ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 1
Психологами еще в конце XIX в. было установлено, что время реакции растет по мере роста множества сигна лов, из которых производится выбор; это представлялось вполне естественным: чем больше р а з н о о б р а з и е сиг налов, т. е. чем выше неопределенность относительно ожидаемого сигнала, тем больше требуется человеку вре мени на уяснение того, какой сигнал оказался поданным в данном случае (А. Н. Леонтьев, Е. П. Кринчик, 1961; А. М. Яглом, И. М. Яглом, 1960, стр. 59). В начале 50-х го дов В. Хик дал теоретико-информационную формулировку проблемы как проблемы зависимости времени реакции выбора (дизъюнктивной реакции) от количества воспри нимаемой информации и в принципе решил ее. Именно он установил, что время реакции выбора линейно возрастет по мере увеличения числа альтернативных сигналов (при условии равенства их относительных частот) как лога рифм этого числа; эту величину он отождествил с шенно новской энтропией источника сообщений (которыми явля ются сигналы рассматриваемых видов), или количеством информации, в среднем приходящимся на каждый вид сигнала. Результат В. Хика был экспериментально прове рен последующими исследователями, в частности Р. Хайменом, и — под названием «закона Хика» — вошел в ли тературу по «психологической теории информации» в ка честве фундаментального факта.
Примечательно, что эти исследования с самого начала велись с четкой теоретико-информационной установкой. Это ясно видно, например, из упомянутой выше работы Хаймена. Ее автор рассматривает психологические экспе рименты по определению времени дизъюнктивной реакции как «модель системы связи». Устройство, производящее раздражитель — сигнал, на который должен определенным образом реагировать человек,— это и с т о ч н и к и н ф о р мации ; каждый раздражитель представляет собой сооб ще ние ; возрастание множества сообщений, из которых в каждом случае может быть передано только какое-нибудь
одно, |
означает |
возрастание передаваемой и н ф о р м а |
ции. |
К а н а л о м |
передачи информации является простран |
ство между источником информации и испытуемым (к ка налу, но-видимому, надо присоединить также и зритель
ную систему |
последнего). Человек (испытуемый)— это |
п р и е м н и к , |
или дешифратор, информации, так как он |
в некотором |
смысле декодирует заключенное в сигнале |
341
сообщение, реагируя определенным способом на сигнал
(R. Hyman, 1953, р. 188).
Р. Хаймен изучал латентный период реакции на види мый сигнал как функцию от количества передаваемой по следним информации, изменяя параметр «количество ин формации в стимуле» путем (а) варьирования числа рав новероятных сигналов (стимулов),(б) изменения распре деления безусловных вероятностей появления сигналов и числа альтернативных сигналов и (в) изменения распре деления условных вероятностей появления сигналов и числа альтернативных сигналов. Эта постановка задачи была заимствована исследователем из теории передачи сообщений по техническим каналам связи: упомянутые три способа изменения количества информации, передава емой единичным сигналом, говорит Хаймен, рассматрива лись К. Шенноном, охватившим их единым математичес ким выражением; но с точки зрения психолога, прежде чем применить шенноновскую формулу к человеку, рас сматриваемому как один из элементов системы связи, не обходимо было эмпирически доказать психологическую эквивалентность трех способов изменения количества ин формации. Исследования Хаймена привели его к заклю чению, что изменение времени реакции, обусловленное изменением количества информации, несомой одним сиг налом, не зависит от того, чем это вызывается: изменени ем числа равновероятных сигналов, изменением относи тельных частот их появления или изменением частот по явления сигналов в данном порядке. Но заключение это оказалось существенно огрубляющим «психологическую реальность».
Здесь мы сталкиваемся с примером, показывающим всю тонкость психолого-информационных исследований, обус ловленную тем, что человек как «приемник сообщений» способен отображать большое число «измерений» реальных ситуаций. Последующие экспериментальные исследования (А. Н. Леонтьев, Е. П. Кринчик, 1964; Е. П. Кринчик, Л. Н. Александрова, 1966) показали, что вывод о п с и х о л о г и ч е с к о й э к в и в а л е н т н о с т и трех упомяну тых способов варьирования средней информации на сти мул не подтверждается. Результаты Хаймена объяснялись тем, что во всех трех способах варьирования количества
информации на стимул исследователь |
всегда менял |
ч и |
сло а л ь т е р н а т и в н ы х с и г н а л |
о в , причем в |
од- |
342
ном и том же диапазоне |
(от двух до восьми), менял то, |
||||
что упомянутые |
отечественные |
исследователи назвали |
|||
а л ь т е р н а т и в н о й н е о п р е д е л е н н о с т ь ю . |
Меж |
||||
ду тем этот вид неопределенности |
(неопределенность от |
||||
носительно |
того, |
к а к о й |
сигнал |
из д а н н о г о |
м н о |
ж е с т в а |
сигналов появится в данный момент) оказыва |
ет более «глобальное» влияние на поведение испытуемого, чем другой вид неопределенности, присутствующий в та кого рода экспериментах,— чем н е о п р е д е л е н н о с т ь в р е м е н н а я (т. е. неопределенность относительно того,
когда, |
в какой |
точке временной развертки |
сигналов |
появится |
д а н н ы й |
сигнал), порождающая значительно |
|
более тонкие эффекты. Эти тонкие эффекты были |
«просмо |
трены» Хайменом, но выявлены упомянутыми отечест венными исследователями. Последние пришли к заключе нию, что результаты изучения влияния двух типов неопределенности на процесс передачи информации челове ком «позволяют считать, что эти две категории, отража ющие некоторые психологические реальности, являются теми главными «критическими переменными», которые обусловливают закон Хика, определяют особенности про цесса передачи информации человеком и отличие его ра боты от технических систем связи» (Е. П. Кринчик, Л. Н. Александрова, 1966, стр. 33—34).
Три обстоятельства заслуживают быть отмеченными в связи с описываемыми информационно-психологическими исследованиями. П е р в о е из них состоит в том, что в терминах теории информации трактовалась не некая упрощенная ситуация, а ситуация, которая реально встре чается в деятельности человека-оператора. Вт о р о е состоит в открытии того факта, что психологические эк сперименты можно ставить (и трактовать) по аналогии с экспериментами в сфере техники (техники связи, прежде всего). Т р е т ь е — и самое главное — заключается в том, что открытый способ математического изображения зави симости между временем дизъюнктивной реакции и коли чеством информации на стимул явился источником даль нейшего развития средств анализа и количественной оцен ки процессов переработки информации человеком. К чис лу важных результатов «психологической теории инфор мации» принадлежит положение о существовании макси мальной (и относительно постоянной) скорости восприя тия информации человеком — «пропускной способности»
343
человека как «канала связи». Это положение было сфор мулировано уже В. Хиком как следствие из линейного характера зависимости между временем дизъюнктивной реакции и энтропией источника сообщений в условиях сложного выбора (Хик определил скорость восприятия ин формации человеком — для условий своего эксперимен та — как примерно 5 бит/сек).
Начиная с работы Хика и по сей день идет большая волна исследований, в которых изучаются особенности пе реработки информации человеком, сфера применимости «закона Хика» и т. п. При этом обнаруживается большое разнообразие — вплоть до разнобоя — результатов (напри мер, пропускную способность «человеческого канала» ин формации разные исследователи — см. Б. Ф. Ломов, 1966, стр. 189— определяют по-разному: от нескольких единиц до нескольких десятков и более бит/сек).
Закон Хика, этот эмпирический закон «информацион ной психологии», в общем получил опытное подтвержде ние — наряду с обнаружением ситуаций, когда он ста новится неприменимым. Как резюмирует положение Б. Ф. Ломов, линейная зависимость между временем реак ции и информационным содержанием стимула начинает проявляться только после достижения человеком некото рого уровня тренированности и при определенном состоя нии работоспособности; закон Хика отчетливо выражается тогда, когда на первый план выступают в е р о я т н о с т ные характеристики ситуации: число альтернативных сигналов, их относительные частоты, стохастическая орга низация их последовательности. В других случаях время реакции определяется иными факторами, прежде всего со держанием (значимостью) сигнала; при высоком уровне тренированности закон Хика не действует.
Теоретико-информационный подход здесь сталкивает ся с психологической спецификой человеческого фактора. В еще большей мере трудности возникают при попытках теоретико-информационного осмысления психических яв лений, связанных со сложными формами интеллектуаль ной деятельности, такими, как восприятие, память, «опе ративное мышление» и т. д. (хотя реакция выбора всегда,
по |
существу, включается в более сложные психические |
и |
поведенческие феномены). В ряде случаев ограничи |
ваются применением общих теоретико-информационных представлений (например, считают, что в процессе запо
344