым подве шивают отвесы. При этом створ продолжают и в устойчивых частях тоннеля на 50—100 м в обе стороны.
Поперечное смещение отдельных частей тоннеля определяют при помощи теодолита, имеющего большое увеличение трубы и установленного на точке створа, закрепленной на устойчивом уча стке тоннеля путем измерения малых углов между направлениями закрепленного створа и направлениями на сместившиеся от створа отвесы. Расстояние от инструмента до сместившихся отвесов изме ряют стальной рулеткой.
Рис, 125 |
Рис, 12(1 |
На кривых участках тоннеля для |
наблюдения за смещениями |
в бетон лотка закладывают специальные точки на расстоянии 2 0 0 — 300 м одна от другой. По этим точкам прокладывают ходы высоко точной полигонометрии, опирающиеся на точки, закрепленные в устойчивых частях тоннеля. По результатам периодических высоко точных полигонометрических измерений определяют устойчивость или размеры смещений закрепленных точек: смещение отвесов, закрепленных в своде тоннеля и расположенных один от другого на расстоянии 5—10 м, определяют путем периодических измерений малых углов.между сторонами хода высокоточной полигонометрии и направлениями на наблюдаемые отвесы. Смещение каждого отвеса определяют с двух полигонометрических точек.
Наблюдения отвесов по времени приурочивают к повторным измерениям в ходах высокоточной полигонометрии.
Эшерские тоннели на железнодорожной линии Адлер — Сухуми сооружены под интенсивным оползневым массивом. Сильно разви вающееся горное давление при сооружении тоннеля дало основание предполагать, что тоннели расположены в зоне затухших оползней. Поэтому появилась необходимость вести наблюдения за всем мас сивом, расположенным над тоннелем, чтобы выявить границы дей
ствующих оползней. Для этой дели из тоннеля в нескольких местах были пройдены боковые штольни 1 (рис. 126). Из этих штолен вверх и вниз были сооружены колодцеобразные стволы 2 квадратного сечения. Такие (слепые) стволы называют г е з е н к а м и . Крепле ние гезенков осуществлялось венцами из круглых бревен, не связан ными между собой. Внизу гезенка уложена мощная бетонная по душка, на поверхности которой закреплена металлическая пла стинка. Вверху гезенка подвешивается тяжелый отвес. Точка в кото рую проектировалось острие отвеса в иачале наблюдения, была отмечена на металлической пластинке. Были организованы система тические наблюдения за положением отвеса. При этом миллиметро вой линейкой измеряли величины смещения точки крепления отвеса.
Кроме того, от нити отвеса производили измерения до венцов крепления через каждый метр по высоте в направлении движения оползневого массива. По результатам измерений составили разрезы гезенка в крупном масштабе, по которым наглядно видна интенсив ность оползней на разных высотах и достаточно четко определено положение по высоте линии скольжения оползневого массива.
§ 72. Основные правила по технике безопасностп при работе в подземных условиях
Для работы в стволе шахты сооружают надежные полки и па стилы. В процессе выполнения разбивочных работ опасно находиться вблизи работающих ручными инструментами (кувалдой, топором п др.), а также в зонах погрузочно-разгрузочных работ, подъемных краиов, погрузочных машин и других механизмов. Прп работе вблизи места электросварки защищают зрение специальнъшж предо хранительными средствами: надевают защитные очки, ставят ширму пли щитки. При работе под тельферными и бункерными эстакадами необходимо соблюдать особую осторожность.
В подземных выработках возможны случаи падения кусков породы или каких-либо предметов, поэтому для работы в тоннелях и штольнях надевают специальные каски. При работе на подмостях, настилах или полках, под которыми находятся люди, все инстру менты и оборудование привязывают к креплениям настила верев ками, чтобы предотвратить возможность их падения вниз.
На время выполнения геодезических работ в стволе, бадейном отделении или в лесоспуске все строительные работы приоста навливают. Посадку и выход людей из .клетей шахтного подъема производят только с разрешения стволового.
При переносе геодезического оборудования в штольнях и тон нелях следят за тем, чтобы габарит переносных предметов допускал свободный проход вагонеток.
Для передачи породы и грузов в штольнях с одного горизонта на другой часто сооружают рельсовые пути с большим уклоном. Такие уклоны называют б р е м с б е р г а м и . Груженые ваго нетки поднимают по рельсам бремсберга канатами при помощи
лебедок. В случае обрыва каната груженые вагонетки могут пойти под уклон с большой скоростью. Поэтому во время геодезических работ на бремсбергах подъем и спуск останавливают.
При выполнении геодезических работ в тоннелях и штольнях с действующей электровозной откаткой места работы огораживают специальными предупредительными знаками.
В процессе измерений диаметров сооруженного тоннеля приме няют специальные меры к тому, чтобы рулетки ие прикасались к троллейному проводу электровозной откатки или к другим прово дам электропроводки.
Для нивелирования лотка сооруженного тоннеля приходится отрывать доскп настила. По окончании работ оторванные доски прибивают на свое место, чтобы обеспечить безопасность передвиже ния по настилу.
Опасно выполнять геодезические работы вблизи действующих пескоструйных аппаратов и вблизи мест гидроизоляционных работ. На время геодезических разбивок и измерений указанные работы приостанавливают.
После взрывных работ в тоннеле скапливаются вредные газы, поэтому входить в зону взрывных работ можно только по разреше нию представителя технического надзора.
При щитовой проходке тюбинговые кольца собирают эректором; так как рзжа эректора, которая захватывает и поднимает тюбинг весом около 1 т, а затем укладывает его на свое место находится в непосредственной близости к щиту, подъем и спуск со щита во время работы эректора опасен.
В процессе угловых п лппейных измсреппй пользуются перенос ной лампой. Подключить переносную лампу можно только к про водке с напряжением не более 36 в. Поэтому перед выполнением геодезических работ в тоннеле консультируются с дежурным элек тромонтером и выясняют, какое напряжение в той или иной электро проводке.
Подробные правила по технике безопасности изложены в книге «Правила по технике безопасности при строительстве метрополите нов и железнодорожных тоннелей» (М., Министерство транспортного строительства, 1956). Эти правила обязаны знать все, кто работает в тоннелях.
П Р И Л О Ж Е Н И Е 1
УРАВНОВЕШИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИИ, ВЫПОЛНЕННЫХ ДЛЯ СНЕСЕНИЯ КООРДИНАТ
С ТРИАНГУЛЯЦИОННОГО ЦЕНТРА, ЗАКРЕПЛЕННОГО НА КРЫШЕ ЗДАНИЯ, НА ПОЛИГОНОМЕТРИЧЕСКИИ ЗНАК
Подготовительные и уравнительные вычисления выполняют в такой последовательности:
1.Подсчитывают угловые невязки в треугольниках.
2.Вычисляют допустимую величину угловой невязки в тре угольнике по формуле
^Р доп= 2,71Р ■
3. Выбирают из семизначных таблиц логарифмы |
длин базисов |
и синусов связующих углов. Одновременно с этим |
выбирают и |
записывают изменения логарифмов синусов с изменением углов на 1 " и изменения логарифмов длин базисов с изменением величин базисов на 1 мм.
Если уравновешивание выполняется по натуральным значениям тригонометрических функций, то из шестизначных таблиц выбирают натуральные значения синусов и попутно с этим котангенсы связу ющих углов.
4. Вычисляют свободный член базисного условия и сравнивают его величину с допустимой, которая определяется для полигономет-
рии I разряда по формуле |
|
|
|
W,a |
= — ____— |
(1) |
еД°п |
7500 |
2,30 |
|
в случае логарифмических вычислений |
и по |
формуле |
|
7500 |
(2) |
|
|
ири вычислении по таблицам натуральных значений тригонометри ческих функций. В обоих случаях WAon будет выражено в единицах шестого знака после запятой.
5. Составляют и решают нормальные уравнения.
6 . |
Вычисляют поправки |
в измеренные углы и длины базисов. |
Сумма поправок в углы в |
каждом треугольнике должна быть |
равна угловой |
невязке, взятой с обратным знаком. Неравенство |
|
|
|
может образоваться |
только |
за |
счет округле- |
|
IХлебозавод нпя. |
Это |
неравенство |
можно |
допустить |
до |
|
|
|
0 ,2 |
сек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
гмго |
7. |
Проверяют правильность |
решения нор |
|
мальных |
уравнений и получения поправок по |
мело. |
|
|
формуле |
[/>!>*] = - [ ^ 4 . |
|
|
(3) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S. |
Вычисляют окончательные длины сторо |
|
|
|
треугольников. |
|
|
полученная из раз |
|
|
|
Длина |
общей стороны, |
Рис. |
127 |
|
ных |
треугольников, |
может расходиться только |
|
за счет округлений |
при |
вычислениях. |
Это |
9. |
|
|
расхожденпе можно |
допустить |
до |
1 мм. |
длин |
Подсчитывают |
относительную |
ошибку определения |
стороны общей для двух треугольников. |
|
стадиях |
уравнитель |
Количество |
значащих цифр на отдельных |
ных вычислений и расположение вычислительного материала пока заны в приведенном ниже примере.
Пример уравновешивания
1. Исходные данные (рис. 127):
У МСп о = 7263,279;
-Хмспо = И 328,136;
®МСПО-хлебозавод = 17 4/ 23 ,8 .
2. Результаты оценки точности угловых и линейных измерений
|
mß = ±4"; |
р = 0,0004. |
|
3. |
Измеренные значения: |
|
|
|
/ 1 = 31° 15' 06" |
Z 3 = 74° 02' 55" |
|
Z 2 = 73 46 28 |
Z 4 = 31 03 28 |
|
Z у! = 74 58 301 |
Z у2 = 74 53 33 |
|
1 + 2+ у1 = 180° 00' 04" |
3 + 4 + 72 = 179° 59' 56" |
|
М = 43° 28' 22' |
1+1 = + 4 ", |
|
|
= 212,360 |
|
|
W2= -4". |
|
|
b2 = 213,857 |
|
|
|
|
4. |
Вычисление свободного |
члена базисного |
уравнения приве |
дено |
в табл. 1 . |
|
|
1Р3 = 2 і — 2 п = -2 0 ,5 единицы шестого знака |
логарифма. |