Файл: Комиссаров, Э. С. Техника вычислений и механизации вычислительных работ учебник для кооперативных техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 0
Имеются два вида оптовых цен — оптовая цена пред
приятия и оптовая цена промышленности.
Оптовая цена предприятия включает:
1)плановую фабрично-заводскую себестоимость про
дукции, состоящую из стоимости сырья, материалов,
топлива, электроэнергии, амортизации оборудования, за
работной платы рабочих и других расходов;
2)внепроизводственные расходы, включающие частичные расходы по таре, упаковке, транспортные расходы, админи
стративно-управленческие расходы, оптово-сбытовые скид
ки, расходы по подготовке кадров и др.;
3)прибыль предприятия по установленной норме.
Оптовые цены предприятия утверждаются Государ
ственным комитетом цен Совета Министров СССР, советами министров союзных республик и другими организациями
вустановленном порядке и содержатся в прейскурантах.
Оптовые цены предприятий действуют при расчетах меж
ду промышленными предприятиями и сбытовыми базами промышленности, а также оптово-сбытовыми базами и конторами министров торговли союзных республик.
Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия и, кроме того, налог с оборота и оптово-сбы
товые скидки (для возмещения расходов и образования
прибыли сбытовых организаций). Налог с оборота — это составная часть цены, которая полностью поступает в го
сударственный бюджет и является доходом государства. Оптовые цены промышленности действуют при расче тах между оптовыми и розничными торговыми организа
циями.
Розничные цены — это цены, по которым продаются то вары населению через государственную и кооперативную торговую сеть. Розничная цена включает оптовую цену про
мышленности и торговую скидку для возмещения расходов
иобразования прибыли торговых предприятий.
Розничные цены подразделяются на общесоюзные, или
единые, поясные и сезонные.
Общесоюзные (единые) розничные цены действуют на всей территории СССР на ограниченное количество то варов (натуральный кофе, чай, папиросные изделия, кни ги, тетради и др).
Поясные розничные цены установлены на некоторые про довольственные и промышленные товары (хлеб, хлебобу
108
лочные изделия, мука, крупа, мясо, лесоматериалы и др.). Сезонные цены устанавливаются на некоторые товары сельскохозяйственного производства (овощи, фрукты, яго
ды) и зависят от времени года.
Налог с оборота, сбытовые и торговые скидки вычисля
ются с розничной цены.
Пример. Оптовая цена предприятия 18 р. 40 к. за одно изделие. Налог с оборота 28,5%, сбытовая скидка 1,8%, торговая скидка 6,7%. Определить розничную цену изделия.
Решение. Поскольку указанные в задаче про
центные таксы берутся с розничной стоимости, то она бу дет начальным числом, а оптовая цена — уменьшенным
числом, содержащим [100%—(28,5% + 1,8% -J- 6,7%)] = = 63%. Розничную цену найдем по формуле начального числа в процентах «во 100»:
18,4 руб. • 100 = 29 р. 20 к. 63
§ 2. Округление розничных цен
Существует определенный порядок округления рознич ных цен на товары народного потребления при установлении цен на новые товары, при уценке товаров, при определении цен на товары пониженных сортов и при изменении роз
ничных цен.
При стоимости товара до 5 руб. включительно розничная цена округляется до полных копеек с соблюдением правил
округления. Например, 2 р. 48,3 к. округляются до 2 р. 48 к.,
3 р. 67,5 к. —до 3 р. 68 к., 75, 49 к. —до 75 коп.
При стоимости товара от 5 р. 01 к. до 10 руб. включи
тельно розничные цены округляются до 5 и 10 коп. Это значит, что если цена товара будет в пределах от 5 руб. до 10 руб., то она должна оканчиваться на 5 коп. или на круг лые десятки копеек. При этом сумма до 2,5 коп. отбрасыва ется, при сумме от 2,5 коп. до 7,5 коп. цена округляется до
5 коп., а при сумме свыше 7,5 коп. —до 10 коп.
109
Так, 5p, 72, 4 к. округляются до 5 р. 70 к.; 8 р. 32,5 к.—до
8 р. 35 к.; 6 р. 52,6 к.— до6р.55 к; 9 р. 37,5 к. —до9р.
40 к.
При стоимости товара свыше 10 руб. розничная цена ок
ругляется до 10 коп., при этом сумма до 5 коп. отбрасывается,
а от 5 коп. и выше — округляется до 10 коп. Например,
14 р. 74,3к. округляется до 14 р. 74 к., 15 р. 68,2 к. —до
15 р. 70 к.
В прейскурантах обычно указывается розничная цена на товары 1-го сорта. На товары пониженных сортов прей скурантом предусмотрена скидка в процентах к цене 1-го
сорта.
Пример. Ботинки 1-го сорта стоят 20 р. 70 к. Опре
делить цену таких же ботинок 2-го сорта, если прейску рантом предусмотрена скидка для 2-го сорта в размере 5%.
Решение. Если скидка составляет 5%, то цена
2-го сорта |
составит 95%əʒцены 1-го сорта. Найдем 95% от |
|||||
20 р. 70 |
к. |
20 p' 7θθκ' |
= 19,665 |
руб. |
По |
правилам ок |
ругления |
цен при стоимости свыше |
10 |
руб. |
цену ботинок |
2-го сорта нужно округлить до 10 коп. Получим 19 р. 70 к.
§ 3. Вычисление суммы торговых скидок
Расходы, связанные с продажей товаров, называются
издержками обращения. Издержки обращения, выражен
ные в процентах к обороту, называются уровнем издер жек обращения. Например, если товарооборот магазина за
квартал составил 750 тыс. руб., а издержки обращения за тот же период 42 тыс. руб., то уровень издержек обращения
42 • 100 n. κ сп,
составит ----------- % =5,6%.
750
Для покрытия издержек обращения и образования при были торговому предприятию дается торговая скидка с
розничной стоимости товара. Размер торговой скидки в процентах указывается в прейскурантах отдельно для города, села, отдаленных и горных районов и зависит от вида товаров. Например, в магазин поступила стеклянная
посуда на сумму 1850 руб., на которую прейскурантом пре
дусмотрена скидка в 14%. Это значит, что 14% от 1850 руб. =
110.
Наименование |
Сорт |
Количест |
Цена, |
Сумма, |
|
во, |
кг |
руб., коп. |
руб., коп. |
||
|
|
|
|
|
Макароны обыкновенные . . . |
1-й |
192,3 |
0—38 |
73—07 |
Макароны особые........................... |
1-й |
184,0 |
0—40 |
73—60 |
Вермишель паутинка..................... |
1-й |
120,5 |
0—56 |
67—48 |
Лапша резная..................................... |
1-й |
85,6 |
0—48 |
41—09 |
Итого ... |
|
582,4 |
|
255—24 |
= 259 руб. ^"ɛ^ŋð'ɪ4пойдет |
на счет магазина, |
который |
|||
оплатит 1850 руб. |
— 259 руб . = 1591 |
руб., а 259 руб. пойдет |
|||
на покрытие издержек обращения и |
образование |
прибыли. |
|||
Пример. |
В магазин потребительского общества по |
||||
ступили следующие |
товары: |
потребительского |
общества |
||
Торговая скидка |
в пользу |
12%. Вычислить стоимость товара по розничным ценам и сумму счета к оплате.
Решение. |
1. Находим розничную стоимость каж |
|||||
дого вида товара и всех |
вместе; результаты |
записываем |
||||
в таблице. |
сумму скидки: |
12% от |
255 |
р. |
24 к. = |
|
2. Находим |
||||||
=30 р. 63 к. |
255 р. 24 |
к. —30 р. 63 к. = 224 |
р. 61 к. |
|||
3. К оплате: |
||||||
Если товары |
проходят |
через |
оптовые |
звенья |
потреби |
тельской кооперации (базы, склады потребсоюзов), то в каж дом звене возникают расходы, для возмещения которых необходима определенная доля торговой скидки.
дов |
Для возмещения возрастающих транспортных расхо |
кмпри, продаже товаров в глубинных пунктах, находящих |
|
ся |
от баз снабжения, железныхдорог, пристаней свыше |
10 |
кооперативным организациям предоставлено право |
производить накидки на цены некоторых товаров. Список товаров и размер надбавок устанавливают республикан ские, областные, краевые потребсоюзы и утверждают со ответствующие органы.
111
Разность между доходами торгового предприятия за счет торговых скидок и накидок и издержками обращения образует прибыль. Например, если за год сумма доходов
составляет 80 тыс. руб., а |
расходы за |
этот же период |
70 тыс. руб., то прибыль составит 80 тыс. руб. — 70 тыс. |
||
руб. — 10 тыс. руб. |
|
|
ДифференциацияПрибыль, выраженнаяторговыхв процентах к товарообороту, |
||
называется рентабельностью. |
скидок. |
Уровень издержек |
обращения для каждого торгового предприятия планиру ется различный. Это объясняется различными условиями
работы. А размер торговых скидок указан одинаковый для
всех розничных организаций. При таком положении при
быль (рентабельность) у организаций с высоким уровнем
издержек будет низкой, и наоборот. Поэтому райпотреб
союзам предоставлено право устанавливать различные раз меры торговых скидок для отдельных потребительских
обществ в соответствии с их плановым уровнем издержек обращения. Это делается для того, чтобы обеспечить каж дому потребительскому обществу примерно одинаковые условия для нормальной рентабельной деятельности.
Установление различных (дифференцированных) раз меров торговых скидок по потребительским обществам называется дифференциацией торговых скидок.
Потребительским обществам, у которых плановый уро
вень издержек обращения выше среднего по райпотреб союзу, предоставляется и больший размер торговых ски
док и наоборот. При этом учитываются и дополнительные скидки и накидки, если они имеются.
Расчет определения коэффициента дифференциации тор говых скидок приведен на стр. 113, из которого видна пос ледовательность расчетов.
На основании коэффициента дифференциации опре деляется размер торговой скидки для каждого потреби
тельского общества по |
отдельным |
товарам, отпущенным |
с базы райпотребсоюза. |
Например, |
для трикотажных из |
делий торговая скидка в пользу розницы установлена в
размере 6,5%. Тогда для первого потребительского обще ства скидка на эти изделия будет предоставлена в разме
ре 6,5% |
• 0,97 |
=6,3%, для |
второго — 6,5% |
• 0,99 = |
= 6,4%, |
для третьего — 6,5% |
• 1,01 = 6,6% и |
для чет |
|
вертого— 6,5% |
• 1,07 =7,0%. |
|
|
112