Файл: КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенно заставили меня задуматься такие слова Ивана Пантелеевича Куприянова:

— Знаешь, наша новая домна намного мощнее прежних. Для удовлетворения ее «аппетита» требуется ежегодно поч­ ти четыре миллиона тонн железной руды. Ранее губкинцы не подводили липчан, руды отгружали достаточно, на крити­ ку не обижались.

Иван Пантелеевич вспомнил случай, как горняки отреаги­ ровали на сигнал металлургов, когда в Липецк начал посту­ пать смерзшийся агломерат: меры были приняты сразу.

Соревнование с новолипецкими и макеевскими металлур­ гами становится все действеннее и интереснее, оно охватило и целые коллективы. Регулярные взаимные проверки застав­ ляют подтягиваться отстающих, шире смотреть на производ­ ство. Наш рудник, например, выдает богатую руду, выдержи­ вает нужный процент содержания в ней железа. А металлур­ ги говорят: не задумывались ли вы над тем, чтобы, увеличи­ вая объем добычи и отгрузки, постоянно давать хотя бы на один процент железа больше, чем сейчас? Подсчитайте, ка­ кую выгоду для народного хозяйства принесет этот один про­ цент?

В самом деле, резонный совет. Конечно, потребуются но­ вые изыскания, затраты, но они окупятся с лихвой. К словам металлургов следует внимательно прислушаться, попытаться найти способ увеличения содержания железа в руде, кон­ центрате, агломерате, а не успокаиваться на установленных планом нормах.

Горняки комбината «КМАруда» приняли обязательство до­ быть за годы девятой пятилетки без дополнительных капи­ тальных затрат миллион тонн руды. Достичь этого нелегко, но все мы стремимся не только достичь, но и превзойти эту цифру. Такое стремление вполне реальное. В третьем, ре­ шающем году пятилетки сверх плана произведено 412 тысяч тонн товарной руды.

Девиз соревнования «Руда — металл — машины» — в действии. В соревновании рождается великое чувство ответ­ ственности каждого человека не только за результаты своего труда, но и за успехи наших товарищей — металлургов, ма­ шиностроителей.

 

В. СОТНИЧЕНКО,

машинист

экскаватора

добычного

участка

Лебединского

рудника.

Герой

Социалистического

Труда,

депутат Верховного

Совета СССР


ЧЕРТОЧКА В ХАРАКТЕРЕ

Иногда говорят, что машина имеет душу. Но, конечно, это всего лишь поговорка, присказка механиков. Техника — пусть самая совершенная, самая умная — без человека, как извест­ но, мертва. И ей безразлично, кто нажимает кнопки на пуль­ тах управления: татарин Гизотов, лезгин Гусенбеков или рус­ ский Алексеев. Каждый из них, выходя в свою смену, осмат­ ривает буровой станок, проверяет, нормально ли работают все его системы и агрегаты, включает главный двигатель: на­ чинается бурение!

Но это лишь половина правды. Другая половина — и мне, механику, технику по образованию, она виднее — заключает­ ся в отношении человека к технике. От его мастерства, за­ боты о буровом станке зависит очень многое. Тут действи­ тельно техника словно обретает живую душу! Она чутко от­ кликается на заботу, отвечает высокой производительностью на мастерство. Для меня, механика, отношение к машине — одна из самых важных черт в характере рабочего. По ней я сужу о работнике, о его личности.

И тут хочу сказать сразу: порой множество возникает у нас проблем, технических и организационных, многие слож­ ные вопросы приходится решать в связи с ростом добычи ру­ ды и ростом наших запросов, но никогда не возникала у нас проблема национальная, хотя, как вы знаете, работают и жи­ вут у нас люди из различных республик.

Никогда не задумываемся мы, поручая какое-либо дело рабочему или избирая его в цехком, в ту или иную комис­ сию, — русский он или татарин, грузин или узбек. На Кур­ ской магнитной аномалии, впрочем, как и везде, действует железный советский закон: о человеке судят по труду, по уму и душевным качествам, а не по национальности. Обо всем этом порой даже не задумываешься, настолько естест­ венно вошли в нашу плоть и кровь интернационализм, брат-

55 ское отношение друг к другу.

Теперь расскажу о своей работе и о том, что думаю ино­ гда, всматриваясь в труд и жизнь моих товарищей.

Рабочий день механика заполнен до предела, и начинает­ ся он, как правило, с устранения накопившихся за ночь непо­ ладок. На чьем-то станке пробило обмотку одного из четыр­ надцати моторов, и он «землит», у кого-то заклинило штангу, у третьего еще что-то заело — всем надо помочь, обеспе­ чить запасными частями... Дел хватает на все восемь часов, а то и вторую смену прихватываешь...

Редко выпадает мне свободная минута, когда можно ос­ тановиться и просто понаблюдать, как трудятся наши маши­ нисты. Ничего не скажешь, красиво работают! Придешь, к примеру, на агрегат к Рифу Гизотову, стоишь, удивляешься...

Удивляешься главным образом тому, как Гизотов чувст­ вует машину. Впечатление такое, словно он видит сквозь тол­ стые железные листы. Он заранее предчувствует неисправ­ ность, может сказать, из-за чего она возникнет и по каким причинам, как ее устранить, и даже примет меры, чтобы предотвратить поломку, не останавливая бурения.

Как ему это удается?

Риф Гизотов родился в далеком башкирском селе. Его родители были механизаторами. Отец, Ярула Галибрахманович, работал механиком машинно-тракторной станции; мать, Майсофа Харисовна, закончила курсы комбайнеров. На всех механизаторов в те времена не хватало комбайнов, и она ра­ ботала машинистом на дизеле колхозной электростанции.

С детских лет Риф Гизотов видел технику. Он ходил на работу к отцу и матери, рассматривал машины, расспрашивал, как эти машины действуют. И дома, в семье механизаторов, всегда были разговоры о технике. Не это ли определило страсть Рифа к технике, к машинам?

Мы как-то говорили об этом с Гизотовым, и он подтвердил мою догадку. Но разве страсть к технике, любовь к машинам подобным образом возникла лишь у Гизотова? Разве только он пристрастился к механизмам с детства? Думаю , что это не такая уж случайность. Мне кажется, в данном случае дейст­

вует

своего рода

закономерность

общественного развития.

Какую технику

могли

видеть наши деды

вокруг

себя в

нищей, почти сплошь крестьянской царской России? Плуг, те­

легу, водяную мельницу, позже паровоз... После Октябрь­

ской

революции,

в годы

социалистической

индустриализа­

ции

и

коллективизации,

техника

вошла

в

обиход

любого

труда.

В деревне

появились тракторы

и комбайны, вста­

ли мощные элеваторы и мукомольные заводы. Миллионы вче­

рашних крестьян пришли

на стройки в города, изучили стан­

ки.

Достаточно сложная

техника

стала

привычной,

выросла 56


техническая культура людей. Были воспитаны сотни тысяч кадровых рабочих, а в их семьях подрастала молодежь, ко­ торая воспринимала мудреные для их отцов механизмы как простые, легкие в освоении.

Наши деды овладевали техникой, в которой применялись силы пара и законы механики. Паровой молот или механиче­ ская лебедка — все это куда грубее, проще, чем наши бу­ ровые станки. Нынешнему поколению подобного рода техни­ ка кажется устарелой. Мы овладеваем машинами, где при­ меняются гидравлика и механика, электричество и пневмати­ ка. В нынешних буровых станках с помощью гидравлики соз­ дается давление буровой фрезы на скважину, или, как мы

говорим, на забой; электричество вращает

буровую штангу,

к которой прикреплена шарошка;

механической передачей

электромотор связан с буровой

штангой;

воздушная струя

удаляет измельченную в порошок породу — шлам. Нынеш­ ние буровые станки очень сложны. Десятки кнопок, ручек, приборов на пульте управления — прямо кабина самолета! Кроме знаний, которые можно получить на курсах подготов­ ки машинистов буровых установок, от рабочего требуется еще и соответствующая культура труда. Для машиниста этот момент определяет многое. Думаю , навыки технической куль­ туры наращиваются с годами, накапливаются в школе и на производстве и в конце концов достигают такого уровня, что со стороны кажется, будто рабочий обладает неким сверхестественным чутьем к машине.

Я хорошо понимаю Рифа Яруловича еще и потому, что сам вырос в семье мастеровых, начал работать после седь­ мого класса. Мне всегда хотелось разобраться, как и почему работает машина, и такая возможность, скажем так, была предоставлена— машины были вокруг, эти машины усложня­ лись на глазах, «росли» они, рос и человек, их обслуживаю­ щий.

Нынешнее поколение молодых рабочих отличается глубо­ ким знанием техники, высокой технической культурой. Мно­ гие наши машинисты заканчивают кроме специальных курсов средние школы, техникумы. Стремление к знаниям, к общему и специальному образованию, творческое преломление этих знаний в труде — важная черточка характера нынешнего ра­ бочего.

Приведу пример, подтверждающий мою мысль. На одном из буровых станков у нас трудятся отец и сын Дробязко. Отец, Савелий Дмитриевич, раньше работал машинистом, од­ нако не смог освоить новые модели так досконально, как его сын Николай. Савелий Дмитриевич попросил перевести его в

помощники и сейчас работает помощником Гусенбекова. 58



В другой смене на этом же станке машинистом его сын. У Ни­ колая, естественно, и образование повыше, и культура обра­ щения с техникой отличная.

Хочу ещ е сказать, что наши машинисты относятся к тех­ нике не по-казенному, а творчески.

Недавно произошел такой на первый взгляд незначитель­ ный случай. У Гусенбека Гусенбекова на его буровом станке отказала гидравлика. Все крутится нормально, насос работа­ ет, а давления воды на забой не создает. В чем дело? Слу­ шаем мы с Гусенбекрвым насос — вроде звук какой-то глу­ хой, стучит насос... Вскрыли мы его, осмотрели. Оказывается, в насос попал кусок резины. Можно было просто устранить эту мелкую неисправность и на том закончить ремонт насо­ са. Но Гусенбеков предложил: давайте наварим на входное отверстие для воды сеточку, чтобы впредь такая неисправ­ ность не возникала. Казалось бы, пустяк: приварить сетку! Но важен не столько экономический эф ф ект от рационализатор­ ского предложения, сколько отношение рабочего к маши­ не, к своей работе.

Когда к нам пришли шарошечные станки, то у них обнару­ жился один скрытый недостаток. Буровая штанга, закреплен­ ная в специальной кассете, держалась неустойчиво. Были слу­ чаи, штанга и вовсе выпадала из своего кармана. Представь­ те себе, что рядом с кабиной машиниста совершенно неожи­

данно падает толстенная стальная

труба длиной

8 метров.

Не очень приятное ощущение...

Конструктор

предусмот­

То был конструкторский деф ект.

рел для кармана штанги закраину всего в несколько милли­ метров. Естественно, при эксплуатации штанга из кармана иногда выпадала. Мы предложили увеличить бортик кармана на несколько сантиметров. Д еф ект был устранен!

Таких малых и больших рационализаторских предложений рабочие вносят много. И не только потому, что хорошо по­ нимают технику. Они хозяева этой техники и смотрят на нее хозяйскими глазами. Даже трудно себе представить, насколь­ ко усложнилась бы моя работа механика, если бы не это зна­ ние техники плюс творческое отношение к ней наших маши­ нистов! Вот где заложена самая суть натуры, коренные осо­ бенности советского рабочего. И присущи они рабочим раз­ ных национальностей: Дробязко, Гусенбекову, Гизотову, Алек­ сееву — всем нашим машинистам. Каждый из них хорошо знает свое дело, каждый — рачительный хозяин своей вели­ кой многонациональной Родины.

В. БОЖКО, механик