ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
зованных живых существ, обладающих свойством опережающего отражения. Вообще, циркуляция информации в развитом процес се управления, определяемом некоторой программой, в которой за ложена цель (задача) управления, всегда наделяет ее, в тех или иных пределах, прагматическими (ценностными) свойствами. Как мы говорили в первой главе, ц е л ь в кибернетике не ограничива ется областью человеческого поведения, а понимается обобщенно: это та задача, которую решает процесс управления; этой задачей может быть сохранение системы в заданном состоянии, осуществ ление функционирования в соответствии с некоторой закономер ностью, получение какого-либо фиксированного результата и т. п. (при этом понятие цели не распространяется на сферу неживой естественной природы). Однако бесспорно, что феномен целепола-
гания и фактор ценности сообщений (суждений, текстов и |
т. п.) |
|
наиболее значимы в обществе, где прагматические свойства |
о с о |
|
з н а ю т с я |
людьми с точки зрения сознательного движения к оп |
|
ределенным целям. |
|
|
Вопросы |
т е о р и и прагматической информации — т. е. осмыс |
ления ее не в применении к узким классам конкретных систем управления, а с достаточно общих позиций — разработаны еще ме нее, чем вопросы семантической информации.
Прежде всего очевидно, что ценностные аспекты ин формации в определенных пределах можно трактовать в рамках «концепции разнообразия». Можно, например, гово рить, что для управления важно не разнообразие вообще, а именно то разнообразие, которое полезно, значимо для
системы управления; |
поэтому из всего существую |
|
щего разнообразия сигналов, сведений |
кибернетическая |
|
система отбирает именно |
ценное, полезное |
разнообразие — |
разнообразие, которое ведет к осуществлению цели, пос тавленной в процессе управления (А. Д. Урсул, 1970). «Разнообразностная» интерпретация феномена полезности информации возможна, в частности, потому, что ряд су ществующих концепций прагматической информации стро ится на базе вероятностно-статистических представлений и для численной оценки полезности сообщений использу ют шенноновскую меру. Однако «іразнообразностное истол
кование» |
прагматики сообщений — это только и с т о л |
к о в а н и е : |
истолкование теорий, строящихся независимо |
от него.
К настоящему времени построено большое количество теорий прагматической информации, т. е. теорий, ставя щих задачей уточнить не охватываемый «синтаксисом» (классические теоретико-информационные концепции) и «семантикой» (теории семантической информации) цен ностный аспект феномена информации. Эти теории опира
331
ются на результаты синтаксических, а некоторые — и се мантических концепций, вводя ряд новых понятий, необ ходимых для выражения «прагматики» и ее количествен ной характеристики.
И. И. Гришкин обратил внимание на две категории теорий прагматической информации. Первая категория — это «поведенческие» теории ценности информации; они сохраняют тесную связь с теорией информации Шеннона и используют количественные методы для решения ряда прагматических вопросов связи и для определения ценнос ти информации. Предлагаемые ими меры, как правило, но сят вероятностно-статистический характер и ориентирова ны обычно на применение при описании функционирова ния систем управления, обучаемых и самоорганизующихся систем. В основе этих теорий лежит идея о естественной связи прагматического аспекта информации с целью (за дачей, проблемой) как регулятором поведения. Вторую ка тегорию прагматических теорий информации составляют теории, включающие л о г и ч е с к и е модели коммуникации
(И. И. Гришкин, 1969, стр. 12—14; 1973, гл. 1, § 3).
В работах И. И. Гришкина характер теорий первого рода раскрывается прежде всего на материале мало из
вестной у нас теории |
коммуникации Р. Акофа |
(R. L. Ackoff, 1958) и ее |
обобщения, осуществленного |
У. Майлсом. Однако и в отечественной науке разработан ряд подходов и теорий, основанных на вероятностно-ста тистических представлениях и «коммуникативных» со ображениях. В отечественной методологической литера туре наиболее известна концепция А. А. Харкевича
(1960), предложившего понятие ценности информации для достижения некоторой цели и способ измерения этой цен ности, основанный на представлении о приращении веро ятности достижения цели после получения информации (способ, имеющий, разумеется, смысл в предположении, что понятие цели ясно определено). В дальнейшем были
развиты и другие |
такого рода построения, например, |
М. М. Бонгардом |
(1963, 1967), разработавшим свою ве |
роятностно-статистическую меру полезности сообщения для получателя (выраженную в битах), исходя из сообра жения, что «эта мера должна зависеть от того, какую зада чу решает получатель, что он знает до прихода сообщения и как он это сообщение истолковывает (с точки зрения его верности.— В. Б.)ъ (М. М. Бонгард, 1967, стр. 135).
33 2
Эти и другие построения (методологический разбор теорий прагматической информации рассматриваемой ка тегории содержится, например, в книге А. Д. Урсула, 1971) основываются не только на вероятностном и статис тико-информационном аппарате (см. М. Л. Быховский, А. А. Вишневский, 1971, стр. 33—34), но и на иных ма тематических средствах — прежде всего на теории игр и исследовании операций. Связь теории игр с теорией ин
формации |
была подчеркнута Н. |
Н. Воробьевым (1969). |
Указав на то, что математические |
модели исследования |
|
операций |
(являющиеся моделями принятия оптимальных |
|
решений) |
распределяются по трем уровням: детерминиро |
|
ванному, |
стохастическому и неопределенному — в зави |
симости от степени информированности принимающих ре шение субъектов, Н. И. Воробьев отметил, что каждому из трех уровней принятия решения соответствует своя теория информации. Детерминированный уровень принятия ре шения обслуживается «детерминированной теорией ин формации», которая обычно рассматривается как «теория сложности (систем)»; стохастическому уровню отвечает теория информации Шеннона; в наибольшей степени со ответствует вопросам теории игр «стратегическая» теория информации, в которой информация измеряется разностью значений целевой функции принимающего решение субъ екта, создаваемой поступлением информации (Н. Н. Во робьев здесь имеет в виду теорию, намеченную М. Сака-
гучи; см.: Н. Н. Воробьев, 1972, стр. 16). |
сталкиваются с |
Теории прагматической информации |
|
трудностью принципиального характера, |
проистекающей |
из того, что свойство ценности обладает |
объективной и |
субъективной сторонами: ценности не может быть без по лучателя информации (субъективная сторона), но она есть свойство именно информации — объективного феноме на, реализующегося в материальном по своей физической природе информационном, коммуникативном процессе. В конкретных теориях прагматической информации — свя зывают ли они полезность сообщения с мерой достижения поставленной цели, с приращением эффективности меро приятий или с изменением априорной вероятности исхо да некоторой деятельности — эта трудность «преодолева ется» просто тем, что вводятся упрощающие предположе ния (например, что понятие цели хорошо определено; что распределение вероятностей некоторого набора альтерна
3 3 3
тов заранее известно и т. п.) и отвлечения (например, от различия целей и влияния этого различия на полезности сообщения; от содержания поступающей информации
и пр.).
Эти упрощения и отвлечения ограничивают возмож ность теорий как аппарата определения полезности сообще ний, особенно о ж и д а е м ы х сообщений. Соответствую щую ситуацию Б. С. Украинцев поясняет следующим обра зом. Если мы имеем дело с некоторой существующей неза висимо от нас системой, то нам очень трудно дать точное определение целей, которыми будет руководствоваться эта система; нам неизвестны законы изменения цели, зависи мость целей от изменений среды и состояния самой систе мы, мы не знаем структуры цели (ее расчленения на под цели) . Кроме того, мы не можем заранее установить, будет ли во всех случаях содержание данного сообщения способ ствовать достижению цели или мешать ему; особенно это касается ситуаций, приближенно описываемых теорией игр, когда взаимодействуют две информационные системы, находящиеся в состоянии антагонизма. «История военного дела изобилует примерами обмана противника, когда ис тинные цели маскируются... демонстрацией наступления или отступления... Если такая демонстрация воспринима ется противником как действительное решение, то, в кон це концов, полученная информация способствует срыву
его собственных, |
заранее запланированных |
операций» |
(Б. С. Украинцев, 1970, стр. 186). |
|
|
Особенность |
теорий второй категории — теорий л о- |
|
г и к о-прагматических—заключается в том, |
что продви |
жение на пути преодоления упомянутой трудности стре мятся осуществить путем логической формализации праг матических отношений и процесса коммуникации между людьми. В исследовании И. И. Гришкина (1968, 1973) подробно проанализирована одна из развитых теорий это го рода — логико-прагматическая теория Д. Харра, вклю чая разработанную им логику вопросов, «вопросно-ответ ного процесса». В отечественной науке родственную кон цепцию (основанную, правда, не на вопросно-ответствен ной процедуре, а на «информационном процессе» между тезаурусами; см. ниже) предложил Ю. А. Шрейдер (1963, 1965, 1967). Суть этой концепции состоит в следующем.
Процесс коммуникации предполагает, что получателю (адресату) сообщения известен (хотя бы частично) «алфа
334