ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
вит» отправителя [в другой формулировке — в терминах «постулатов коммуникации» или «постулатов нормального общения» (О. Г. Ревзина, И. И. Ревзин, 1971) — отправи тель и получатель должны иметь в своей памяти общую часть]. Иначе говоря, чтобы п о н и м а т ь (и быть в состоя
нии |
и с п о л ь з о в а т ь ) |
сообщения, адресат должен иметь |
|
определенные |
з н а н и я . |
Эти знания можно представить в |
|
виде |
словаря: |
списка |
слов — имен объектов, их свойств |
и отношений, в котором указаны смысловые связи между словами. Такой словарь Ю. А. Шрейдер называет тезауру сом ЗІ. В тезаурусе адресата воплощены, с одной стороны, его знания о «внешнем мире», а с другой — его способ ность воспринимать те или иные сообщения; последнее также предполагает, что с тезаурусом связан определенный алгоритм анализа сообщений.
Восприятие информации адресатом состоит в том, что поступившее сообщение меняет состояние его тезауруса: добавляет новые слова и смысловые связи, меняет связи и т. п. Эта схема позволяет измерять (семантическую) ин формацию / сообщения Т, связав ее количество (относи тельно данного тезауруса Ѳ) со степенью изменения (пре образования) тезауруса под действием сообщения (эта сте пень может определяться, например, количеством новых слов и смысловых связей, появляющихся в тезаурусе Ѳ, количеством выпавших из Ѳ слов и связей и т. и.); при этом возможен случай «тождественного преобразования» тезауруса, когда сообщение не меняет последний,— тогда сообщение не несет никакой информации для адресата, не воспринимается им.
Автор описываемой концепции считает ее «моделью се мантической информации» (Ю. А. Шрейдер, 1965). Одна ко в другой своей статье (1967, стр. 41) он прямо говорит, что в его концепции присутствуют обе — и семантическая, и прагматическая — стороны. В самом деле, «тезаурусное»
определение синонимии сообщений |
(текстов) — два тек |
ста Л и Г 2 содержат одинаковую |
информацию (относи |
тельно данного тезауруса), т. е. имеют для него один и тот
же смысл, |
если им соответствует одинаковое преобразова |
ние этого |
тезауруса — относится к с е м а н т и к е . Однако |
31 «Термин тезаурус взят из словарной практики, где тезаурусами называются одноязычные словари, в которых указаны все смыс ловые связи между словами» (Ю. А. Шрейдер, 1967, стр. 34).
335
сама схема, в рамках которой дается это определение,— схема передачи и восприятия сообщений как обмена инфор мацией между двумя тезаурусами — относится к п р а г
ма т ик е . Не удивительно, |
что «тезаурусная» концепция |
информации воспринимается |
зачастую именно как концеп |
ция ц е н н о с т и информации. |
|
«Ценностный» аспект информации входит в построение |
Шрейдера следующим образом. Зафиксируем сообщение Т и будем варьировать тезаурсы Ѳ, на которые Т действу ет, выбирая все более и более богатые (сложные) тезауру сы. Что будет происходить с величиной 1(Т,Ѳ)? В общем случае опа должна у в е л и ч и в а т ь с я , поскольку более богатые тезаурусы, вообще говоря, имеют большие возмож ности для изменения. Очевидно, что эта схема хорошо со ответствует практике коммуникации и приобретения зна ний. Например, человек, изучивший некоторую отрасль науки, извлечет из специального текста по этой отрасли больше, чем до обучения. «Если тезаурус стал сложнее, то тем самым он может больше изменяться под влиянием но вого текста. Более сложный тезаурус изменяется сильнее, чем простой... Примитивный тезаурус почти ничего не из влекает из данного текста Т (не может его осмыслить). Развитый тезаурус понимает текст Т хорошо и получает максимум информации. Насыщенный тезаурус уже не по лучает новой информации: он уже все знает» (Ю. А. Шрей дер, 1967, стр. 38).
Эта особенность «тезаурусной» схемы коммуникации существенно отличает ее от схемы приема сообщений, предполагаемой классической теорией информации. В по следней увеличение априорной информации всегда умень шает количество информации, извлекаемой из данного со общения. Дело в том, говорит Ю. А. Шрейдер, что в теории связи не ставится вопрос о степени «понимания» приемни ком сообщения (считается, что приемник всегда заранее правильно «настроен»). (Ю. А. Шрейдер, 1967, стр. 37).
Но, заметим, п о н и м а н и е — в отличие от с м ы с л а — не есть (только) семантическая категория: это категория также (и прежде всего) прагматическая. Смыслы сообще ний можно определять в некотором языке безотносительно к их «приемникам», п о н и м а е т же всегда участник акта коммуникации— «адресат»: человек, живой организм, ма шина (мы не касаемся здесь критерия понимания, кото рым, вообще говоря, может быть лишь некоторое п о в е д е-
336
а и е). |
Яз сказанного следует, что ц е н н о с т ь сообщений |
можно |
связывать с его воздействием на феномен понима |
ния, и именно так обстоит дело в теории Ю. А. Шрейдера. В самом деле, сообщение Т, обогащающее тезаурус Ѳ, по вышает в общем случае способность его носителя понимать тексты. Это означает, что количество информации относи тельно Ѳ, содержащейся в Т, выражает вместе с тем це н н о с т ь сообщения Т с точки зрения способности последне го повышать понимание сообщений адресатом.
«Тезаурусный» подход позволяет, таким образом, в оп ределенной мере осмыслить, в чем же состоит ценность со держательных (научно-значимых, талантливых) текстов. «Каждое талантливое произведение сообщает новую ин формацию любому приемнику, обладающему достаточным тезаурусом. Это и есть теоретико-информационное опреде ление таланта.— Теоретико-информационное определение гения можно дать в следующей форме: гениально то произ ведение, которое непрерывно, при каждом новом повтор
ном |
с ним знакомстве |
обогащает |
тезаурус приемника. |
Гений — неисчерпаем» |
(М. В. |
Волькенштейн, 1972, |
|
стр. |
52). |
|
|
Мы говорили выше о двух категориях теорий прагмати ческой информации. Категории эти И. И. Гришкин связы вает с двумя этапами развития, считая более высоким этап, характеризуемый привлечением средств логики. Этот взгляд представляется нам несколько односторонним. Если говорить о новом этапе, то связан он должен быть с таким синтезом логических и внелогических (математических) средств построения теории, таким соединением синтаксиче ской, семантической и прагматической точек зрения, кото рый составит рациональную теоретическую базу «естест веннонаучного», экспериментального и описательного изу чения смыслов сообщений и их ценности. И семантика, и прагматика в теории информации, взятой в широком смыс ле, в конце концов должны стать столь же эксперимен тально-наблюдательными областями, сколь областями де дуктивно-математическими. Они должны явиться — и об этом мы уже говорили в главе II — естественными пунк тами того синтеза описательно-экспериментального и тео ретического, который порожден кибернетикой.
В концепции Ю. А. Шрейдера очерченные моменты прослеживаются с достаточной определенностью. Прагма тика в ней возникает из семантики, что совершенно естест
337
венно, поскольку о ц е н к а информации в общем случае должна быть основана па ее содержании. С другой сторо ны, Ю. А. Шрейдер высказывает взгляд, что вряд ли мож но построить модель семантической теории информации, оставаясь в пределах общих понятий логики, языка, тезау руса. «Тезаурусный» подход приводит к заключению, что для создания «полноценных» семантико-прагматических теорий следует, с одной стороны, вводить искусственные логико-семантические системы с полностью описываемой структурой тезауруса (такого рода система и была описана Ю. А. Шрейдером, 1965, причем строилась она по принци пу приближения к семантическим отношениям в естест венном языке) и изучать характеристики сложности его изменения, а с другой, эмпирически исследовать способы задания смысла в естественных языках (составлять тезау русы языков, описывать синонимию и т. п.) и формы реа лизации прагматических свойств информации в процессе коммуникации (Ю. А. Шрейдер, 1967).
В заключение отметим ф и л о с о ф с к о е значение изу чения прагматической стороны информации, связанное с тем вкладом, которое оно может внести в раскрытие фено мена а к т и в н о с т и отражения и в разработку проблемы ц е н н о с т е й в широком плане — в а к с и о л о г и ч е с к ую проблематику. Однако эти вопросы здесь могут быть лишь упомянуты.
12. О «психологической теории информации»
Теория информации не возникла как средство изуче ния обмена информацией непосредственно между людьми. Она выросла из потребностей техники связи и оформилась как базирующаяся на достаточно сильных отвлечениях ма тематическая теория. Для теории, основы которой заложил К. Шеннон, характерно, во-первых, применение статисти ческого подхода и, во-вторых, о т в л е ч е н и е от р о л и ч е л о в е к а в к а н а л а х п е р е д а ч и и н ф о р м а ц и и : от человека как потребителя информации, как лица, интер претирующего и использующего информацию, а также от человека как конкретного приемника информации, отли чающегося определенными характеристиками. Однако раз витие кибернетики очень скоро поставило вопрос о приспо соблении этой теории к задачам, в которых учет человеческого фактора является как раз существенным, в
338
частности, к задачам, в которых человек является прием ником информации. Это оказалось связанным, прежде всего, с изучением роли человека-оператора в автомати ческих системах управления, с выяснением как челове ческих возможностей в переработке информации и в принятии решений, так и человеческих характеристик, существенных во взаимодействиях современных техни ческих систем и людей. При этом выяснилось, что учет «психологических параметров» человеческого фактора нужен и инженерам (без такого учета немыслим дальней ший прогресс в создании эффективных систем связи и уп равления) , и специалистам гуманитарных наук, пытаю щимся применить теорию информации к своей области: та кое применение требует развития и конкретизации теории. Обнаружилось большое принципиально-теоретическое и практическое значение возможности подхода к человекуоператору как каналу связи, соединяющему два техничес ких блока информационно-управляющей системы. На этой основе получили распространение многочисленные «теоре тико-информационные» исследования в областях экспери ментальной и инженерной психологии, в разработках си стем типа «автомат — человек» и т. д.
Попытки применения теоретико-информационных идей и средств в психологии — в психологии восприятия, в изу чении реакции выбора, в исследовании явлений, относя щихся к памяти, процессам обучения и к вопросам пси холингвистики, — начались уже вскоре после оформления «шенноновской» теории. Они показали, что математиче ские модели, использующие представления и аппарат тео рии информации, могут найти приложения в психологии и способны значительно повысить эффективность методов психологического исследования. Существенно при этом то, что эти приложения оказались непосредственно свя занными с четкой установкой на о б ъ е к т и в н о е изуче ние психики — через изучение п о в е д е н и я (в широком смысле), — что является отличительной чертой материа листического подхода в психологии. Ибо любая теоретикоинформационная схема, учитывающая роль человека, на учно значима лишь в той мере, в какой она согласуется с экспериментальными данными.
О связи «информационной психологии» с «поведенче ской» установкой в науке о психике мы уже говорили в предисловии к русскому изданию книги А. Моля (1966) —
339
книги, начинающейся как раз с изложения основных прин ципов объективного психологического исследования (Б, В. Бирюков, С. Н. Плотников, 1966). Книга А. Моля— иллюстрация того, в каком направлении теоретико-инфор мационный подход з а с т а в л я е т переосмысливать пси хологический материал. Психологические теории, на ко торые А. Моль, по его словам, опирается,— это бихе виоризм и гештальт-психология. Рассмотрение же книги убеждает, что на деле под бихевиоризмом он понимает объективное (через поведение) изучение психики, а под гештальт-психологией — психологическую концепцию це лостности восприятия. Оба подхода, однако, не связаны с
ф и л о с о ф с к и м и |
установками бихевиористов и геш |
|
тальт-психологов. |
Экспериментальное — через |
поведение |
(в широком смысле, в частности, «поведение» |
мозга) — |
изучение психики и концепция целостности восприятия характеризуют и отечественную психологическую науку, как об этом свидетельствуют многочисленные работы со ветских психологов.
Направление психологических исследований, которое ставит задачей изучение процесса переработки информа ции человеком и с которым связано решение многих проб лем экспериментальной и инженерной психологии, иногда называют «психологической теорией информации». Исход ным пунктом этой теории явилось изучение «пропускной способности» человека. Путь в этой области проложили работы В. Хика (W. Е. Hick, 1952) и Р. Хаймена (R. Hy man, 1953), подвергших исследованию зависимость време ни реакции человека от количества воспринимаемой инфор мации.
Предметом исследования были избраны не простые сенсомоторные реакции — двигательные ответы человека на заранее известный ему сигнал определенного вида, а несколько более сложные психические реакции того типа, который близок ситуациям в передаче сообщений в техни
ке связи, — реакции выбора |
(альтернативные реакции). |
|
Изучалось в р е м я р е а к ц и и |
(или латентный период ре |
|
акции— промежуток времени |
от |
появления стимула до |
обусловленного им моторного акта) |
на предъявление про |
извольного сигнала из некоторого конечного множества знакомых испытуемому сигналов (на каждый из которых, в случае его появления, он должен был давать соответст вующий двигательный ответ).
3 4 0