Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 0
Увеличение искрения между контактами регулятора напряжения и ограничителя тока. Неисправность вызы вается нарушением крепления добавочных сопротивлений или их перегоранием. Повышенное искрение между контак тами приводит к окислению и свариванию контактов.
Обрыв провода, соединяющего корпус генератора с корпу сом реле-регулятора. В этом случае контакты реле обрат ного тока будут разомкнуты, а контакты регулятора напря жения замкнуты. Регулятор не будет поддерживать напря жение генератора в заданных пределах, и напряжение резко возрастет. В этом случае обмотки генератора будут перегреваться.
Нарушение регулировки регулятора. Вибрация и тряска,
а также некоторое старение материала могут изменить уси лие натяжения пружин и величину зазора между якорем и сердечником.
Обрыв выравнивающей обмотки. Если при больших обо ротах якоря генератора регулируемое напряжение повы шается, это указывает на обрыв выравнивающей обмотки. При обрыве основной шунтовой обмотки регулятора напря жения регулятор не регулирует напряжения. Витковое замыкание в обмотках реле-регулятора приводит к нагреву обмоток и разрушению эмалевой и хлопчатобумажной изо ляции проводов.
Контакты в процессе работы окисляются, загрязняются, что приводит к повышенному искрению между контактами, к резким колебаниям регулируемого напряжения. Поэтому не обходимо периодически осматривать контакты изачищать их.
Неисправности генераторной установки переменного тока. При эксплуатации автомобиля наблюдают три харак терных случая показания приборов, свидетельствующих
онеисправности зарядной цепи.
Пе р в ы й с л у ч а й : амперметр не показывает за рядки при средних числах оборотов двигателя. Контроль ная лампа горит. Эти показания свидетельствуют о том, что генератор не заряжает аккумуляторную батарею, про исходит разряд.
Причиной такой неисправности может быть обрыв токо проводящей цепи генератор — батарея.
Обрыв чаще всего встречается в местах соединений, за жимов, на перегибах проводов.
Обрыв в цепи, кроме внешнего осмотра, определяют при помощи контрольной лампы при обязательном отклю чении генератора и реле-регулятора.
121
Одним концом провода касаются корпуса автомобиля, а другим последовательно прикасаются к зажимам в какомнибудь определенном направлении: от генератора к батарее или наоборот.
При окислении контактов пли слабой затяжке крепле ний место соединения нагревается и в нем напряжение па дает, при этом снижается напряжение у потребителя.
Если проводка зарядной цепи исправна, а амперметр не показывает зарядки, необходимо при работе двигателя на средних оборотах при включенной батарее и отключен ных потребителях кратковременно на 1—2 с замкнуть от резком провода клеммы «В» и «Ш». Если искрения в точках присоединения провода к клеммам нет, это указывает на то, что неисправность следует искать в генераторе.
Генератор не возбуждается. Эта неисправность возни кает вследствие обрыва обмотки возбуждения или зависа ния щеток в канале щеткодержателя.
Для определения обрыва обмотки возбуждения щетки вынимают из щеткодержателя и к контактным кольцам через амперметр или лампочку подводят напряжение 12—24 В.
Если стрелка амперметра остается на нуле, а лампочка не загорается, следовательно, в цепи возбуждения наблю дается обрыв.
Зависание щетки можно определить при осмотре щетко держателей и щеток.
Щетки должны свободно перемещаться в канале щетко держателя.
Для устранения зависания щеток необходимо очистить каналы щеткодержателя от пыли и грязи. Вставить щетки в щеткодержатели и убедиться, что они перемещаются свободно, без заедания.
При подключении к генератору потребителей мощность и напряжение снижаются. Это явление связано, как пра вило, с витковым замыканием в обмотке статора.
При замыкании витков в одной или в нескольких катуш ках статора ток начинает протекать по замкнутым виткам и во внешнюю цепь не попадает. Мощность генератора умень шается.
Сопротивление замкнутых витков мало, и поэтому ток в них достигает большой силы, витки перегреваются.
Перегрев витков приводит к тому, что изоляция провода нарушается в отдельных местах или полностью сгорает.
Витковое замыкание можно определить при помощи дефектоскопа ПДО-1.
Если дефектоскопа нет, то можно замерить сопротивле ние фаз. В фазе, сопротивление которой меньше, чем в дру гих фазах, имеется витковое замыкание.
В генераторах с отдельным селеновым выпрямителем можно замерить напряжение фаз вольтметром. Если в одной из фаз напряжение меньше, то в ней находится катушка с витковым замыканием.
Поврежденные катушки обмотки статора необходимо заменить.
Мощность и напряжение генератора снижаются в случае пробоя или обрыва одного диода.
Обрыв и пробой диодов обнаруживают контрольной лампой, соединенной с аккумуляторной батареей 12—24 В или с другим источником постоянного тока.
Амперметр не показывает увеличения зарядного тока при замыкании проводом клемм «В» и «Ш», и возникает сильная дуга.
В этом случае причиной исчезновения зарядного тока является короткое замыкание цепи обмотки возбуждения, вследствие чего срабатывает реле защиты в реле-регуля торе.
Отключив включатель зажигания, необходимо устранить короткое замыкание, после чего зарядный ток должен по явиться.
Амперметр показывает увеличение зарядного тока. Это указывает на неисправность в реле-регуляторе.
Причиной неисправности может быть нарушение регу лировки регулятора напряжения: регулируемое напряже ние ниже напряжения батареи.
Эту неисправность устраняют путем регулировки регу лятора.
В реле-регуляторе может самопроизвольно срабатывать реле защиты, что видно при снятии крышки реле-регуля тора.
Эта неисправность может быть устранена незначитель ным повышением натяжения пружины реле защиты.
В т о р о й с л у ч а й : при работе двигателя автомо биля на средних оборотах стрелка амперметра колеблется, контрольная лампа мигает.
Это явление связано с нарушениями в цепи зарядного тока.
Неисправность может быть вызвана также ослаблением натяжения приводного ремня. В момент проскальзывания ремня частота вращения генератора уменьшается и отда
123
ваемый во внешнюю цепь ток падает, что вызывает колеба ние стрелки амперметра.
Ремень необходимо натянуть и генератор тщательно за крепить.
Плохой контакт между щетками и кольцами также при водит к падению величины тока.
Контакт между щетками и кольцами ухудшается вслед ствие загрязнения контактных колец, повышенного износа щеток и уменьшения давления пружин на щетки.
Через отверстие в основании щеткодержателя осматри вают контактные кольца и очищают их тряпкой, смочен ной в бензине.
Если высота щетки меньше 7 мм, то щетку заменяют. Давление пружин на щетки должно быть в пределах
0,24—0,36 кгс.
При уменьшении давления пружин на щетки контакт между щетками и кольцами может нарушаться. Регулируе мое напряжение колеблется в сторону уменьшения.
Т р е т и й с л у ч а й : стрелка амперметра длительное время показывает большой зарядный ток (более 10 А).
Это указывает на то, что напряжение генератора, кото рое регулируется регулятором, превысило норму. В резуль тате перезаряда в аккумуляторной батарее выкипает элект ролит, что приводит ее в негодность.
Для определения неисправности необходимо проверить регулируемое напряжение при среднем числе оборотов двигателя.
Если уровень регулируемого напряжения выше задан ных пределов, то регулятор следует отрегулировать. Иногда при ослаблении натяжения пружины регулируемое напря жение не снижается, т. е. регулятор не поддается регу лировке.
Наиболее вероятным здесь является пробой транзи стора: сопротивление между эмиттером и коллектором равно нулю.
Для проверки транзистора следует остановить двига тель и при включенном включателе зажигания присоединить вольтметр или лампочку напряжением 12 В между клем мами «Ш» и массой реле-регулятора. Нажимая поочередно на якори регулятора напряжения и реле защиты, замкнуть их контакты. При исправном транзисторе стрелка вольт метра должна показывать нуль (лампочка гаснет).
Если же показания вольтметра при таком принудитель ном замыкании контактов не меняются (лампочка не гас-
124
/
Рис. 61. Схема проверки контактно-транзи сторного реле-регулятора:
1— генератор; 2 — выпрямительное устройство; 3 —реле-регулятор; 4— вольтметр; 5 — реостат; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — амперметр.
нет), то это означает, что пробит транзистор. Его заменяют только в мастерской. Выводы транзистора — коллектор, эмиттер, база на теплоотводе реле-регулятора обозначены буквами К, Э, Б.
Полупроводники проверяют при помощи универсаль
ного прибора — тестера, |
настроенного для |
измерения |
минимальной величины сопротивлений. |
замеренное |
|
Транзистор исправен; |
если сопротивление, |
между двумя выводами, больше нуля, но не более 500 кОм. Транзистор неисправен, если сопротивление между дву
мя любыми выводами равно нулю или бесконечности. Диод проверяют на том же приборе, замеряя сопротив
ление на выводах диода. Если одно измерение покажет не большую величину сопротивления (не более 100—200 Ом по минимальной шкале), а при перемене местами концов прибора сопротивление около сотен кОм — диод исправен.
Диод неисправен, если при измерении прибор покажет нуль или бесконечность.
Контактно-транзисторный реле-регулятор проверяют на стенде по схеме, показанной на рисунке 61. Величину регу
125
лируемого напряжения проверяют при помощи вольтметра 4 при числе оборотов ротора генератора 1 3000 в минуту и токе нагрузки 12—14 А.
Ток нагрузки замеряют амперметром 7 и регулируют реостатом 5 при включении батареи 6. Величина регулируе мого напряжения должна находиться в пределах 13,3— 14,2 В в положении ППР «Лето».
Проверяют и настраивают реле защиты следующим обра зом: плюс источника тока (10—12 В) подключают к кол лектору транзистора (на теплоотводе обозначен буквой К),
адругим выводом через нагрузочный реостат и амперметр —
кклемме «Ш» реле-регулятора. При такой схеме замера ток от источника проходит только через сериесную обмотку реле защиты. Включение реле защиты должно произойти при величине тока 3,2—3,6 А. Напряжение и величину тока регулируют ослаблением или натяжением пружин при помощи крючка. Регулировать нужно осторожно, так как корпус электромагнитных реле и пружины находятся под напряжением относительно корпуса реле-регулятора. Слу чайное касание вилкой или плоскогубцами корпуса вы зовет короткое замыкание, что выведет из строя транзи стор.
При работе с селеновыми выпрямителями нельзя допу скать случайное изменение полярности аккумуляторной батареи, то есть включение «+» батареи на массу, так как при этом выпрямитель выходит из строя. При механических повреждениях шайб селенового выпрямителя нарушается слой селенового элемента и происходит пробой. Наконеч ник провода от минусовой клеммы выпрямителя должен иметь надежный контакт с массой трактора.
Кчислу неисправностей генераторных установок пере менного тока относятся повышенный шум и стук в генера торе.
Характерный стук появляется при ослаблении крепле ния шкива и вентилятора вследствие плохой затяжки гайки на валу ротора.
В процессе эксплуатации при пусках и остановках дви гателя недостаточно затянутая гайка вызывает некоторое перемещение шкива, вследствие чего изнашивается поверх ность шкива под гайкой.
Кроме этого, появляется выработка шпоночного паза в шкиве и вентиляторе.
Характерный стук в генераторе появляется при задева нии ротора за статор, при этом статор сильно нагревается.
126
Задевание вызывается выработкой стального кольца, за литого в крышку для крепления шарикоподшипника.
В некоторых генераторах наблюдается износ посадоч ного места на валу под шарикоподшипник.
Повышенные износы приводят к перегреву шарикопод шипников, к вытеканию и асфальтированию смазки и раз рушению сепараторов шарикоподшипников.
Во время работы шарикоподшипников с загустевшей и высохшей смазкой слышен скрежет и стук. Повышенный шум, сопровождаемый отдельными ударами, появляется
вслучае ослабления крепления генератора на двигателе. Эта неисправность приводит к выработке посадочных мест
вкрышках генератора.
При обнаружении ненормального шума и стука нужно осмотреть генератор, подтянуть крепления или снять его и отправить в мастерскую для ремонта.
Г Л А В А IП
СТАРТЕРЫ
НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СТАРТЕРОВ
Стартеры предназначаются для проворачивания колен чатого вала двигателя при пуске.
На отечественных автомобильных двигателях стартеры начали устанавливать с самого начала выпуска автомоби лей. Для облегчения, ускорения и удобства пуска трактор ных двигателей с 1957—1958 гг. на них также устанавли вают стартеры.
На дизельных тракторах, например ДТ-14, электриче ский пуск двигателя первоначально осуществляли на бен зине при пониженной степени сжатия с последующим пере водом на работу с воспламенением дизельного топлива от сжатия. Источником зажигания было магнето. В дальней шем пуск дизельного двигателя производился стартером непосредственно на дизельном топливе с применением спи рали подогрева во всасывающей трубе. Поэтому на трак торах (ДТ-20) были изъяты магнето и карбюратор, введены декомпрессионный механизм и подогревательное устройство (спираль накала и насос ручного впрыска топлива), облег чающее пуск двигателя при пониженной температуре окру жающего воздуха.
Применение электрофакельного подогрева воздуха не облегчает пуск дизельных двигателей; факел засоряет воз дух сгоревшими газами и плохо подогревает его. Значи тельно легче запустить двигатель, применяя свечи накали вания, которые непосредственно воспламеняют топливо и не ухудшают состав воздуха. Кроме того, свечи накалива ния позволяют запускать двигатель при значительно мень ших оборотах.
Мощность стартера определяется минимальными пуско выми оборотами. Чем меньше пусковые обороты двигателя, тем меньше необходима мощность стартера, тем самым меньше его стоимость.
128
Сравнительные величины необходимой мощности стар тера при электрофакельном подогреве и при использовании свечей накаливания приводятся в таблице 26.
|
|
Т а б л и ц а 2G |
|
Необходимая мощность стартера в л.с, при |
|
Марка двигателя |
использовании |
|
электрофакельного |
|
|
|
свечей накаливания |
|
|
подогрева |
|
Д-14 |
2,5—2,8 |
2,0—2,1 |
Д-28 |
5,0—5,3 |
2,7—2,8 |
СМД-55 |
8 |
4,5 |
Из приведенных данных видно, что необходимая мощ ность стартера при пользовании свечами накаливания зна чительно снижается (примерно в 1,5—1,7 раза).
Стартеры следует различать по способу управления, по устройству и действию сцепляющего механизма.
По способу управления стартеры бывают с непосред ственным и с дистанционным управлением.
Непосредственное управление: усилие водителя пере дается непосредственно на стартер. Нажимая ногой на пе даль стартера, водитель вводит в зацепление шестерню стартера с венцом маховика и включает ток в цепь стартера. Непосредственное управление удобно применять, когда стартер и аккумуляторная батарея расположены близко от водителя.
Если стартер и аккумуляторная батарея удалены от него, то при непосредственном включении стартера нож ным включателем требуется увеличить длину проводов в схеме включения стартера, что нежелательно, так как это приводит к повышению падения напряжения в прово дах и к снижению мощности стартера. Поэтому аккумуля торную батарею устанавливают как можно ближе к стар теру и применяют электромагнитный включатель (реле привода).
В этом случае водитель, нажимая на кнопку, вводит в действие только этот включатель. Такое управление назы вается дистанционным.
В стартере с механическим включением включатель рас положен на его корпусе. Контакты включателя замыкаются
5—132 |
129 |
|