Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 0
При замыкании цепи обмотки возбуждения на массу ток, а следовательно, магнитный поток генератора очень мал и ток генератора резко падает.
Транзистор будет заперт до тех пор, пока не будет устранено короткое замыкание в цепи возбуждения генера тора.
Для посезонной регулировки предусмотрены дополни тельная обмотка, состоящая из 5 витков констаитановой проволоки сопротивлением 2,5 Ом, намотанной сверху основной обмотки регулятора напряжения, контактный винт и металлический диск. Один конец дополнительной обмотки соединен с концом основной обмотки, другой конец через изолированную колодку присоединен к контактному диску.
В положении переключателя посезонной регулировки (ППР) «Лето» (контактный винт вывернут влево до отказа) его контактные диски соприкасаются и основная шунтовая обмотка регулятора напряжения, сопротивление которой 17 Ом, соединяется с массой непосредственно, минуя допол нительную обмотку.
В положении ППР «Зима» (контактный винт ввернут вправо до отказа) контактные диски размыкаются и основ ная шунтовая обмотка регулятора напряжения соеди няется с массой через дополнительную обмотку. Такое использование дополнительной обмотки позволяет изме нять регулируемое напряжение в пределах 0,8—1,2 В.
Летом, когда внутреннее сопротивление батареи умень шается, при помощи переключателя посезонной регулировки снижают регулируемое напряжение и тем самым предотвра щают перезаряд аккумуляторной батареи большими за рядными токами, снижающими срок службы батареи.
Зимой при низкой температуре электролита внутреннее сопротивление батареи возрастает, и для сохранения заряженности батареи повышают регулируемое напряже ние.
Переключателем посезонной регулировки можно поль зоваться также и в тех случаях, когда необходимо изменить величину регулируемого напряжения, не вскрывая релерегулятора.
Если при летней эксплуатации при положении ППР «Лето» наблюдается систематический недозаряд аккумуля торной батареи (низкая плотность электролита, затруднен пуск двигателя), нужно ППР установить в положение «Зи ма» для того, чтобы повысить регулируемое напряжение.
107
Если при зимней эксплуатации при положении ППР «Зима» наблюдается систематический перезаряд батареи (интен сивное выкипание электролита, резкое снижение его уров ня), следует ППР установить в положение «Лето», чтобы снизить величину регулируемого напряжения. В обоих случаях реле-регулятор вскрывать не требуется. Такую регулировку рекомендуется делать только тогда, когда тракторы работают вдали от ремонтных мастерских.
Основные параметры и обмоточные данные реле-регуля тора РР362-Б приведены в таблице 25.
Т а б л и ц а 25
Наименование обмотки, |
Марка, тип |
Диаметр |
Число |
Сопротив |
|||
сопротивления, диода |
провода, |
витков |
ление, Ом |
||||
|
|
|
|
|
мм |
|
|
Основная обмотка |
регу- |
ПЭВ-2 |
0,29 |
1240+10 |
17+ 0,9 |
||
лятора |
напряжения |
|
|
|
|
||
РНо |
|
|
|
ПЭВ-2 |
0,72 |
75± 1 |
Очень |
Основная (сериесная) об |
|||||||
мотка реле защиты |
Р 3 0 |
ПЭВ-2 |
0,17 |
1050+10 |
мало |
||
Удерживающая |
обмотка |
30+2 |
|||||
Р З у |
|
обмотка |
ПЭК |
0,25 |
45—55 |
50+3,5 |
|
Вспомогательная |
Г1ЭВ-2 |
0,47 |
1170+10 |
64+4 |
|||
Р З в |
сопротивле- |
ПЭК |
0,25 |
40—50 |
95-<-7 |
||
Ускоряющее |
ПЭК |
0,3 |
— |
4,5±0,3 |
|||
нне |
|
|
|
ПЭВКМ-2 |
0,3 |
— |
— |
Термокомпенсационное |
ПЭК |
0,3 |
— |
15+1 |
|||
сопротивление |
|
|
ГАВКМ-2 |
0,3 |
— |
— |
|
Добавочные |
сопротивле |
МЛТ-1 (2 шт. |
|
|
60+ 10% |
||
ния (включены парал- |
по 120 Ом) |
|
|
|
|||
лельно) |
|
в |
цепи |
МЛТ-1 (по |
|
|
40+5% |
Сопротивления |
|
|
|||||
(включены параллельно) |
300 Ом) н |
|
|
|
|||
|
|
|
|
МЛТ-2 (по |
|
|
|
Диод обратной связи Д0 |
120 Ом) |
— |
— |
— |
|||
Д242 |
|||||||
Гасящий диод Д г |
|
Д242 |
— |
— |
— |
||
Разделительный |
диод Др |
Д7-Б |
— |
— |
— |
||
Транзистор |
|
обмотка |
П4-Б |
— |
— |
— |
|
Дополнительная |
ПЭВКМ-2 |
0,3 |
5 |
2,5 |
|||
регулятора |
|
напряже |
|
|
|
|
ния, соединенная с РН0 и ППР
Контактно-транзисторный реле-регулятор РР385-Б ра ботает вместе с генератором Г285 и селеновым выпрямите лем В150.
108
Он предназначен для поддержания напряжения на вы ходе выпрямителя в заданных пределах и защиты регули рующего элемента (транзистора) от коротких замыканий.
Реле-регулятор пыленепроницаемого исполнения. Его основные узлы смонтированы на общем литом основании в одной коробке и представляют собой два электромагнит ных прибора и полупроводниковые элементы.
Исполнительным регулирующим элементом служит по лупроводниковый триод типа П4-Б; в качестве датчика полупроводникового триода, поддерживающего в опреде ленных пределах напряжение генератора при изменении числа оборотов и нагрузки генератора, применен вибра ционный регулятор напряжения; для защиты транзистора от коротких замыканий предназначено реле защиты. Элект рическая схема реле-регулятора РР385-Б подобна схеме реле-регулятора РР362-Б. Для подключения реле-регуля тора в РР362-Б и РР385-Б в схему электрооборудования на их основаниях имеются две выводные клеммы: клемма «В» для присоединения к выпрямителю и клемма «Ш» для присоединения к обмотке возбуждения генератора.
С массой трактора контактно-транзисторные реле со единяют через клемму, выведенную с торцевой части основа ния регулятора.
Реле-регулятор крепят болтами при помощи четырех лап с резиновыми амортизаторами.
При рабочем положении реле-регулятора на вертикаль ной плоскости клеммы должны быть направлены влево.
УХОД ЗА ГЕНЕРАТОРАМИ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРАМИ
Срок службы генераторов и реле-регуляторов во многом зависит от правильного и своевременного ухода за ними. Несоблюдение правил технического ухода приводит к раз личным неисправностям в работе системы электрооборудо вания.
Генератор и реле-регулятор должны быть правильно установлены на тракторе и автомобиле. При креплении генератора на двигателе нельзя допускать зазора между кронштейном 1 (рис. 56) двигателя и плоскостью лап гене ратора, иначе могут поломаться лапы при затяжке крепеж ных болтов. Зазор устраняют установкой шайб. Не допу скается устанавливать генератор на кронштейн с натягом.
Натяжение ремня генератора регулируют так, чтобы прогиб ремня от усилия 6—7 кгс был равен 15—20 мм. Be
109
Рис. 56. Установка генератора П08-Г на двигателе:
/ — кронштейн; 1 — регулировочные шайбы.
личину прогиба определяют на участке ремня между шки вом генератора и ведущим шкивом. Чрезмерное натяжение ремня вызывает перегрузку шарикоподшипников и прежде временный выход их из строя. При слабом натяжении ре мень проскальзывает и преждевременно изнашивается. Кроме этого, ускоренный износ будет также у шкива и шарикоподшипника. При проскальзывании ремня умень шается частота вращения генератора и отдаваемый нм ток.
Приводной ремень от шкива генератора к ведущему шкиву не должен иметь перекоса. Если ремень охватывает три шкива, то середины ручьев всех трех шкивов должны лежать в одной плоскости. Перекос приводит к износу ремня, его перегреву и выходу из строя шарикоподшип ников. При креплении генератора к кронштейну должен быть минимальный зазор между болтом и отверстием крон штейна. Крепление соединительных проводов приборов электрооборудования должно быть надежным.
Фары к генератору переменного тока присоединяют в определенном порядке. Каждая лампа должна быть вклю чена между одной из клемм генератора и выводом массы. Передние и задние фары рекомендуется подключать по парно к клеммам, принадлежащим одинаковым фазам, рас положенным через одну: передние фары к первой и третьей
п о
клеммам (считая от крайней), задние ко второй и четвер той, фары прицепных машин к остальным двум клеммам. При таком включении, даже при малой нагрузке (вклю чены только передние фары), напряжение на включенных лампах не повышается. При нарушении рекомендуемого порядка включения фар возможно некоторое повышение напряжения на тех лампах, которые включены. Щитковую
лампу |
12В, 3 кд |
(св) включают дополнительно к лампе |
32 кд |
(св) между |
какой-либо выводной клеммой и выводом |
массы. Если лампа 32 кд (св) перегорела или отсутствует, щитковую лампу включать нельзя, так как она перего рит.
Для смазки шарикоподшипников применяют консистент ную смазку ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—59), ЦИАТИМ-221 (ГОСТ 9433—60) или смазку ЛЗ 158. В качестве заменителя рекомендуется смазка УТМ (КВ) ГОСТ 2931—51.
Шарикоподшипники перед закладкой свежей смазки промывают в бензине. Смазкой заполняют приблизительно 2/3 объема полости шарикоподшипника. Обильная смазка не улучшает условия работы шарикоподшипника. Кроме того, избыток смазки, попадая во внутреннюю полость генератора, разрушает изоляцию обмоток и загрязняет коллектор. Для автомобильных генераторов рекомендуется менять смазку через 30 000 км пробега, для тракторных генераторов — через 1000 часов работы трактора. Целе сообразно заменять смазку при сезонном обслуживании.
При техническом уходе № 1 проверяют надежность крепления наконечников соединительных проводов с клем мами генератора и реле-регулятора. Особое внимание обра щают на провод, соединяющий массу генератора с массой реле-регулятора. Проверяют крепление генератора на крон штейне двигателя и натяжение приводного ремня.
При техническом уходе № 2, кроме операций техниче ского ухода № 1, дополнительно проверяют состояние по верхности коллектора, щеток и работу реле-регулятора, не снимая генератор и реле-регулятор с двигателя.
По окончании сезонных работ (при техническом уходе № 3) рекомендуется произвести профилактический ремонт (осмотр) генератора и реле-регулятора в мастерской. При ремонте разбирают генератор, проверяют целостность мон тажных проводов, изоляции обмоток и сальников, состоя ние щеток и коллектора, заменяют смазку в шарикоподшип никах, очищают детали от пыли и грязи, зачищают подго ревшие контакты и регулируют реле-регулятор.
ш
Разборка и сборка генератора. Генераторы ГТ1-А надо разбирать в следующем порядке:
отвернуть восемь гаек 7 (см. рис. 25) выводных болтов; последовательно отвернуть три винта 13, крепящих крышку 10 подшипника, три стяжные шпильки 4 и болт 11,
крепящий подшипник; съемником, упираясь центром в вал, снять крышку 5 со
стороны регулятора; снять статор 1 с крышки 22;
снять подшипник 12 с вала; при сборке этого генератора подшипник необходимо заменить новым;
снять гайку 14 и стопорную шайбу 15; вывернуть стопорный винт 16 из кулачка;
снять две пружины 6 регулятора с осей подвижного магнита;
вынуть два винта 8 с гайками 9, при этом гайки не свер тывать с винтов;
снять две шайбы 17 и два грузика 18 с осей, для чего повернуть их на 180° вокруг оси и вывести из зацепления с кулачком 19;
при помощи двух отверток или специальным съемником снять кулачок 19 с вала;
вынуть сегментную шпонку на валу со стороны регуля тора;
снять регулировочную шайбу 20; снять с вала подвижный магнит ротора 3, оставшуюся
опорную шайбу 21 между подвижным магнитом и непод вижным не снимать.
Сборку выполняют в обратном порядке, соблюдая сле дующие технические условия:
между подвижным и неподвижным магнитами должен быть зазор не менее 0,5 мм, регулируемый шайбой 21;
подвижный магнит должен иметь осевой зазор не менее 0,2 мм, его регулируют стопорением винта 16 при опреде ленном положении кулачка 19;
пружины регулятора должны быть растянуты одина ково на определенную длину;
во втулку подвижного магнита заложить смазку и сма зать оси грузиков;
магниты и полюсные наконечники должны быть чи стыми, запрещается стучать молотком по магнитам.
Генераторы Г81, Г214, Г108 следует разбирать в такой последовательности.
1. Снять защитную ленту.
112
2. Снять заглушку вместе с картонной прокладкой с крышки со стороны коллектора и отвернуть гайку креп ления шарикоподшипника.
3.Отвернуть гайку крепления шкива, снять пружин ную шайбу.
4.При помощи специального съемника снять шкив и вынуть шпонку.
5.Приподнять щетки и зажать их рычажками щетко держателя.
6.Вывернуть стяжные шпильки и снять с якоря корпус генератора вместе с крышкой со стороны коллектора.
7.Отвернуть винт, крепящий вывод катушки возбужде ния к щеткодержателю, и снять с корпуса крышку со сто роны коллектора.
8.При помощи специального съемника выпрессовать якорь из крышки со стороны привода.
9.Вынуть из крышек шарикоподшипники.
После сборки генератора щетки должны легко, без зае дания, перемещаться в щеткодержателях. Новые щетки притирают к поверхности коллектора или контактных колец при помощи стеклянной шкурки № 100. После притирки щеток генератор продувают сжатым воздухом. При нор мальной работе генератора рабочая поверхность коллектора должна быть матового цвета, без следов подгорания отдель ных пластин. При работе генератора на поверхности кол лектора образуется пленка, уменьшающая трение щетки
околлектор; тем самым увеличивается срок службы щеток.
Вслучае большого износа или подгорания пластин сле дует проточить коллектор. После проточки углубляют изо ляцию между пластинами на 0,5—0,8 мм. При загрязнении коллектора или контактных колец следует протереть их чистой тряпкой, смоченной в бензине.
Генератор Г285 разбирают в следующем порядке: отвертывают винт 8 (см. рис. 33), снимают заглушку 9,
картонную прокладку 10 и отвертывают гайку 11 крепле ния шарикоподшипника;
вынимают из крышки щеткодержатели со щетками, пред варительно отвернув винты, крепящие основание щетко держателей в крышке;
снимают с крышки панель 23 и отвертывают стяжные шпильки 32',
снимают крышку 3 и статор 1\ отвертывают гайку 31 и съемником снимают шкив 29,
вынимают шпонку 30 и снимают вентилятор 28\
из