ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ровав соответствующим образом «меру содержания» и «ме ру информации».
Кроме теории Карнапа — Бар-Хиллела и ее модифика ций заслуживает быть отмеченной другая теория — теория Кемени. В этой логико-семантической теории вводится «со держательная мера» выражений рассматриваемого Кемени логического языка, свойства которой родственны ряду свойств мер Карнапа — Бар-Хиллела. Однако теория эта имеет более сильную «логическую базу» в виде логики предикатов. Как отмечает И. И. Гришкин, подробно рас сматривающий теоретико-информационный аспект постро ения Дж. Кемени, подход последнего к семантической ин формации родствен подходу Карнапа — Бар-Хиллела в силу принятия всеми ими той фундаментальной идеи логи ческой семантики, что язык науки, его символы и сужде ния выражают возможные или реальные состояния «уни версума рассуждения». Эта идея, модифицируясь на протя жении истории логики («возможные миры» и «актуаль ный мир» у Лейбница, «описание состояния» у Витген штейна, Карнапа и Бар-Хиллела, «модель-интерпретация» у Кемени и т. д.), уточняясь и дифференцируясь в ходе этой истории (концепций «смысла» и «значения» Г. Фре ге, «интенсионала» и «экстенсионала» Р. Карнапа, теория смысла и теория референции В. О. Куайна и т. д.), и ле жит в основе экспликации понятий «содержание семантиче ской информации» и «количество семантической информа ции» в целом ряде теорий семантической информации (И. И. Гришкин, 1970, стр. 239), — не только у Карнапа — Бар-Хиллела и Кемени, но и у Е. К. Войшвилло (1966).
Мы не будем касаться ряда других теорий осмысленной информации (например, концепции Р. Уэллса). Исклю чение сделаем лишь для подхода Е. К. Войшвилло, по скольку он проливает свет на некоторые существенные в методологическом отношении моменты.
Исходные установки этого автора связаны с определен ным «ослаблением» «вероятностной составляющей» теории семантической информации. Согласно Е. К. Войшвилло, информация, которую содержит суждение, или информация результата опыта, должна зависеть прежде всего «от ко личества и существенности обусловленных им следствий, а не от степени его вероятности. Можно найти сколько угодно примеров, когда положительный исход эксперимен та (или, например, попытки доказательства математиче-
323 |
11* |
Скои теоремы) вовсе не является неожиданным (и потому весьма вероятным). Но это не снижает его информацион ной ценности» (Е. К. Войшвилло, 1966, стр. 278).
Реализация этой установки приводит к изменению «ло гической базы» теории. Именно, величина (семантиче ской) информации суждения характеризуется в ней по отношению к некоторому в о п р о с у (проблеме). Вводит ся понятие энтропии вопроса, выступающей в качестве меры трудности (недостатка информации) ее положитель ного решения (ср. замечание А. Д. Урсула, 1971, стр. 117); энтропия вопроса оказывается при этом модификацией (или обобщением) обычного понятия «информационной энтропии»; далее как надстройка над классической логи кой высказываний строится некоторая интеррогативная логика (эротетическая логика, логика вопросительных пред ложений) . На этой «логической базе» вводится понятие о величине информации, которую содержит суждение А по отношению к вопросу (проблеме) 31 при наличии данных Г; эта величина определяется тем, насколько доказательство или допущение истинности А уменьшает энтропию соот ветствующей проблемы. При этом оказывается, что вели чина информации в суждении — решении данной пробле мы 3( — представляет собой сумму величин «информацион ного вклада» в это решение всех тех суждений, с помощью которых оно было получено.
Достоинством теории Е. К. Войшвилло является уста новление более органических связей между семантической и шенноновской теориями информации, чем это было, ска жем, у Карнапа — Бар-Хиллела. Подход, основанный на интеррогативной логике, в определенном смысле оказыва ется более общим, чем «классическая» теория информации и теория семантической информации упомянутых авторов; как говорит Е. К. Войшвилло, «становится возможным объединить обе указанные теории за счет обогащения и той и другой» (Е. К. Войшвилло, 1966, стр. 277).
Не подлежит сомнению определенная «бедность» очер ченных нами (и иных существующих) экспликаций поня тия об «осмысленной информации». «Бедность» эта состо ит, с одной стороны, в ограниченности используемых логи ческих средств (конечность числа предикатов, индивидов, постоянных высказываний), а с другой — в том, что ис следования ограничиваются классической, «экстенсиональ ной» логикой — логикой с материальной импликацией.
324
Последнее приводит к тому, что в теориях семантической информации (Карнапа — Бар-Хиллела, Кемени, Войшвилло) воспроизводятся известные «парадоксы материальной импликации» (парадоксы логического следования), образ но выражаемые фаразами: «Из лжи следует все, что угод но», «Истина следует из чего угодно». В семантических теориях информации этому соответствует тот факт, что ло- гически-ложные суждения оказываются имеющими наи большую меру семантической информации (в теории Войшвилло эта мера в данном случае оказывается бесконеч ной) , а логически-истинные — имеющими минимальную (нулевую) меру. При попытках п р и л о ж е н и й теорий эти меры приходится распространять на, соответственно, истинные и ложные постоянные высказывания, причем безотносительно к их осмысленности и бессмысленности. Таким образом, «внутри» этих теорий нельзя сравнивать по смыслу логические тавтологии (логические антитавто логии), а в их отношениях «во вне» — в приложениях — нельзя, например, различить по информационному содер жанию суждения: «Если 2 - 2 = 4, то снег бел» и «Если по проводнику проходит электрический ток, то вокруг про водника возникает магнитное поле».
В соответствии со сказанным, меры семантической ин формации, введенные в упоминавшихся нами теориях, ока зываются весьма ограниченными с точки зрения их при менимости к действительным измерениям смысла сообще ний, например, в научной коммуникации. В силу этого можно сказать, что хотя сами эти теории подчас весьма «элегантны» с логико-математической точки зрения, они пригодны пока либо как материал для общеметодологиче ских размышлений, либо как аппарат оценки сообщений при достаточно узких постановках задач (например, в не которых психологических исследованиях). В этом отноше нии они сильно отличаются от «классической» теории (те орий) информации, превратившейся в мощный инструмент научного исследования и практических приложений.
Семантические теории информации, однако, находят ся в развитии. Развитие это идет как по линии построения теорий, которые эксплицируют какой-либо определенный аспект феномена «осмысленности сообщений» (например, «измерение смысла» может вводиться в мир логических тавтологий — соответствующие идеи высказывали Я. Хинтикка и Е. К. Войшвилло, некоторые попытки предприни
325
мались Р. Уэллсом; см. Й. Й. Гришкин, 1973, стр. 73—77— или же может иметь место использование понятия логи ческого следования, связанного не с материальной импли кацией, а с тем или иным вариантом импликации «стро гой» или «сильной»), так и по линии выработки более широких логико-семантических и семантико-информацион ных концепций; об одной из таких концепций, относящей ся равно как к семантике, так и к прагматике,— концепции Ю. А. Шрейдера — мы скажем в следующем параграфе.
Мы начали эту главу с тезиса о методологической пло дотворности «концепции разнообразия» в осмыслении тео рии (теорий) информации. Однако мы заблаговременно предупредили читателя о том, что воздерживаемся от «ме ханического» распространения этой концепции на семан- тикоі-прагматическую область. Дело в том, что связи, веду щие от «общего» понятия информации — как «отраженного разнообразия», например,— к информационной концепции знания и понятию информации, как оно фигурирует в теори ях, пытающихся «ухватить» феномены смысла и ценности информации, выяснены еще явно недостаточно, и здесь пока во многом приходится обходиться методологическими гипо тезами. Одной из таких гипотез, представляющейся убе дительной! автору этих строк, является следующая. Рас пространение «разнообразностной концепции» на область семантики (и прагматики) возможно в той мере, в какой в последней можно ограничиться, так сказать, синтакси- чески-комбинаторным подходом, трактуя логику экстен сионально и понимая логическое следование «в духе» мате риальной импликации. Отметим, что эта методологическая гипотеза исправляет (ограничивает) высказанный автором в совместной с А. Д. Урсулом (1970) статье тезис 30 о сог ласии концепции информации как «отраженного разнооб разия» с теориями семантической информации. На деле не следует «перегибать палку» в распространении «разнообразностного» подхода на сферу смысла и ценности. В про тивном случае могут получиться искусственные натяжки, как и случилось с попыткой А. Д. Урсула дать «информа- ционно-разнообразностную» интерпретацию силлогизма, исходя из числа силлогистических терминов, входящих в по сылки и заключение (А. Д. Урсул, 1971, стр. 242). Такая
30 На необходимость такого исправления наше внимание обратил Е. К. Войшвилло.
326
интерпретация возможна, однако она ничего не дает с точ ки зрения выяснения (в частности, измерения) смысловых отношений в силлогизме как форме рассуждения; это и по нятно, так как эти отношения имеют «логическую приро ду» и вряд ли выразимы в комбинаторных представлени ях «разнообразностной концепции».
Здесь принципиальным оказывается различение инфор мации как оценки некоторой внеязыковой ситуации и как оценки знания, выраженного в суждениях некоторого язы ка. В последнем случае в теоретико-информационные рас смотрения вторгается «инородное тело» в лице феномена истинности и ложности сообщений, обусловливающее спе цифические трудности [в ходе попыток их преодоления обсуждается, например, вопрос о введении понятия о поло жительной и отрицательной информации; см. кн. Л. Брил люэна (1960, стр. 380—381), где, в частности, имеется об ширное примечание А. А. Харкевича]. Е. В. Войшвилло следующим образом характеризует проблему. «Обобщен ное» понимание информации как «отраженного разнообра зия» естественно приложимо к объективным ситуациям; информация ситуации тем больше, чем больше ее разнооб разие, но в случае с у ж д е н и й , сообщающих о ситуациях и сравниваемых в терминах истины и лжи, картина меня ется, и вместо «отраженного разнообразия» здесь скорее
можно говорить об «отвергнутом разнообразии». Е с л и |
по |
||
нимать суждение (например, «Медь — металл») |
как запре |
||
щающее одни ситуации |
(что медь — металлоид, |
не прово |
|
дит электричества и т. |
п.) и разрешающее другие |
(что |
медь голубая, мягкая, теплопроводная и т. п.),то е с т е с т ве н н о с ч и т а т ь , что суждение содержит тем больше информации, чем меньше предусматриваемое им разнообра зие объективных ситуаций, т. е. чем больше оно запреща ет. В логике высказываний этому соответствует разное число членов в совершенной дизъюнктивной нормальной! форме логической функции; например, конъюнкция выс казываний, разрешающая всего одну ситуацию, более ин формативна, чем их дизъюнкция, разрешающая три ситуа ции (при этом, правда, сразу же получается описанный парадокс: наиболее информативной оказывается тождест венно-ложное высказывание, так как оно запрещает все ситуации, ни одной не разрешая, а наименее информатив на тождественная истина, поскольку она разрешает любую ситуацию).
327
Следует заметить, что позиция трактовки семантичес кой информации через идею «отвергнутого разнообразия» отражает прочную традицию, сложившуюся в логико семантических исследованиях. Л. Тондл (1972, стр. 191— 193) связывает эту традицию уже с работой К. Поппера (К. Popper, 1935), прослеживая ее проявление в теории Карнапа — Бар-Хиллела (в которой «мера содержания суждения» А характеризуется вероятностной мерой тех описаний состояния, которые суждение А исключает) и в построения Я. Хинтикки. Для этой традиции «семантичес- ки-информационное содержание высказывания тем богаче, чем большее количество альтернатив или «возможных ми ров» данное высказывание не допускает, или исключает. Другими словами, семантически-информационное содер жание высказывания определяется не тем, что содержит данное высказывание, но тем, что оно исключает»
(Л. Тондл, 1972,стр. 191).
Но в теориях семантической информации можно занять и другую позицию, больше соответствующую концепции «отраженного разнообразия», причем эта позиция не обя зательно должна противоречить описанной выше. Именно, можно связывать меру содержательности суждения с ка кой-либо характеристикой множества порождаемых им следствий (что, фактически, и имеет место в теории Карна п а — Бар-Хиллела, когда они вводят понятие Cont (И)).
Тем не менее представляется, что опыт построения тео рий семантической информации говорит в пользу следую щего вывода: трактовка информации как «отраженного разнообразия» имеет реальные ограничения. Впрочем, ог раничения имеет и понимание информации как осмыслен ного сообщения. Последнее обстоятельство четко сформу лировал Е. К. Войшвилло: «...трактовка информации как знания, представленного некоторыми высказываниями, не охватывает всех тех значений термина «информация», в которых оно применяется в настоящее время, например, в кибернетике. Во всяком случае остается еще понятие объ ективной информации, которое имеется в виду, когда гово рят об информации в окружающей нас действительности (наследственная информация, информация той или иной системы)» (Е. К. Войшвилло, 1966, стр. 293).
1 1 . П р а г м а т и к а с о о б щ е н и й
В § 6 этой главы мы рассмотрели точку зрения, соглас но которой об информации оправданно говорить лишь на чиная с уровня живого. Очевидно, что сторонники этой точки зрения, говоря об информации, по сути дела имеют в виду возникновение феномена и с п о л ь з о в а н и я ин формации, придающего последней ц е н н о с т ь для полу чателя. Отвергнув эту «терминологическую линию» в от ношении понятия информации, мы тем самым приняли те зис, что нет необходимости связывать с информацией (обоб щенно трактовавшейся в стиле «концепции разнообра зия») обязательно свойство ценности и, значит, фактически отождествлять информационные процессы с процессами управления. Мы постарались обосновать «терминологичес кую линию», в соответствии с которой «информация» счи тается обозначением некоего свойства, присущего матери альным объектам — содержащегося в них разнообразия,— разнообразия, которое м о ж е т восприниматься некоторой системой («приемником») и использоваться (или не ис пользоваться) ею в зависимости от уровня ее организации.
Теории информации, из обобщения содержания кото рых выкристаллизовалась эта линия, отличаются тем — и мы об этом уже говорили,— что игнорируют явление ценности информации, или, как говорят иначе, прагмати ческую сторону сообщений. Это касается не только шен ноновской теории (и равносильных ей теорий), но и тео рий семантической информации, о которых шла речь в предыдущем параграфе.
Л. Бриллюэн выразительно характеризует эту черту теорий информации, говоря, что они игнорируют «челове ческую оценку информации»; существует, однако, много проблем, которые нельзя решить методами такого рода тео рий, и все они, говорит он, «сводятся к одной и той же общей проблеме: как ввести в теорию элемент ценности информации», т. е. как подойти к информации как к ос нованию для предсказаний, принятия решений и практи ческих действий (см. Л. Бриллюэн, 1960, стр. 29, 379).
Эта проблема, в различных ее ответвлениях и аспектах, и составляет круг п р а г м а т и ч е с к и х в о п р о с о в и н ф о р м а ц и и . При их рассмотрении применяется понятие
прагматической информации как информации, о ц е н и ва е м о й с точки зрения ее использования получателем.
329
При этой оценке фигурируют такие характеристики, как
ц е н н о с т ь , п о л е з н о с т ь , |
э ф ф е к т и в н о с т ь , |
э ко |
н о м и ч н о с т ь и т. п. (ср. И. |
И. Гришкин, 1969), |
одни |
из которых синонимичны, другие же несут более или ме нее четкие смысловые различия. Как замечает А. Моль, ценностью, по всеобщему признанию, обладает то, что мо жет быть использовано (А. Моль, 1966). А. Д. Урсул, в философском плане исследовавший проблемы ценности ин формации, связывает последнюю с ц е л ь ю поведения: под ценностью информации он предлагает понимать неко торое отношение, которое связывает приемник информа ции (скажем, человеческую личность), информацию и цель (А. Д. Урсул, 1970).
Очевидна огромная п р а к т и ч е с к а я значимость исследова ния прагматической информации, в частности, для изучения целе направленного функционирования кибернетических систем, поведе ния человека, для выявления роли информации, добываемой науч ным познанием, в развитии науки как определенного общественно го института и для изучения информационных связей в социаль ных структурах. Исследование прагматической информации важно для уяснения процессов развития, эволюции — и не только б и о эволюции, но и п р е д-биоэволюции. В свете идей М. Эйгена, о ко торых шла речь в § 8, с л и ш к о м к а т е г о р и ч н ы м становится утверждение, что явление ценности информации исторически воз никло лишь с появлением ж и в о г о . Конечно, о ценности инфор мации нет смысла говорить, если нет систем, воспроинимающих ин формацию и использующих ее в процессах управления и организа ции. Оказывается, однако, что понятие «использования» информа ции можно трактовать достаточно широко, применяя его к процес сам самоорганизации на макромолекулярном уровне. В теории Эйге на феномен ценности информации наполняется конкретным физи ко-химическим содержанием. «Информация, запасенная в макромо лекулярной цепи,— комментирует эту теорию М. В. Волькенштейн, 1973а, стр. 25,— имеет ценность применительно к определенному процессу, к процессу копирования цепей, и количественно выража ется как кинетическая величина, названная селекционной цен ностью». Селекционная ценность — это свойство носителей инфор мации оценивать шансы выживания и сохранения наиболее устой чивого (или наиболее приспособленного) состояния (см. М. Эйген, 1973, стр. 585).
В § 8 настоящей главы мы подчеркивали тот факт, что приме нение в науках о жизни различных теоретико-информационных приемов вносит новое в «традиционную» проблематику и методику биологического исследования. Здесь дополнительно заметим, что это новое не в последнюю очередь связано с изучением семантических и прагматических свойств «биологической информации». Ибо ин
формация в биологических системах действительно |
и с п о л ь з у |
|
ется , и это использование, |
делающее информацию |
п о л е з н о й |
и наделяющее ее с м ыс л о м , |
особенно очевидно у высокооргани |
330