ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.10.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 0
ных данных, можно приближенно выразить комплексным пара-
метром /:
1
I |
Aw2 |
Лш2 |
(V.55) |
|
dx = —о-dx. |
Щ
Здесь wlt w2— скорости на входе и на выходе из решетки; х — криволинейная координата, отсчитываемая по средней линии меж профильного канала; Aw2— разность квадратов локальных зна-
Рис. 76. Теплообмен на торцовой стенке межпрофилы ных каналов для различных решеток
чений скоростей в сходственных точках на спинке (wt сп) и на во гнутой стороне профиля (йУ;вогн), сходственные точки определяются как точки касания вписанных в межпрофильный канал окруж
ностей; Aw2— то же для относительных скоростей:
Дш2 = ш ? с п - ^ в о г н ; Aw2= ( ^ y ~ |
■ |
На рис. 77 приведены значения сл и ст для различных решеток при различных значениях I. Как видно, зависимости получаются однозначными и могут быть аппроксимированы соотношениями:
сл = |
1,95/-ь |
(V.56) |
ст = |
О, I I / - 1'6. |
(V.57) |
197
Параметр I при наличии эпюры скоростей вдоль обвода про филя определяется с помощью элементарных расчетов.
В работе Сидун 1 приводится следующая эмпирическая фор мула для расчета теплоотдачи на торцовой стенке межпрофильного канала:
Nu = (0,032 + 0,014 -JL ) ( 4 - ) -0'175 R0'8. |
(V.58) |
где р — угол поворота потока в канале; t — шаг решетки; b —
хорда |
профиля. |
Здесь |
N u и R считаются по хорде профиля b, |
|||||||
|
|
|
по скорости на входе |
в |
решетку |
|||||
|
|
|
и по физическим |
константам, |
отне |
|||||
|
|
|
сенным к осредненной по каналу |
|||||||
|
|
|
температуре потока. |
|
|
|
||||
|
|
|
Применимость |
этой формулы для |
||||||
|
|
|
практических |
расчетов |
ограничи |
|||||
|
|
|
вается |
исследованной областью из |
||||||
|
|
|
менения определяющих |
параметров |
||||||
|
|
|
(1,4-105 ^ |
R sg 6 -105) |
и геометри |
|||||
|
|
|
ческих характеристик решеток про |
|||||||
|
|
|
филей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31. |
Теплообмен |
в |
полостях двух |
||||
|
|
|
стенных |
корпусов |
|
|
|
|||
~0Л |
1,2 |
2,0 |
I |
|
|
|
|
|
на |
совре- |
|
|
|
Развитие энергетики |
|||||||
Рис. 77. Коэффициенты сл и |
сх менном этапе характеризуется стрем- |
|||||||||
для различных |
решеток |
лением к созданию |
мощных |
паро |
||||||
|
|
|
силовых блоков |
около- |
и сверхкри |
тических параметров. При этом наряду с требованиями повы шения мощности единичных агрегатов и параметров их рабочих тел возникает дополнительное требование повышения мане вренности машины. Следовательно, очень серьезным становится вопрос обеспечения надежности машины не только на номиналь ном, но и на переменных режимах работы, в связи с чем большое значение приобретает проблема правильного расчета темпера турных напряжений в элементах статора и расчета перемещений вследствие нагрева или охлаждения близлежащих конструктив ных элементов, разделенных фиксированными зазорами. Основой для решения этой задачи является расчет температурных полей в элементах статора и ротора. Для того чтобы найти распределе ние температуры в каком-либо теле, недостаточно рассматривать только дифференциальное уравнение теплопроводности Фурье, которое устанавливает связь между пространственными и вре менными изменениями температуры. Для решения задачи необ ходимо задать исходное температурное состояние для каждой
1 Институт технической теплофизики АН УССР,
198
точки поля; кроме того, для элементов пространства, располо женных на границе поля и непосредственно контактирующих с внешней средой, необходимо задать совокупность простран ственно-временных граничных условий, т. е. совокупность зна чений коэффициентов теплоотдачи на омываемых потоком тепло воспринимающих или теплоотдающих поверхностях рассматривае мого конструктивного элемента. Очевидно, что точность решения задачи о температурном поле в ряде случаев в одинаковой мере зависит как от точности метода решения уравнения тепло проводности, так и от точности задания граничных условий.
Методы решения задач теплопроводности будут рассмотрены в гл. VIII. В настоящем параграфе рассмотрим вопросы, связан ные с заданием граничных условий теплообмена применительно
кэлементам конструкции корпуса турбины.
Внастоящее время в паротурбостроении все большее распро странение приобретают двухстенные конструкции корпусов, обес печивающие уменьшение их тепловой инерции. Значительное место в этих конструкциях занимают различные камеры: межцилин дровые пространства, через которые пропускаются различные расходы пара (от небольшой доли всего потока пара, проходящего через проточную часть турбины, в так называемых прямо точных конструкциях до полного расхода в петлевых конструк циях), а также камеры отбора, выхлопа, камеры паровпуска. Ана
логичного типа камеры начинают появляться и в некоторых кон струкциях газовых турбин. В этих камерах происходит очень сложное движение основного потока пара, что связано с наличием выступов, поворотов, неровностей на стенках, с наличием встреч ных, боковых потоков и т. п.
Экспериментальные исследования теплоотдачи на моделях в межцилиндровых пространствах ЦВД и ЦСД современных мощ ных турбин, описанные в работах [73, 77], показали, что тепло обмен в межцилиндровом пространстве определяется взаимодей ствием вынужденной и естественной конвекции. На рис. 78 при ведены картины течения, полученные с помощью теневого прибора ИАБ-451 в плоских моделях трех типов межцилиндровых про странств.
Стрелками показано направление движения основного потока. Рабочий участок первой модели (рис. 78, а) соответствует прямо точной конструкции, рабочие участки второй (рис. 78, б) и третьей (рис. 78, в) моделей соответствуют петлевым конструкциям. В пер вой модели режим течения в пограничном слое был переходный, во второй и третьей — турбулентный. Визуальные исследования показали, что при различных соотношениях чисел Gr и R или возникают интенсивные флуктуации, связанные с преобладающим влиянием естественной конвекции, причем в этом случае наблю дается асимметрия процессов турбулентного обмена на нижней и верхней стенках, или эти флуктуации подавляются вынужден ной конвекцией и картина течения становится симметричной,
199
или имеет место взаимодействие влияний вынужденной и есте ственной конвекции.
Основные исследования были проведены на объемных моделях, плоские оптические модели в основном применялись не для коли чественных, а для качественных исследований.
В этих исследованиях установлено, что главными параметрами, определяющими интенсивность теплообмена в межцилиндровых пространствах, являются числа Рейнольдса R, Грасгофа Gr и отношения Gr/R; Д7787\ где АТ — разность температур противо лежащих стенок; бТ — разность температур стенки и потока.
Рис. 79. Зависимость интенсивности теплообмена в межцилиндровом простран стве от параметра GrA/R x
Если число Грасгофа рассчитывается по разности темпера тур АТ и по расстоянию б между наружной и внутренней стенками межцилиндрового пространства, оно обозначается GrA. В области значений 677ДГ > 1,5 при GrA/R* ^ 3 влияние этого параметра на интенсивность теплообмена практически не обнаруживается и
Nu, = cR2GrZ0'15, |
(V.59) |
где п = 1,15 для переходного режима течения в пограничном слое и п = 0,8 для турбулентного режима. Число Рейнольдса R* рассчитывается по средней расходной скорости и координате х, отсчитываемой от входа в межцилиндровое пространство, при этом коэффициент v рассчитывается по температуре потока.
При G^/R^ > 3 начинается заметное возрастание интенсив ности теплообмена. Из приведенных на рис. 79 данных виден характер изменения комплексов
Nu,Gr°;15 |
п |
Nu,Gr°'15 |
u,a |
п1Д5 |
|
R>0 8 |
|
|
л: |
|
|
соответственно в турбулентном и переходном режимах.
201
При значениях GrA/R* > 2 • 103, достигнутых в опытах [77] только на переходном режиме течения в пограничном слое, на мечается стабилизация комплекса А п (около 0,47), причем возра стание этого комплекса по отношению к его значению в первой автомодельной области (при GrA/RA- ==£; 3) достигает примерно двух порядков. Этот факт может иметь очень существенное зна чение на режимах пуска и остановки, когда возможны большие значения параметра GrA/RA. Кроме того, в области этих режимов
возможны значительные колебания параметра 67"* |
Опыты |
[77 ] |
|
показали, что при |
< 1,5 возможны очень сильные колебания |
||
численных значений |
комплекса А п. Например, |
при |
= 0,5 |
диапазон колебаний А„ составляет примерно 300% (от 0,006 до 0,015). Так как такие колебания сопряжены с возникновением температурных колебаний в стенке и связанных с ними дополни тельных усталостных напряжений, то, очевидно, следует избегать
режимов с < 1 при работе машины на нерасчетных режимах.
Обработка опытных данных, полученных в работах [77, 73], позволила получить следующее соотношение для расчета тепло отдачи в межцилиндровом пространстве:
(V.60)
Эмпирические коэффициенты а 0, т, п имеют следующие числен ные значения: при турбулентном режиме течения в пограничном слое межцилиндрового пространства (линия АТ на рис. 79) п =
= 0,8; |
m = 0,5; |
а 0 = 0,33; при переходном |
режиме |
течения |
(линия |
Ап на рис. |
79) п = 1,15; m = 0,8; а 0 = |
9,5-10_3 |
для сте |
нок, ориентированных так, что направление теплового потока
соответствует направлению свободной конвекции, и |
а0 = 5-10-3 |
в случае несоответствия этих направлений. |
аппроксими |
При GrA/RA^ 3 экспериментальные данные |
руются формулой
(V.61)
В случае GrA/RA> 2 -1 0 3 при переходном режиме течения наступает вторая область стабилизации, в которой
(V.62)
Сравнение этой зависимости с опытными данными ХТГЗ [77 ] по измерению интенсивности теплообмена в межцилиндровом про
202
странстве ЦВД турбины К-300-240 при натурных испытаниях дало удовлетворительное соответствие данных. Формулы (V.59)—(V.61) справедливы в исследованном диапазоне изменения определяю щих параметров:
для турбулентного режима течения |
|
|
|||
4 • 105 |
R* «с: 3 • 106; |
104 < |
GrA< |
2 -107; |
|
1 < G rA /R ,< 100; |
1< 677Д7 |
40; |
|||
для переходного режима |
|
|
|
|
|
103< R * < 1 0 5; |
3 • 103 ^ |
GrAsg: 3 • 106; |
|||
1 |
10; |
0,2 ssc Gr/R* |
8 -103. |
Полученные зависимости следует использовать только для оценки порядка величин коэффициентов теплоотдачи в межци линдровых пространствах ЦВД и ЦСД, так как в реальных тур бинах эти пространства имеют более сложную конфигурацию, связанную с наличием дополнительных выступов и поворотов потока в проточной части. Кроме того, некоторые данные говорят о возможности закрутки потока на входе. В связи с этим для на дежной апробации формул необходимо проведение опытов по измерению теплоотдачи на натурных турбинах непосредственно.
Для межцилиндровых пространств ЦНД мощных турбин, где возможно возникновение дисперсных влажнопаровых потоков и
соответственно выпадение влаги |
на стенках, |
полученные соот |
ношения не могут быть применены. Этот |
вопрос рассмотрен |
|
в гл. VI. |
картина течения в камерах от |
|
Еще более сложной является |
бора, выхлопа и паровпуска. Наиболее распространенной кон струкцией камер отбора и выхлопа является кольцевая замкну
тая камера с центральным кольцевым вводом |
потока пара |
|
и выхлопом его |
через параллельный оси турбины |
эксцентричный |
патрубок, камер |
паровпуска — кольцевая замкнутая камера |
свводом потока через эксцентричный параллельный оси патрубок
ивыхлопом через концентричную кольцевую щель.
Результаты исследований ЦКТИ характера течения и интен сивности теплообмена в таких типовых камерах показали, что они определяются характером ввода и вывода потока из камеры.
Параметры, определяющие интенсивность теплообмена в пре делах камеры одного типа, оказались теми же, что и в случае межцилиндрового пространства, т. е. и в этом случае имело место совместное действие естественной и вынужденной конвекции. При кольцевом вводе в камерах отбора и выхлопа (при отводе в пер вой через один патрубок, а во второй — через два) интенсивность
203