Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При замыкании цепи обмотки возбуждения на массу ток, а следовательно, магнитный поток генератора очень мал и ток генератора резко падает.

Транзистор будет заперт до тех пор, пока не будет устранено короткое замыкание в цепи возбуждения генера­ тора.

Для посезонной регулировки предусмотрены дополни­ тельная обмотка, состоящая из 5 витков констаитановой проволоки сопротивлением 2,5 Ом, намотанной сверху основной обмотки регулятора напряжения, контактный винт и металлический диск. Один конец дополнительной обмотки соединен с концом основной обмотки, другой конец через изолированную колодку присоединен к контактному диску.

В положении переключателя посезонной регулировки (ППР) «Лето» (контактный винт вывернут влево до отказа) его контактные диски соприкасаются и основная шунтовая обмотка регулятора напряжения, сопротивление которой 17 Ом, соединяется с массой непосредственно, минуя допол­ нительную обмотку.

В положении ППР «Зима» (контактный винт ввернут вправо до отказа) контактные диски размыкаются и основ­ ная шунтовая обмотка регулятора напряжения соеди­ няется с массой через дополнительную обмотку. Такое использование дополнительной обмотки позволяет изме­ нять регулируемое напряжение в пределах 0,8—1,2 В.

Летом, когда внутреннее сопротивление батареи умень­ шается, при помощи переключателя посезонной регулировки снижают регулируемое напряжение и тем самым предотвра­ щают перезаряд аккумуляторной батареи большими за­ рядными токами, снижающими срок службы батареи.

Зимой при низкой температуре электролита внутреннее сопротивление батареи возрастает, и для сохранения заряженности батареи повышают регулируемое напряже­ ние.

Переключателем посезонной регулировки можно поль­ зоваться также и в тех случаях, когда необходимо изменить величину регулируемого напряжения, не вскрывая релерегулятора.

Если при летней эксплуатации при положении ППР «Лето» наблюдается систематический недозаряд аккумуля­ торной батареи (низкая плотность электролита, затруднен пуск двигателя), нужно ППР установить в положение «Зи­ ма» для того, чтобы повысить регулируемое напряжение.

107

Если при зимней эксплуатации при положении ППР «Зима» наблюдается систематический перезаряд батареи (интен­ сивное выкипание электролита, резкое снижение его уров­ ня), следует ППР установить в положение «Лето», чтобы снизить величину регулируемого напряжения. В обоих случаях реле-регулятор вскрывать не требуется. Такую регулировку рекомендуется делать только тогда, когда тракторы работают вдали от ремонтных мастерских.

Основные параметры и обмоточные данные реле-регуля­ тора РР362-Б приведены в таблице 25.

Т а б л и ц а 25

Наименование обмотки,

Марка, тип

Диаметр

Число

Сопротив­

сопротивления, диода

провода,

витков

ление, Ом

 

 

 

 

 

мм

 

 

Основная обмотка

регу-

ПЭВ-2

0,29

1240+10

17+ 0,9

лятора

напряжения

 

 

 

 

РНо

 

 

 

ПЭВ-2

0,72

75± 1

Очень

Основная (сериесная) об­

мотка реле защиты

Р 3 0

ПЭВ-2

0,17

1050+10

мало

Удерживающая

обмотка

30+2

Р З у

 

обмотка

ПЭК

0,25

45—55

50+3,5

Вспомогательная

Г1ЭВ-2

0,47

1170+10

64+4

Р З в

сопротивле-

ПЭК

0,25

40—50

95-<-7

Ускоряющее

ПЭК

0,3

4,5±0,3

нне

 

 

 

ПЭВКМ-2

0,3

Термокомпенсационное

ПЭК

0,3

15+1

сопротивление

 

 

ГАВКМ-2

0,3

Добавочные

сопротивле­

МЛТ-1 (2 шт.

 

 

60+ 10%

ния (включены парал-

по 120 Ом)

 

 

 

лельно)

 

в

цепи

МЛТ-1 (по

 

 

40+5%

Сопротивления

 

 

(включены параллельно)

300 Ом) н

 

 

 

 

 

 

 

МЛТ-2 (по

 

 

 

Диод обратной связи Д0

120 Ом)

Д242

Гасящий диод Д г

 

Д242

Разделительный

диод Др

Д7-Б

Транзистор

 

обмотка

П4-Б

Дополнительная

ПЭВКМ-2

0,3

5

2,5

регулятора

 

напряже­

 

 

 

 

ния, соединенная с РН0 и ППР

Контактно-транзисторный реле-регулятор РР385-Б ра­ ботает вместе с генератором Г285 и селеновым выпрямите­ лем В150.

108


Он предназначен для поддержания напряжения на вы­ ходе выпрямителя в заданных пределах и защиты регули­ рующего элемента (транзистора) от коротких замыканий.

Реле-регулятор пыленепроницаемого исполнения. Его основные узлы смонтированы на общем литом основании в одной коробке и представляют собой два электромагнит­ ных прибора и полупроводниковые элементы.

Исполнительным регулирующим элементом служит по­ лупроводниковый триод типа П4-Б; в качестве датчика полупроводникового триода, поддерживающего в опреде­ ленных пределах напряжение генератора при изменении числа оборотов и нагрузки генератора, применен вибра­ ционный регулятор напряжения; для защиты транзистора от коротких замыканий предназначено реле защиты. Элект­ рическая схема реле-регулятора РР385-Б подобна схеме реле-регулятора РР362-Б. Для подключения реле-регуля­ тора в РР362-Б и РР385-Б в схему электрооборудования на их основаниях имеются две выводные клеммы: клемма «В» для присоединения к выпрямителю и клемма «Ш» для присоединения к обмотке возбуждения генератора.

С массой трактора контактно-транзисторные реле со­ единяют через клемму, выведенную с торцевой части основа­ ния регулятора.

Реле-регулятор крепят болтами при помощи четырех лап с резиновыми амортизаторами.

При рабочем положении реле-регулятора на вертикаль­ ной плоскости клеммы должны быть направлены влево.

УХОД ЗА ГЕНЕРАТОРАМИ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРАМИ

Срок службы генераторов и реле-регуляторов во многом зависит от правильного и своевременного ухода за ними. Несоблюдение правил технического ухода приводит к раз­ личным неисправностям в работе системы электрооборудо­ вания.

Генератор и реле-регулятор должны быть правильно установлены на тракторе и автомобиле. При креплении генератора на двигателе нельзя допускать зазора между кронштейном 1 (рис. 56) двигателя и плоскостью лап гене­ ратора, иначе могут поломаться лапы при затяжке крепеж­ ных болтов. Зазор устраняют установкой шайб. Не допу­ скается устанавливать генератор на кронштейн с натягом.

Натяжение ремня генератора регулируют так, чтобы прогиб ремня от усилия 6—7 кгс был равен 15—20 мм. Be

109

Рис. 56. Установка генератора П08-Г на двигателе:

/ — кронштейн; 1 — регулировочные шайбы.

личину прогиба определяют на участке ремня между шки­ вом генератора и ведущим шкивом. Чрезмерное натяжение ремня вызывает перегрузку шарикоподшипников и прежде­ временный выход их из строя. При слабом натяжении ре­ мень проскальзывает и преждевременно изнашивается. Кроме этого, ускоренный износ будет также у шкива и шарикоподшипника. При проскальзывании ремня умень­ шается частота вращения генератора и отдаваемый нм ток.

Приводной ремень от шкива генератора к ведущему шкиву не должен иметь перекоса. Если ремень охватывает три шкива, то середины ручьев всех трех шкивов должны лежать в одной плоскости. Перекос приводит к износу ремня, его перегреву и выходу из строя шарикоподшип­ ников. При креплении генератора к кронштейну должен быть минимальный зазор между болтом и отверстием крон­ штейна. Крепление соединительных проводов приборов электрооборудования должно быть надежным.

Фары к генератору переменного тока присоединяют в определенном порядке. Каждая лампа должна быть вклю­ чена между одной из клемм генератора и выводом массы. Передние и задние фары рекомендуется подключать по­ парно к клеммам, принадлежащим одинаковым фазам, рас­ положенным через одну: передние фары к первой и третьей

п о



клеммам (считая от крайней), задние ко второй и четвер­ той, фары прицепных машин к остальным двум клеммам. При таком включении, даже при малой нагрузке (вклю­ чены только передние фары), напряжение на включенных лампах не повышается. При нарушении рекомендуемого порядка включения фар возможно некоторое повышение напряжения на тех лампах, которые включены. Щитковую

лампу

12В, 3 кд

(св) включают дополнительно к лампе

32 кд

(св) между

какой-либо выводной клеммой и выводом

массы. Если лампа 32 кд (св) перегорела или отсутствует, щитковую лампу включать нельзя, так как она перего­ рит.

Для смазки шарикоподшипников применяют консистент­ ную смазку ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—59), ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433—60) или смазку ЛЗ 158. В качестве заменителя рекомендуется смазка УТМ (КВ) ГОСТ 2931—51.

Шарикоподшипники перед закладкой свежей смазки промывают в бензине. Смазкой заполняют приблизительно 2/3 объема полости шарикоподшипника. Обильная смазка не улучшает условия работы шарикоподшипника. Кроме того, избыток смазки, попадая во внутреннюю полость генератора, разрушает изоляцию обмоток и загрязняет коллектор. Для автомобильных генераторов рекомендуется менять смазку через 30 000 км пробега, для тракторных генераторов — через 1000 часов работы трактора. Целе­ сообразно заменять смазку при сезонном обслуживании.

При техническом уходе № 1 проверяют надежность крепления наконечников соединительных проводов с клем­ мами генератора и реле-регулятора. Особое внимание обра­ щают на провод, соединяющий массу генератора с массой реле-регулятора. Проверяют крепление генератора на крон­ штейне двигателя и натяжение приводного ремня.

При техническом уходе № 2, кроме операций техниче­ ского ухода № 1, дополнительно проверяют состояние по­ верхности коллектора, щеток и работу реле-регулятора, не снимая генератор и реле-регулятор с двигателя.

По окончании сезонных работ (при техническом уходе № 3) рекомендуется произвести профилактический ремонт (осмотр) генератора и реле-регулятора в мастерской. При ремонте разбирают генератор, проверяют целостность мон­ тажных проводов, изоляции обмоток и сальников, состоя­ ние щеток и коллектора, заменяют смазку в шарикоподшип­ никах, очищают детали от пыли и грязи, зачищают подго­ ревшие контакты и регулируют реле-регулятор.

ш


Разборка и сборка генератора. Генераторы ГТ1-А надо разбирать в следующем порядке:

отвернуть восемь гаек 7 (см. рис. 25) выводных болтов; последовательно отвернуть три винта 13, крепящих крышку 10 подшипника, три стяжные шпильки 4 и болт 11,

крепящий подшипник; съемником, упираясь центром в вал, снять крышку 5 со

стороны регулятора; снять статор 1 с крышки 22;

снять подшипник 12 с вала; при сборке этого генератора подшипник необходимо заменить новым;

снять гайку 14 и стопорную шайбу 15; вывернуть стопорный винт 16 из кулачка;

снять две пружины 6 регулятора с осей подвижного магнита;

вынуть два винта 8 с гайками 9, при этом гайки не свер­ тывать с винтов;

снять две шайбы 17 и два грузика 18 с осей, для чего повернуть их на 180° вокруг оси и вывести из зацепления с кулачком 19;

при помощи двух отверток или специальным съемником снять кулачок 19 с вала;

вынуть сегментную шпонку на валу со стороны регуля­ тора;

снять регулировочную шайбу 20; снять с вала подвижный магнит ротора 3, оставшуюся

опорную шайбу 21 между подвижным магнитом и непод­ вижным не снимать.

Сборку выполняют в обратном порядке, соблюдая сле­ дующие технические условия:

между подвижным и неподвижным магнитами должен быть зазор не менее 0,5 мм, регулируемый шайбой 21;

подвижный магнит должен иметь осевой зазор не менее 0,2 мм, его регулируют стопорением винта 16 при опреде­ ленном положении кулачка 19;

пружины регулятора должны быть растянуты одина­ ково на определенную длину;

во втулку подвижного магнита заложить смазку и сма­ зать оси грузиков;

магниты и полюсные наконечники должны быть чи­ стыми, запрещается стучать молотком по магнитам.

Генераторы Г81, Г214, Г108 следует разбирать в такой последовательности.

1. Снять защитную ленту.

112

2. Снять заглушку вместе с картонной прокладкой с крышки со стороны коллектора и отвернуть гайку креп­ ления шарикоподшипника.

3.Отвернуть гайку крепления шкива, снять пружин­ ную шайбу.

4.При помощи специального съемника снять шкив и вынуть шпонку.

5.Приподнять щетки и зажать их рычажками щетко­ держателя.

6.Вывернуть стяжные шпильки и снять с якоря корпус генератора вместе с крышкой со стороны коллектора.

7.Отвернуть винт, крепящий вывод катушки возбужде­ ния к щеткодержателю, и снять с корпуса крышку со сто­ роны коллектора.

8.При помощи специального съемника выпрессовать якорь из крышки со стороны привода.

9.Вынуть из крышек шарикоподшипники.

После сборки генератора щетки должны легко, без зае­ дания, перемещаться в щеткодержателях. Новые щетки притирают к поверхности коллектора или контактных колец при помощи стеклянной шкурки № 100. После притирки щеток генератор продувают сжатым воздухом. При нор­ мальной работе генератора рабочая поверхность коллектора должна быть матового цвета, без следов подгорания отдель­ ных пластин. При работе генератора на поверхности кол­ лектора образуется пленка, уменьшающая трение щетки

околлектор; тем самым увеличивается срок службы щеток.

Вслучае большого износа или подгорания пластин сле­ дует проточить коллектор. После проточки углубляют изо­ ляцию между пластинами на 0,5—0,8 мм. При загрязнении коллектора или контактных колец следует протереть их чистой тряпкой, смоченной в бензине.

Генератор Г285 разбирают в следующем порядке: отвертывают винт 8 (см. рис. 33), снимают заглушку 9,

картонную прокладку 10 и отвертывают гайку 11 крепле­ ния шарикоподшипника;

вынимают из крышки щеткодержатели со щетками, пред­ варительно отвернув винты, крепящие основание щетко­ держателей в крышке;

снимают с крышки панель 23 и отвертывают стяжные шпильки 32',

снимают крышку 3 и статор 1\ отвертывают гайку 31 и съемником снимают шкив 29,

вынимают шпонку 30 и снимают вентилятор 28\

из