Файл: Барабанов, В. Е. Электрооборудование тракторов и автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П родолзление |
||
Неисправ |
|
Причина неисправности |
|
Способ устранения |
|
|||||||
ность |
|
|
|
|||||||||
|
6. |
Плохой контакт между |
6. |
Протереть |
конденсатор и |
|||||||
|
|
корпусом конденсатора |
|
место крепления его к кор |
||||||||
|
|
и корпусом |
магнето |
|
пусу магнето чистой тряп |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
кой; надежно прикрепить |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
конденсатор к |
корпусу |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
магнето |
|
|
|
|
|
7. |
Увлажнена |
изоляция |
7. |
Просушить индукционную |
|||||||
|
|
вторичной обмотки |
|
катушку |
при температуре |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
90—100° С |
в |
течение |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
5—6 ч |
|
|
|
|
Нет искры |
1. |
Пробой |
|
конденсатора |
1. |
Заменить конденсатор |
|
|||||
при работе |
2. |
Обрыв |
вторичной об |
|
|
|
|
|
|
|||
магнето |
2. |
Заменить |
индукционную |
|||||||||
|
|
мотки иля пробой изо |
|
катушку |
|
|
|
|
||||
|
|
ляции |
индукционной |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
катушки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Пробой |
|
вывода |
высо |
3. |
Заменить |
вывод |
или |
|||
|
|
кого напряжения |
или |
|
крышку |
|
|
|
|
|||
|
|
крышки |
|
распредели |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
теля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Короткое |
|
замыкание |
4. |
Найти |
место |
короткого |
||||
|
|
первичной |
обмотки, |
|
замыкания |
и |
устранить |
|||||
|
|
пружины |
прерывателя |
|
неисправность |
|
|
5.Механические повреж 5. Необходимо: дения магнето:
а) поломка |
пружины; |
а) заменить рычажок с |
|
б) разрушение шарико |
подушечкой |
в сборе; |
|
б) заменить шарикопод |
|||
подшипников; |
шипники; |
|
|
в) поломка муфты опе |
в) заменить муфту. Если |
||
режения |
зажигания |
повреждена |
муфта |
|
|
МС22-А (магнето М24 |
|
|
|
или М24-А), заварить |
|
|
|
подвижную |
пластину |
|
|
с поводком |
|
6. Чрезмерный |
износ |
6. Заменить угольный кон |
|
угольного контакта |
такт |
|
9+
Г Л А В А VI
АВТОТРАКТОРНЫЕ СВЕЧИ
По назначению автотракторные свечи подразделяют на искровые зажигательные и пусковые. Пусковые свечи делятся на искровые свечи подогрева и пусковые свечи накаливания.
ИСКРОВЫЕ ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ СВЕЧИ
Для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах карбю раторных двигателей используют электрическую искру (разряд), возникающую между электродами искровой за жигательной свечи.
Искровые зажигательные свечи различаются одна от другой размерами, формой, материалом изоляторов, спо собом крепления изолятора в корпусе свечи, формой сер дечника, конструкцией и материалом электродов.
До недавнего времени выпускались главным образом разборные искровые зажигательные свечи (рис. 139, а). Изоляторы этих свечей делали из глинозема или талька (стеатита), механическая и электрическая прочность ко торых была небольшой. Центральные и боковые электроды изготовляли из никельмарганцевого сплава. Вследствие плохой герметичности разборных свечей, сокращающей срок их службы, такие свечи стали заменять неразбор ными.
В настоящее время для автомобильных и тракторных двигателей применяют только неразборные свечи (рис. 139,6).
Чтобы система зажигания действовала надежно, за жигательные свечи должны образовывать бесперебойную искру при всех режимах работы двигателя; изоляция све чей должна обладать достаточной электрической прочностью при температуре 600° С. Зазор между электродами свечи должен быть определенной величины, мало изменяющейся
260
в процессе работы. Если |
|
||||
зазор будет велик, то на |
|
||||
пряжение, создаваемое при |
|
||||
борами |
зажигания, может |
|
|||
быть недостаточным и ис |
|
||||
крового |
разряда |
между |
|
||
электродами не возникнет. |
|
||||
Двигатель будет |
работать |
|
|||
с перебоями. При слишком |
|
||||
малом |
|
искровом |
зазоре |
|
|
между электродами и об |
|
||||
разовавшемся |
на них нага |
|
|||
ре может произойти замы |
|
||||
кание и искры также не |
|
||||
будет. |
|
|
|
|
|
Величина искрового за |
Рис. 139. Искровая зажигательная |
||||
зора |
между |
электродами |
|||
свечи |
зависит |
от |
степени |
свеча: |
|
сжатия |
рабочей |
смеси в |
а — разборная: б — неразборная. |
||
|
цилиндрах двигателя и от системы применяемого зажигания. Чем выше степень сжа
тия, тем меньше должен быть зазор, так как при увели ченном зазоре затрудняется пуск двигателя. При системе зажигания от магнето без пускового ускорителя зазор устанавливают наименьшим. Однако зазор меньше 0,4 мм обычно не устанавливают. Зажигательная свеча должна быть газонепроницаемой. В цилиндрах двигателя в момент сгорания рабочей смеси создается высокое давление газов, если же между изолятором и корпусом или стержнем и изо лятором будут проходить газы, то свеча быстро перегреется и выйдет из строя, а двигатель при этом потеряет часть мощности. Если газы будут проходить по резьбе между кор пусом свечи и головкой цилиндра, то герметичность цилинд ра также нарушится и двигатель не будет развивать номи нальной мощности. Между корпусом свечи и головкой ци линдров двигателя устанавливают уплотнительное кольцо.
Искровые зажигательные свечи во время испытания должны давать бесперебойную искру при давлении воз духа вокруг электродов 8—9 кгс/см3; обладать герметич ностью при разности давления воздуха в 10 кгс/см2, а изо лятор — электрической прочностью при испытании напря жением 20—22 кВ.
Искровая зажигательная свеча состоит из стального корпуса 4 (рис. 140) с приваренным к нему боковым элек-
261
8
I
Рис. 140. Устройство искровой зажигатель |
искровой |
зажига |
||
ной свечи: |
||||
а — с контактной гайкой типа А; б — с контактной |
тельной |
свечи: |
||
ганкой типа Б; / — боковой электрод; 2 — уплот |
1— стержень; |
2 — |
||
нительное кольцо; 3 |
— теплоотводящая (нижняя) |
изолятор; |
3 |
— цен |
шайба; 4 — корпус; |
5 — уплотнительная шайба; |
тральный электрод. |
||
6 — сердечник; 7 — контактная шайба; S — кон |
тактная гайка.
тродом 1. В нижней части корпуса нарезана резьба для ввертывания свечи в отверстие головки цилиндра двига теля. В корпусе свечи укреплен сердечник 6 (изолятор). Для крепления его применяют стойкий герметик, состоя щий из молотого талька и соляной кислоты. Внутри кера мического изолятора 2 (рис. 141) проходит стальной стер жень 1, на верхнем конце которого нарезана резьба для контактной гайки, а в нижней части к нему приварен цен тральный электрод 3. Для плотного соединения стержня с изолятором свечи используют цементную массу, приго товленную из термически стойкого цемента и жидкого стекла. Сердечник центрируется в корпусе свечи цилиндрической частью (пояском). Нижняя шайба 3 (см. рис. 140) не только отводит тепло от изолятора, но и дополнительно гермети зирует корпус свечи. Уплотнительное кольцо 2 служит для герметизации резьбовой части свечи при установке ее на двигатель. Раньше шестигранник корпуса изготовляли под ключ 26 и 22 мм. В настоящее время в целях экономии
262
материалов выпускают свечи, у которых шестигранник корпуса размером под ключ 24 мм вместо 26 мм.
Благодаря применению в зажигательных свечах изо ляторов повышенной электрической, тепловой и механи ческой прочности были уменьшены размеры корпуса. Кор пус свечи для предохранения от коррозии подвергают воронению или цинкованию.
В последнее время наибольшее распространение полу чили свечи с диаметром резьбы 14 мм; ранее же чаще при менялись свечи с диаметром резьбы 18 мм. Повышение ка чества изоляторов позволило делать свечу меньшего диа метра при тех же ее характеристиках.
Свеча меньшего диаметра благодаря уменьшению массы изолятора быстрее нагревается и охлаждается, а следова тельно, температура изолятора быстрее изменяется вслед за изменением температуры двигателя; поэтому после пуска двигателя, когда свеча еще не успела достаточно прогреться, нагар на электродах свечи откладывается незначительно. Искровые зажигательные свечи меньшего диаметра более устойчиво работают в широком диапазоне изменения темпе ратуры в цилиндрах двигателя. Применению свечей мень шего диаметра способствует меньшая стоимость свечи и широкое распространение двигателей с небольшими диа метрами цилиндров.
Изолятор свечи является основной и наиболее ответствен ной деталью, поэтому к нему предъявляют высокие требо вания. Изоляторы для свечей, выпускаемые по ГОСТ 8344—57, должны быть работоспособными в течение 1000 ч и обладать высокой механической прочностью. Так как на изолятор действуют высокая температура и электри ческий ток высокого напряжения, то он должен выдержи вать нагрев до 600° С, быстрое охлаждение до +20° С и напряжение 25 кВ переменного тока в течение 1 мин без разрушения. Поверхность изолятора должна быть ровной, гладкой и чистой, без трещин, вздутий, выбоин и других дефектов, снижающих его качество.
Для того чтобы изоляторы удовлетворяли этим требо ваниям, их изготовляют из специальных керамических масс и покрывают глазурью белого цвета. В настоящее время широко применяют высокоглиноземистую керамическую массу, называемую уралитом. Пробивное напряжение уралитовых изоляторов 25 кВ. Для форсированных двигателей изоляторы изготовляют из особо прочных керамических масс — синоксаля и боркорунда.
263
Центральный электрод зажигательных свечей обычно круглый, а боковые электроды сплюснутые, что уменьшает обгорание и позволяет получить более стойкий искровой промежуток между ними.
Материал, из которого делают электроды, должен хо рошо сопротивляться окислению при повышенной темпера туре п быть термически стойким.
Для изготовления центрального и бокового электродов применяли никельмарганцевую проволоку диаметром 2 мм. Применение высококачественной проволоки было вызвано тяжелыми условиями, в которых работают электроды све чей. При работе двигателя на электроды непрерывно воз действуют высокая температура, пары, отработанные газы и электрические разряды, вызывающие электроэрозионный износ. На скорость износа электродов влияют также имеющиеся в топливе свинец и сера. Наиболее тяжелые условия работы у центрального электрода, который при работе свечи нагревается сильнее, чем боковой. Опыт эксплу атации свечей при использовании топлива с повышенным содержанием серы и свинца показал, что свечи быстро вы ходят из строя из-за сгорания никельмарганцевых электро дов. При этом первым сгорает центральный электрод, вследствие чего разрушается конус изолятора свечи в месте выхода из него центрального электрода. Установлено, что большей стойкостью против вредного действия свинца и серы обладают высокохромистые сплавы Х25Т и Х18Н9Т. Однако наибольшую стойкость имеют центральные элек троды из стали Х25Т. Стойкость этих электродов в три раза выше стойкости электродов из никельмаргаицевой стали и на 15—20% выше, чем из стали Х18Н9Т.
В настоящее время все автомобильные и тракторные искровые зажигательные свечи выпускают с центральным электродом из сплавов Х25Т или Х18Н9Т.
Провод, идущий от магнето или распределителя к свече, крепится контактной гайкой. В зависимости от способа крепления проводов гайки бывают различных типов. В не которых случаях свечи выпускают без гаек; тогда для креп ления высоковольтных проводов применяют накидной кол пачок.
Для нормальной работы двигателя свеча не должна быть слишком горячей или слишком холодной. Температура изолятора и центрального электрода не должна превышать 850° С, так как при более высокой температуре поступаю щая в цилиндр двигателя рабочая смесь может воспламе-
264
питься не от искры, а от соприкосновения с сильно нагре тым изолятором или центральным электродом. Такое зажи гание называется калильным. Оно приводит к раннему моменту зажигания, в результате чего двигатель теряет мощность и работает со стуками. Перегрев свечи определяют по белому цвету на конце изолятора, по оплавлению гла зури изолятора и металла центрального электрода.
В то же время для бесперебойной работы свечи темпе ратура нижнего конуса изолятора (юбки) должна быть в пре делах 500—600° С, чтобы масло, которое попало на изоля тор, сгорало без образования нагара. При низкой темпе ратуре масло будет сгорать не полностью, свеча будет закоксовываться и требовать частой чистки, возникнет утечка тока высокого напряжения через слой нагара, вследствие чего появятся перебои в работе двигателя.
При полной нагрузке и наибольшем числе оборотов двигателя нельзя допускать перегрева свечи, чтобы не вы звать калильного зажигания. Следует отметить, что сильный перегрев свечи может приводить к воспламенению рабочей смеси в период всасывания, в результате чего возникают вспышки в карбюраторе и даже воспламенение топлива.
Следовательно, чтобы температура свечи была нормаль ной, необходимо, чтобы свеча отдавала такое количество тепла, какое получает от горящих газов в цилиндре дви гателя.
Ввиду того что число оборотов коленчатого вала и степень сжатия рабочей смеси у двигателей разных марок различны, свечи должны обладать различной теплоотдачей. Ее ве личину регулируют, изменяя длину нижнего конуса изо лятора и внутренний диаметр корпуса свечи (нижней части).
В свечах отечественного производства регулируют только длину нижнего конуса изолятора, которая характеризует тепловой показатель свечи.
Свечи с малой теплоотдачей условно называют горя чими, а с большой — холодными. Горячие свечи применяют для тихоходных двигателей с малой степенью сжатия, а холодные — для быстроходных двигателей с большой сте пенью сжатия. Если на двигатель с большой степенью сжатия поставить горячие свечи, они быстро перегреются, что приведет к калильному зажиганию. Если же на двига тель с малой степенью сжатия будут установлены холод ные свечи, они быстро покроются нагаром. Поэтому если свечи плохо работают из-за нагарообразования, то они
265