Файл: КМА набирает высоту сборник статей, очерков об освоении Курской магнитной аномалии..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

то рабочие предложили назначить Корнева ее руководителем. Он оправдал наши надежды. Бригада монтажников Корнева на строительстве корпуса обогащения добилась наилучших результатов. Ее ежемесячная выработка достигла 130— 135 процентов. Теперь наши бригады соревнуются между собой, и часто мой бывший ученик опережает меня.

Как и губкинцы, за освоение богатств Курской магнитной аномалии настойчиво борются горняки и строители Ж елезно­ горска. В тресте «Курскрудстрой» широко известна комплекс­ ная бригада арматурщиков-монтажников Эдуарда Квасова, с которой мы давно соревнуемся. И независимо от того, кто победит в этом соревновании, важно, что выиграет общее дело.

М. ПОМЕЛЬНИКОВ, бригадир комплексной бригады стро­ ителей, Герой Социалистического Труда.

СЕГОДНЯ — ВСКРЫША, ЗАВТРА — РУДА

Борт Лебединского рудника. На его уступах-горизонтах, от поверхности до самой кровли железной руды, работают землеройные машины, ковшами черпают грунт, наполняя им думпкары, кузова самосвалов. Из кабины экскаватора видна огромная чаша карьера, на дне которого трудятся рудокопы. Они сильно поджимают механизаторов вскрышного участка, требуют расширения фронта работ для своих машин.

Рудное тело в Лебедях залегает полого, под толщей раз­ личных грунтов — глины, песка, мела, юрских отложений — на стометровой глубине. Обнажить его, подготовить к экс­ плуатации — значит отправить на отвал за год миллионы ку­ бометров породы. Некоторые люди говорят, что взять руду не так уж трудно, если она подготовлена к добыче. В этом есть большая доля правды. В самом деле, если все экскава­ торы добычного участка в 1972 году выдали 7,2 млн. тонн богатой руды, лишь наша бригада, работая на вскрыше, по­ грузила более 2 млн. кубометров породы. А можно взять и больше, новая техника позволяет достичь этого, и люди спо­ собны добиться лучшего результата. Необходимость в том огромная.

В девятой пятилетке горняки Лебединского рудника обя­ зались дать стране 35,5 млн. тонн богатой руды, из них не менее 500 тыс. тонн сверх плана. С каждым годом раздвигает свои пределы Лебединский карьер.

Одиннадцать лет я работал на экскаваторе ЭКГ-4, когда услышал, что Ижорский завод начал выпускать восьмикубо­ вый экскаватор — новую, более мощную машину. Летом 1967 года меня вызвали в рудоуправление и предложили принять «ижорца». К своей четырехкубовой машине я при­ вык, душой прикипел, что называется, «изменять» ей не соби­ рался. А мне говорили: кому, как не вам, осваивать, внедрять в производство новую, более совершенную и мощную техни­ ку. Самому бы учиться и других научить. И я согласился.

ЭКГ-8 принимал, можно сказать, с болта: экскаватор 42


прибыл в Лебеди в разобранном виде. В монтаже первой ма­

шины

кроме меня

участвовали машинисты А . Чирков, П. Пав­

лов,

В.

Сабуров, а также помощники машинистов — Н. Ж у­

ков,

А .

Федорищ ев.

Нас зачислили в бригаду, которой руко­

водили инженеры Ижорского завода. Работали и учились, ус­ ваивали основные регулировки, правила технического ухода. Поражало многое: и емкость ковша — она вдвое больше, чем на четырехкубовом, и длина стрелы — 14 метров, и слож­ ность электрооборудования... С прежней меркой и накоп­ ленными навыками к новой машине подходить было нельзя, да и личных знаний оказалось маловато. Я имел восьмилетнее образование, но теперь твердо решил получить полное среднее.

Через полтора месяца ЭКГ-8 был собран. Машина — красавица! Кабина отделена, изолирована: шум механизмов приглушен, вибрация не так ощутима, как на четырехкубо­ вом, значит, и утомляемость человека будет меньшей. А глав­ ное — шире обзор. Из кабины хорошо виден весь забой, от подошвы до верха уступа, от правого до левого борта.

Первые ковши взял ижорский товарищ, мой шеф. При­

сматриваюсь, как он действует рычагами, черпает

грунт,

за­

поминаю советы.

работать в

узком

за­

— Габариты ЭКГ-8 не позволяют

бое, ему нужен известный простор.

Вырабатывай

глазомер.

Ковш лег на подошву, первый зуб коснулся грунта — смело заглубляй, черпай полную емкость, не опасайся, мотор оси­ лит. Какой смысл брать по чайной ложке — бери как следует!

Да, машину надо не только знать, но и чувствовать. Сменил я своего наставника, сел к пульту управления,

стал черпать и слышу:

— Получается, неплохо получается, друг. А будет лучше!

За первый

год работы

на

ижорском экскаваторе дал

J15 процентов

плана. Это

был

лучший результат на вскрыш­

ном участке. Я подумал тогда, что испытания выдержал. Срав­ нивал ижорскую машину с четырехкубовым экскаватором. Зимой ЭКГ-4 не брал верхнюю промерзшую корку грунта, и потому ее взрывали, а ЭКГ-8 свободно преодолевал эту мерзлоту. Бывало, режешь забой, а смерзшаяся земля ко­ зырьком нависает над забоем, вот-вот обрушится. Теперь этой опасности нет. Полная зачистка.

Грунты на вскрыше хоть и называются рыхлыми, но такое понятие относительное. Вот песок. Он спрессован, лежит слов­ но монолит. Песок-наждак. Зубья ковша стираются быстро,

их приходится менять часто.

 

На всех грунтах «ижорец» действовал богатырски:

с

честью оправдал надежды горняков.

44


 

Но вот получен на рудник и второй ЭКГ-8. Мне пришлось

 

покинуть забой

для монтажа

очередного

«ижорца».

Теперь

 

мы действовали более уверенно и успешно — накопили опыт.

 

Вторую машину мы поставили в забой на десять дней рань­

 

ше, чем первую. Например,

чтобы

поднять

и

установить

 

стрелу первого ЭКГ-8, было

затрачено

три дня,

а на вто­

 

рой машине всю эту работу

выполнили за два часа. Третью

 

и четвертую машины бригады И. Г. Лященко и В. Г. Петрова

 

смонтировали в еще более короткий срок.

 

 

Темпы

 

Что дала новая техника

Лебединскому руднику?

 

вскрышных работ ускорились, их объем

увеличился:

стало

 

меньше затрат, больше продукции и дешевле товарная руда.

 

Когда на вскрышном участке не было ижорских экскаваторов

 

ЭКГ-8, работа

велась

на

семи-восьми

горизонтах,

теперь

 

же число горизонтов сократилось до

пяти. Ж елезнодорож ­

 

ные пути, по которым грунт вывозился на отвалы, стали пере­

 

стилаться реже, а погрузка его в думпкары ускорилась.

 

Новая техника заставила особенно высоко ценить каждую

 

минуту, даже каждую секунду рабочего времени, тщательно,

 

до мелочей, продумать весь процесс погрузки грунта с тем,

 

чтобы он был экономически выгодным. Забой должен обес­

 

печивать поворот машины на 180 градусов. А как уменьшить

 

этот угол поворота? Решили: в ожидании подхода порожняка

 

перемещать разрыхленный грунт так,

чтобы

он находился

 

перед машиной, и сократить угол поворота до 120 градусов.

 

Выигрывалось время, но для этого требовалось высокое мас­

 

терство машиниста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А мастерство, как известно, проявляется в умении совме­

 

щать отдельные операции — черпанье, подъем, разгрузка —

 

в единый непрерывный цикл

и без задержек.

В

результате

 

этого наша бригада погрузку

состава

емкостью

 

в 220 куби­

 

ческих метров производит за 15— 18 минут.

 

экскаватор­

 

Сегодня —

вскрыша, завтра — руда. М ежду

 

щиками вскрышного участка Лебединского рудника социали­

 

стическое соревнование за производительное использование

 

техники в годы девятой пятилетки развернулось с новой си­

 

лой. Бригады группарторга Михаила Михайловича Чиркова и

 

наша в 1972 году погрузили в думпкары более

чем по 2 млн.

 

кубометров породы. 2 млн. кубометров — являлось рекорд­

 

ной цифрой для восьмикубового экскаватора. Наша бригада

 

решила ее перекрыть. Такую

же цель поставил перед собой

 

и коллектив, который возглавляет М. М. Чирков.

Как этого

 

достичь? Брать грунт полным ковшом, не допускать не толь­

 

ко ни минуты простоя, но и замедления темпа работы — ста­

45

ло трудовой нормой соревнующихся бригад.

 

 

ЭКГ-8

Я убежден,

что

каждая

бригада

на экскаваторе


может грузить более 2 млн. кубометров грунта в год. С этим предложением мы с Михаилом Михайловичем Чирковым при­ шли в партком Лебединского рудника и заявили: наши брига­ ды, подсчитав свои производственные возможности, решили в третьем году девятой пятилетки погрузить по 2 млн. 220 тыс. кубических метров вскрыши. Однако и это не предел. Если будут созданы хорошие условия, выработка на машину мо­ жет быть доведена до 2,5 млн. кубометров породы. Хоро­ ш ие— значит нормальные. Ведь еще приходится терять вре­ мя на ожидание порожняка, «перецепку» экскаваторов во время передвижения машины по забою, а иногда из-за не­ планового отключения электроэнергии.

Социалистические обязательства претворяются в жизнь: наша бригада за два года и три месяца выполнила трехлет­ нее задание.

А. ПОЛЫГАЛОВ, машинист экскаватора

РЕЙСЫ ДМИТРИЯ ДРОНОВЛ

Двадцать два года бывший военный моряк Дмитрий Дронов трудится на КМ А. Был вначале рабочим в геологической партии, а потом, окончив курсы шоферов, сел за руль. Даль­ ше.учился, не «отрываясь» от работы: сдал на первый класс, окончил вечерний университет марксизма-ленинизма. Но с книгой не расстается и поныне. В его личной библиотеке по­ литическая литература, технические новинки, немало художе­ ственных произведений.

Основным условием успеха в любой рабочей профессии он считает оседлость. Оттого и сам не любит «мигрировать».

Бедна записями первая часть трудовой книжки Дмитрия Дронова, потому что он трудится все время на одном месте, в одной должности. Зато вторая часть книжки густо усеяна записями — здесь и благодарности, и премии, и почетные грамоты.

Есть люди, которым одна и та же работа скоро надоеда­ ет, представляется однообразной, скучной. Чаще всего это признак того, что дело таким людям не по душе, не увле­ кает. Вот и порхают с одного предприятия на другое.

Высказывая эту мысль, Дронов на минуту задумался, по­ том, видимо вспомнив, сказал:

— Как может надоесть дело, которое любишь? Человеку ленивому, равнодушному наше дело кажется неинтересным,

однообразным.

Всегда вроде одно

и то же: загрузился в

карьере, едешь на обогатительную фабрику и той же доро­

гой обратно. Вчера я хотел было сделать 20 рейсов. Не вы­

шло. Сделал на один меньше.

Малость подкачали

экскава­

торщики. Сегодня уверен:

будет

порядок —

постараюсь

обогнать ребят, с которыми соревнуюсь.

Ему

здесь и

 

Он не ошибся

в выборе места

в жизни.

впрямь очень интересно. По мере того, как нарастает техни­

ческая мощь страны, все более бурно развивается

горняц­

кий

край.

рассказывает Дмитрий Дронов,

что

его ра-

47

С увлечением


дует то, как растет и хорошеет ставший ему родным домом город Губкин, восхищенно говорит о гигантской стройке — Лебединском ГОКе, который уже дает продукцию.

Водит Дмитрий Алексеевич двадцатисемитонный «БелАЗ» по маршруту Лебединский рудник — дробильно-сортировоч­ ная фабрика. Три с половиной километра туда и обратно. Но только чуть больше половины этого пути по асфальту, ос­ тальная извилистая винтообразная кромка дороги по откосу огромного карьера, которая кончается на глубине почти пол­

тораста метров, там, где экскаваторы

черпают

руду. Норма

14 рейсов в смену. Дронов меньше

18— 19 не

делает. Хоть

в дневную, хоть в ночную смену. Расчет таков: 90 процентов рабочего времени «БелАЗ» в пути, 10 — стоянки во время

погрузки

и выгрузки,

короткий перерыв на обед или

ужин.

— У

меня давно

первый класс, — говорит он о

своем

опыте, — да и стаж порядочный. Так что пора знать технику. Машина всегда на ходу. Вообще «БелАЗ» машина добрая, удобная в управлении. Спасибо конструкторам, Техуход, тех­ осмотр — точно по инструкции, что б там ни случилось. А ос­ тальное, понятно, желание. Как ему не быть, если такими делами ворочаем — миллионы тонн руды даем заводам. Го­ да через два-три, когда Лебединский ГОК наберет полную мощность, вдвое больше будем давать.

Есть и другая «инструкция», неписаная, которой следует Дмитрий Дронов. Это рабочая честь и рабочая гордость, вы­ сокое чувство долга.

Во всех его рассуждениях сквозит беспокойство за общее дело. Его беспокоит и нехватка водителей (техника какая подчас простаивает!), и то, что иногда не все машины выхо­ дят на линию.

— Ш оферов в карьере мало, — говорит Дмитрий Алек­ сеевич, — нам экскаваторщики чуть ли не кланяются. Пожа­ луйста, мол, подъезжай. Но при такой нехватке машин фаб­ рику подведем.

А вот то, что прогулов в АТХ стало намного меньше, что комсомолец Николай Винников и другие молодые водители по многим показателям догоняют ветеранов, — это Дронова искренне радует.

И не только в рассуждениях, в повседневных буднях он такой. Производился технический осмотр автопарка. Дроно­ ва, как народного контролера, просили принять участие. Он пришел за три часа до смены и каждую машину проверил так же тщательно, как свою.

Человек мягкий, отзывчивый, Дронов становится нетерпим и резок, столкнувшись с нерадивостью, разболтанностью.

Приходилось ему не раз приструнивать лихачей, стыдить тех 48