Файл: Комиссаров, Э. С. Техника вычислений и механизации вычислительных работ учебник для кооперативных техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 123

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Имеются два вида оптовых цен — оптовая цена пред­

приятия и оптовая цена промышленности.

Оптовая цена предприятия включает:

1)плановую фабрично-заводскую себестоимость про­

дукции, состоящую из стоимости сырья, материалов,

топлива, электроэнергии, амортизации оборудования, за­

работной платы рабочих и других расходов;

2)внепроизводственные расходы, включающие частичные расходы по таре, упаковке, транспортные расходы, админи­

стративно-управленческие расходы, оптово-сбытовые скид­

ки, расходы по подготовке кадров и др.;

3)прибыль предприятия по установленной норме.

Оптовые цены предприятия утверждаются Государ­

ственным комитетом цен Совета Министров СССР, советами министров союзных республик и другими организациями

вустановленном порядке и содержатся в прейскурантах.

Оптовые цены предприятий действуют при расчетах меж­

ду промышленными предприятиями и сбытовыми базами промышленности, а также оптово-сбытовыми базами и конторами министров торговли союзных республик.

Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия и, кроме того, налог с оборота и оптово-сбы­

товые скидки (для возмещения расходов и образования

прибыли сбытовых организаций). Налог с оборота — это составная часть цены, которая полностью поступает в го­

сударственный бюджет и является доходом государства. Оптовые цены промышленности действуют при расче­ тах между оптовыми и розничными торговыми организа­

циями.

Розничные цены — это цены, по которым продаются то­ вары населению через государственную и кооперативную торговую сеть. Розничная цена включает оптовую цену про­

мышленности и торговую скидку для возмещения расходов

иобразования прибыли торговых предприятий.

Розничные цены подразделяются на общесоюзные, или

единые, поясные и сезонные.

Общесоюзные (единые) розничные цены действуют на всей территории СССР на ограниченное количество то­ варов (натуральный кофе, чай, папиросные изделия, кни­ ги, тетради и др).

Поясные розничные цены установлены на некоторые про­ довольственные и промышленные товары (хлеб, хлебобу­

108


лочные изделия, мука, крупа, мясо, лесоматериалы и др.). Сезонные цены устанавливаются на некоторые товары сельскохозяйственного производства (овощи, фрукты, яго­

ды) и зависят от времени года.

Налог с оборота, сбытовые и торговые скидки вычисля­

ются с розничной цены.

Пример. Оптовая цена предприятия 18 р. 40 к. за одно изделие. Налог с оборота 28,5%, сбытовая скидка 1,8%, торговая скидка 6,7%. Определить розничную цену изделия.

Решение. Поскольку указанные в задаче про­

центные таксы берутся с розничной стоимости, то она бу­ дет начальным числом, а оптовая цена — уменьшенным

числом, содержащим [100%—(28,5% + 1,8% -J- 6,7%)] = = 63%. Розничную цену найдем по формуле начального числа в процентах «во 100»:

18,4 руб. • 100 = 29 р. 20 к. 63

§ 2. Округление розничных цен

Существует определенный порядок округления рознич­ ных цен на товары народного потребления при установлении цен на новые товары, при уценке товаров, при определении цен на товары пониженных сортов и при изменении роз­

ничных цен.

При стоимости товара до 5 руб. включительно розничная цена округляется до полных копеек с соблюдением правил

округления. Например, 2 р. 48,3 к. округляются до 2 р. 48 к.,

3 р. 67,5 к. —до 3 р. 68 к., 75, 49 к. —до 75 коп.

При стоимости товара от 5 р. 01 к. до 10 руб. включи­

тельно розничные цены округляются до 5 и 10 коп. Это значит, что если цена товара будет в пределах от 5 руб. до 10 руб., то она должна оканчиваться на 5 коп. или на круг­ лые десятки копеек. При этом сумма до 2,5 коп. отбрасыва­ ется, при сумме от 2,5 коп. до 7,5 коп. цена округляется до

5 коп., а при сумме свыше 7,5 коп. —до 10 коп.

109


Так, 5p, 72, 4 к. округляются до 5 р. 70 к.; 8 р. 32,5 к.—до

8 р. 35 к.; 6 р. 52,6 к.— до6р.55 к; 9 р. 37,5 к. —до9р.

40 к.

При стоимости товара свыше 10 руб. розничная цена ок­

ругляется до 10 коп., при этом сумма до 5 коп. отбрасывается,

а от 5 коп. и выше — округляется до 10 коп. Например,

14 р. 74,3к. округляется до 14 р. 74 к., 15 р. 68,2 к. —до

15 р. 70 к.

В прейскурантах обычно указывается розничная цена на товары 1-го сорта. На товары пониженных сортов прей­ скурантом предусмотрена скидка в процентах к цене 1-го

сорта.

Пример. Ботинки 1-го сорта стоят 20 р. 70 к. Опре­

делить цену таких же ботинок 2-го сорта, если прейску­ рантом предусмотрена скидка для 2-го сорта в размере 5%.

Решение. Если скидка составляет 5%, то цена

2-го сорта

составит 95%əʒцены 1-го сорта. Найдем 95% от

20 р. 70

к.

20 p' 7θθκ'

= 19,665

руб.

По

правилам ок­

ругления

цен при стоимости свыше

10

руб.

цену ботинок

2-го сорта нужно округлить до 10 коп. Получим 19 р. 70 к.

§ 3. Вычисление суммы торговых скидок

Расходы, связанные с продажей товаров, называются

издержками обращения. Издержки обращения, выражен­

ные в процентах к обороту, называются уровнем издер­ жек обращения. Например, если товарооборот магазина за

квартал составил 750 тыс. руб., а издержки обращения за тот же период 42 тыс. руб., то уровень издержек обращения

42 • 100 n. κ сп,

составит ----------- % =5,6%.

750

Для покрытия издержек обращения и образования при­ были торговому предприятию дается торговая скидка с

розничной стоимости товара. Размер торговой скидки в процентах указывается в прейскурантах отдельно для города, села, отдаленных и горных районов и зависит от вида товаров. Например, в магазин поступила стеклянная

посуда на сумму 1850 руб., на которую прейскурантом пре­

дусмотрена скидка в 14%. Это значит, что 14% от 1850 руб. =

110.


Наименование

Сорт

Количест­

Цена,

Сумма,

во,

кг

руб., коп.

руб., коп.

 

 

 

 

 

Макароны обыкновенные . . .

1-й

192,3

0—38

73—07

Макароны особые...........................

1-й

184,0

0—40

73—60

Вермишель паутинка.....................

1-й

120,5

0—56

67—48

Лапша резная.....................................

1-й

85,6

0—48

41—09

Итого ...

 

582,4

 

255—24

= 259 руб. ^"ɛ^ŋð'ɪ4пойдет

на счет магазина,

который

оплатит 1850 руб.

— 259 руб . = 1591

руб., а 259 руб. пойдет

на покрытие издержек обращения и

образование

прибыли.

Пример.

В магазин потребительского общества по­

ступили следующие

товары:

потребительского

общества

Торговая скидка

в пользу

12%. Вычислить стоимость товара по розничным ценам и сумму счета к оплате.

Решение.

1. Находим розничную стоимость каж­

дого вида товара и всех

вместе; результаты

записываем

в таблице.

сумму скидки:

12% от

255

р.

24 к. =

2. Находим

=30 р. 63 к.

255 р. 24

к. —30 р. 63 к. = 224

р. 61 к.

3. К оплате:

Если товары

проходят

через

оптовые

звенья

потреби­

тельской кооперации (базы, склады потребсоюзов), то в каж­ дом звене возникают расходы, для возмещения которых необходима определенная доля торговой скидки.

дов

Для возмещения возрастающих транспортных расхо­

кмпри, продаже товаров в глубинных пунктах, находящих­

ся

от баз снабжения, железныхдорог, пристаней свыше

10

кооперативным организациям предоставлено право

производить накидки на цены некоторых товаров. Список товаров и размер надбавок устанавливают республикан­ ские, областные, краевые потребсоюзы и утверждают со­ ответствующие органы.

111


Разность между доходами торгового предприятия за счет торговых скидок и накидок и издержками обращения образует прибыль. Например, если за год сумма доходов

составляет 80 тыс. руб., а

расходы за

этот же период

70 тыс. руб., то прибыль составит 80 тыс. руб. — 70 тыс.

руб. — 10 тыс. руб.

 

 

ДифференциацияПрибыль, выраженнаяторговыхв процентах к товарообороту,

называется рентабельностью.

скидок.

Уровень издержек

обращения для каждого торгового предприятия планиру­ ется различный. Это объясняется различными условиями

работы. А размер торговых скидок указан одинаковый для

всех розничных организаций. При таком положении при­

быль (рентабельность) у организаций с высоким уровнем

издержек будет низкой, и наоборот. Поэтому райпотреб­

союзам предоставлено право устанавливать различные раз­ меры торговых скидок для отдельных потребительских

обществ в соответствии с их плановым уровнем издержек обращения. Это делается для того, чтобы обеспечить каж­ дому потребительскому обществу примерно одинаковые условия для нормальной рентабельной деятельности.

Установление различных (дифференцированных) раз­ меров торговых скидок по потребительским обществам называется дифференциацией торговых скидок.

Потребительским обществам, у которых плановый уро­

вень издержек обращения выше среднего по райпотреб­ союзу, предоставляется и больший размер торговых ски­

док и наоборот. При этом учитываются и дополнительные скидки и накидки, если они имеются.

Расчет определения коэффициента дифференциации тор­ говых скидок приведен на стр. 113, из которого видна пос­ ледовательность расчетов.

На основании коэффициента дифференциации опре­ деляется размер торговой скидки для каждого потреби­

тельского общества по

отдельным

товарам, отпущенным

с базы райпотребсоюза.

Например,

для трикотажных из­

делий торговая скидка в пользу розницы установлена в

размере 6,5%. Тогда для первого потребительского обще­ ства скидка на эти изделия будет предоставлена в разме­

ре 6,5%

• 0,97

=6,3%, для

второго — 6,5%

• 0,99 =

= 6,4%,

для третьего — 6,5%

• 1,01 = 6,6% и

для чет­

вертого— 6,5%

• 1,07 =7,0%.

 

 

112