Файл: Коган, З. А. Консервация и упаковка машиностроительной продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
лов и защитных покрытий. Для электротехнического обо рудования предусматривается градация степени качества исполнения с учетом климатических условий эксплуатации. Однако на современном этапе решить задачу обеспечения надежного сохранения машиностроительной продукции только за счет качества изготовления без применения кон сервации технически трудно или экономически нецелесособразно. Поэтому необходимо разрабатывать и применять специальные методы защиты и средства консервации.
Каждый метод защиты машиностроительной продукции, предназначенный для обеспечения длительного хранения и транспортирования, включает способы консервации и упаковки. При этом для сложных изделий метод защиты может предусматривать применение различных способов консервации для разных узлов, входящих в конструкцию машин или аппаратуры.
Способ консервации характеризуется определенными средствами консервации, т. е. теми конкретными материа лами, которые применяются при консервации данного изделия, а также ее технологией.
К современным методам защиты (консервации) маши ностроительной продукции предъявляются следующие основные требования:
высокая надежность защиты деталей из различных материалов от воздействия факторов внешней среды в те чение установленного срока в любых климатических усло виях, а также от ударных и вибрационных нагрузок при перевозках всеми видами транспорта;
минимальная трудоемкость операций по консервации и обслуживанию в процессе хранения;
минимальные затраты на расконсервацию изделий перед эксплуатацией или полное исключение этих работ; экономичность и недефицитность применяемых средств консервации; возможность многократного использования
материалов для консервации.
Существует много различных способов и средств кон сервации металлических изделий и различных систем их классификации.
По механизму защиты все способы консервации можно подразделить на две основные группы: первая группа — механическая изоляция изделий от отдельных агрессивных факторов внешней среды; вторая группа — нейтрализация действия агрессивных факторов — торможение электро химических процессов коррозии металлов.
31
К первой группе относят применение консервационных масел и смазок; защитных масс (снимаемые эластич ные оболочки, защитные лаки, микрокристаллические воски и т. д.), герметизацию с осушкой воздуха или с ис пользованием нейтральных атмосфер.
Ко второй группе относятся применение ингибированных масел и смазок, ингибированных присадок (экс плуатационные масла и смазки), контактных ингибиторов (водные и загущенные растворы), летучих ингибиторов.
Это деление не является абсолютно строгим, так как механизм защитного действия отдельных средств и способов консервации может быть комбинированным, т. е. включать функции как первой, так и второй группы. Однако все они, в отличие от конструктивных средств защиты, тормозят процессы коррозии, соответствующим образом влияя на омическое сопротивление или на анодную и катодную поля ризацию в микроили макропарах.
Перечисленные способы можно сгруппировать и по другим признакам. По общности ряда признаков и прин ципу защиты часто выделяют в одну группу способы обра ботки коррозионной среды. К последним следует отнести герметизацию изделий с применением летучих ингибиторов, осушки воздуха или с заполнением объема инертными газами.
Способ консервации и упаковки выбирают в зависи мости от конструктивных особенностей изделия и свойств используемых материалов, а также от требований, обусло вленных сроком защиты, условиями хранения и транспор тирования.
Институт тары ЧССР рекомендует подразделять все материалы по признаку характера взаимодействия с одним из наиболее агрессивных факторов — влагой воздуха [64].
На основании анализа характера влияния различных концентраций водяных паров на свойства материалов (устройств) каждой группе определяются допускаемые пределы влажности в герметичных упаковках и обосновы ваются требования к средствам консервации и методам защиты.
Выбор метода защиты и способа консервации во многом зависит от конкретных условий хранения. Степень жест кости условий хранения определяется характеристикой климата, атмосферы и условиями хранения.
Агрессивность атмосферы обычно характеризуется на личием в воздухе таких наиболее коррозионно-активных
32
агентов, как сернистый газ и хлориды. Поэтому признаку
атмосфера |
подразделяется |
на сельскую (S02 до 0,02 мг/м3 , |
|||
хлориды |
до 0,03 мг/м2 |
в сутки), |
промышленную |
(S02 |
|
до |
2 мг/м3 , хлориды до 2 мг/м2 в сутки) и морскую |
(S02 |
|||
до |
0,2 мг/м3 , хлориды до 2000 мг/м2 |
в сутки). |
|
Условия хранения определяются видом оборудованных мест хранения. Машиностроительная продукция может храниться на открытых площадках (в упаковочной таре или без нее), под навесами, в закрытых неотапливаемых помещениях, в помещениях с регулируемыми климатиче скими условиями.
В зависимости от сочетания перечисленных факторов установлены четыре категории условий хранения машино строительной продукции по степени жесткости (табл. 7).
Средства консервации имеют различные защитные свой ства и не всегда являются универсальными, поэтому в каждом отдельном случае следует учитывать особен ности и условия их применения. Наиболее тщательно сле дует выбирать средства консервации для ответственного оборудования и чувствительной к воздействию внешней среды аппаратуры, предназначенных для длительного хра нения в жестких условиях.
Упаковка законсервированного машиностроительного оборудования является важным элементом метода защиты и подразделяется на внутреннюю и транспортную. Вну тренняя упаковка может являться одним из обязательных элементов применяемого способа консервации. Транспорт ная упаковка предназначена для защиты изделия, внутрен ней упаковки и средств консервации от механических по вреждений и прямого воздействия атмосферных осадков, солнечной радиации, пыли и т. д. В стационарных усло виях изделия могут храниться без транспортной упаковки. В зависимости от способа консервации, особенностей и на значения изделий применяются различные виды внутрен ней упаковки, которые можно подразделить на негерме тичные и герметичные.
Для негерметичной упаковки используют оберточную бумагу, картонные или деревянные коробки, футляры, ящики и т. д. Герметичная внутренняя упаковка осуще ствляется путем помещения законсервированных или незаконсервированных изделий в чехлы, футляры, контей неры из парогазонепроницаемых защитных материалов или нанесением на негерметичную упаковку эластичных защитных покрытий (микрокристаллических восков, пер-
3 3. А. Коган |
33 |
Т а б л и ц а 7 Характеристика условий хранения по степени жесткости
Легкие (Л) |
Средние (С) |
Помещения |
с |
регулируемым |
|||
климатом |
для |
всех |
клима |
||
тических зон, кроме влаж |
|||||
ного тропического |
климата |
||||
и приморских |
районов |
|
|||
Закрытые неотапливаемые |
по |
||||
мещения |
в районах |
с |
су |
||
хим тропическим |
климатом |
Под навесом или на открытых пло щадках в сельской местности во всех климатах, кроме влажного тропического
Закрытые неотапливаемые поме щения в сельских и промышлен ных районах во всех климатах, кроме влажного тропического Помещения с регулируемым клима том во влажном тропическом климате и в приморских районах
Жесткие (Ж) |
Очень жесткие (ОЖ) |
Под навесом или на откры тых площадках в промыш ленных районах или в за крытых неотапливаемых по мещениях в приморских районах, во всех климатах, кроме влажного тропиче ского
Закрытые неотапливаемые по мещения:
для районов сельской ме стности с влажным тропическим климатом для промышленных рай онов с холодным клима том
На открытых площадках и под на весами:
врайонах с влажным тропиче ским климатом, в приморских районах во всех климатах
Закрытые неотапливаемые поме щения в промышленных районах с влажным тропическим клима том
хлорвиниловых эмалей и т. д.). При упаковке машино строительной продукции применяются различные комби нации упаковочных средств и материалов.
Транспортная упаковка определяется условиями транс портирования (маршрут, вид транспорта), ее конструкция зависит от назначения и степени необходимой прочности. Она предназначена главным образом для предохранения изделий от опасных механических нагрузок при транспор тировании и ограничения (исключения) их перемещения
34
в таре. Основные элементы транспортной упаковки — фиксирующие устройства и тара. По своему назначению фиксирующие устройства могут быть жесткими, эластич ными и упругими. Детали и узлы транспортной упаковки должны быть рассчитаны на наиболее невыгодное сочета ние одновременно действующих нагрузок в различных направлениях.
При расчете прочности элементов упаковки, а также самого изделия необходимо учитывать следующие нагрузки:
а) силы веса изделия и упаковки |
а также нагрузку |
|
при штабелировании грузов в несколько ярусов; |
||
б) силы |
взаимодействия между |
железнодорожными |
вагонами при движении или маневрах поезда; |
||
в) инерционные силы, вызванные |
ускорениями из-за |
|
колебаний |
и изменения скорости движения транспорта; |
г) инерционные силы, возникающие при прохождении транспортом кривых участков пути;
д) силы давления ветра; е) нагрузки, действующие при погрузке и разгрузке;
ж) нагрузки, возникающие при изготовлении упаковки и креплении груза.
Расчетные механические нагрузки на упакованное из делие с учетом всех перечисленных факторов не должны превышать допустимого значения для данного изделия. Расчет этих нагрузок весьма сложен. При определении величин фактических нагрузок, действующих на изделие при транспортировании, применяются механические дат чики перегрузок, устанавливаемые при испытаниях внутри упаковок.
Выпускаемые промышленностью механические датчики перегрузок не обеспечивают достаточную точность изме рений в нужном диапазоне. Заслуживает внимания прибор с пьезоэлектрическими датчиками ускорений типа СП-1, разработанный А. Б. Блушинским. Этот прибор обла дает рядом преимуществ по сравнению с механическими датчиками перегрузок. Он позволяет измерять и регистри ровать перегрузки в диапазоне ускорений 0,2—100 g.
2.МЕХАНИЗМ З А Щ И Т Ы И ОБЩАЯ ОЦЕНКА СПОСОБОВ КОНСЕРВАЦИИ
Существо любого метода защиты изделия от агрессив ного воздействия внешней среды сводится к тому или иному виду торможения процесса разрушения материала. Ха-
3* |
35 |
рактер этого торможения составляет механизм защиты материала от разрушения. Данные суммарного влияния внешней среды на разрушение (снижение работоспособ
ности) |
различных |
материалов |
(устройств) |
приведены |
в табл. 8. |
|
|
|
|
Разрушение разных материалов происходит в резуль |
||||
тате |
агрессивного |
воздействия |
различных |
комбинаций |
факторов внешней среды, что затрудняет разработку уни версальных методов защиты (консервации) применительно
ко всем |
материалам, входящим |
в конструкцию |
сложных |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 8 |
|||
Анализ вредного влияния факторов внешней |
среды на материалы |
|||||||||||||
и изделия промышленной продукции при длительном хранении |
|
|||||||||||||
(транспортировании) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разрушающие факторы |
|
|
|||
Вид |
разрушения |
|
|
|
|
|
второстепенные |
(уси |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
основные |
|
ливающие |
действие |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
основных) |
|
||
Атмосферная |
корро |
Влага |
атмосферы, |
Температура |
(повы |
|||||||||
зия |
металлов |
|
|
кислород |
воздуха, |
шенная) |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
вредные |
примеси |
|
|
|
|
||
Снижение |
свойств |
и |
воздуха |
|
|
|
|
|
|
|||||
Кислород |
|
(озон), |
Температура |
(повы |
||||||||||
разрушение |
пла |
солнечная |
|
радиа |
шенная) |
влага |
ат |
|||||||
стмассовых |
|
мате |
ция |
|
|
|
мосферы, |
плесень, |
||||||
риалов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пыль, песок |
|
|||
Старение |
|
и |
разру |
Кислород, |
|
озон, |
Температура |
(высо |
||||||
шение резино-тех- |
солнечная |
|
радиа |
кая и низкая), пле |
||||||||||
нических изделий |
ция |
|
|
|
сень |
|
|
|
||||||
Разрушение |
лако |
Кислород, |
солнеч |
Температура |
(повы |
|||||||||
красочных |
покры |
ная |
радиация, |
шенная), |
плесень, |
|||||||||
тий |
|
|
|
|
|
|
влага |
атмосферы |
вредные |
|
примеси |
|||
Изменение |
свойств |
|
|
|
|
воздуха |
|
|
|
|||||
Кислород |
|
|
Влага атмосферы, тем |
|||||||||||
смазочных |
мате |
|
|
|
|
пература |
(высокая |
|||||||
риалов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и низкая) |
|
|
||
Старение |
|
и |
разру |
Кислород, |
солнеч |
Влага, плесень, насе |
||||||||
шение |
|
текстиль |
ная |
радиация, |
комые |
|
|
|
||||||
ных, |
|
|
бумажных, |
гнилостные |
бакте |
|
|
|
|
|||||
древесных |
и |
ко |
рии |
|
|
|
|
|
|
|
||||
жаных |
|
материалов |
Влага |
атмосферы, |
Температура |
(повы |
||||||||
Ухудшение |
параме |
|||||||||||||
тров |
и |
отказ |
в |
плесень |
|
|
шенная |
и |
низкая), |
|||||
работе |
|
радиоэлек |
|
|
|
|
вредные |
|
примеси |
|||||
тронного оборудо |
|
|
|
|
воздуха, |
насеко |
||||||||
вания |
(кроме |
де |
|
|
|
|
мые, |
пресмыкаю |
||||||
фектов, |
|
|
связан |
|
|
|
|
щиеся, |
грызуны |
|||||
ных |
с |
|
коррозией |
|
|
|
|
|
|
|
|
металлов)
36