Файл: КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Особенно заставили меня задуматься такие слова Ивана Пантелеевича Куприянова:
— Знаешь, наша новая домна намного мощнее прежних. Для удовлетворения ее «аппетита» требуется ежегодно поч ти четыре миллиона тонн железной руды. Ранее губкинцы не подводили липчан, руды отгружали достаточно, на крити ку не обижались.
Иван Пантелеевич вспомнил случай, как горняки отреаги ровали на сигнал металлургов, когда в Липецк начал посту пать смерзшийся агломерат: меры были приняты сразу.
Соревнование с новолипецкими и макеевскими металлур гами становится все действеннее и интереснее, оно охватило и целые коллективы. Регулярные взаимные проверки застав ляют подтягиваться отстающих, шире смотреть на производ ство. Наш рудник, например, выдает богатую руду, выдержи вает нужный процент содержания в ней железа. А металлур ги говорят: не задумывались ли вы над тем, чтобы, увеличи вая объем добычи и отгрузки, постоянно давать хотя бы на один процент железа больше, чем сейчас? Подсчитайте, ка кую выгоду для народного хозяйства принесет этот один про цент?
В самом деле, резонный совет. Конечно, потребуются но вые изыскания, затраты, но они окупятся с лихвой. К словам металлургов следует внимательно прислушаться, попытаться найти способ увеличения содержания железа в руде, кон центрате, агломерате, а не успокаиваться на установленных планом нормах.
Горняки комбината «КМАруда» приняли обязательство до быть за годы девятой пятилетки без дополнительных капи тальных затрат миллион тонн руды. Достичь этого нелегко, но все мы стремимся не только достичь, но и превзойти эту цифру. Такое стремление вполне реальное. В третьем, ре шающем году пятилетки сверх плана произведено 412 тысяч тонн товарной руды.
Девиз соревнования «Руда — металл — машины» — в действии. В соревновании рождается великое чувство ответ ственности каждого человека не только за результаты своего труда, но и за успехи наших товарищей — металлургов, ма шиностроителей.
|
В. СОТНИЧЕНКО, |
||
машинист |
экскаватора |
добычного |
|
участка |
Лебединского |
рудника. |
|
Герой |
Социалистического |
Труда, |
|
депутат Верховного |
Совета СССР |
ЧЕРТОЧКА В ХАРАКТЕРЕ
Иногда говорят, что машина имеет душу. Но, конечно, это всего лишь поговорка, присказка механиков. Техника — пусть самая совершенная, самая умная — без человека, как извест но, мертва. И ей безразлично, кто нажимает кнопки на пуль тах управления: татарин Гизотов, лезгин Гусенбеков или рус ский Алексеев. Каждый из них, выходя в свою смену, осмат ривает буровой станок, проверяет, нормально ли работают все его системы и агрегаты, включает главный двигатель: на чинается бурение!
Но это лишь половина правды. Другая половина — и мне, механику, технику по образованию, она виднее — заключает ся в отношении человека к технике. От его мастерства, за боты о буровом станке зависит очень многое. Тут действи тельно техника словно обретает живую душу! Она чутко от кликается на заботу, отвечает высокой производительностью на мастерство. Для меня, механика, отношение к машине — одна из самых важных черт в характере рабочего. По ней я сужу о работнике, о его личности.
И тут хочу сказать сразу: порой множество возникает у нас проблем, технических и организационных, многие слож ные вопросы приходится решать в связи с ростом добычи ру ды и ростом наших запросов, но никогда не возникала у нас проблема национальная, хотя, как вы знаете, работают и жи вут у нас люди из различных республик.
Никогда не задумываемся мы, поручая какое-либо дело рабочему или избирая его в цехком, в ту или иную комис сию, — русский он или татарин, грузин или узбек. На Кур ской магнитной аномалии, впрочем, как и везде, действует железный советский закон: о человеке судят по труду, по уму и душевным качествам, а не по национальности. Обо всем этом порой даже не задумываешься, настолько естест венно вошли в нашу плоть и кровь интернационализм, брат-
55 ское отношение друг к другу.
Теперь расскажу о своей работе и о том, что думаю ино гда, всматриваясь в труд и жизнь моих товарищей.
Рабочий день механика заполнен до предела, и начинает ся он, как правило, с устранения накопившихся за ночь непо ладок. На чьем-то станке пробило обмотку одного из четыр надцати моторов, и он «землит», у кого-то заклинило штангу, у третьего еще что-то заело — всем надо помочь, обеспе чить запасными частями... Дел хватает на все восемь часов, а то и вторую смену прихватываешь...
Редко выпадает мне свободная минута, когда можно ос тановиться и просто понаблюдать, как трудятся наши маши нисты. Ничего не скажешь, красиво работают! Придешь, к примеру, на агрегат к Рифу Гизотову, стоишь, удивляешься...
Удивляешься главным образом тому, как Гизотов чувст вует машину. Впечатление такое, словно он видит сквозь тол стые железные листы. Он заранее предчувствует неисправ ность, может сказать, из-за чего она возникнет и по каким причинам, как ее устранить, и даже примет меры, чтобы предотвратить поломку, не останавливая бурения.
Как ему это удается?
Риф Гизотов родился в далеком башкирском селе. Его родители были механизаторами. Отец, Ярула Галибрахманович, работал механиком машинно-тракторной станции; мать, Майсофа Харисовна, закончила курсы комбайнеров. На всех механизаторов в те времена не хватало комбайнов, и она ра ботала машинистом на дизеле колхозной электростанции.
С детских лет Риф Гизотов видел технику. Он ходил на работу к отцу и матери, рассматривал машины, расспрашивал, как эти машины действуют. И дома, в семье механизаторов, всегда были разговоры о технике. Не это ли определило страсть Рифа к технике, к машинам?
Мы как-то говорили об этом с Гизотовым, и он подтвердил мою догадку. Но разве страсть к технике, любовь к машинам подобным образом возникла лишь у Гизотова? Разве только он пристрастился к механизмам с детства? Думаю , что это не такая уж случайность. Мне кажется, в данном случае дейст
вует |
своего рода |
закономерность |
общественного развития. |
|||||
Какую технику |
могли |
видеть наши деды |
вокруг |
себя в |
||||
нищей, почти сплошь крестьянской царской России? Плуг, те |
||||||||
легу, водяную мельницу, позже паровоз... После Октябрь |
||||||||
ской |
революции, |
в годы |
социалистической |
индустриализа |
||||
ции |
и |
коллективизации, |
техника |
вошла |
в |
обиход |
любого |
|
труда. |
В деревне |
появились тракторы |
и комбайны, вста |
|||||
ли мощные элеваторы и мукомольные заводы. Миллионы вче |
||||||||
рашних крестьян пришли |
на стройки в города, изучили стан |
|||||||
ки. |
Достаточно сложная |
техника |
стала |
привычной, |
выросла 56 |
техническая культура людей. Были воспитаны сотни тысяч кадровых рабочих, а в их семьях подрастала молодежь, ко торая воспринимала мудреные для их отцов механизмы как простые, легкие в освоении.
Наши деды овладевали техникой, в которой применялись силы пара и законы механики. Паровой молот или механиче ская лебедка — все это куда грубее, проще, чем наши бу ровые станки. Нынешнему поколению подобного рода техни ка кажется устарелой. Мы овладеваем машинами, где при меняются гидравлика и механика, электричество и пневмати ка. В нынешних буровых станках с помощью гидравлики соз дается давление буровой фрезы на скважину, или, как мы
говорим, на забой; электричество вращает |
буровую штангу, |
|
к которой прикреплена шарошка; |
механической передачей |
|
электромотор связан с буровой |
штангой; |
воздушная струя |
удаляет измельченную в порошок породу — шлам. Нынеш ние буровые станки очень сложны. Десятки кнопок, ручек, приборов на пульте управления — прямо кабина самолета! Кроме знаний, которые можно получить на курсах подготов ки машинистов буровых установок, от рабочего требуется еще и соответствующая культура труда. Для машиниста этот момент определяет многое. Думаю , навыки технической куль туры наращиваются с годами, накапливаются в школе и на производстве и в конце концов достигают такого уровня, что со стороны кажется, будто рабочий обладает неким сверхестественным чутьем к машине.
Я хорошо понимаю Рифа Яруловича еще и потому, что сам вырос в семье мастеровых, начал работать после седь мого класса. Мне всегда хотелось разобраться, как и почему работает машина, и такая возможность, скажем так, была предоставлена— машины были вокруг, эти машины усложня лись на глазах, «росли» они, рос и человек, их обслуживаю щий.
Нынешнее поколение молодых рабочих отличается глубо ким знанием техники, высокой технической культурой. Мно гие наши машинисты заканчивают кроме специальных курсов средние школы, техникумы. Стремление к знаниям, к общему и специальному образованию, творческое преломление этих знаний в труде — важная черточка характера нынешнего ра бочего.
Приведу пример, подтверждающий мою мысль. На одном из буровых станков у нас трудятся отец и сын Дробязко. Отец, Савелий Дмитриевич, раньше работал машинистом, од нако не смог освоить новые модели так досконально, как его сын Николай. Савелий Дмитриевич попросил перевести его в
помощники и сейчас работает помощником Гусенбекова. 58
В другой смене на этом же станке машинистом его сын. У Ни колая, естественно, и образование повыше, и культура обра щения с техникой отличная.
Хочу ещ е сказать, что наши машинисты относятся к тех нике не по-казенному, а творчески.
Недавно произошел такой на первый взгляд незначитель ный случай. У Гусенбека Гусенбекова на его буровом станке отказала гидравлика. Все крутится нормально, насос работа ет, а давления воды на забой не создает. В чем дело? Слу шаем мы с Гусенбекрвым насос — вроде звук какой-то глу хой, стучит насос... Вскрыли мы его, осмотрели. Оказывается, в насос попал кусок резины. Можно было просто устранить эту мелкую неисправность и на том закончить ремонт насо са. Но Гусенбеков предложил: давайте наварим на входное отверстие для воды сеточку, чтобы впредь такая неисправ ность не возникала. Казалось бы, пустяк: приварить сетку! Но важен не столько экономический эф ф ект от рационализатор ского предложения, сколько отношение рабочего к маши не, к своей работе.
Когда к нам пришли шарошечные станки, то у них обнару жился один скрытый недостаток. Буровая штанга, закреплен ная в специальной кассете, держалась неустойчиво. Были слу чаи, штанга и вовсе выпадала из своего кармана. Представь те себе, что рядом с кабиной машиниста совершенно неожи
данно падает толстенная стальная |
труба длиной |
8 метров. |
Не очень приятное ощущение... |
Конструктор |
предусмот |
То был конструкторский деф ект. |
рел для кармана штанги закраину всего в несколько милли метров. Естественно, при эксплуатации штанга из кармана иногда выпадала. Мы предложили увеличить бортик кармана на несколько сантиметров. Д еф ект был устранен!
Таких малых и больших рационализаторских предложений рабочие вносят много. И не только потому, что хорошо по нимают технику. Они хозяева этой техники и смотрят на нее хозяйскими глазами. Даже трудно себе представить, насколь ко усложнилась бы моя работа механика, если бы не это зна ние техники плюс творческое отношение к ней наших маши нистов! Вот где заложена самая суть натуры, коренные осо бенности советского рабочего. И присущи они рабочим раз ных национальностей: Дробязко, Гусенбекову, Гизотову, Алек сееву — всем нашим машинистам. Каждый из них хорошо знает свое дело, каждый — рачительный хозяин своей вели кой многонациональной Родины.
В. БОЖКО, механик