Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

Рис. 144. Электрическая схема включения двухпроводных пуско­ вых свечей накаливания:

/ —пусковые свечи накаливания; 2 — контрольный элемент; 3 — добавочное сопротивление; 4 — кнопка включения свечей; 5 — включатель стартера; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — стартер.

I

трольным элементом 2 и добавочным сопротивлением 3. Контрольный элемент служит для проверки степени нагрева свечей накаливания, а добавочное сопротивление — для ограничения тока в цепи свечей при включенной кнопке 4, которую замыкают перед пуском дизеля стартером. В мо­ мент пуска добавочное сопротивление частично или пол­ ностью закорачивается дополнительными контактами вклю­ чателя 5 стартера 7, чтобы компенсировать падение напря­ жения аккумуляторной батареи 6.

Однопроводная свеча накаливания СН1 применяется для подогрева воздуха во впускном трубопроводе дизеля Д-20, чтобы облегчить пуск его в холодное время года. Эта свеча накаливания рассчитана на напряжение 12 В и ток

24—30 А. В течение 30 с спираль

нагревается

до 980° С.

Свеча СН1 состоит из

стального

вороненого

корпуса

3

(рис. 145) с шестигранником для

монтажа. .

В корпусе

укреплен центральный

стержень

1, изолированный

от

корпуса миканитом. На верхней части центрального стержня нарезана резьба, на которую навернуты две гайки 4. Одна из гаек крепит центральный стержень в корпусе свечи, а другая — наконечник провода.

Нижний конец спирали 2 укреплен в центральном стер­ жне, а верхний ее конец — в корпусе свечи.

Электрическая схема включения однопроводной свечи накаливания показана на рисунке 146.

Однопроводная свеча накаливания СН150 (рис. 147) предназначена для подогрева воздуха во впускном кол-

271


лекторе при пуске двигателей Д-21 и Д-37М. Она работает при напряжении 8,5 В.

При напряжении 8,5 В и токе 40-45А спираль свечи должна нагреваться до 950° С в течение 30 с. Свеча должна быть герметичной. Ее включают рычажным включателем ВК316-Б.

Последовательно со свечой соединены дополнительное сопротивление СЭ52 и контрольный элемент ПД51.

Крепление проводов к свече, контрольному элементу, до­ полнительному сопротивлению и включателю свечи должно быть надежным. Запрещается включать свечу в электри­ ческую схему без контрольного элемента и дополнительного сопротивления, а также заменять эти приборы приборами других типов.

Двухискровые свечи накаливания СНДЮО-Б, СНД100-Б2

иСНДЮО-БЗ предназначены для облегчения пуска дизеля

спомощью дополнительного повышения температуры сжа­

того воздуха в камере сгорания. Та­ кие свечи накаливания работают в очень тяжелых условиях, так как даже после пуска дизеля они продол­ жают находиться в зоне высоких давлений и температур, развиваемых двигателем. Рабочим элементом двух­ проводной свечи накаливания служит спираль, выполненная из высокоом­ ной проволоки.

Двухпроводные свечи накаливания должны быть герметичными, иначе

Рис. 145. Однопро-

Рис. 146. Электрическая схема

водная

пусковая

включения однопроводной пусковой

свеча

накаливания

свечи накаливания:

 

CHI:

/ — пусковая свеча накаливания; 2

/ — центральный стер-

контрольный элемент; 3— кнопка вклю-

жень;

2 — спираль

чеггня свечи; 4 — аккумуляторная ба-

накаливания; 3—кор-

тарея.

пус;

4— гайки.

 

272


 

 

 

Рис.

148.

Двухпроводная

 

 

 

пусковая свеча накалива­

 

 

 

 

ния СНДЮО-Б:

 

 

Рис. 147. Однопро­

/ — центральный

стержень;

2 — сердечник; 3 и 5— слой

водная

свеча

нака­

слюды; 4— корпус;

6— втул­

ливания CHI50:

ка;

7 — изолятор;

8

— за­

жимная гайка;

9 пружин­

/ — уплотнительная

ная шайба;

10

— контактный

шайба;

2 — сердеч­

колпачок;

11— гайка;

12

ник: 3 — шайба; 4 —

контактное

кольцо;

13

пружинная

шайба;

уплотнительная шайба;

14

5—контактная гайка.

спираль

накаливания.

 

нормальный режим работы двигателя нарушится. Герме­ тичность их проверяется при разности давлений 20 кгс/см2.

Двухпроводные свечи накаливания рассчитаны на на­ пряжение 1,4 В и ток 45-50 А. При температуре окружаю­ щего воздуха 20° С и напряжении 1,4 В спираль свечи на­ гревается за 30 с до температуры 950—1050° С.

Устройство двухпроводной свечи накаливания СНДЮО-Б показано на рисунке 148. Стальной сердечник 2 свечи запрес­ сован в конусное отверстие стального корпуса 4 и изоли­ рован от него слоем 5 слюды. В конусное отверстие сердеч­ ника запрессован центральный стержень 1, изолированный от него слоем 3 слюды. Спираль 14 электрически соединяет

273


центральный стержень 1 н сердечник 2. Контактное кольцо 12 сердечника изолировано от стальной зажимной гайки 8 центрального стержня втулкой 6 и керамическим изолято­ ром 7. Зажимная гайка служит для крепления проводов. Для надежного крепления проводов на свече на гайке де­ лают сетчатую накатку и шлиц под отвертку. Гайку 11 крепления втулки 6 изготовляют из шестигранной стали, для предохранения от коррозии подвергают воронению. Изоля­ ционная втулка 6 пластмассовая или из стекловолокна. Сверху на уралитовый изолятор 7 устанавливают пружин­ ную шайбу 9 и контактный колпачок 10. Герметичность свечи достигается постановкой медной уплотнительной шайбы 13.

В пусковой свече накаливания СНД100-Б2 (рис. 149) для повышения срока ее службы форма спирали изменена по сравнению с формой спирали свечи СНД100-Б. Спираль свечи накаливания СНД100-Б2 сделана также из высоко­ омной проволоки диаметром 2 мм. Длину проволоки спирали накаливания выбирают в зависимости от величины электри­ ческого сопротивления провода (табл. 44).

Кроме этого, в конструкции свечи СНД100-Б2 незначи­ тельно изменены размеры корпуса, сердечника и стержня,

 

что также улучшило ее работу. Срок

 

службы свечей СНД100-Б2 повышен до

 

1250 ч против 400 ч у свечей СНДЮО-Б.

 

Двухпроводную свечу накаливания кре­

 

пят на двигателе накидной гайкой. Эти

 

свечи электрически соединяют после­

 

довательно и применяют как для двух­

 

цилиндровых, так и для четырехци­

 

линдровых дизелей тракторов. При

 

установке двухпроводных свечей нака­

 

ливания

на

двухцилиндровый

дизель

 

применяют

добавочное сопротивление

 

марки СЭ51, которое ограничивает ток в

 

их цепи при выключенном стартере.В мо­

 

мент пуска дизеля стартером для сохране­

 

ния постоянства накала спиралей свечей

 

закорачивают часть добавочного сопро­

 

тивления включателем стартера.

 

 

Свечи СНД100-Б2 могут использо­

Рис. 149. Двухпро-

ваться на

четырехцилиндровом

дизеле.

g этом СЛуЧае в электрическую цепь

свеча накаливания

свечей последовательно включают доба-

СНДЮ0-Б2.

вочное сопротивление марки СЭ50, ко-

274