Файл: Козырев, А. П. Теория тепловых и гидродинамических процессов в атомных энергетических установках учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 159
Скачиваний: 0
ностей пластины и при задании произвольных начальных условий.
Рассмотренный метод можно использовать и для много слойной стенки с различными значениями коэффициента теплопроводности Л • В этом случае температурная кривая должна строиться в масштабе термических сопро тивлений, т .е . по оси абсцисс вместо А ос необходимо откладывать -^*1
Недостатком метода является малая точность графи ческих построений и неучет переменности физических параметров тела.
155
Глава 5
ГИДРОДИНАМИКА. ОДНОФАЗНЫ! ПОТОКОВ В ЭЛЕМЕНТАХ АЭУ
§ 26. Роль и значение гидродинамических процессов в атомной энергетике
Гидродинамикой называется наука, изучающая законо мерности движения жидкости. Как наука гидродинамика возникла еще в ХУШ в. Почти за 200 лет развития некото рые разделы сформировались в самостоятельные научные дисциплины, такие, как аэродинамика, газодинамика, в ко торых изучаются основные закономерности движения сжи маемых сред. Эти закономерности находят применение в об ласти ракетостроения, турбостроения, самолетостроения. В частности, роль газодинамики особенно велика при раз работке проточной части лопаточных машин: турбин, насо сов, компрессоров.
Для специалистов в области атомной энергетики основ ным объектом гидродинамики являются однофазные и двух фазные теплоносители, которые в большинстве практических задач можно считать несжимаемыми.
При установлении основных закономерностей гидродина мика использует важнейшие законы общей механики сплош ных сред, поэтому ее нередко называют гидромеханикой или механикой жидкости.
Тесная связь между тепловыми и гидродинамическими процессами обусловливает необходимость включения разде лов гидродинамики в науку, занимающуюся вопросами те плопередачи. Эта связь основана на единстве процессов
156
переноса тепловой и механической энергии. При движении вязкой жидкости по поверхности нагрева между слоями жидкости, являющейся теплоносителем, за счет движения частиц жидкости с разной температурой и скоростью проис ходит обмен количеством движения и энергией. Возникаю щие при этом сопротивления трения и конвективный тепло обмен взаимосвязаны. Так, например, для водяного тепло носителя в гидравлически гладких трубах в наиболее важ ном для практики диапазоне изменения основных режимных параметров гидравлическое сопротивление трения связано с коэффициентом теплоотдачи зависимостью, близкой к квадратичной:
|
|
А р |
= АоСа'*6 «гс/ * * , м/м*, |
(5.1) |
||
где |
А |
- |
величина, зависящая |
от |
геометрии |
потока |
|
|
|
и давления. |
|
|
|
|
При принудительной циркуляции |
теплоносителя |
возни |
кающие гидравлические сопротивления в теплообменном аппарате преодолеваются напором насоса. Мощность, за трачиваемая на прокачку теплоносителя по тракту тепло обменного аппарата, определяется формулой
|
|
/У = |
G A P |
кИт, |
(5 .2) |
||
|
|
|
i0 2 /fCp |
||||
|
|
3 6 0 0 |
|
|
|
||
где G |
- |
расход |
теплоносителя, |
к г /ч ; |
|
||
|
- |
средний удельный вес |
теплоносителя, кг/м3 { |
-гидравлическое сопротивление тракта тепло носителя в пределах аппарата, кг/м^.
157
Из приведенных зависимостей следует, что стремление
интенсифицировать процесс теплоотдачи, уменьшить поверх ность теплообмена и габариты теплообменного аппарата неизбежно связано с увеличением расхода энергии на про качку теплоносителя и выбором оптимального скоростного режима движения теплоносителя по поверхности нагрева.
При осуществлении принципа естественной циркуляции в ядерных реакторах и парогенераторах на преодоление гидравлических сопротивлений расходуется движущий на пор циркуляции
^Рр£ ~ ^Рпо£ * Ьроп ‘ |
(5 .3) |
С другой стороны,
где |
h |
- |
напорная высота контура циркуляции, м; |
|
/fncq>fon ” |
Удельный вес теплоносителя на подъемном |
|||
|
|
|
и опускном участках контура соответствен |
|
Дрп |
,Аро - |
но, кг/м3 ; |
|
|
гидравлическое сопротивление |
подъемного |
|||
|
t |
|
и опускного участков контура |
соответствен |
но, кг/м2 .
Отсюда ясно, что в случае естественной циркуляции гидравлические и габаритные характеристики аппаратов и контура в целом также неразрывно связаны.
Таким образом, при проектировании теплообменных аппаратов важным вопросом является обеспечение гидро динамического совершенства конструкции аппарата, для
158
чего необходимо знание основных закономерностей гидрав лических сопротивлений и других гидродинамических харак теристик элементов циркуляционных контуров. В зависимо сти от физической природы гидравлические сопротивления делятся на сопротивления трения, которые существенно за висят от агрегатного состояния теплоносителя, и местные сопротивления. Гидродинамика однофазного теплоносителя сильно отличается от гидродинамики теплоносителя при его кипении.
В обмен случае суммарный перепад давления в рабочем
канале кипящего реактора |
равен |
|
^ х +АР&к+Лргт+ЬРом.+ |
+ |
|
+ Aptj!^ |
+ ^Pfbtx |
|
ГДв Afigx > ^ Pfb!X~
bPd.K
АРпк
ЬРак
v
потери давления ®° ВХОДНОМ и выход ном устройствах;
сопротивление трения на участке без кипения; сопротивление трения на участке ки пения с недогревоы;
сопротивление трения на участке с объемным кипением; сопротивление ускорения; нивелирный напор;
Р к |
сумма местных сопротивлений (дистаи- |
|
цнонирующие устройства, сухение, |
||
|
||
|
расиярение и т .д .) . |
Вклад отдельных составляющих в общий перепад разли чен и зависит от конструкции канала. Отдельные состав ляющие могут быть рассчитаны достаточно ±очяо, другие
159
могут быть определены только экспериментальным путем. В дальнейшем будут последовательно рассмотрены все со ставляющие суммарного перепада.
Однако гидродинамика занимается не только рациональ ным конструированием теплообменных аппаратов. Без гидро динамики невозможен расчет и проектирование ни вспомо гательных систем АЗУ, ни общекорабельных систем. Любая такая система может иметь в своем составе трубопроводы, теплообменники, фильтры, клапаны и т .д ., оказывающие сопротивление движению рабочих сред. Оптимальное кон струирование всей системы и ее элементов позволяет не только обеспечить необходимые рабочие режимы движения жидкостей, но и улучшить весо-габаритные показатели установки в целом. Гидродинамика занимается разработкой рекомендаций по организации движения рабочих сред в теплообменных аппаратах и различных обслуживающих си стемах.
§ 27 Гидродинамический пограничный слой
Как было показано в § 4, гидродинамика однофазных потоков описывается уравнениями Навье-Стокса (1 .4 9 ). Решение уравнений Навье-Стокса значительно упрощается при использовании приближенных методов, основанных на тех или иных гипотезах. Наиболее эффективным методом изучения движения вязкой жидкости оказался метод Пранд'тля. Идея Прандтля о существовании пограничного слоя, предложенная в 1903 г., имела огромное практиче ское значение. Прандтль предложил делить поток на две области. В большинстве прикладных задач силы вязкости сосредоточены лишь в области потока малой толщины,непо средственно примыкающей к стенке.Область вне погранич ного слоя с хорошим приближением можно считать невязкой.
1 6 0
Это позволяет использовать для внешней области теорию потенциальных течений. Рассмотрим те допущения, кото рые значительно упрощают уравнения движения в погра ничном слое.
При продольном обтекании поверхности тела жидкостью со скоростью набегающего потока US- вследствие "при липания" соприкасающихся со стенкой частиц жидкости образуется заторможенная область (рис. 5 .1 ). Эта об ласть, где силы трения существенно влияют на характер течения и где сосредоточено все изменение скорости от
нуля на стенке до скорости внешнего течения вдали от стенки, называется гидродинамическим пограничным сло ем. По мэре увеличения расстояния от передней кромки тела толщина пограничного слоя растет, так как влияние
вязкости проникает все дальше от стенки в невозмущен ный поток.
Рис. 5 .1 . Гидродинамический пограничный слой на поверхности тела
Основным допущением (приближением) для пограничного слоя является допущение о том, что поперечный градиент скорости много больше продольного градиента скорости*
(5 .4 )
дг^ дйс
Течение в пограничном слое может быть как ламинар ным, так и турбулентным. При турбулентном течении у стенки имеется весьма тонкий слой жидкости, так назы ваемый вязкий, или ламинарный, подслой. Течение жидко -
161
сти в вязком подслое подчиняется закономерностям лами нарного движения. Законы обмена импульсом и энергией при ламинарном и турбулентном режимах различны.
Течение жидкости в каналах и трубах также представ ляет собой одну из задач теории пограничного слоя. На входе в канал скорости по сечению одинаковы. Так как
и?ст- О , на стенке канала образуется и нарастает
пограничный слой. На некотором расстоянии от входа i канал пограничные слои смыкаются на оси канала, и эпю ра скоростей стабилизируется (рис. 5 .2 ). Участок гид родинамической стабилизации называется гидродинамичес ким начальным участком. Часть канала, на которой профиль скорости не изменяется по длине, называется участком гидродинамически стабилизированного течения,
Рис. 5 .2 . Развитие профиля скорости на гидродинами ческом начальном участке
а течение на этом участке будет полностью развитым. Длина гидродинамического начального участка зависит
от числа Re , условий входа в канал, т .е . от формы профилирования входного участка, характера входных кромок и многих других факторов. Для ламинарного режи ма длину участка стабилизации приближенно можно оце
нить |
по зависимости £гс |
= |
(0,03 |
-f 0,05) dRe „ a |
при |
турбулентном режиме |
£гс |
= |
(40 •; 50) d. |
Интенсивность обмена энергией и количеством движения по длине участка стабилизации меняется, следовательно, меняется коэффициент теплоотдачи и гидравлическое сопротивление. Этот факт необходимо учитывать при
опытном изучении теплообмена, т .е . величины оС |
и |
Д р следует измерять на достаточном удалении |
от |
162
входа в канал, если не изучается специально влияние входных условий на теплоотдачу.
§ 28. Гидравлическое сопротивление твения в ламинапном потоке
Одним из простейших типов течения является стацио нарное ламинарное изотермическое течение вязкой несжи маемой жидкости в круглой трубе. Внутреннее трение в потоке жидкости и действующие касательные напряжения трения приводят к потере механической энергии потока. Потерянная (диссипированная) энергия переходит в теп ло и в принципе должна учитываться в уравнении баланса энергии при вычислении потерь давления. Однако вязкая диссипация энергии оказывает пренебрежимо малое влия ние на температуру жидкости, за исключением случая движения весьма вязких жидкостей или движений со ско ростями, близкими к скорости звука. При рассмотрении условий гидродинамического подобия вынужденного дви жения вязкой несжимаемой жидкости в гл. 2 было полу чено уравнение подобия
|
|
Е й |
(5 .5 ) |
т .е . |
в движущейся жидкости |
будут действовать силы гид |
|
ромеханического давления, |
силы вязкости и силы инер |
||
ции. Движение |
жидкости в канале происходит под дейст |
||
вием |
перепада |
давления, величина которого по длине |
канала уменьшается пропорционально проходимому пото ком пути за счет тормозящего действия стенок канала.
Поскольку гидродинамическое подобие |
требует соблю |
||
дения |
геометрического подобия |
потоков, |
в уравнение |
(5 .5 ) |
вводится симплекс |
называемый геометри- |
ческим фактором»
163