Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4

Рис. 57. Электрическая схема проверки реле обратного тока:

J — аккумуляторная батарея; 2 — вольтметр; 3 — амперметр; 4 — реле-регулятор; 5 — генератор.

При помощи съемника или пресса снимают крышку 25; Для того чтобы снять обмотку 6 возбуждения со втул­ кой 5, отгибают стопорную шайбу 27 и отвертывают гайку

26. Снимают полюс и втулку с обмоткой.

Собирают генератор в последовательности, обратной разборке.

Проверка реле-регулятора. Техническое состояние и правильность регулировки реле-регулятора должен про­ верять квалифицированный электрик при помощи электро­ измерительных приборов. Реле-регулятор проверяют на двигателе или на стенде. Перед испытанием реле-регулятор охлаждают до температуры окружающего воздуха. Регу-

114

лировочные данные реле-регулятора относятся к холодному реле-регулятору (при температуре 20° С).

Для проверки пользуются вольтметром постоянного тока со шкалой до 30 В, класса 1 или 1,5;

амперметром постоянного тока с нулем по середине и шкалой 30—0—30, не ниже класса 1,5;

счетчиком оборотов (тахометром) со шкалой до 3000— 5000 об/мин.

Для контроля реле обратного тока между клеммой Б реле-регулятора 4 (рис. 57) и проводом батареи включают амперметр 3. Между клеммой Я реле-регулятора и массой включают вольтметр 2.

Напряжение замыкания контактов реле обратного тока определяют по отклонению стрелки вольтметра, медленно

Рис. 58. Электрическая схема проверки регулятора напряжения и ограничителя тока:

/ — реостат; 2 — вольтметр; 3 — амперметр; 4 — реле-ре­ гулятор; 5 — генератор.

115

повышая обороты генератора. Величину обратного тока, при котором размыкаются контакты реле, определяют по амперметру, медленно уменьшая обороты генератора.

Работу ограничителя тока лучше всего проверять на стенде, но можно и на автомобиле. Амперметр 3 (рис. 58) включают так же, как при проверке реле обратного тока. Постепенно увеличивая ток нагрузки при помощи реостата, по показанию амперметра определяют величину ограничи­ ваемого тока.

При отсутствии измерительных приборов для проверки ограничителя тока на автомобиле следует включить не­ сколько раз стартер для того, чтобы частично разрядить аккумуляторную батарею, после чего запустить двигатель

иплавно включить прямую передачу. Открывать дроссель­ ную заслонку до тех пор, пока скорость автомобиля не до­ стигнет 40—50 км/ч по спидометру. Включить все световые

идругие электрические приборы автомобиля. Амперметр

должен показывать величину тока не более указанной в таблице 23. Отсчитывать показания амперметра нужно быстро, так как через 1,5—2 мин после пуска двигателя батарея может зарядиться и ток, отдаваемый генератором, уменьшится. Задние колеса автомобиля должны быть под­ няты, а под передние для устойчивости подложены под­ кладки.

Регулятор напряжения проверяют следующим образом. Реостатом 1 устанавливают нагрузку согласно таблице 23 и повышают число оборотов генератора до требуемой ве-

Рис. 59. Регулировка реле-регулятора:

а — реле обратного тока;

б — регулятор

напряжения; / — пружина;

2

и 6

— якори; 3 — ограничитель хода

якоря; 4 — стойка нижнего

 

 

контакта; 5

— стойка верхнего контакта.

116


личины. Вольтметр 2 должен показывать при этом заданное напряжение. Если регулятор напряжения проверяют на автомобиле, то задние колеса необходимо поднять, довести скорость автомобиля до 45—50 км/ч по спидометру, затем включить такое количество потребителей тока, чтобы ве­ личина тока генератора соответствовала указанной в таб­ лице 23.

Если при проверке реле-регулятора его характеристики не будут соответствовать данным таблицы 23, то реле-регу­ лятор следует отрегулировать.

Реле-регулятор регулируют, изменяя зазор и натяжение пружин. При этом у реле обратного тока (рис. 59, а) за­ зор между якорем 2 и латунной шайбой сердечника уста­ навливают, подгибая ограничитель 3 хода якоря, а зазор между контактами реле — подгибая стойку 4 нижнего контакта. Рекомендуется сначала установить обратный ток размыкания контактов подгибанием кронштейна пружины, а потом — напряжение включения подгибанием упора стойки нижнего контакта. Зазор между якорем и сердеч­ ником ограничителя тока и регулятора напряжения уста­ навливают, перемещая стойку 5 верхнего контакта (рис. 59, б). Для увеличения ограничиваемого тока гене­ ратора увеличивают натяжение пружины, для уменьшения тока — ослабляют. Усилие пружины изменяют подгиба­ нием ее кронштейна.

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРОВ И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОРОВ

Генератор, реле-регулятор и аккумуляторная батарея — главные элементы зарядной цепи. Неисправности этой цепи нарушают работу всей системы электрооборудова­ ния.

Рассмотрим примеры неисправностей зарядной цепи. П р и м е р 1. Нет зарядного тока. Чтобы определить

причину отсутствия зарядного тока, следует замкнуть клеммы Б и Я реле-регулятора 3 (рис. 60) через контроль­ ную лампу 5 при работающем двигателе. По показанию стрелки амперметра устанавливают место и характер неис­ правности:

а)

стрелка

не отклоняется — обрыв в зарядной цепи;

б)

стрелка

быстро отклоняется в сторону разрядки,

искрение

в месте присоединения

контрольной лампы —

короткое

замыкание в генераторе

или реле-регуляторе;

117


Рис. 60. Электрическая схема определения неисправностей за­ рядной цепи:
1—аккумуляторная батарея; 2 — амперметр; 3 реле-регулятор; 4 — генератор; 5 — контрольная лампа.

в) стрелка отклоняется в сторону зарядки — неисправ­ но реле обратного тока: кон­ такты реле не были замк­ нуты;

г) стрелка отклоняется в сторону разрядки — неиспра­ вен генератор или реле-регу­ лятор.

Чтобы определить, какой из приборов (генератор или реле-регулятор) неисправен, замыкают клеммы Я 11 Ш реле-регулятора через конт­

рольную лампу. Если появится большой зарядный ток, то, следовательно, генератор работает нормально, а реле-регу­ лятор неисправен. Если зарядный ток не появляется — неисправен генератор.

Пр и м е р 2. Зарядный ток велик, несмотря на то, что аккумуляторная батарея полностью заряжена. Чтобы опре­ делить место неисправности при работающем двигателе, отключают провод от клеммы Ш реле-регулятора. Если ве­ личина зарядного тока не изменится, то, очевидно, провода от клеммы Ш а Я генератора замкнуты между собой и релерегулятор не регулирует напряжение генератора. Если за­ рядный ток исчезает, то неисправен реле-регулятор: повы­ шено регулируемое напряжение.

Пр и м е р 3. Зарядный ток мал, несмотря на то, что аккумуляторная батарея разряжена.

Для определения места и характера неисправности за­ мыкают на мгновение клеммы Я и Ш реле-регулятора. Если зарядный ток увеличится, то, следовательно, неисправен реле-регулятор, понижено регулируемое напряжение. Если зарядный ток остается по-прежнему малым — неисправ­ ность в генераторе.

Пр и м е р 4. После остановки двигателя амперметр показывает разрядку, хотя все потребители выключены. Это значит, что контакты реле обратного тока не разомкну­ лись и аккумуляторная батарея разряжается через обмотки генератора.

Неисправности генераторов постоянного тока. К ним относятся следующие.

Витковое замыкание в обмотке якоря. Замыкание воз­ никает вследствие нарушения изоляции провода обмотки.

118


Мощность генератора падает, обмотка якоря перегревается, что приводит к разрушению изоляции обмотки.

Вшпковое замыкание в обмотке возбуждения. При этой неисправности ухудшаются начальные обороты отдачи мощ­ ности и повышается искрение между контактами регулятора напряжения.

Обрыв обмотки якоря. Обрыв обмотки якоря обычно происходит в местах припаивания концов секций к пласти­ нам коллектора. Вследствие повышенного искрения под щетками подгорают соседние пластины коллектора, соеди­ ненные с оборванной секцией. Если нет обрыва секции, а лишь частично нарушен контакт между концами секции и пластинами коллектора вследствие плохой пайки, то это также вызывает подгорание пластин коллектора. Мощность генератора при этом резко уменьшается.

Обрыв цепи обмотки возбуждения. При обрыве обмотки возбуждения или соединительного провода, идущего от положительной щетки к выводной клемме Я генератора, генератор не возбуждается.

Повышенное искрение под щетками. Одной из причин повышения искрения под щетками является зависание щеток. При зависании щетки не соприкасаются с поверх­ ностью коллектора или касаются ее в отдельных точках, при этом давление их на коллектор недопустимо мало. Кон­ такт между щетками и коллектором нарушается, увеличи­ вается искрение и дугообразование, в результате чего по­ вышается износ щеток и повреждается поверхность коллек­ тора.

Зависание щеток вызывают заусенцы и забоины на на­ правляющих плоскостях щеткодержателя, попадание масла и грязи на стенки щеткодержателя, деформация щеткодер­ жателя.

Заусенцы и забоины зачищают надфилем. Масло и грязь удаляют тряпкой, смоченной в бензине.

Повышенное искрение происходит также при уменьше­ нии давления пружин щеткодержателей, выступании от­ дельных пластин коллектора и загрязнении коллектора. При большом износе коллектора и появлении на нем шеро­ ховатостей необходимо проточить его до получения гладкой поверхности. Глубина проточки должна быть минималь­ ной.

После проточки изоляцию между пластинами коллектора удаляют на глубину 0,5—0,8 мм ножовочным полотном и шлифуют коллектор.

119

Изношенные щетки заменяют, пользуясь крючком, сде­ ланным из проволоки 0 1,5 мм, длиной 200 мм.

Чтобы вынуть старую щетку, крючок вставляют в от­ верстие на выступе рычага щеткодержателя и поднимают ры­ чаг, вынимают щетку из гнезда щеткодержателя и отпускают рычаг. Новую щетку устанавливают таким же способом.

Замыкание обмотки якоря. При намотке якоря пазовая изоляция может быть продавлена проводником, выходящим из паза или сдвинута в сторону, в результате чего провод касается острой грани зубца. При длительной работе изоляция проводника пробивается и якорь выходит из строя.

Обмотка якоря может замкнуться и через пластину кол­ лектора: в коллекторах сборной конструкции вследствие повреждения миканитового конуса при сборке коллектора, в коллекторах на пластмассе за счет попадания металли­ ческих включений в пластмассу или сдвига арматуры.

Замыкание обмотки возбуждения возникает обычно при попадании металлических частиц между катушкой и корпу­ сом или полюсом.

Замыкание изолированного щеткодержателя. При дли­ тельной работе генератора щеточная пыль осаждается на торцах изоляции щеткодержателя. Пары бензина, влаги и угольная пыль создают токопроводящий слой, по которому происходит замыкание. Иногда причиной пробоя является трещина в изоляции щеткодержателя, которая забивается угольной пылью, увлажняется и служит токопроводящим мостиком.

Неисправности реле-регуляторов. К ним относятся сле­ дующие.

Контакты реле обратного тока при нормальном напря­ жении не замыкаются. Это может быть при обрыве парал­ лельной обмотки реле: сердечник реле не намагничивается и не притягивает якорь; при увеличении зазора между кон­ тактами или между якорем и сердечником (замыкаться контакты будут только при повышенном напряжении гене­ ратора).

Контакты реле обратного тока не размыкаются. Если плоскости контактов непараллельны, то в точках касания плотность тока достигает большой величины, вследствие чего контакты нагреваются и свариваются.

В этом случае нужно немедленно отъединить провод от клеммы Б реле-регулятора или от аккумуляторной бата­ реи и устранить неисправность.

120